Урок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи»




Скачать 63.17 Kb.
НазваниеУрок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи»
Дата публикации29.05.2013
Размер63.17 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
Тема "Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена" (И.Бунин). Урок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи»

Цели

  • продолжить знакомство с творчеством И. А. Бунина;

  • совершенствовать навыки исследовательской деятельности;

  • развивать умение интерпретировать художественный текст;

  • использовать потенциал художественного произведения для формирования в учениках такого качества, как ответственность за свои поступки.

Оборудование: выставка книг Бунина.

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит
Любовь и радость бытия.

И. Бунин “Ещё и холоден и сыр…”

Ход урока

I.

Организационный момент
Жизнь и творчество И. Бунина


  1. К данному уроку ребята должны были прочитать рассказ Бунина «Темные аллеи» и приготовить краткий рассказ о жизни писателя. Поэтому урок начинается с фронтальной беседы по вопросу:

1)Что вы можете рассказать о жизни И. Бунина?

Каждый ребенок кратко рассказывает о том, что прочитал о Бунине, остальные, не повторяясь, дополняют.

2)Рассказ сопровождается презентацией
Мотивационный компонент

1. (^ Звучит мелодия С.Рахманинова.) Под звуки музыки учащиеся читают стихи.

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали бы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любовь, тот все равно,
Что не жил...

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата,
Или обогащение без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Любовь, любовь, – гласит преданье,
Союз души с душой родной
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье.

И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет наконец.

– Какой темой объединены все строчки?

2. ^ Слово учителя. Тема любви одна из постоянных тем в искусстве и одна из главных в творчестве И.А. Бунина.

“Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – писал И.Бунин. Всю жизнь он разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и попытаемся вместе с Буниным понять это великое чувство.

Любовь и радость бытия – главное в творчестве Бунина

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит
Любовь и радость бытия.

«Я 38 раз писал об одном и том же…» говорил он о своей книге « Темные аллеи».В нее

вошли 38 рассказов о любви, из нее вы уже читали «Кавказ» О чем?

Кто из героев говорит фразу о «темных аллеях»? (Надежда)

Наидите и прочитайте.

Кто же автор этого стихотворения? Как оно называется?

3 Сообщение о истории создания.

4.Чтение стихотворения.

Как вы думаете ,чем стих Огарева привлекло внимание Бунина?
5. Работа с рассказом « Темные аллеи»

1)Бунин очень тщательно относился к выбору названия.Как вы думаете ,почему он озаглавил «Темные аллеи»? Понравился ли вам рассказ? Какие мысли у вас возникли после прочтения рассказа? Расскажите о взаимоотношениях героев? Кто из героев вам симпатичен, почему? А как к героям относится автор? Что позволяет вам сделать подобные выводы?

Для того чтобы ответить на последние два вопроса, ребятам можно предложить заполнить следующую таблицу. ( Предлагаю таблицу, заполненную одним из учеников)


Герои

Авторская характеристика

На что обращает внимание автор? Что хочет этим сказать?

Николай Алексеевич

Надежда

Белые усы, редкая смоляная борода, бледные худые руки, строгий, вопрошающий, но усталый взгляд, красивое, удлиненное лицо, стройный старик, строгий, но усталый, седые бакенбарды


Чернобровая, темноволосая, красивая, легкая на ходу, полная, с округлыми плечами, в доме все чисто, опрятно, уютно

В своей характеристике автор обращает наше внимание на две детали: сохранившаяся красота и бледность, усталость, седина. И этим хочет сказать, что Н.А. пришлось повидать в жизни много горького, нерадостного. Перед нами уставший от жизни человек.
У Надежды все чисто, красиво. Создается впечатление женщины, если не счастливой, то вполне довольной своей жизнью, а чистота, окружающая её, ассоциируется с чистотой души.


После заполнения таблицы ребята уже без труда определяют, что И.Бунин симпатизирует Надежде больше. Она красива, спокойна, нет признаков старости, усталости, что, безусловно, присутствует в Николае Алексеевиче.
6.Фронтальная беседа по вопросам:

Через сколько лет встретились герои? Кто первым узнал? Как смотрит она на гостя?

Он ее сразу узнал? А когда? Как он себя повел?

 Помнил ли Николай Алексеевич о своей первой любви? (Николай Алексеевич задаёт Надежде множество вопросов: “Почему не осталась при господах?”; “Как ты сюда попала?”; “А где жила потом?”; “Замужем, говоришь, не была? Почему?” Значит, небезразлична ему судьба некогда любимой женщины. Значит, помнил он её)

 Почему Надежда так и не вышла замуж? Прочитаем разговор героев об этом:

– Замужем, говоришь, не была?
– Нет, не была.
– Почему? При такой красоте, которую ты имела?
– Не могла я этого сделать.
– Отчего не могла? Что ты хочешь сказать? <...> Помнишь, как на тебя все заглядывались?”
– Сколько ни проходило времени, всё одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот...” – признаётся Надежда. Такая самозабвенная преданность кажется Николаю Алексеевичу почти неправдоподобной, даже в чём-то неестественной.
– Ведь не могла же ты любить меня весь век!
– Значит, могла. Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.

^ Даже неразделённая любовь, любовь “на расстоянии”, любовь, обречённая на вечную разлуку, способна озарить человеческое бытие немеркнущим светом. 

Найдите ключевую фразу, раскрытие содержания которой может помочь понять главную мысль рассказа. Кому принадлежит эта фраза? (Надежда: “Всё проходит, да не всё забывается”. “Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело”. Стр. 435)

Согласны вы с этими утверждениями героини. 

 Итак, герои расстались, а это печально, если не больше – трагично. Что сами они об этом говорят?

( Надежда: “…сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всём прочем”. [6, 435]

Николай Алексеевич о своей жизни: “…всё это тоже обыкновенная пошлая история… я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни”. [6, 436] )

 Николай Алексеевич говорит: “Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила”. Простила его Надежда? (Нет)

Найдите это в тексте рассказа и прочитайте.

 Что же мешает Надежде простить Николая Алексеевича? (“Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла... простить мне вас нельзя”.

Три раза повторила Надежда фразу о невозможности прощения, что говорит о том, как истерзана обидой любящее и страдающее женское сердце, насколько пропитана горечью её душа).

Почему Бунин не дает шанса Николаю Алексеевичу быть прощенным Надеждой?

Как перенесла героиня обиду, нанесённую её много лет?

(Самолюбие отвергнутой господской служанки во многом предопределило её “карьерный рост”, заставило её с удивительным упорством стремиться “вверх”, именно оно превратило её в самостоятельную деловую женщину, именно оно и ныне держит её “на плаву

Как характеризует Надежду кучер Клим? (“Баба – ума палата. И всё, говорят, богатеет. Деньги в рост ёт <...> Но крута! Не отдал вовремя – пеняй на себя” – это отзыв возницы) .

Почему Надежда показана в обстановке чистой, уютной горницы, а Николай Алексеевич – в дороге? (У Надежды всё хорошо: работа, дома уют, хранит память, но незамужем. Николай несчастлив: жена изменила, сын – негодяй, мот, без совести. Душевный дискомфорт движет героем)

 Как пейзаж помогает раскрыть внутренний мир героя и героини рассказа?

 Как воспоминания о первой любви подействовали на главного героя? Что вдруг понял он после разговора с Надеждой? (Пришёл к мысли, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни, истинно волшебные. В том, что не сложилось их счастье, виновным считает себя. “Пеняй на себя”,– дважды повторяет он.)

 А мог Николай Алексеевич представить Надежду своей женой, хозяйкой его петербургского дома, матерью его детей? (Нет.)

Подтвердите это текстом.  (Стр. 437)

 Как писатель отвечает на вопрос, почему герои расстались. (Социально-психологический барьер мешает героям этого рассказа соединить свои судьбы: разные сословия, любили по-разному, так в жизни бывает.)

.В чем смысл истории, которую поведал писатель?

  1. Домашнее задание

Написать эссе на тему: “…Если не любил –

Значит, и не жил, и не дышал!” (В. Высоцкий)

8.Итог урока. Смогли ли мы с вами разгадать тайну любви?

Похожие:

Урок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи» iconРодины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных...
«Одиночество», «Песня», «Последний шмель», «Собака», «Ночь», «У птицы есть гнездо». «Окаянные дни». «Господин из Сан- франциско»....
Урок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи» iconФилософия любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи» Сборник «Темные...
Любовь для писатсля — чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения...
Урок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи» iconУрока: Аллеи любви и памяти. Опыт прочтения новеллы И. А. Бунина «Темные аллеи»
Тема урока: Аллеи любви и памяти. Опыт прочтения новеллы И. А. Бунина «Темные аллеи»
Урок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи» iconРеферат Лексика запаха в прозе И. А. Бунина: на материале сборника рассказов «Темные аллеи»
Лексика «запаха» в прозе И. А. Бунина: сборник рассказов «Темные аллеи»
Урок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи» iconУрок литературы в 11 классе. Александрова Т. А. Человек в тоталитарном государстве
Оформление урока: портрет А. И. Солженицына, иллюстрации к рассказу, выставка книг
Урок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи» iconСписок литературы для будущего 11 класса Проза 19 – нач. 20 века
Бунин И. Стихотворения, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», сб. «Темные аллеи» (2-3 рассказа), лирика
Урок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи» iconКонспект урока литературы. 11 класс (1 час) Загадка любви в рассказе И. А. Бунина «Тёмные аллеи»
Методические приёмы: аналитическая беседа, исследование ткани художественного произведения, дискуссия, выразительное чтение
Урок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи» iconТатьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы...
Урок литературы в 11 классе (проблемно-информационный: учитель сам формулирует проблему)
Урок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи» iconУрок литературы в 9 классе на тему: «Судьба человека в годы Великой...
«Судьба человека в годы Великой Отечественной войны по одноименному рассказу М. А. Шолохова»
Урок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи» iconУрок литературы в 6 классе по рассказу Л. Андреева «Ангелочек»
Оборудование: наряженная ёлочка, одна из игрушек ангелочек, тексты рассказа Л. Андреева «Ангелочек»,подарки детям самодельные рождественские...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница