Валиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования




Скачать 156,74 Kb.
НазваниеВалиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования
Дата публикации30.05.2013
Размер156,74 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Валиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования [Электронный ресурс] / Р.З. Валиева // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2009.html, свободный. (0,6 п.л.)
Валиева Регина Завдатовна,

старший преподаватель

Набережночелнинского государственного педагогического института
Художественно-эстетическое воспитание учащихся

средствами национального орнамента в процессе

дополнительного художественного образования
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
В новых социально-экономических условиях одной из главных целей дополнительного художественного образования является достижение учащимися высокого уровня как художественно-эстетического, так и нравственного развития и информационной осведомлённости, которые позволили бы им включиться во все возможные виды деятельности постиндустриального общества с максимальным успехом. Гарантом подобной возможности должно выступать предоставление учреждениям дополнительного художественного образования и школам с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла полноценного, качественного образования и художественно-эстетического воспитания на основе национально-региональных предпосылок и народной педагогики. В последние годы различные типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с углублённым обучением искусству, профильные, художественные классы, эстетические центры и т.д.) создают благоприятные условия для обучения искусству, более эффективного эстетического воспитания и художественного образования школьников.

В Концепции художественного образования детей в Российской Федерации указано: «Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства» [11: 2]. Передача молодому поколению многовекового творческого опыта татарского народа и его предков, нравственных устоев, художественно-эстетических и духовных традиций, трансляция национальной культуры, формирование национального самосознания должны способствовать, по нашему мнению, развитию национальной художественной культуры учащихся и совершенствованию образования.

Возросший интерес к историческим и национальным стилизациям в области формирования предметно-пространственной среды, дизайна и декоративно-прикладного искусства предполагает знание истории развития искусства орнамента, его художественных и стилистических особенностей, вследствие чего возникает необходимость углубленного анализа художественного языка и художественных приёмов орнаментального искусства.

С самого начала зарождения различных школ обучения изобразительному искусству, одно из центральных мест в них занимали вопросы обучения орнаменту и орнаментальной композиции. Это было обусловлено значительным местом, которое занимало декоративно-прикладное искусство в жизни человека, всего общества. Известны оригинальные методы обучения рисунку, живописи и орнаменту в Древнем Египте, Древней Греции, Китае, Японии и Средней Азии. Целенаправленный характер приобретают методы обучения орнаментальной композиции в европейских странах со времени средних веков. Богатую историю имеет система методов обучения основам декоративно-прикладного искусства, искусству орнаментальной композиции в России. Причём эта система методов обучения орнаментальному искусству складывалась как в государственных учебных заведениях (школах, училищах, институтах и т.п.), так и в местах, центрах народных художественных промыслов, таких как Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Гжель, Жостово, Палех, Кубачи и т.д.

Орнамент имеет не только широкое применение в художественной практике, существенна и его педагогическая роль в усвоении художественного наследия прошлого. Программы по изучению искусства орнамента входят в качестве необходимого звена в образовательную систему многих учебных заведений, в том числе дополнительного художественного образования и высших учебных заведений при подготовке специалистов в области образования, дизайна, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, полиграфии и т.д. В то же время изучение и практическое освоение художественного языка орнамента является составной частью эстетического воспитания и развития творческих способностей детей и школьников.

Подчёркивая непреходящую роль и историческую обусловленность орнаментального искусства, выразительность и социальную значимость его художественно-образного языка, В.В. Стасов писал: «Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, и у народов древнего мира каждая чёрточка тут имела своё значение, являясь словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства» [18: 5].

При этом, отмечая, что орнаментальное искусство находится в постоянной и неразрывной связи с бытом человека, В.С. Воронов говорит, что корни его покоятся в почве быта. Оно всегда рождается и живёт в счастливом материальном воплощении, т.е. все предметы, окружающие человека в действительности, являются той реальной основой, которая отражается в стилистическом и многогранном народном художественном творчестве.

Проанализировав философско-искусствоведческие исследования в области орнаментального искусства, мы пришли к такому положению, что, с одной стороны, существует понимание роли орнамента, его положения как феномена целиком подчинённого материальному предмету, с другой – орнамент рассматривается как самостоятельная художественная структура, обладающая собственной образностью и сложной системой выразительных средств. Действительно, как показывает художественная практика, орнамент не растворяется в предмете, а сосуществует с ним в единой гармоничной среде, а также он способен переноситься с одного предмета на другой, вступая в другие типы синтеза, с разными видами искусств, способен сохранить образность, выразительность и определённую степень цельности в ситуациях, которые являются разрушительными для произведений других видов искусств. Эту черту орнамента верно подметили в своём исследовании В.Я. Береснева и Н.В. Романова, которые пишут, что «будучи переведёнными в различные материалы и логические системы, образы орнамента остаются неизменными в том смысле, что соединяют в себе практическое, духовное и выразительное» [2: 47].

Что такое орнамент, орнаментальная композиция, орнаментальное искусство, однако общего мнения по этому вопросу не выработано до сих пор. Это ещё раз доказывает проблематичность существования самого предмета. Определение понятия «орнамент» дано Т. Манном: «Орнамент – это искусство системных соотношений зрительно воспринимаемых знаков» [13: 310]. Признавая достоинство данного определения, полагаем, что орнамент появился одновременно с изображением, а не из изображения.

Чрезвычайно важно для нас утверждение учёного М.А. Некрасовой о том, что «орнамент в основном исходит из значения латинского слова ornament – украшение, узор, организованный ритмическим чередованием абстрактно-геометрических или изобразительных элементов (рапорта) украшающих здания или предметы декоративно-прикладного искусства» [14: 85].

Изучение орнамента, многими исследователями разных профилей – искусствоведами, этнографами, археологами, педагогами, психологами и даже математиками – говорит о большом значении орнаментального искусства во многих сферах жизнедеятельности человека. Интерес учёных к национальной художественной культуре и к проблемам культурной самоидентификации, отразился на характере исследований в области искусства орнамента, которое рассматривалось как важный духовно-материальный знак, выражение основ национальной культуры, национального мировоззрения, эстетических взглядов. Благодаря широкому распространению, глубокой внедрённости в жизнь народа, устойчивости мотивов и композиций, орнамент являлся важным показателем своеобразия национального искусства, его развития, межкультурных контактов и взаимных влияний культур.

Анализ формирования стиля орнаментальной системы предлагается в теоретических трудах художников и искусствоведов: К.Ж. Амиргазина, И. Я. Богуславской, М.Ш. Умарбековой, Л.В Фокиной и др. [1: 58; 3: 105; 19: 185; 22: 140].

Что касается национального орнамента в современном историческом понимании, то это традиционные виды орнаментов, создавшиеся в результате самобытной художественной культуры конкретно взятого народа. Являясь основной формой декоративно-прикладного искусства, и ставшие сегодня традиционными орнаментальные формы татарского народа, претерпевая эволюцию, дошли до нас в, так скажем, «национальном» виде, к примеру, такие мотивы, как трилистник, пальметта, тюльпан и т.д.

Так, в татарском декоративно-прикладном искусстве, орнамент покрывал многие предметы быта и одежду: полотенца, простыни, головные уборы, женскую и мужскую обувь и т.д., с присущей татарскому народу любовью к украшению своего жилища и быта.

Татарский орнамент как объект специального исследования представлен в трудах искусствоведа Ф.Х. Валеева, результатом многолетних научных и экспедиционных изысканий автора является фундаментальное академическое исследование «Татарский народный орнамент», который может быть использован для методических и практических пособий для учащихся всех типов школ.

Ценный материал для теоретического исследования национального татарского орнамента представляют научные работы Г.М. Давлетшина, П.М. Дульского, И.Г. Закировой, П.Т. Сперанского, Г.А. Фёдорова-Давыдова и др. [7; 8; 9; 17; 20]. Развитие направления исследования орнамента как исторического источника продолжается в работах Д.К. Валеевой [ 4;5].

Таким образом, имея под собой благодатную почву, в виде различных исследований национального татарского орнамента как исторического, археологического, этнографического, искусствоведческого источника, которые проводились с привлечением памятников материальной культуры, устного народного творчества, образцов народного искусства, мы имеем возможность раскрыть перед учащимися дополнительного художественного образования глубокую содержательность мотивов и орнаментальных композиций, их связь с архаическими религиозными и магическими представлениями народа.

Следует отметить, что на занятиях по декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования достаточно трудно полноценно раскрыть изобразительную и выразительную силу и возможности национального орнамента, не имея отработанной системы, комплекса методических приёмов, их изучения как средства эстетического воспитания и развития национальной культуры учащихся. Поэтому при разработке обучающей программы для учащихся детских художественных школ или школ искусств, рассчитанной на три года, следует уделить особое внимание на эстетический смысл и художественные качества, на формальное строение и структуру орнамента, которые являются важной содержательной составляющей национального орнаментального образа.

Практические упражнения должны быть хорошо продуманы и включать приёмы и средства стилизации. В качестве исторических аналогий можно привлечь материалы различных авторов, исследовавших татарский орнамент, орнамент предков татар – булгар, орнамент тюркоязычных народов (башкир, казахов, туркмен и т.д.), которые помогут раскрытию глубокого смысла и содержания национального орнаментального образа.

Углублённое изучение национального орнаментального искусства должно содержать такие разделы, которые постепенно подведут учащихся к осознанному пониманию таких орнаментальных образов, которые мы называем национальными:

  1. История и теория орнамента. Ведущие орнаментальные стили в общемировом искусстве.

  2. Законы построения орнаментальных композиций в декоративно-прикладном искусстве.

  3. Основные виды, композиционные принципы построения орнамента в декоративно-прикладном искусстве татарского народа.

  4. История татарского орнаментального искусства: эволюция различных орнаментальных мотивов и образов в процессе исторического развития. Древнетюркское изобразительное искусство (сравнительно-историческое изучение).

  5. Символико-поэтическое содержание татарского орнамента (с привлечением материалов фольклорного характера). Понятие образности в орнаментальном искусстве.

  6. Мусульманское орнаментальное искусство (на примере арабских и татарских орнаментов). Изучение принципов построения гириха, ислими, арабески.

  7. Татарский орнамент в изобразительном искусстве современных мастеров монументально-декоративного искусства, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

Символико-поэтическое содержание татарского орнаментального искусства требует особого рассмотрения с точки зрения формирования орнаментального образа у юных художников как самостоятельная проблема художественного воспитания учащихся дополнительного образования, которая зависит от индивидуальных возможностей.

В настоящее время художественный образ рассматривается как эстетическая категория, или своеобразный способ и форма воспроизведения художником объективной реальности или воображаемого мира в материале определённого вида искусства, и как сущность художественного сознания, или модель человеческого переживания и отношения к жизни и к миру [10; 90; 12; 14; 15; 16]. Видовая специфика искусства орнамента раскрывается в теоретических работах П.А. Флоренского, который трактует орнамент как «глубоко содержательное, философское по характеру художественной образности искусство, уровень развития которого является признаком цельности культуры, его органичности» [21: 134].

Художественный образ в изобразительном творчестве учащегося в процессе создания орнаментальной композиции, определяется нами как отображение модели отношения народа к миру и как выражение чувств, личного отношения к опыту такого видения соответствующих данному виду искусства выразительно-изобразительными средствами. Показателями сформированности орнаментального образа будут выступать: смысловая целостность изображения, его эмоциональная выразительность, наполненность национальными образами-типами, качество технологического выражения орнамента, оригинальность созданного.

М.А. Некрасова считает, что орнаментальные образы выражают своеобразное суждение о Вселенной. По её определению, в орнаментальном искусстве образ – это «одновременно и материальная функционально-целесообразная вещь, и модель отношения человека с миром» [14: 76]. Простейшими примерами отражения представлений предков татар о мироздании и отношения к нему являются обрядовые и повседневные украшения в ювелирном искусстве, где утверждаются основные принципы человеческого строения, которые активно организовывали его в соответствии с общей системой мироустройства; многочисленные мотивы древа жизни в декоративно-прикладном искусстве как центра мира; различные изображения черепах и лягушек на предметах декоративно-прикладного искусства олицетворяли мифологическую основу земли. Позже сотворение мира ассоциировалось с образом, утки, доставшей со дна мирового океана яйцо, этот сюжет получил заметное воплощение в керамике в виде гусиных голов, а также в орнаменте, представленного мотивом «гусиная лапка».

В результате восприятия и осмысления национального орнаментального искусства, учащиеся смогут полноценно воссоздать и воспроизвести обобщённые орнаментальные образы в создании индивидуальной своеобразной орнаментальной композиции с включением традиционных татарских мотивов. Развитие способности учащегося создавать художественный образ в самостоятельной творческой деятельности по созданию орнаментальных композиций связано с формированием эстетического отношения к окружающему миру и декоративно-прикладному искусству, которое обусловлено их пониманием ценностно-смыслового, мировоззренческого и выразительно-изобразительного уровней орнаментального образа. А также овладение такими свойствами орнаментального образа как символика образов узора, художественной вещи, национального костюма и т.д.

В татарском орнаментальном искусстве многослойная семантичность образов-символов выражается в многообразии одного и того же узора, а также в цветовой символичности и гармоничности, исходящая из взаимодействия локальных цветов по принципу контраста; в неповторимости орнаментальной композиции художественной вещи. К примеру, в искусстве кожаной мозаики используется определённая стилистика, обусловленная технологией изготовления предмета декоративно-прикладного искусства. Художественно оформленная обувь в технике кожаной мозаики, содержит сакральные орнаменты архаических среднеазиатских мотивов, таких как древо жизни, облакообразные, пальметки и т.д. Большинство узоров на татарских сапогах – ичигах имеет сакральное значение, т.е. зашифрованное оберегающее заклинание от всего злого, к примеру, пяточная часть обуви декорировалась особым двойным узором, так как издревле считалось, что именно через эту часть ноги осуществляется связь человека с потусторонним миром. Поэтому анализ смысловой специфики татарского орнамента на уровне структуры, как и на уровнях мотивного своеобразия, материалов и технических приёмов, позволяет обратиться к сущностным характеристикам этнического мышления, осознать культуроформирующие возможности и значение татарского орнаментального искусства.

Татарский орнамент представляет практический интерес для художников и мастеров декоративного и изобразительного искусства, лучшие традиции которого служат основой выразительности произведений как в живописных и графических, так и в монументальных и декоративно-прикладных творческих решениях.

В поисках пластического эквивалента художественным и эстетическим ценностям своей культуры, художники стремятся к синтезу национальных традиций и современной стилистики. Интерпретация национального орнамента в творчестве художников «старшего» и «молодого» поколений, является одной из эстетических линий в освоении художественного наследия татарского народа. Русский и европейский авангард открыл своеобразные пути для развития национальных традиций в творчестве татарских и русских художников, где общим моментом в их творчестве явился интерес к проблемам национального возрождения, интернационализм, веротерпимость, уважение к традициям другого народа и стремление их осмыслить.

Пути использования, трансформации традиционного татарского орнамента, особенности его трактовки в ряде произведений художников, таких как Р. Шигабутдинов, Р. Круглякова, Х. Шарипов, Б. Гильванов, З. Низамутдинов, Р. Саляхов, М. Хазиев, А. Саляхутдинов и др. определяются постепенным переходом к более индивидуальным орнаментальным решениям.

Таким образом, татарское орнаментальное искусство, представленное в изобразительном искусстве художников-монументалистов, скульпторов, живописцев, а также профессиональных мастеров декоративно-прикладного искусства приобретает новое звучание – «мифологизированность», сакральность и знаковость; выступает связующим звеном между чисто декоративно-прикладным и изобразительным искусством.

Изучая произведения татарского национального изобразительного искусства, в контексте общемировой художественной культуры, учащиеся, получающие дополнительное художественное образование, познают важнейшие нравственно-эстететические принципы творчества: независимость суждений, умение выразить в художественных образах собственную идейную и гражданскую позицию.

Продуманное и систематизированное ознакомление учащихся с национальным татарским орнаментальным искусством, средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства (живописи, монументально-декоративного искусства, графики), в ходе различных видов занятий – бесед, диспутов, творческих вечеров, экскурсий, практических – направлено на формирование художественного творческого воображения и мышления, способствующего отображению в практических работах наиболее характерных явлений действительности, обобщению художественного образа; развитие зрительной памяти как одного из анализаторов, необходимых для процесса восприятия, и обеспечивающей практическое воспроизведение в самостоятельном изобразительном творчестве национального колорита, художественных образов, в том числе и орнаментальных.

