Эстетическое воспитание как система




Скачать 124,07 Kb.
НазваниеЭстетическое воспитание как система
Дата публикации30.05.2013
Размер124,07 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Эстетическое воспитание как система

В нынешнее время актуальной проблемой является уровень культуры в школьной среде. Учащиеся не умеют видеть красоту повседневной жизни, слушая музыку, не слышат ее, смотря на великие произведения искусства, не видят их, их красоты, величия. В данное время очень важно сформировать у учащихся чувство прекрасного, научить видеть красоту.

Во время школьных занятий просто необходимо указывать учащимся на красоту совершаемых действий, к примеру, написание формул по математике, написание предложений в диктанте по русскому языку, сочетание цветов на уроках рисования. Разумеется, воспитать в учащихся полноценных ценителей прекрасного невозможно только посредством учебного процесса. Этому должны способствовать воспитание в семье, а также кружки различных видов деятельности, походы в театры, на экскурсии, а также живое слово учителя либо воспитателя. В результате проведенных внеклассных мероприятий значительно повышается уровень эстетики, учащиеся начинают смотреть по-другому на окружающий мир, окружающую среду. Следовательно, перед учащимися ставятся задачи увидеть что-либо новое, что раньше не было замечено в себе, в друзьях, в окружающих предметах.

Великим достижением в области эстетического воспитания была теория К.Маркса и В.И.Ленина. «Искусство должно пробуждать в людях художников». Речь идет не о профессии художника, а о чуткости к прекрасному, о развитии способности вносить художественное начало в повседневную жизнь. Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности творчеству художников. Марксистско-ленинская эстетика убедительно доказала, что жизнь выше искусства и лишь тот идеал может быть воплощен художественно, который предоставлен реальной действительностью.

Эстетическое воспитание является очень важным компонентом всего воспитания в целом, и невозможно видеть нынешний мир без прекрасного. Вследствие всего этого необходимо прививать учащимся любовь к природе, жизни. Необходимо поставить перед собой задачу найти пути совершенствования эстетического воспитания, способы его гармоничного и непрерывного развития.

Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. (Бабанский Ю.К.)

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. («Педагогика» Харламов И.Ф. стр.395)

Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, а именно:

- эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;

- знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;

- наличие эстетического коммунистического идеала и способности на его основе верно оценивать произведения искусства, идейно-эмоциональный отклик на эти произведения;

- овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;

- степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;

- мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни;

- потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности;

- наличие эстетических идеалов

- развитый художественный вкус

- умение любить красоту

- способность к глубокому переживанию

- художественно-эстетическое творчество школьника в искусстве,

жизни и поведении.

Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. (Сластенин В.А.) Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Воспитание, по словам К. Маркса, призвано «очеловечить чувства человека».

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы.

Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример, поощрение и т д. Формы эстетического воспитания – это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки и др.

В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания.

Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внешкольной работе. Большой вклад в разработку содержания и методику эстетического воспитания учащихся во внеклассной работе внесли Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский. С. Т. показали и на опыте доказали, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт.

Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.

В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное время можно выделить три взаимосвязанных звена:

1) эстетическое просвещение,

2) развитие эстетических чувств

3) обогащение опыта художественной деятельности.

Эстетическое просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности. Это – беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты культуры, дискотеки, клубы друзей и др.

Особенно большую роль в формировании культуры эстетических чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы Воздействие этого вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь. Что касается подростков и старшеклассников, то они нередко две трети своего свободного времени отдают телевидению и кинематографу.

Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в особо тонком и последовательном педагогическом руководстве.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое главное - создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра – первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Игра! Сколько значений, оттенков смысла имеет это слово. С какими разными интонациями мы произносим его. То бросаем кому-нибудь высокомерно - пренебрежительно: «Все играете, как малые дети», то глубокомысленно цитируем пушкинское: «Что наша жизнь? Игра…». А кому не знакома фраза «Весь мир театр и люди в нем актеры»? Эти слова, сказанные великим Шекспиром, можно толковать по-разному, в том числе и с точки зрения игры как неотъемлемого вида деятельности человека.

В Энциклопедическом словаре понятие игра формируется так: «Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе». Философский словарь указывает на то, что игра имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям.

Трудно перечислить, сколько понятий жизнедеятельности человека связано с игрой: игра и спорт; игра и политика; дипломатия, игра и экономика; игра и религия; игра и зрелище, театр, искусство; игра и образование, воспитание, обучение; игра и психология; игра и право, криминалистика; игра и военное право, армия; игра и жизнь.

Из всех значений игры нас в основном интересует ее роль в становлении, формировании личности, ее значении как средства духовно-нравственного и эстетического развития ребенка в процессе воспитания и обучения. Не зря все деятели просвещения образования, психологии личности придавали игре огромное значение (Е.А.Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.)

Правда, в разные периоды и эпохи ее суть использовалась по-разному, и чаще понималось как развлечение, досуг, отдых от трудовых, учебных и повседневных обязанностей, т.к. понималось в буквальном смысле: «Дулу – время, потехе - час». И принималось взрослыми только как необходимая форма воспитания маленьких детей. И школа, и образование долгое время воспринимали игру именно как потеху, как развлечение и отдых от учебной работы. Однако, вторая половина XX века взорвалась буквально игровым бумом, особенно в последние десятилетия. В нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «интеллектуальные игры».

Формирующееся в настоящее время педагогическое мышление, поиски кардинальных изменений в области образования позволили по-новому увидеть возможности игры как эффективного вида и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Факты активного применения игр в высшей и общеобразовательной школе еще раз доказывают необходимость их дидактического обоснования и методической, технологической разработки. Серьезные проблемы можно решать «несерьезными» путями – через игру. Школа, наконец, поняла, что сложность, серьезность учебного труда необязательно должна превращаться в «каторгу», в «принудиловку», в «крепостной» труд. Учеба и игра – не враги, в определенных условиях они одинаково необходимые формы, средства формирования личности, познания окружающего мира, его законов и требований в различных сферах социальной деятельности.

Игра – один из основных видов человеческой деятельности, один из важнейших способов познания окружающего мира, чрезвычайно значимый в детском возрасте. Чем привлекает игра? Особым эмоциональным состоянием. Это состояние представляет собой ожидание и сам процесс удовольствия от умственной активности, проявляемою в свободной творческой атмосфере игровой дисциплины, юмора или соревнования.

А потому эта воспитательная технология учитывает особенности детской психологии: стремление к деятельности, игровым формам занятий, основанным на их интересе и потребности.

Представляет практический интерес система воспитательных дел с опорой на школьные учебные предметы. Участие школьников в разнообразной по форме деятельности позволяет им по-другому взглянуть на свои учебные занятия по ряду предметов, оценить интеллектуальную и духовную ценность получаемых знаний.

Учебно-воспитательная работа, организованная на основе игровых коллективных творческих дел, является наиболее эффективной и действенной.

Важнейшей задачей всех видов внеклассной работы по эстетическому воспитанию является расширение и углубление знаний и представлений школьников о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Воспитывается эмоционально-эстетическое отношение учащихся не только к предметам и явлениям окружающей действительности, но и к произведениям искусства, развивается их творческая активность.

Опыт показывает, что учащиеся активнее включаются в игровые формы работы. Здесь наряду с познавательными мотивами появляются и другие, которые в явной или неявной форме проявляются в желании соревноваться, общаться во внеурочное время с учителем и товарищами, показать себя перед ними с лучшей стороны, желание просто поиграть, развлечься и так далее.

Важно помнить о требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр.

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся (в творческих играх).

  2. Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции (веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа). Поэтому цель игры должна быть достижимой.

  3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что приучает к четкому соблюдению установленных правил, активизирует деятельность.

  4. Игра должна строиться с учетом возрастных особенностей обучающихся.

В зависимости от эстетическо-педагогической установки и учета возрастных, психологических и других особенностей детей меняются отношения эмоционального и интеллектуального процесса игры. В младших классах на первое место выдвигается эмоциональное содержание, в средних классах соотношение эмоционального и интеллектуального уравновешивается, а в старших классах основным может быть интеллектуальное начало.

Чтобы игра не потеряла свой изначальный смысл (эмоциональную активность, интерес, азарт) необходимо игру начинать с «включения» эмоций, переживания, провоцирующих интерес к предстоящей деятельности. Средствами такого эмоционального погружения в тему, интеллектуальную деятельность могут быть различные стимулы: эмоциональные провокации, примеры из жизни, театрализованное действие, поисковые творческие задания и т.д.

Учитель должен помнить, что игра не может быть навязана детям. Она должна исходить из возможностей и интересов учащихся, привлекать их к участию всем своим содержанием и структурой. Поэтому огромную роль играет подготовка учителем всех аспектов игры. И в первую очередь это касается цели игры, ее учебного и воспитательного содержания, ее структуры и организации. Для учителя включение игры во внеклассную работу должно быть не просто данью моде, а продуманным актом, целесообразной формой организации активного общения, отвечающей целям обучения и воспитания. А для учащихся игра – способ самовыражения, самоопределения, самореализации и самооценки. Если для учителя – средство достижения определенной педагогической цели, то для учащихся – сам процесс игры. Но этот процесс организуется такими способами, которые позволяют исподволь, ненавязчиво вести ребенка к освоению нового, приобретению личностных качеств.

Заключение

Эстетическое воспитание является важным фактором в обучении, а также в жизни. У учащихся появляется самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на окружающий мир. Общество получает достойного своего члена, который сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.

Каждый преподаватель должен уделять большое внимание развитию чувств прекрасного у учащихся, несмотря на то, что это отнимает достаточно времени и сил. Ведь самая большая награда для него - это действительно образованный, всесторонне гармонично развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.

Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Чрезвычайно важная роль здесь принадлежит программе эстетического воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

Похожие:

Эстетическое воспитание как система iconЭстетическое воспитание дошкольников
И решить эту задачу помогает система знаний эстетического воспитания. Ведь эстетическое воспитание аккумулирует в себе разные виды...
Эстетическое воспитание как система iconНравственно-эстетическое воспитание личности средствами музыки и...
И собственного народа, о литературе, искусстве, т е о нравственно-эстетических ценностях. Нравственно-эстетическое воспитание призвано...
Эстетическое воспитание как система iconРоль музыки в экологическом воспитании дошкольников
Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо...
Эстетическое воспитание как система iconЗаседание биологического кружка. Кафе «Фитобар»
Задачи: историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственности в их отношениях с природой, воспитание...
Эстетическое воспитание как система iconВопрос 24. Нравственное, эстетическое и физическое воспитание
Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения
Эстетическое воспитание как система iconРабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетическое...
Эстетическое воспитание это важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания,...
Эстетическое воспитание как система iconПояснительная записка Целью данного курса является воспитание творческой,...
Целью данного курса является воспитание творческой, социально-активной личности и её развитие: умственное, физическое, нравственное,...
Эстетическое воспитание как система iconЦель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа...
Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится»
Эстетическое воспитание как система iconВалиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами...

Эстетическое воспитание как система iconСказка-умница и прелесть
Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница