Скачать 132,94 Kb.
|
ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург» Кафедра философии и социологии ОБЪЁМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к вступительному экзамену по магистерской программе «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта» по направлению 032100 (68) – Физическая культура Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «30» апреля 2009 г., протокол № 10 Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева Автор-разработчик д.биол.н., профессор, профессор кафедры философии и социологии В. Е. Борилкевич Санкт-Петербург 2009 ^ Определение социологии физической культуры и спорта как специальной социологической теории. Статус социологии физической культуры в структуре социологического знания. Предмет и объект социологии физической культуры и спорта. Функции социологии физической культуры и спорта в науке и в обществе: познавательная (информационная и теоретическая) функция, мировоззренческая функция и организационно- управленческая. Цель и задачи социологии физической культуры и спорта как учебной дисциплины. Процесс институционализации социологии физической культуры и спорта, его специфика в России. Основные этапы становления отечественной социологии физической культуры. 1 этап развития социологии физической культуры и спорта – 60-80 гг. ХХ столетия. Основные проблемы, изучаемые в отечественной социологии физической культуры и спорта. Формирование концепции социологии физической культуры и спорта в трудах отечественных ученых (Н. И. Пономарев, Арвисто, О. Мильштейн и др.). 2 этап развития социологии физической культуры и спорта – 90-е гг. ХХ века по настоящее время. Основные темы и проблемы, разрабатываемые социологией физической культуры и спорта. Введение социологии физической культуры и спорта в систему высшего профессионального физкультурного образования. Социально-экономические предпосылки дальнейшего развития и распространения социологии физической культуры и спорта. Концепции социологии физической культуры и спорта в трудах отечественных ученых. Социология физической культуры и спорта в 90-е гг. Функции социологии физической культуры и спорта в науке и в обществе. ^ Основные направления современного философского знания о спорте. Игровая теория Й. Хейзинги, элитарная концепция спорта Х. Ортега-и-Гассета, экзистенциалистская концепция Хайдеггера, марксистская теория спорта. Базовые понятия социологии физической культуры и спорта. Категория «культура». Содержание понятия в контексте социологии физической культуры и спорта: культура и физическая культура, культура и «сверхкультура». Эволюция содержания понятия «спорт» в современной теории и в обществе. Соотношение понятий «фитнес», «физическая культура», «здоровый образ жизни», «спортивный стиль жизни». Категория « игра». Основные характеристики и свойства спорта как игровой деятельности. Игра и культура. Й. Хейзинга «Человек играющий: исследование игрового элемента в культуре». Спорт как вид игровой деятельности на досуге и спорт профессионалов. Теоретические и социально-политические особенности развития отечественной социологии физической культуры и спорта. Марксизм – социально-философская основа советской социологии физической культуры и спорт. Деидеологизация спорта и физической культуры в постсоветский период. Возврат к гуманистической концепции спорта, либерализация сферы физической культуры и спорта. Расширение социокультурного содержания физической культуры и спорта в современном российском обществе. Игровая теория Й.Хейзинги «Человек играющий: исследование игрового элемента в культуре», элитарная концепция спорта Х. Ортега-и-Гассета. Анализ понятий «фитнес», « физическая культура», «здоровый образ жизни», «спортивный стиль жизни». ^ Социальный слой как основа формирования личности. Культурно-обусловленная социализация. Этос тела (Э. Майнберг). Социокультурные особенности в двигательной сфере. Маусс «Техника владения телом» 1934 г. Исследование взаимосвязи между телесностью, культурой и обществом. Доказательство взаимосвязи физического поведения и культуры. Физическая активность и «кодекс хороших манер». Физическое поведение как отражение социального положения индивида. Классификация стилей владения телом Э. Майнберга. Семья и физическая социализация. Взаимосвязь социального статуса человека и интереса в области двигательной активности и спорта. Социализация в спорте и социализация через спорт. Агенты социализации в спорте, модели поведения и социального взаимодействия в спорте, спортивная среда. Социально одобряемые качества и социокультурные стереотипы, формирующиеся в ходе спортивной социализации и социально порицаемые. Особенности социализации в сфере спорта высших достижений. Классификация стилей владения телом Э.Майнберга. Социализация в спорте. Социализации в сфере спорта высших достижений. Социокультурные стереотипы, формирующиеся в ходе спортивной социализации. ^ Формирование социальной структуры современного российского общества в новых социально-экономических условиях. Особенности развития социальной структуры общества. Особенности социальной дифференциации современного российского общества: маргинализация общества, резкое расслоение по уровню жизни, отсутствие «среднего класса», образование новых социальных групп, формирование нового типа личности. Социальная дифференциация и изменение ценностных ориентаций в сфере физической культуры и спорта. Формирование интересов разных социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Западный стандарт как основа формирования интересов новой «буржуазии» и «деловых» людей» (гольф, конный и парусный спорт и т.п.). Психофизические качества и физические кондиции как предмет престижа. Занятия спортом как элемент модного стиля жизни (фитнес). Классификация социальных групп по интересам в сфере физической культуры и спорта: по возрасту (интересы подростков, молодежи, пенсионеров и т.п.); по полу; по социальной группе (бизнес-класс, интеллигенция т.п.); по принадлежности к профессиональной сфере ( силовые структуры, топ-модели МЧС и т.п.). Развитие физической культуры и спорта в условиях рыночной экономики. Многообразие предложений в условиях рыночной экономики и многообразие возможностей в сфере физической культуры и спорта (распространение национальных и нетрадиционных видов физической культуры и спорта: кёрлинг, сават-бокс, батфайн, полиатлон, пилатос, русский кулачный бой, игры кубанских казаков и т.п.). Развитие массового спорта в новых социально-экономических условиях как социальная проблема. Роль государства в этом процессе. Классификация социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Социальная дифференциация и многообразие возможностей в сфере физической культуры и спорта. ^ Категория «социальное самочувствие» и ее сущность. Интегративный характер понятия. Методология исследование влияния социальных процессов на самооценку человека. Иерархия потребностей А. Маслоу. Операционализация категории «социальное самочувствие»: самооценка своего социального статуса, социальных ролей, социального престижа, социальных ожиданий и социальных притязаний. Характеристика экзистенциальные потребности, доминирующих в современном обществе: потребностей физического существования. Потребности в безопасности и уверенности в будущем, социетальные потребности (потребности в одобрении другими людьми, в теплых взаимоотношениях с членами своей группы, участия в совместной деятельности). Престиж (потребность в уважении со стороны других людей, в социальном статусе, служебном росте, самоуважении, чувстве собственного достоинства). Характеристика влияния занятий физической культурой и спортом на удовлетворение данной группы потребностей у занимающихся любительским спортом (по результатам конкретного социологического исследования, проведенного НИИКСИ СПбГУ в 2002 г). Характеристика влияния занятий профессиональным спортом на социальное самочувствие спортсменов (по результатам конкретного исследования, проведенного на кафедре социологии ГАФК им. П. Ф. Лесгафта в 2002 г). Самооценка: социального статуса, социальных ролей, социального престижа, социальных ожиданий и социальных притязаний. ^ Понятие гендера. Феминизм и гендер, гендерные роли, гендерная социализация, гендерное равенство. Социальные истоки возникновения и развития гендерной проблематики в социологии спорта. Гендерные роли и спортивная деятельность. С. де Бовуар о роли спорта в жизни женщины в работе «Второй пол». Гендерная социализация и спорт. Феминизация современного спорта. Динамика социальных стереотипов в сфере спортивной деятельности. Гендерная проблематика в американской философии и социологии спорта. М.Дункан. «Политика женских образов и действий…» Иллюстрация социально-психологического и идеологического механизмов возросшей популярности занятий оздоровительным спортом в американском обществе. Анализ стимулов к занятиям, основных мотивов и тайного смысла спортивной деятельности как воспроизводства идеала, сформулированного мужчинами. Политика средств массовой информации в изображении данного идеала и модного образа жизни. А.Янг. «Отлучение женщин от спорта: концептуальное и экзистенциальное пространство» Автор выявляет причины гендерного неравенства в спортивных состязаниях. Основные из них - мужская природа спортивных состязаний и традиционное отношение к женскому телу как объекту управления мужчиной. Д.Инглиш «Сексуальное равенство на спортивных состязаниях», Р. Симон «Справедливость гендера и несправедливость в атлетике» и другие работы. Отечественные научные исследования в области женского спорта. Традиция и перспективы развития. Исследование гендерной проблематики в отечественной теории и социологии физической культуры и спорта. Политика средств массовой информации в изображении данного идеала и модного образа жизни. Д. Инглиш «Сексуальное равенство на спортивных состязаниях», Р. Симон «Справедливость гендера и несправедливость в атлетике». ^ Спорт как модель и средство социального контроля. Макс Вебер «Экономика и общество»: игра как механизм поддержания порядка и социального контроля, социальные институты как механизм социального контроля. Харизматический характер спортивной деятельности. Соревнование как модель социального поведения человека. Спорт как средство профилактики девиантного поведения. Спорт - средство перевоспитания «трудных» подростков. Физическая культура и спорт в пенитенциарных учреждениях. Спорт как средство снятия эмоциональной агрессии. К.Лоренц «Агрессия»: «инстинкт агрессии» и спортивная деятельность. Агрессивность инструментальная и эмоциональная. Инструментальная агрессивность и спортивная деятельность. Спортивная деятельность и снятия эмоциональной агрессивности. Спорт как экстремальная деятельность и экстремизм. Экстремальность в спорте, экстремальные виды спорта и экстремизм. Экстремизм как побочный продукт экстремальности. Вандализм футбольных болельщиков. Спорт высших достижений в контексте теории девиантного поведения. Спорт высших достижений как особая сфера деятельности элиты. Особенности социализации в сфере спорта высших достижений и проблема социальной самоидентификации спортсменов после завершения спортивной карьеры. Агрессивность инструментальная и эмоциональная. Инструментальная агрессивность и спортивная деятельность. Экстремальность в спорте. Спорт высших достижений как особая сфера деятельности элиты. ^ Категория «образование»: социально-философская интерпретация (В. фон Гумбольдт), педагогическая интерпретация понятия (воспитание, обучение, образование), социологическое значение понятия (образование как социальный институт). Социальные функции образования: познавательная (трансляция знаний и опыта, распространение знаний о технологиях, распространение знаний о новациях) социальная (обеспечение социальной динамики, регулирование отношений в обществе); гуманистическая (культивирующая и развивающая интеллектуальные и творческие способности, потенциал личности). Социально-педагогический аспект образования: социализация (идентификация, индивидуализация и персонализация); адаптация (внутрисоциальная, трансрегиональная, транснациональная); интеграция (ролевая и карьерная). Категория « физическое образование». П.Ф.Лесгафт о физическом образовании как о способности человека управлять и владеть своими действиями (методологическая база – теория Ламарка). Категория « физкультурное образование» - предполагает уровень культуры личности, при котором человек становится способным самостоятельно моделировать свой образ жизни, стиль жизни и состояние здоровья. (90-е гг. ХХ века). Развитие концепции высшего профессионального физкультурного образования: 1 этап. Высшие курсы П.Ф.Лесгафта – первое образовательное учреждение, включающее подготовку специалистов по физическому образованию университетского типа. ( либеральная модель образования). 2 этап. С 1931 до конца 1980-х гг. – изменение концепции образования от либеральной к профессионально-прикладной. 3 этап. В 1995 г. принят образовательный стандарт, по своему содержанию соответствующий либеральной модели образования. 2003 г. – начало 4 этапа развития высшего профессионального физкультурного образования – участие в Болонском процессе. Физкультурное образование как социальный процесс: профессиональное (педагогическое, тренерское, управленческое, предпринимательское и т.п.), непрофессиональное – возрастное (детское, ювенологическое, акмеологическое, геронтологическое) и необходимое для профессиональной деятельности (для силовых структур, для руководящих работников и т.п.). Функции физкультурного образования как социального института: универсальная (выработка знаний о человеческой психофизике, ее развитии и функционировании); специальная (обеспечение знаний, умений и навыков по сознательному формированию и поддержанию человеческой психофизики); специальная спортивная (выработка знаний и умений по отбору, подготовке и обеспечению высокого уровня спортивной деятельности). Функции университетской модели высшего профессионального физкультурного образования в обществе, реализуемые в нем общественные потребности и соответствующий им уровень образования. Категория « физкультурное образование». Концепции высшего профессионального физкультурного образования. Университетские модели высшего профессионального физкультурного образования в обществе. Физкультурное образование как социальный институт. Виды физкультурного образования. ^ Характеристика основных социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Социально-демографическая характеристика групп, занимающихся физическими упражнениями и спортом. Социальный статус и формирование мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом. Спортсмены-любители, спортсмены - профессионалы как социальные группы. Спортивная элита. Болельщики и зрители. Спортивные «фанаты». Вандализм футбольных болельщиков как социальный феномен. Социальный статус специалиста в области физической культуры. Конкурентоспособность специалиста в области физической культуры и спорта в современном российском обществе и его социальная мобильность. Различия в уровне социальной мобильности студентов различных спортивных специализаций. Социальные группы в сфере профессионального физкультурного образования: преподаватели и студенты. Социальный портрет студентов ИФК. Академическая элита как особая социальная группа. Проблема выявления референтных групп в сфере физической культуры и спорта. Управленцы и менеджеры в сфере физической культуры и спорта Академическая элита как особая социальная группа. Характеристика социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Спортсмены-любители и спортсмены - профессионалы как социальные группы. Спортивная элита. Академическая элита как особая социальная группа. ^ Основания, происхождение и структура личностных и общественных проблем в сфере физической культуры и спорта. Рождение спорта и современные социальные проблемы. Различие социальных сред и характера социально-гуманитарных проблем России и Западного мира. Спорт как досуг, игра, труд, ритуал. Ценности в сфере физической культуры и спорта. Классификация и генезис проблем в социальной сфере физической культуры и спорта. ^ Социальная мобильность спортсменов и специалистов по физической культуре и спорту. Достижения в спортивной карьере и переустройство жизни после завершения карьеры. Гендерные характеристики в спорте. Проблемы индивидуальных стратегий образовательного и спортивного поведения. ^ Идентификация и социализация в сфере физической культуры и спорта. Основания дифференциации (образования групп, слоев) в сфере физической культуры и спорта. Спорт и социальное управление. Проблемы взаимоотношений в спортивных коллективах. ^ Социальная среда и формирование субъекта. Значение соревнований и конфликтов в развитии общества и культуры. Спорт и регуляция агрессии. Становление индивидуального организма, личности и познающего субъекта. ^ Педагогика спорта. Концепции физической культуры и образования. Гуманитарный и инструментальный подходы в физической культуре и образовании. Физическая культура и социализация. Спорт и социализация. Современные спортивные практики: тело как социальная форма личности. ^ Социальное развитие. Образовательные идеалы в качестве аргументов социального развития. Образовательные идеалы России и Западного мира. Физическая культура и социальное развитие. Образовательные идеалы в сфере физической культуры и спорта. ^ Эстетика спорта. Искусство и спорт. Героизм и трагизм в спорте. Олимпийское движение и социальный облик спортсмена. Олимпийская культура и спартианское воспитание. Представления о совершенстве и превосходстве в Античности. ^ Социальность, культура и телесность человека. Телесная культура. Модели физической культуры. Культура здоровья, здоровый образ и стиль жизни. Цель физического образования. Образовательный идеал П. Ф. Лесгафта. ^ Проблемы организационной среды спортивного мира: конфликты и решения. Проблемы взаимоотношений в спортивных коллективах: конфликты и решения. Проблемы индивидуальных стратегий образовательного и спортивного поведения: конфликты и решения. Разбор и регулирование конфликтов в сфере физической культуры и спорта: структурные и другие возможные модели. Тема 19. Значение активной образовательной среды для становления личности. Двигательная активность и социализация индивида. Социальный статус и институты социализации. Социальные барьеры. Непрерывное образование как фактор преодоления социально-гуманитарных проблем в сфере физической культуры и спорта. |
![]() | «Теория и методика физической культуры» Общая цель физической культуры – употребление общественной потребности в людях здоровых, гармонически и всесторонне развитых, готовых... | ![]() | Научная задача Научная задача изучения местной истории. Исторический процесс. История культуры или цивилизации. Историческая социология. Две точки... |
![]() | Практикум по управлению физической подготовкой в войсках и военно-учебных... «Теория и организация физической подготовки войск» и является учебным пособием для курсантов I и II факультетов Военного института... | ![]() | Физической культуры и здоровьесбережения, к п. н В последние годы усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни населения России, меняется социальный... |
![]() | Темы рефератов по социологии Социология Социология: проблемы и перспективы (Социология как наука. Предмет и объект социологии. Функции и уровни. Социальные общности их характерные... | ![]() | - Социология смк как специальная отрасль социологической науки. Предметная область социологии смк. Массовая коммуникация как социальное... |
![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине социология физической культуры и спорта Факультете экономики, управления и права фгоу впо «нгу им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» | ![]() | Примерный перечень тем докладов к семинару-контролю Толстого Теория прогресса и обоснование народнического движения П. Л. Лаврова Бунтарско-анархическая доктрина М. А. Бакунина «Синтетическая»... |
![]() | Педагогическое внушение как средство повышения эффективности спортивной... Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | ![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине социология основной образовательной программы Фгоу впо «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» |