Таким образом, овладение как теоретических законов построения орнаментальной композиции в основе народного декоративно-прикладного искусства, так и понятие смысла орнаментальной образности произведений национального искусства, на наш взгляд, может быть в числе факторов, влияющих на накопление эмоционального, этического и художественного опыта учащихся в дополнительном художественном образовании. Педагогический аспект формирования художественно-эстетического развития и национальной культуры учащихся дополнительного художественного образования средствами национального орнаментального искусства является, по нашему мнению, базовой основой изучения народного декоративно-прикладного искусства. Художественно-образное начало изделий народных мастеров обращено к символико-поэтической стороне национального орнамента, и вызывает нравственно-эстетические переживания переданных в них духовных ценностей, позволяет увидеть мир глазами другого человека, создавшего произведение, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа, а отсюда – познать себя самого как части этого мира. Всё это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого.
Литература:

  1. Амиргазин К.Ж. Научно-теоретические основы и методика обучения казахскому декоративно-прикладному искусству. – Алма-Аты, 1995.

  2. Береснева В.Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. – М., 1977.

  3. Богуславская А.Я. Русское народное искусство. – Л., 1968.

  4. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. – Казань, 2002.

  5. Валеева Д.К. Искусство волжских булгар. – Казань, 1983.

  6. Валеева Д.К. Некоторые особенности булгарского искусства периода Золотой Орды и его символическая природа // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Т. 2. – М., 1997.

  7. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Домонгольский период Х – Х1 вв. / Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. Истоки, становление и развитие. – Казань, 2004.

  8. Дульский П.М. Материалы по татарскому орнаменту // Труды Казанского института инженеров коммунального строительства им. М. Горького. – Казань, 1936. – Вып. 4.

  9. Закирова И.Г. Народное творчество булгарского периода. – Казань, 2003.

  10. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-типологические исследования внутреннего строения мира искусства. – Л., 1972.

  11. Концепция художественного образования в Российской Федерации / Министерство культуры РФ. Приказ от 28.12.2001 г. № 1403.

  12. Костин В.И. Что такое художественный образ. – М: Советский художник, 1962.

  13. Манн Т. Собр. соч. В 10 т. Т. 10. – М., 1961.

  14. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобразит. искусство, 1983.

  15. Романов Ю.И. Гносеологическая природа художественного образа: Автореф. … дис. канд. философ. наук. – М., 1994.

  16. Смолянинов И.Ф. Природа художественного образа. – М.: Знание, 1982.

  17. Сперанский П.Т. Татарский народный орнамент. – Казань, 1948. – Вып.1; Казань, 1953. – Вып. 2.

  18. Стасов В.В. Славянский и восточный орнамент по рукописям старого и нового времени. Т. 1–2. –СПб., 1884-1887.

  19. Умарбекова М.Ш. Энциклопедия. – Алма-Аты, 2003.

  20. Фёдоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды / Очерки культуры и искусства народов евразийских степей и золотоордынских городов. – М., 1966.

  21. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. – М., 1993.

  22. Фокина Л.В. Орнамент: Учеб. пос. – Ростов-на-Дону, 2005.

Похожие:

Валиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования iconПрограмма развития муниципального бюджетного общеобразовательного...
«Художественно-эстетическое воспитание в системе общего и дополнительного образования»
Валиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования iconЦель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа...
Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится»
Валиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования iconНравственно-эстетическое воспитание личности средствами музыки и...
И собственного народа, о литературе, искусстве, т е о нравственно-эстетических ценностях. Нравственно-эстетическое воспитание призвано...
Валиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования iconПрограмма нацелена художественно-эстетическое развитие ребенка через...
«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов»
Валиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования iconТема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце
Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем
Валиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования iconПрограмма развития системы дополнительного образования Красноярского...
Номинация: Программа поддержки рекордных образов жизни (художественно-эстетическое направление)
Валиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования iconХудожественно-эстетическое воспитание
Дошкольное детство пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного
Валиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования iconТема: Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного...
Ниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Колокольчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением...
Валиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования iconРабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетическое...
Эстетическое воспитание это важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания,...
Валиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования iconХудожественное образование и воспитание средствами искусства
Именно воспитание средствами искусства напрямую воздействует на развитие эмоциональной сферы личности ребенка, на формирование его...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница