Отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем




Скачать 116,19 Kb.
НазваниеОтличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем
Дата публикации28.05.2013
Размер116,19 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Особенности и типы досуговых программ
Отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем:

  • содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения, массовых досуговых мероприятий (дел);

  • овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;

  • источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;

  • в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся - организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.

В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучастия в ней детей выделяется несколько типов досуговых программ (типология программ предложена Гальченко А. Б., руководителем Городского методического объединения педагогов-организаторов Санкт-Петербургского дворца творчества юных). За основу классификации взяты два фактора: степень соучастия детей в программе и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются 7 типов программ:

  • разовая игровая программа;

  • конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

  • игра-спектакль;

  • театрализованная сюжетная игра;

  • зрелище;

  • праздник;

  • длительная досуговая программа.

Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.

^ Конкурсно-игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», и т.д.). Готовить такие программы могут как педагоги, так и старшеклассники под их руководством.

Игра-спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории. Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры-спектакля дети неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля.

^ Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников. В оформленном виде такая программа не может выглядеть просто как сценарий – это лишит школьников возможности самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

  • четко изложенные педагогические задачи;

  • план подготовки игры;

  • экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);

  • сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения школьников в ту или иную ситуацию;

  • список литературы для подготовки детей к игре.

Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом). Очень важно воспитать у детей зрительскую культуру – умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь – организовать дело так, чтобы школьники периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей.

Праздник – особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника. Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

  • слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчеств;

  • приветствия, презентации, церемонии;

  • гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

  • физкультурные праздник;

  • тематические недели, тематические дни и др.

Длительная досуговая программа представляет собой систему воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она обязательно состоит из четко спланированных этапов в соответствии с поставленными педагогическими задачами. Такая программа планируется на целый учебный год или даже на несколько лет. Типичным примером является программа детского летнего лагеря. В ОУ ДОД длительная игровая программа может быть организована в форме игры-путешествия с привалами (праздниками). Представленная документально, длительная досуговая программа во многом схожа с образовательной программой и должна включать:

  • пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов, форм и методов реализации программы;

  • описание содержания программы;

  • характеристику ее материального обеспечения;

  • список литературы.


Структура досуговой программы

Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть коротким и привлекательным.

  • Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность, рекламу планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат, количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы.

  • Целевое назначение программы, ее задачи.

  • Примерное тематическое планирование, которое включает предполагаемые формы деятельности.

  • Краткое содержание предполагаемой досуговой деятельности.

  • Характеристика деятельности, которая включает в себя информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа (возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей.

  • Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы.

  • Факторы риска (которые говорят о гибкости программы).

  • Условия, необходимые для реализации программы (кадровое обеспечение и материально-техническое).

  • Список литературы, необходимой для освоения программы (по педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и для участников).

  • Приложения (которые могут включать в себя анкеты, фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов участников программы, сценарии, методические разработки и т.д.).

Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.
^ Общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ

Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»- концепции.

Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

  • развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

  • приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

  • формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

  • укрепление здоровья детей;

  • формирование опыта организации содержательного досуга.

Содержание культурно-досуговой программы связано с:

  • приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

  • овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

  • развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

  • постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

  • воспитанием гуманности, толерантности;

  • формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

  • освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.

В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:

  • приобщением детей к художественной культуре;

  • воспитанием у них культуры общения;

  • формированием культуры организации досуга;

  • обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М. Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников):

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н. С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации:

  • всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями),

  • чтение вслух,

  • рисование,

  • коллекционирование,

  • драматизация,

  • праздники.

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:

  • игры на местности;

  • игры на восприятие друг друга;

  • спортивные игры, туризм;

  • вечеринки;

  • встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы);

  • система зарабатывания каких-либо благ;

  • праздники;

  • драматизация.

III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:

  • вечера современной музыки;

  • диско-шоу;

  • вечера авторской песни;

  • спортивные игры;

  • дискуссии;

  • тренинги;

  • всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

Необходимо в конце остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми. М. Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов:

  • информационной насыщенности;

  • эмоциональности;

  • массовости;

  • активности;

  • диалогичности;

  • преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия.

Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

  • игровые методы;

  • упражнения;

  • обсуждения;

  • создание, проигрывание и анализ ситуаций;

  • творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.);

  • театрализации.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

  • осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

  • осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

  • изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

  • приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

  • освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

  • повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

  • изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

  • формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ школьников.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

Похожие:

Отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем iconОсновная образовательная программа дополнительного образования детей...
Планируемые результаты освоения обучающимися Основной образовательной программы
Отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем iconПояснительная записка пояснительная записка начинается с введения...
Направленность образовательной программы должна соответствовать ее содержанию. При формулировке цели и задач образовательной программы...
Отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем iconМежведомственная программа развития дополнительного образования детей...
Происходящие социально-экономические изменения в образовательной политике обусловили необходимость разработки межведомственной программы...
Отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем iconМежведомственная программа развития дополнительного образования детей...
Происходящие социально-экономические изменения в образовательной политике обусловили необходимость разработки межведомственной программы...
Отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем iconЦентр дополнительного образования детей «Витязь»
Направленность дополнительной образовательной программы «Традиционное каратэ-до» физкультурно-спортивная
Отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем iconЦентр дополнительного образования детей «Витязь»
Направленность дополнительной образовательной программы «Летний полиатлон» физкультурно-спортивная
Отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем iconВопросы к зачету
Учреждения и организации культурно-досуговой сферы как важнейшие субъекты досуговой деятельности
Отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем iconОбразовательная программа дополнительного образования
Общая структура образовательной программы дополнительного образования имеет следующий вид
Отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем iconПояснительная записка к учебному плану дополнительной образовательной...
Учебный план муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Лахденпохская детская художественная школа»...
Отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем iconОтчет Центра дополнительного образования для детей «Савитар»
Законом «Об образовании», Концепцией модернизации дополнительного образования рф, «Типовым положением об образовательном учреждении...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница