Пояснительная записка Программа «Русский народный танец»




Скачать 445,58 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа «Русский народный танец»
страница1/6
Дата публикации30.05.2013
Размер445,58 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6

Пояснительная записка


Программа «Русский народный танец» художествнно-эстетической направленности рассчитана на 4 года обучения для обучающихся 1- 4-х классов. Данная программа основана на программе Бочкаревой Н.И. «Ритмика и хореография», творчески переработана и адаптирована под определённый возраст детей.

Фольклор – это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Непонимание же молодежью искусства, созданного гением народа, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности.

Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб не только национальным культурам нашей страны, но и общему культурному фонду человечества.

В настоящее время возрос интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционной народной культуры. В связи с этим актуальным и своевременным становится взгляд на фольклор как основу гуманитарного образования молодёжи.

Ориентация общества на возрождение национальной культуры русского народа предполагает обращение к его духовным традициям, обычаям, обрядам и более активное использование их воспитательного потенциала.

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем.

Изучение русского народного танца способствует знакомству детей с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к Родине, к своей нации. Занятия русским народным танцем направлены на физическое развитие детей, равномерно укрепляет тело, развивает силу, ловкость, изящество.

Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях русским народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры ребёнка, как части его общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.

Понимая огромное значение русского народного танца в жизни ребенка, возникла необходимость в разработке данной программы.

^ Программа направлена на изучение подлинного фольклорного музыкально-хореографического материала, на знакомство с историей и бытом народа, на формирование творческих способностей детей.

^ Новизна, педагогическая целесообразность данной программы обусловлена здоровье сберегающим сопровождением воспитательно-образовательного процесса. На уроках в школе, сидя за партами, дети практически не двигаются, за исключением физминуток, мышцы закрепощаются, кровь мало циркулирует, искривляется осанка. Занятия русским народным танцем даёт возможность устранить все эти недостатки. В программе используется мультимедийный комплекс, что способствует развитию детей в области информационно-коммуникативных технологий.

^ Программа главной целью ставит личностное развитие ребенка через теоретическое и практическое изучение основ и тенденций русского народного танца, его языка, содержания и форм, региональных отличительных признаков. В ней уделяется особое внимание взаимосвязи различных элементов русской народной культуры с танцем.

^ Цель достигается через решение следующих задач:

  • воспитать у ребёнка моральные качества, такие как любовь, к Родине, чувство коллективизма, чувство товарищества; приобщить детей к искусству танца, к богатству танцевального и музыкального народного творчества;

  • способствовать развитию художественного воображения, ассоциативной памяти, творческих способностей;

  • способствовать формированию танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала;

  • научить детей владеть основными движениями русского народного танца, включёнными в программу;

^ Отличительной особенностью данной программы от других является то, что она рассчитана на 4 года обучения, в то время как программа Бочкаревой Н.И. предполагает 11-летнее обучение. Программа имеет только одно направление – русский народный танец. Начало обучения предполагается с первого класса.

Программа «Русский народный танец» рассчитана на 4 года обучения для детей от 7 до 11 лет. Объём часов по предмету составляет 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.

Содержание программы дано по годам обучения и включает следующие разделы:

Раздел «История русского народного танца», «Хоровод – древнейший вид русского народного творчества», «Русская кадриль», «Импровизированная пляска».

Раздел «История русского народного танца» помогает обучающимся в овладении знаниями об истоках русского народного танца, его роли в развитии хореографии. Знакомит с этнографическими зонами русского населения, с областными особенностями исполнения движений русского танца. Его цель – дать широкое представление о русском народном танце, одном из наиболее распространённых и давних видов творчества русского народа.

Раздел «Хоровод – древнейший вид русского народного творчества» предполагает изучение игровых, орнаментальных хороводов, хороводных плясок учитывая областные особенности и манеру исполнения движений в различных регионах России. Целями раздела являются: знакомство с видами хоровода, с манерой исполнения движений в отдельных регионах России; изучение основных ходов и движений хоровода.

Раздел «Русская кадриль» знакомит детей с формами построения кадрили. Существуют линейные, квадратные, круговые кадрили. В разделе изучаются движения, характерные для кадрилей. Движения строятся, учитывая региональные особенности.

Раздел «Импровизированная пляска» включает изучение различных форм пляски – сольной, парной, групповой, массовой, перепляса. В этом разделе изучаются технически сложные группы движений, трюковые элементы, вращения. Пляски также строятся с учётом региональных особенностей исполнения.

Для успешной организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический.

В программе используются различные формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные.

^ Требования к знаниям и умениям обучающихся

I год обучения

Предполагаемые знания:

  • знать истоки русского народного танца;

  • знать роль русского народного танца в развитии хореографии;

  • знать жанры русского народного танца;

  • знать методику исполнения поклонов в русском народном танце;

  • знать основные положения ног и рук в русском народном танце;

  • знать основные фигуры хоровода;

  • знать положения рук с платком;

  • знать областные особенности исполнения движений русского танца.

Предполагаемые умения:

  • уметь выполнять основные шаги и ходы русского танца;

  • уметь выполнять простые движения русского народного танца: «Ёлочка», «Гармошка», «Упадание», «Припадание», «Ковырялочка», «Моталочка»;

  • уметь выполнять основные ходы и шаги народов Вологодской, Орловской областей;

  • уметь переводить руки из одного положения в другое;

  • уметь выполнять движения: одинарные и двойные притопы, боковые приставные шаги, тройные хлопки.

II год обучения

Предполагаемые знания:

  • знать о взаимосвязи русского народного танца с другими видами творчества;

  • знать об отличительных областных особенностях исполнения дробей и переборов;

  • знать положения рук в парах;

  • знать формы построения русской кадрили;

  • знать о характерных особенностях исполнения русской кадрили в Курской, Рязанской областях.

Предполагаемые умения:

  • уметь выполнять переборы и простые дроби;

  • уметь выполнять комбинации у станка на основе областных отличительных особенностей исполнения русских движений;

  • уметь выполнять простые вращения и трюки;

  • уметь самостоятельно танцевать этюды на основе программного материала.

III год обучения

Предполагаемые знания:

  • знать о месте и роли русского танца в народных обрядах и праздниках;

  • знать виды русской пляски;

  • знать областные особенности исполнения русской народной пляски в Воронежской, Владимирской областях;

  • знать о современных формах развития русского народного танца.

Предполагаемые умения:

  • уметь выполнять основные движения в плясках народов Воронежской, Владимирской областей;

  • уметь выполнять комбинации на середине на основе областных отличительных особенностей исполнения русских движений;

  • уметь выполнять сложные танцевальные движения, комбинации, трюки;

  • уметь самостоятельно выполнять этюды на танцевальную лексику различных областей России.

IV год обучения

Предполагаемые знания:

  • знать фольклорные песенно-танцевальные источники;

  • знать о ведущих коллективах русского народного танца;

  • знать основные положения и движения ног, рук, корпуса, головы в танцах народов Белгородской области;

  • знать основные фигуры русской народной пляски.

Предполагаемые умения:

  • уметь выполнять движения и комбинации на основе областных отличительных особенностей исполнения русских движений;

  • уметь выполнять технически сложные элементы русского народного танца;

  • уметь выполнять основные шаги и движения характерные танцам народов Белгородской области;

  • уметь выполнять этюды, построенные на основе программного материала.

Для оценивания и отслеживания результатов обученности детей в студии разработаны следующие критерии и показатели:




п/п

Критерии

Упражнения

Показатели критерий

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1


2

3

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ

- характер музыки;

- темп музыки;

- ритмический рисунок

КООРДИНАЦИЯ

- ориентация в зале (по линии танца, против линии танца, диагональ),

- координация движений (сочетание движений рук, ног, головы, корпуса)


ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ

- логичность движения;
- совпадение точки опор и центра тяжести при переносе корпуса с одной ноги на другую;
- эмоциональность исполнения.



«Матрёшки» - определение характера музыки, темпа.

«Веселые ложкари»- разнообразный ритмический рисунок.


«Утушка луговая» - дети под музыку идут по линии танца, по команде педагога разворачиваются против линии танца, в круг, по диагонали.

Танец-игра «Во кузне» - сочетание движений ног, рук, головы, корпуса.

«А я по лугу» - дети под песню выполняют образные движения, в соответствии словам и музыки песни.


Определение характера и темпа музыки неточное. Прохлопываниеритмического рисунка несогласован с ритмическим рисунком музыки.
Неточное определение направлений. Нет согласованности в исполнении движений разными частями тела.

Средний танцевальный шаг. Вращения средние. Исполнение движений не эмоциональное.


Точное определение характера музыки. Затруднения в смене темпа музыки. Неполная согласованность воспроизведения ритмического рисунка хлопками с ритмическим рисунком музыкального материала.

Знание направлений не совсем точное.

Расхождение в движениях рук, ног, головы, корпуса. Не совсем точное воспроизведение движений разными частями тела.


Исполнение простых связок движений. Вращения средние. Не эмоциональное исполнение движений.


Точное определение характера и темпа музыки. Воспроизведение ритмического рисунка в соответствии с ритмом музыки.
Точное определение направлений, ориентация в зале – движение на слова «по линии танца», «против линии танца», по диагонали. Умение точно воспроизводить движения, в соответствии с музыкальным материалом
Точное, образное исполнение движений. Танцевальный шаг, вращения точно под музыку. Эмоциональное исполнение движений.

^ Результатом реализации программы являются:

  • создание перспективы для будущего развития личности, получение возможности ее самоутверждения;

  • эстетическое воспитание детей, повышение их творческой активности;

  • выявление новых талантливых, одаренных детей;

  • выступления на концертах, массовых мероприятиях;

  • участие в конкурсах, музыкальных олимпиадах;

  • обмен творческим опытом с другими творческими коллективами.

Условиями для реализации данной программы является создание необходимой материально-технической базы: наличие танцевального зала с зеркалами и станками, музыкальных инструментов (фортепиано), CD – проигрывателя, DVD – проигрывателя, мультимедийного комплекса, атрибутов танца, сценических костюмов, а также аудио- , видео- и электронных ресурсов.

Программа может быть использована педагогами учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Пояснительная записка Программа «Русский народный танец» iconРабочая программа курса «Ритмика и танец» Педагог дополнительного...
Программа разработана Беловой Т. В., педагогом дополнительного образования Тюльганского цдод, направлена на раскрытие способностей...
Пояснительная записка Программа «Русский народный танец» iconКогда вы слышите слово «танец», что возникает у вас перед глазами?
Может это «танец маленьких лебедей» из балета Чайковского «Лебединое озеро», или задорный русский танец «Калинка», плавный, красивый...
Пояснительная записка Программа «Русский народный танец» iconТема: Украинский народный танец
Украины. Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро одаренный народ украинский...
Пояснительная записка Программа «Русский народный танец» icon«история педагогики»
Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: "Ушинский это наш действительно народный педагог, точно так же, как...
Пояснительная записка Программа «Русский народный танец» iconПояснительная записка рабочая программа курса «Русский язык»
«Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI...
Пояснительная записка Программа «Русский народный танец» iconПрограмма факультатива по литературе Пояснительная записка
Так выразил своё отношение к устному народному творчеству русский писатель А. Н. Толстой
Пояснительная записка Программа «Русский народный танец» iconПрограмма курса русский язык. 1-4 классы Пояснительная записка
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального...
Пояснительная записка Программа «Русский народный танец» iconПояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины...
Государственное областное образовательное учреждение начального профессионального образования
Пояснительная записка Программа «Русский народный танец» iconРусский язык пояснительная записка
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Пояснительная записка Программа «Русский народный танец» iconДиплом 1 степени 7-10 лет Народный танец Не присуждать Диплом 2 степени...
В муниципальном конкурсе приняли участие 4 хореографических коллектива, 3 оу «Логос», пдши, ддши
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница