Андрущенко Наталья Александровна Учитель технологии Гимназии №1 эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии




Скачать 66,45 Kb.
НазваниеАндрущенко Наталья Александровна Учитель технологии Гимназии №1 эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии
Дата публикации30.05.2013
Размер66,45 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
Андрущенко Наталья Александровна

Учитель технологии

Гимназии № 1

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом по отношению к объекту с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника. Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
Эстетическое воспитание необходимо осуществляет на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, можно выделить следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
воспитание творческих потребностей и способностей;

эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности.

Как педагога образовательной области технология, меня особенно волнует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся, направленная на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитание художественного вкуса.

Разработанная мною рабочая программа на основе примерной представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Основная сложность при разработке этой программы, состояла в том, чтобы совместить изучение народных промыслов с современными технологиями в декоративно прикладном искусстве. С одной стороны, изучение традиционных художественных промыслов, в том числе местных ремесел, овладение художественными навыками приобщают детей к народно-прикладному искусству, воспитывает эстетическое отношение к действительности; с другой, полученные знания и навыки могут помочь им в дальнейшем стать конкурентоспособными на рынке труда. Ведь народные художественные промыслы возникли тогда, когда люди, которые занимались одним видом ремесла, изготовляли те или иные изделия не только для собственных нужд, но и для рынка.
Народное искусство является плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания. В рамках этой программы учащиеся знакомятся с народными, классическими видами вышивок, современными вышивками с использованием декоративных материалов, с различными видами современных аппликаций, традиционными видами вязания с художественными, народными промыслами обработки природного материала. Объекты труда, выполняемые на уроках технологии, я рассматриваю как средство художественно - эстетического воспитания школьников. В большинстве случаев эти изделия имеют практическое применение, и знание «законов красоты» позволяет создавать вещи, имеющие свой стиль и художественный образ. Изготовление своими руками полезных и красивых предметов быта и одежды делает уроки технологии в глазах учащихся интересными и полезными.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Эстетическое воспитание на уроках технологии основано на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все учебные изделия выбираю с учетом ряда психологических особенностей обучаемых, поскольку только в этом случае возникает интерес и появляется мотивация к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Все объекты труда подбираю с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность, давали представление о традиционных художественных видах обработки материала. Кроме того, выбранные объекты труда открывают широкие возможности для развития творчества, которое может быть реализовано более полно в проектной деятельности. В содержание творческих проектов включены задания по оформлению и применению видов и способов отделки изделия и оформление интерьера, предметами прикладного творчества. Оценивая проект, учитываю не только объем и содержание, но единый стиль и эстетику его оформления.
Разработала уроки в виде цельной системы практических знаний и теоретических сведений по композиции одежды, включающие темы: «Цвет в одежде», «Выбери свой стиль», «Зрительные иллюзии». Конечный результат уроков заключается в том, чтобы дети могли освоить различные художественные способы обработки материалов, умели самостоятельно изготовить красивые, нужные вещи, приносящие удовлетворение результатами труда.
Эстетическое воспитание в процессе овладения учащимися соответствующих технологий будет осуществляться более успешно при использовании возможностей современного компьютерного обеспечения. С этой целью я и группа учениц создали страничку на сайте гимназии по предмету, где девушки могут просмотреть дизайн - проекты, дефиле готовых изделий, выполненных учащимися. А также собрать коллекцию женских рукоделий, получить дополнительную информацию о способах обработки ткани, по подробному описанию можно выполнить сувенир или подарок своими руками.
Эстетическое воспитание влияет на развитие художественного вкуса, пространственного воображения, абстрактного мышления, глазомера, аккуратности.
Оно в процессе творческого труда позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду и проблеме выбора профессии. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

Похожие:

Андрущенко Наталья Александровна Учитель технологии Гимназии №1 эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии iconЭкспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся...
Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии
Андрущенко Наталья Александровна Учитель технологии Гимназии №1 эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии iconВопросы здоровья на уроках технологии Учитель: Зотова И. В
Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как...
Андрущенко Наталья Александровна Учитель технологии Гимназии №1 эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии iconНа уроках литературы как средство развития творческой личности учащихся
Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы моу «Вейделевская сош»
Андрущенко Наталья Александровна Учитель технологии Гимназии №1 эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии iconИгровые технологии на уроках физики и внеклассных мероприятиях как...
Юрченкова Наталья Ивановна, учитель физики и информатики моу куровская сош №6
Андрущенко Наталья Александровна Учитель технологии Гимназии №1 эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии iconАвторская программа по технологии для 5 11 классов общеобразовательных...
Авторская программа по технологии для 5 – 11 классов общеобразовательных школ при совместном обучении мальчиков и девочек на уроках...
Андрущенко Наталья Александровна Учитель технологии Гимназии №1 эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии iconШик, блеск, красота в стиле «хенд мейд»
Андреева Светлана Геннадиевна, учитель технологии, Шубина Наталья Григорьевна, учитель обж и изо
Андрущенко Наталья Александровна Учитель технологии Гимназии №1 эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии icon«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся»
Учитель музыки Дуганова Юлия Александровна, учитель изо Птицына Ирина Алексеевна
Андрущенко Наталья Александровна Учитель технологии Гимназии №1 эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии icon«Применение игровой технологии на уроках информатики в начальной школе» Учитель информатики
Методические основы применения игровой технологии в обучении
Андрущенко Наталья Александровна Учитель технологии Гимназии №1 эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии iconАвтор-составитель учитель технологии
...
Андрущенко Наталья Александровна Учитель технологии Гимназии №1 эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии iconДуховно-нравственное воспитание на уроках с использованием технологии...
По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток, оказывающий на них воздействие. Поэтому не следует забывать о воспитании...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница