18. Культура Московской Руси




Скачать 137,98 Kb.
Название18. Культура Московской Руси
Дата публикации27.05.2013
Размер137,98 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
18. Культура Московской Руси.

 

Древнерусское искусство до нашествия монголов являло собой поразительно яркую и цельную картину. Однако в XII—XIII вв. могущество Киевской Руси приходит к упадку. Начинается период феодальной раздробленности, который охватывает XII—XV вв.Единое государство превращается в конфедерацию полузависимых княжеств, каждое из которых всеми силами стремится подчеркнуть свой суверенитет. Единое культурное пространство разбивается на локальные культурные центры, в которых формируются местные художественные школы (Киев, Новгород, Владимир и Суздаль, позже Москва и Петербург).На смену культуре Киевской Руси постепенно приходит культура Московской Руси.

^ Местные художественные школы

В России в это время ведущими являлись три школы:

владимиро-суздальская;

новгородская;

московская.

Две другие школы — псковская и строгановская — представляли хотя и самобытное, но не самое выдающееся явление.

^ Владимиро-суздальская школа. В XII — начале XIII века она была одной из главных. Для зодчества (соборы во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли)- характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор,для живописи — одухотворенность образов, величавость ритмов (росписи Дмитриевского собора во Владимире). В росписях церкви Св.Бориса и Глеба в Кидекше и Кафедрального собора Суздаля сохранились следы работы греческих художников. В фигурах святых, выполненных в классическом византийском стиле,—чувствуется земная теплота, которая больше присуща эмоциональному миру и душе русского человека. В XIII веке татаро-монгольское нашествие прервало блестящее развитие владимиро-суздальского искусства, но его художественные достижения и вдохновлявшие его идеи объединения Руси были подхвачены и развиты позднее искусством Московской Руси.

^ Новгородская школа сыграла важнейшую роль в развитии русской иконописи и фресковой живописи средних веков; существовала в период с XII по XVI в. Географическое положение Новгорода помогло ему в период татаро-монгольского нашествия избежать разорения и сохранить независимость, победа над шведами и Ливонским орденом усилила его могущество. В 1136 году Новгород стал феодальной республикой, его культура стала более демократичной.Больше всего новгородская школа прославилась своими иконами (фресками) и церковной архитектурой. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор,древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Собор Св. Софии (XII в.), собор Антониева монастыря, суровый и мощный Георгиевский собор Юрьева монастыря — характерные памятники новгородской школы, в творческом стиле которой ощущается мощное дыхание романской архитектуры.

Новгородские фрески XIV века отличаются эмоциональной напряженностью, смелой трактовкой движения, свободой живописного исполнения. Новгородцы внесли много нового в традиционную манеру написания иконы. Если на византийских иконах пристальный взгляд святого устремлен прямо на зрителя, то на новгородских он устремлен ввысь — к небесам. Вместо темных и мрачных тонов появляются светлые. На иконах стало больше лиризма и меньше непосредственного присутствия святого.

В XIII—XV веках происходят дальнейшие изменения иконописного стиля. Святые предстают не в безвоздушном пространстве, а на определенном фоне — чаще всего архитектурном. Кроме того, появляется новое изобретение — иконостас, перегородка с иконами и резными  дверями, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Начиная с XV века иконостас становится неотъемлемым атрибутом православного храма.

Появление иконостаса изменило технику и психологию восприятия иконы. Возникли сложные эстетические проблемы. Их решение нашли в изменении ритмики рисунка. Четкие пропорции и упорядоченные линии фигуры сочетались со специально подобранной под них цветовой гаммой: желтый, изумрудно-зеленый и ярко-красный. Еще одно нововведение — использование в иконах золотых и бриллиантовых украшений вокруг фигур святых. В результате изображение святых стало как бы объемным.В конце XIV века в новгородскую иконописную школу вошло талантливое поколение византийских эмигрантов из Константинополя, среди которых больше других прославился Феофан Грек (1340—1405). Вместе с А. Рублевым и Прохором с Городца в 1405 году он расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде) отличаются монументальностью и внутренней силой образов.

Новгородскую иконопись характеризует статичность поз, плоскостность изображения (нет перспективы), жизнерадостный колорит.Иконопись Новгорода пережила высший расцвет в XV веке, после чего мастерство иконописцев пришло в упадок. Художественное лидерство в XVI веке переходит к Московской школе. После крупного пожара Москвы в 1547 году большинство новгородских иконописцев переезжает в столицу.

^ Московская школа. Дмитрий Донской завершает великое дело объединения русских земель, начатое еще Иваном Калитой,ставшего московским князем в 1325 году. Усилению политического влияния Москвы способствовало также перенесение сюда из Владимира в 1325—1326 годах митрополичьей кафедры. С конца XIV века ведущая роль в художественной культуре Древней Руси переходит к Москве.

Татаро-монгольское нашествие. Начало московской и продолжение деятельности новгородской художественных школ происходит уже во второй период развития русской культуры, названной выше периодом татаро-монгольского завоевания.

Первые 50 лет после вторжения русская культура переживала нечто вроде культурного шока: затихли культурные связи Руси с Византией и Западной Европой, вместо каменного господствовало деревянное зодчество, памятники которого выгорали после частых городских пожаров, были утрачены технические навыки по выделыванию перегородчатой эмали, черни, резьбы по камню, стеклоделия.

Важную роль духовного наставника и защитника веры в период татаро-монгольского ига играла Церковь. От нее исходили не только просветительские, но и объединительные идеи. Православная Церковь не только утешала страждущих, но и призывала к борьбе за независимость.

Постепенно культурный шок проходил, восстановилось мирное течение жизни, появились люди, задумывавшиеся о милосердии и спасении. Во второй четверти XIV века формируется новое подвижничество —пустынножителей.

Большинство монахов уходит в лесные дали, создаются многочисленные кельи -отшельников в отдалении от монастырей или небольшие монастыри. Главой и учителем нового пустынножительного иночества был Сергий Радонежский , один из наиболее известных духовных наставников русского народа. Будучи основателем и игуменом Троице-Сергиева монастыря, активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику московского князя Дмитрия Донского.

Иконопись. Как и другие местные школы, московская школа прославилась в области иконописи и зодчества. Расцвет московской иконописной школы приходится на период с 1400 года по конец XVI века. Она дала миру великих мастеров — Андрея Рублева («Троица» которого, хранящаяся в Третьяковской галерее, представляет собой самый выдающийся шедевр иконописи из всего, что создано человечеством) и Дионисия. Ее ранний период проходил под влиянием художников новгородской школы, прежде всего Феофана Грека, который около 1400 года переезжает в Москву. В живопись московской школы Феофан Грек внес технику изогнутых проекций. Его лучшим учеником явился монах Андрей Рублев (1360(70] —1430) который, по существу, и стал основателем московской школы живописи. А. Рублев не только усвоил от своего учителя манеру передавать в изображениях святых особую одухотворенность и грацию, но и превзошел его в этом мастерстве.

Иконы и фрески Рублева отличают изысканность линий и внутреннее сияние цвета, глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов (икона «Троица»). В отличие от Феофана Грека и старых мастеров, он освещал все, даже второстепенные, детали иконы, усиливая значение и смысл композиции - картины. Он участвовал в создании росписей и икон соборов: старого Благовещенского в Московском Кремле, Успенского во Владимире, Троицкого в Троице-Сергиевой лавре, Спасского собора Андроникова монастыря в Москве. Рублев явился создателем классической формы русского иконостаса. Техника иконописи состояла в нанесении на дерево грунтового слоя основной краски (левкас), на который накладывались остальные краски.

Другим крупнейшим живописцем Древней Руси в целом и Московской школы в частности был Дионисий (1440 — после 1502). В искусстве Дионисия разум, а точнее — рассудок, победил, а затем вытеснил религиозную искренность и страстность.В отличие от монаха Рублева, Дионисий был мирянином, рано проявил свой талант и рано получил вельможных покровителей. Среди его многочисленных заказчиков были высокопоставленные особы, церковные иерархи, сам великий князь.

Зодчество. К 1530 году окончательно сложился архитектурный ансамбль Московского Кремля и завершился период интенсивного строительства, начатого великим князем Иваном III. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы. Были созданы три оборонительных сооружения (каменная стена Китай-города и Белого города, валы и деревянные стены земляного города), окружавшие центр Москвы — Кремль. Это закрепило радиально-кольцевую застройку столицы. Русские архитекторы планировали и строили великолепные церковные ансамбли, прежде всего всемирно известный храм Василия Блаженного.ПерестройкаКремля велась с участием итальянских зодчих: в 1475—1479 гг. построен Успенский собор (архитектор Аристотель Фиораванти), Алевиз Фрязин Новый возвел Архангельский собор — усыпальницу русских князей и царейпостроена Грановитая палата (архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Псковские мастера строят Благовещенский собор (1484—1489). Выстроенная в 1505—1508 годах колокольня Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин) становится господствующим сооружением Кремля, его высотной доминантой.

В 1485 — 1495 годах построены новые стены и башни Кремля; со стороны Красной площади он был защищен рвом. По образцу Московского Кремля сооружаются крепости других городов — Нижнего Новгорода, Коломны, ТулыКрупным достижением русской деревянной архитектуры считается шатровый стиль. Во второй четверти XVI века по образцу деревянного зодчества начинают создаваться каменные шатровые храмы.

Строгановская школа. Она складывается в конце XVI века. Ее название происходит от фамилии купцов Строгановых, для которых художниками (мастера Прокопай Чирин, Истома, Никифор и Назарий Савины, Ем. Москвитин) были написаны многие иконы и которые оказывали ей большую финансовую помощь. Строгановы, богатейшие русские промышленники и купцы, из поколения в поколение славились и как страстные любители искусства. Строгановская школа обслуживала царский двор и царя. Строгановы ссужали на всевозможные кампании и предприятия царя огромные суммы, не требуя возвращения долга, художники писали иконы по заказам крупных чиновников и вельможных особ. Как и Дионисия, строгановцев можно назвать придворными живописцами.

Поскольку строгановцы создавали иконы под частный заказ, а не для храмов и церквей, как было прежде, их небольшие произведения носили характер миниатюрного письма, которое получило название «строгановского письма». Небольшие по размерам (они предназначались главным образом для домашних молелен), с очень широкими полями, закрывавшимися драгоценными окладами.Фигурки на них тоненькие, изящные,— все прописано золотом. Отличные рассказчики, строгановские иконописцы трактуют иные из своих сюжетных сцен в духе народных сказок.Заслуги Строгановской школы надо видеть в создании не нового стиля, а нового типа иконы — вместо монументальных картин появляются миниатюрные произведения, удобные в домашнем обиходе. Отныне икона может входить в дом каждого православного, занимая там самое почетное место. Не зритель идет к произведению, а произведение пришло к зрителю. Правда, уменьшение размеров иконы не прошло даром. Монументальность уступила место манерности и виртуозности, глубина чувств и страстей — декоративной элегантности.

^ Развитие литературы и науки

Литература. Объединение местных культур вокруг Москвы положило начало формированию общерусской культуры. Важную роль в ней играли литературно-публицистические произведения, поддерживающие новую государственную политику и идею национальной независимости. Усиливается интерес к историческому и культурному прошлому страны, постепенно формируется новая теория —преемственности Московской и Киевской Руси. В литературно-публицистическом памятнике XVI веке «Сказание о князьях Владимирских» обосновывается наследственная связь русских государей с Византией и Киевской Русью. Эту идею поддержали деятели Церкви, которые к тому же связали ее с идеей о Москве как о «третьем Риме В середине XV века в Москве был составлен первый «Русский хронограф» — краткая всемирная история с включением в нее сведений из русской истории.

Одним из первых авторов теории «Москва — третий Рим» являлся русский писатель XVI века, монах псковского Елизарова монастыря, Филофей. В посланиях великому князю Василию III он писал, что существовавшие прежде два мировых центра христианства — Рим и Византия пали из-за отхода от «истинного христианства». Правители Византии изменили «истинному», т. е. православному христианству, заключив Флорентийскую унию с католической церковью. Но Москва ее не признала, поэтому к ней перешла роль мирового центра христианства, она стала «третьим Римом».

В первой половине XVI века появились работы талантливого публициста И.С. Пересветова «Сказание о царе Константине»,. В них излагается политическая программа преобразований в стране, основой которой выступают укрепление самодержавия, военная реформа и присоединение Казанского ханства.Автор предлагает возвышать людей не по богатству и знатности рода, а по заслугам. За ограничение власти царя выступал в своих сочинениях сподвижник Ивана Грозного князь A.M. Курбский.Он написал множество произведений, в том числе мемуарный памфлет «История о великом князе Московском» (1573) и три обличительных послания.

^ В XVI веке появляются новые многотомные летописные своды. Своеобразной энциклопедией исторических знаний считается «Лицевой летописный свод» — всемирная история «от сотворения мира» до 1567 года.Ценным памятником русской исторической литературы является «Степенная книга», освещавшая историю русского самодержавия (от Владимира Святославича до Ивана Грозного) по «степеням», т.е. периодам правления великих князей и митрополитов. Она составлена по материалам летописей, хронографов и родословных книг, духовником царя Ивана IV Андреем (позднее — митрополит Афанасий).

^ Продолжал развиваться особый жанр исторических сочинений, пришедший к нам из Византии,— хронографы (сочинения по всемирной истории). Вначале на Руси они были переводными, но начиная с XI века их дополняют русскими известиями. Среди литературных памятников такого рода стоит также упомянуть грандиозный свод церковной литературы Великие (Чтения ежемесячные) — жизнеописания русских святых, Этот труд состоял из 12 томов (по одному на каждый месяц года) и охватывал все письменные памятники (кроме летописей и хронографов), которые допускались к чтению на Руси. Он создавался под руководством митрополита Макария в течение 20 лет. Он был главой иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. При участии другого государственного деятеля и писателя московского священника Сильвестра был составлен знаменитый «Домострой» (XVI в.) — свод житейских правил и наставлений, возникших в боярской и купеческой среде Новгорода. Он защищал патриархальный уклад в семье, давал советы экономии, бережливости, ведения хозяйства.

^ Оживление культурных связей с другими странами мира в постмонгольский период привело к развитию жанра путевых очерков, так называемых древнерусских хождений (основоположником которого принято считать игумена Даниила, начало XII в.). В XV веке появились путевые записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию— «Хожение за три моря» (имеются в виду Каспийское, Аравийское и Черное) . Это был первый европейский письменный труд о хозяйственном укладе, культурных обычаях и религии Индии.Для устного народного творчества этого периода характерны былины, исторические песни, сказки, пословицы. В XIV—XV веках создается целый цикл летописных повестей и сказаний, посвященных борьбе Руси с золотоордынским игом. Наиболее значительными были «Сказание о Мамаевом побоище» и патетическая поэма рязанского священника Софония «Задонщина», литературным образцом для которой послужило «Слово о полку Игореве». В Новгороде возникли былины о Василии Буслаеве и Садко — богатом госте. Складывается жанр народных поэтических и исторических песен, многие из которых в переработанном виде вошли в летописные тексты, литературные сборники, легли в основу оригинальных произведений («Песня о Щелкане», повествовавшая о народном восстании в Твери в 1327 г., повести о битве на Калке, о славном защитнике Рязанской земли от полчищ Батыя богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска Меркурии; «Сказание о граде Китеже» и др.)1.

^ Большую роль в истории культуры России сыграло появление в 1553 г. книгопечатания. Первые издания не имели авторов и не датировались. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 году, когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. Книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стояли Иван Федоров и Петр Мстиславец. Они создали первые датированные печатные книги— «Евангелие» и «Апостол» . До конца XVI века было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания. Книгопечатание способствовало распространению грамотности и просвещения не только среди дворянства и духовенства, но и среди городского населения.

^ Научные знания. Этот период характеризуется ростом научных знаний и просвещения. Большое значение приобретают практические руководства по арифметике, геометрии, строительству техническим наукам. В Москве и Новгороде появляются часы, развивается кузнечное дело, налаживается чеканка монет, изготовление орудий и другие производства.Большой интерес проявляется к астрономическим явлениям.Развиваются медицинские знания. Очень ценными являются географические описания русских путешественников.Усложнение строительного и военного дела потребовало совершенствования математических расчетов В XVI веке умели производить действия над числами с дробями, пользовались знаками «плюс» и «минус».

Появились первые русские географические карты («чертежи»). В 50-х годах XVI века началось составление генерального чертежа всей страны, описание которого сохранилось в «Книге Большому чертежу». Изготовление пороха, развитие солеваренного производства требовали применения химических знаний. Различные сведения по биологии, медицине содержались в многочисленных «травниках» и «лечебниках»

В церкви происходила очень острая борьба за двух течений — иосифлян (Иосиф Полоцкий - ……..), кот. призывала к смирению, покорности, союзу с властью, и нестежателей (во главе монах Нил Сорский), которая провозглашала обязательное …, … как служение господу. В результате борьбы победили и иосифляне.

^ Декоративно – прикладное искусство.
С середины 14 века ювелирное искусство.Оклад «Евангелия Боярина Федора Кошки»

С чеканными рельефными фигурами и тончайшей сканью.В 16 веке чеканка и скань дополняются финифтью.В 17 в развивается растительная орнаментация.В 16 в появляется чернь,с ясным красивым рисунком. В 17в в черни нарастает узорчатость, восточные мотивы. Большое распространение получает басма-покрывающая изделия из дерева,украшающая фоны икон. В 14-15 в в ней использ.византийский орнамент цветов в кругах,с 17 века узоры приобретают русский характер.Увлечение пышной орнаментикой приводит к утрате художественной меры-ту же эволюцию испытало литье из цветных металлов(царь пушка Андрея Чохова)Увлечение узорностью форм в изделиях из железа(кованые решетки Москов. Церкви Георгия Неокесарийского)В резьбе по кости 15 век-формы звериного стиля в ажурном орнаменте.Резьба по дереву 14-16 в-(трон Ивана Грозного)Бытовая керамика 14-15 в груба и примитивна по форме.С 16 века применяются морение и лощение.Шитье -16 век,лучшие мастерские в Москве,при царском дворе.
^ Одежда.Быт и устои.

Характерные черты консервативность.Город был комплексом усадеб.На улицы и переулки выходили не дома,а глухие заборы.В каждой усадьбе были изба,хоз.постройки,сад-огород.Жилища у представит.высших сословий,крестьян-горожан-были срубными,из сосновых бревен ,топились по черному.В самых богатых домах каменные печи.Окна были большие,у богатых-слюдяные,у бедных-закрыты бычьим пузырем.

Одежда у знати из привозных тканей-сукно,бархат,аталас,парча.Шубы соболь,гонгостай.У обычного люда-шуба из овчины,белки.Головные уборы у крестьян-фетровые шляпы,зимой простой мех,у знати колпаки-с меховой оторочкой и драгоценными камнями.

Посуда в богатых домах-парадная из серебра,повседневная из олова.У простого люда-оловянная,деревянная.

Пища даже простого населения в это время была разнообразана.Хлеб ражаной,из ражаной муки пекли блины.Овощ распространенный репа.Разные каши,кисели.Недорогое было мяса,особенно-баранина.Рыба-сушаеная,вяленая,свежая,соленая.Напитки-ква и морс.

Скоромная и постная пища различались.Посты продолжались долго.К тому же на кадой недели были постные среда и пятница(где искл-молоко,масло,мясо)

Пищевой рацион бояр был более изыскане.

Семейный быт строился на безоговорочном подчинении главе семьи-жены и детей.За непослушание-телесные наказания.Браки заключались по воле родителей.

Итак, татаро-монгольское нашествие не сломило творческого духа русского народа. Не случайно культуру XV— XVI вв. специалисты иногда называют «русским Возрождением».


Похожие:

18. Культура Московской Руси iconУрок проект «Крещение Руси»
Формировать представление о том, как на смену языческой вере пришло христианство; показать значимость введения единой веры на Руси;...
18. Культура Московской Руси iconКультура Киевской Руси 10 класс
Выявить специфические особенности и основные этапы культурно- исторического развития Руси
18. Культура Московской Руси icon1. Крещение Руси и его значение
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
18. Культура Московской Руси iconИстория России Билет №1. Крещение Руси и его значение
Культура и быт древней Руси (устное народное творчество, литература,художественное ремесло, зодчество)
18. Культура Московской Руси iconКультура Древней Руси
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, их производство, хранение и передача
18. Культура Московской Руси iconКультура и искусство Древней Руси Фольклор
Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси
18. Культура Московской Руси iconУрок истории в 6 классе по теме «Культура Древней Руси»
Цель урока: Сформировать представления учащихся о особенностях культуры Древней Руси
18. Культура Московской Руси iconТема: Культура Древней Руси. Цели
В словаре существует 8 разных толкований того, что такое культура. В историческом контексте культура определяется как определённый...
18. Культура Московской Руси iconУрок всемирной истории для 7 класса Тема урока «Культура Северо-Восточной Руси XIV- xv вв.»
...
18. Культура Московской Руси iconКультура Древней Руси
Обычно при изложении истории культуры основное внимание уделяют духовной культуре, т к материальная культура рассматривается в связи...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница