1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория




Скачать 132,94 Kb.
Название1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория
Дата публикации26.05.2013
Размер132,94 Kb.
ТипРеферат
pochit.ru > Культура > Реферат


ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»


Кафедра философии и социологии

ОБЪЁМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к вступительному экзамену

по магистерской программе

«Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта»

по направлению 032100 (68) – Физическая культура


Рассмотрены и утверждены

на заседании кафедры

«30» апреля 2009 г., протокол № 10

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева
Автор-разработчик

д.биол.н., профессор, профессор кафедры

философии и социологии В. Е. Борилкевич

Санкт-Петербург

2009

^ Тема 1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория.

Определение социологии физической культуры и спорта как специальной социологической теории. Статус социологии физической культуры в структуре социологического знания.

Предмет и объект социологии физической культуры и спорта. Функции социологии физической культуры и спорта в науке и в обществе: познавательная (информационная и теоретическая) функция, мировоззренческая функция и организационно- управленческая.

Цель и задачи социологии физической культуры и спорта как учебной дисциплины.

Процесс институционализации социологии физической культуры и спорта, его специфика в России.

Основные этапы становления отечественной социологии физической культуры.

1 этап развития социологии физической культуры и спорта – 60-80 гг. ХХ столетия. Основные проблемы, изучаемые в отечественной социологии физической культуры и спорта. Формирование концепции социологии физической культуры и спорта в трудах отечественных ученых (Н. И. Пономарев, Арвисто, О. Мильштейн и др.).

2 этап развития социологии физической культуры и спорта – 90-е гг. ХХ века по настоящее время. Основные темы и проблемы, разрабатываемые социологией физической культуры и спорта.

Введение социологии физической культуры и спорта в систему высшего профессионального физкультурного образования.

Социально-экономические предпосылки дальнейшего развития и распространения социологии физической культуры и спорта.

Концепции социологии физической культуры и спорта в трудах отечественных ученых.

Социология физической культуры и спорта в 90-е гг.

Функции социологии физической культуры и спорта в науке и в обществе.
^ Тема 2. Социально-философские основы социологии физической культуры и спорта.

Основные направления современного философского знания о спорте.

Игровая теория Й. Хейзинги, элитарная концепция спорта Х. Ортега-и-Гассета, экзистенциалистская концепция Хайдеггера, марксистская теория спорта.

Базовые понятия социологии физической культуры и спорта.

Категория «культура». Содержание понятия в контексте социологии физической культуры и спорта: культура и физическая культура, культура и «сверхкультура».

Эволюция содержания понятия «спорт» в современной теории и в обществе.

Соотношение понятий «фитнес», «физическая культура», «здоровый образ жизни», «спортивный стиль жизни».

Категория « игра». Основные характеристики и свойства спорта как игровой деятельности. Игра и культура. Й. Хейзинга «Человек играющий: исследование игрового элемента в культуре».

Спорт как вид игровой деятельности на досуге и спорт профессионалов.

Теоретические и социально-политические особенности развития отечественной социологии физической культуры и спорта.

Марксизм – социально-философская основа советской социологии физической культуры и спорт. Деидеологизация спорта и физической культуры в постсоветский период. Возврат к гуманистической концепции спорта, либерализация сферы физической культуры и спорта.

Расширение социокультурного содержания физической культуры и спорта в современном российском обществе.

Игровая теория Й.Хейзинги «Человек играющий: исследование игрового элемента в культуре», элитарная концепция спорта Х. Ортега-и-Гассета.

Анализ понятий «фитнес», « физическая культура», «здоровый образ жизни», «спортивный стиль жизни».
^ Тема 3. Социализация, физическая культура и спорт.

Социальный слой как основа формирования личности. Культурно-обусловленная социализация. Этос тела (Э. Майнберг). Социокультурные особенности в двигательной сфере. Маусс «Техника владения телом» 1934 г. Исследование взаимосвязи между телесностью, культурой и обществом. Доказательство взаимосвязи физического поведения и культуры. Физическая активность и «кодекс хороших манер». Физическое поведение как отражение социального положения индивида. Классификация стилей владения телом Э. Майнберга.

Семья и физическая социализация. Взаимосвязь социального статуса человека и интереса в области двигательной активности и спорта. Социализация в спорте и социализация через спорт.

Агенты социализации в спорте, модели поведения и социального взаимодействия в спорте, спортивная среда. Социально одобряемые качества и социокультурные стереотипы, формирующиеся в ходе спортивной социализации и социально порицаемые.

Особенности социализации в сфере спорта высших достижений.

Классификация стилей владения телом Э.Майнберга.

Социализация в спорте. Социализации в сфере спорта высших достижений.

Социокультурные стереотипы, формирующиеся в ходе спортивной социализации.
^ Тема 4. Социальная дифференциация современного российского общества и формирование интересов в сфере физической культуры и спорта.

Формирование социальной структуры современного российского общества в новых социально-экономических условиях.

Особенности развития социальной структуры общества. Особенности социальной дифференциации современного российского общества: маргинализация общества, резкое расслоение по уровню жизни, отсутствие «среднего класса», образование новых социальных групп, формирование нового типа личности.

Социальная дифференциация и изменение ценностных ориентаций в сфере физической культуры и спорта.

Формирование интересов разных социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Западный стандарт как основа формирования интересов новой «буржуазии» и «деловых» людей» (гольф, конный и парусный спорт и т.п.).

Психофизические качества и физические кондиции как предмет престижа. Занятия спортом как элемент модного стиля жизни (фитнес).

Классификация социальных групп по интересам в сфере физической культуры и спорта: по возрасту (интересы подростков, молодежи, пенсионеров и т.п.); по полу; по социальной группе (бизнес-класс, интеллигенция т.п.); по принадлежности к профессиональной сфере ( силовые структуры, топ-модели МЧС и т.п.).

Развитие физической культуры и спорта в условиях рыночной экономики. Многообразие предложений в условиях рыночной экономики и многообразие возможностей в сфере физической культуры и спорта (распространение национальных и нетрадиционных видов физической культуры и спорта: кёрлинг, сават-бокс, батфайн, полиатлон, пилатос, русский кулачный бой, игры кубанских казаков и т.п.).

Развитие массового спорта в новых социально-экономических условиях как социальная проблема. Роль государства в этом процессе.

Классификация социальных групп в сфере физической культуры и спорта.

Социальная дифференциация и многообразие возможностей в сфере физической культуры и спорта.
^ Тема 5. Занятие спортом и социальное самочувствие молодежи.

Категория «социальное самочувствие» и ее сущность.

Интегративный характер понятия. Методология исследование влияния социальных процессов на самооценку человека. Иерархия потребностей А. Маслоу.

Операционализация категории «социальное самочувствие»: самооценка своего социального статуса, социальных ролей, социального престижа, социальных ожиданий и социальных притязаний.

Характеристика экзистенциальные потребности, доминирующих в современном обществе: потребностей физического существования. Потребности в безопасности и уверенности в будущем, социетальные потребности (потребности в одобрении другими людьми, в теплых взаимоотношениях с членами своей группы, участия в совместной деятельности). Престиж (потребность в уважении со стороны других людей, в социальном статусе, служебном росте, самоуважении, чувстве собственного достоинства).

Характеристика влияния занятий физической культурой и спортом на удовлетворение данной группы потребностей у занимающихся любительским спортом (по результатам конкретного социологического исследования, проведенного НИИКСИ СПбГУ в 2002 г).

Характеристика влияния занятий профессиональным спортом на социальное самочувствие спортсменов (по результатам конкретного исследования, проведенного на кафедре социологии ГАФК им. П. Ф. Лесгафта в 2002 г).

Самооценка: социального статуса, социальных ролей, социального престижа, социальных ожиданий и социальных притязаний.
^ Тема 6. Проблема гендерных отношений в социологии спорта.

Понятие гендера. Феминизм и гендер, гендерные роли, гендерная социализация, гендерное равенство. Социальные истоки возникновения и развития гендерной проблематики в социологии спорта.

Гендерные роли и спортивная деятельность. С. де Бовуар о роли спорта в жизни женщины в работе «Второй пол». Гендерная социализация и спорт. Феминизация современного спорта.

Динамика социальных стереотипов в сфере спортивной деятельности.

Гендерная проблематика в американской философии и социологии спорта.

М.Дункан. «Политика женских образов и действий…» Иллюстрация социально-психологического и идеологического механизмов возросшей популярности занятий оздоровительным спортом в американском обществе. Анализ стимулов к занятиям, основных мотивов и тайного смысла спортивной деятельности как воспроизводства идеала, сформулированного мужчинами. Политика средств массовой информации в изображении данного идеала и модного образа жизни.

А.Янг. «Отлучение женщин от спорта: концептуальное и экзистенциальное пространство» Автор выявляет причины гендерного неравенства в спортивных состязаниях. Основные из них - мужская природа спортивных состязаний и традиционное отношение к женскому телу как объекту управления мужчиной.

Д.Инглиш «Сексуальное равенство на спортивных состязаниях», Р. Симон «Справедливость гендера и несправедливость в атлетике» и другие работы.

Отечественные научные исследования в области женского спорта. Традиция и перспективы развития. Исследование гендерной проблематики в отечественной теории и социологии физической культуры и спорта.

Политика средств массовой информации в изображении данного идеала и модного образа жизни.

Д. Инглиш «Сексуальное равенство на спортивных состязаниях», Р. Симон «Справедливость гендера и несправедливость в атлетике».
^ Тема 7. Спортивная деятельность, девиантное поведение и социальный контроль.

Спорт как модель и средство социального контроля.

Макс Вебер «Экономика и общество»: игра как механизм поддержания порядка и социального контроля, социальные институты как механизм социального контроля. Харизматический характер спортивной деятельности. Соревнование как модель социального поведения человека.

Спорт как средство профилактики девиантного поведения. Спорт - средство перевоспитания «трудных» подростков. Физическая культура и спорт в пенитенциарных учреждениях.

Спорт как средство снятия эмоциональной агрессии. К.Лоренц «Агрессия»: «инстинкт агрессии» и спортивная деятельность. Агрессивность инструментальная и эмоциональная. Инструментальная агрессивность и спортивная деятельность.

Спортивная деятельность и снятия эмоциональной агрессивности. Спорт как экстремальная деятельность и экстремизм. Экстремальность в спорте, экстремальные виды спорта и экстремизм. Экстремизм как побочный продукт экстремальности. Вандализм футбольных болельщиков.

Спорт высших достижений в контексте теории девиантного поведения.

Спорт высших достижений как особая сфера деятельности элиты. Особенности социализации в сфере спорта высших достижений и проблема социальной самоидентификации спортсменов после завершения спортивной карьеры.

Агрессивность инструментальная и эмоциональная. Инструментальная агрессивность и спортивная деятельность.

Экстремальность в спорте.

Спорт высших достижений как особая сфера деятельности элиты.
^ Тема 8. Физкультурное образование как социальный институт.

Категория «образование»: социально-философская интерпретация (В. фон Гумбольдт), педагогическая интерпретация понятия (воспитание, обучение, образование), социологическое значение понятия (образование как социальный институт).

Социальные функции образования: познавательная (трансляция знаний и опыта, распространение знаний о технологиях, распространение знаний о новациях) социальная (обеспечение социальной динамики, регулирование отношений в обществе); гуманистическая (культивирующая и развивающая интеллектуальные и творческие способности, потенциал личности).

Социально-педагогический аспект образования: социализация (идентификация, индивидуализация и персонализация); адаптация (внутрисоциальная, трансрегиональная, транснациональная); интеграция (ролевая и карьерная).

Категория « физическое образование». П.Ф.Лесгафт о физическом образовании как о способности человека управлять и владеть своими действиями (методологическая база – теория Ламарка).

Категория « физкультурное образование» - предполагает уровень культуры личности, при котором человек становится способным самостоятельно моделировать свой образ жизни, стиль жизни и состояние здоровья. (90-е гг. ХХ века).

Развитие концепции высшего профессионального физкультурного образования:

1 этап. Высшие курсы П.Ф.Лесгафта – первое образовательное учреждение, включающее подготовку специалистов по физическому образованию университетского типа. ( либеральная модель образования).

2 этап. С 1931 до конца 1980-х гг. – изменение концепции образования от либеральной к профессионально-прикладной.

3 этап. В 1995 г. принят образовательный стандарт, по своему содержанию соответствующий либеральной модели образования.

2003 г. – начало 4 этапа развития высшего профессионального физкультурного образования – участие в Болонском процессе.

Физкультурное образование как социальный процесс: профессиональное (педагогическое, тренерское, управленческое, предпринимательское и т.п.), непрофессиональное – возрастное (детское, ювенологическое, акмеологическое, геронтологическое) и необходимое для профессиональной деятельности (для силовых структур, для руководящих работников и т.п.).

Функции физкультурного образования как социального института: универсальная (выработка знаний о человеческой психофизике, ее развитии и функционировании); специальная (обеспечение знаний, умений и навыков по сознательному формированию и поддержанию человеческой психофизики); специальная спортивная (выработка знаний и умений по отбору, подготовке и обеспечению высокого уровня спортивной деятельности).

Функции университетской модели высшего профессионального физкультурного образования в обществе, реализуемые в нем общественные потребности и соответствующий им уровень образования.

Категория « физкультурное образование».

Концепции высшего профессионального физкультурного образования.

Университетские модели высшего профессионального физкультурного образования в обществе.

Физкультурное образование как социальный институт.

Виды физкультурного образования.
^ Тема 9. Социальные группы в сфере физической культуры.

Характеристика основных социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Социально-демографическая характеристика групп, занимающихся физическими упражнениями и спортом. Социальный статус и формирование мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом. Спортсмены-любители, спортсмены - профессионалы как социальные группы. Спортивная элита. Болельщики и зрители. Спортивные «фанаты». Вандализм футбольных болельщиков как социальный феномен.

Социальный статус специалиста в области физической культуры. Конкурентоспособность специалиста в области физической культуры и спорта в современном российском обществе и его социальная мобильность. Различия в уровне социальной мобильности студентов различных спортивных специализаций. Социальные группы в сфере профессионального физкультурного образования: преподаватели и студенты. Социальный портрет студентов ИФК. Академическая элита как особая социальная группа.

Проблема выявления референтных групп в сфере физической культуры и спорта. Управленцы и менеджеры в сфере физической культуры и спорта Академическая элита как особая социальная группа.

Характеристика социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Спортсмены-любители и спортсмены - профессионалы как социальные группы.

Спортивная элита. Академическая элита как особая социальная группа.
^ Тема 10. Природа социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта.

Основания, происхождение и структура личностных и общественных проблем в сфере физической культуры и спорта. Рождение спорта и современные социальные проблемы. Различие социальных сред и характера социально-гуманитарных проблем России и Западного мира. Спорт как досуг, игра, труд, ритуал. Ценности в сфере физической культуры и спорта.

Классификация и генезис проблем в социальной сфере физической культуры и спорта.
^ Тема 11. Субъекты социальной сферы физической культуры и спорта: формирование и структура личностей, коллективов, учреждений.

Социальная мобильность спортсменов и специалистов по физической культуре и спорту. Достижения в спортивной карьере и переустройство жизни после завершения карьеры. Гендерные характеристики в спорте.

Проблемы индивидуальных стратегий образовательного и спортивного поведения.
^ Тема 12. Проблемы организационной среды спортивного мира.

Идентификация и социализация в сфере физической культуры и спорта. Основания дифференциации (образования групп, слоев) в сфере физической культуры и спорта. Спорт и социальное управление.

Проблемы взаимоотношений в спортивных коллективах.
^ Тема 13. Проблема социального формирования субъекта.

Социальная среда и формирование субъекта. Значение соревнований и конфликтов в развитии общества и культуры. Спорт и регуляция агрессии.

Становление индивидуального организма, личности и познающего субъекта.
^ Тема 14. Проблема формирования субъекта в сфере физической культуры и спорта.

Педагогика спорта. Концепции физической культуры и образования. Гуманитарный и инструментальный подходы в физической культуре и образовании. Физическая культура и социализация. Спорт и социализация.

Современные спортивные практики: тело как социальная форма личности.
^ Тема 15. Природа образовательных идеалов.

Социальное развитие. Образовательные идеалы в качестве аргументов социального развития. Образовательные идеалы России и Западного мира. Физическая культура и социальное развитие.

Образовательные идеалы в сфере физической культуры и спорта.
^ Тема 16. Представления о совершенстве и превосходстве в современном мире.

Эстетика спорта. Искусство и спорт. Героизм и трагизм в спорте. Олимпийское движение и социальный облик спортсмена. Олимпийская культура и спартианское воспитание.

Представления о совершенстве и превосходстве в Античности.
^ Тема 17. Тело и дух в процессе образования личности.

Социальность, культура и телесность человека. Телесная культура.

Модели физической культуры. Культура здоровья, здоровый образ и стиль жизни.

Цель физического образования.

Образовательный идеал П. Ф. Лесгафта.
^ Тема 18. Модели решения социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта.

Проблемы организационной среды спортивного мира: конфликты и решения. Проблемы взаимоотношений в спортивных коллективах: конфликты и решения. Проблемы индивидуальных стратегий образовательного и спортивного поведения: конфликты и решения.

Разбор и регулирование конфликтов в сфере физической культуры и спорта: структурные и другие возможные модели.
Тема 19. Значение активной образовательной среды для становления личности.

Двигательная активность и социализация индивида. Социальный статус и институты социализации. Социальные барьеры.

Непрерывное образование как фактор преодоления социально-гуманитарных проблем в сфере физической культуры и спорта.


Похожие:

1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория icon«Теория и методика физической культуры»
Общая цель физической культуры – употребление общественной потребности в людях здоровых, гармонически и всесторонне развитых, готовых...
1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория iconНаучная задача
Научная задача изучения местной истории. Исторический процесс. История культуры или цивилизации. Историческая социология. Две точки...
1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория iconПрактикум по управлению физической подготовкой в войсках и военно-учебных...
«Теория и организация физической подготовки войск» и является учебным пособием для курсантов I и II факультетов Военного института...
1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория iconФизической культуры и здоровьесбережения, к п. н
В последние годы усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни населения России, меняется социальный...
1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория iconТемы рефератов по социологии Социология
Социология: проблемы и перспективы (Социология как наука. Предмет и объект социологии. Функции и уровни. Социальные общности их характерные...
1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория icon-
Социология смк как специальная отрасль социологической науки. Предметная область социологии смк. Массовая коммуникация как социальное...
1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология физической культуры и спорта
Факультете экономики, управления и права фгоу впо «нгу им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория iconПримерный перечень тем докладов к семинару-контролю
Толстого Теория прогресса и обоснование народнического движения П. Л. Лаврова Бунтарско-анархическая доктрина М. А. Бакунина «Синтетическая»...
1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория iconПедагогическое внушение как средство повышения эффективности спортивной...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология основной образовательной программы
Фгоу впо «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница