Формирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения Автор: учитель начальных классов Давыдова Н. В




Скачать 345,26 Kb.
НазваниеФормирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения Автор: учитель начальных классов Давыдова Н. В
страница1/4
Дата публикации26.05.2013
Размер345,26 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
  1   2   3   4
Формирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения

Автор: учитель начальных классов Давыдова Н.В.

В соответствии с концепцией модернизации Российского образования «школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, рассмотрение предметных знаний и умений, как средства их достижений и развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образованияс учетом интересов и склонностей к творческой деятельности».

Возрастающая потребность общества в людях, способны творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро мняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость перехода на решение стратегических задач современного образования, которое заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализовать личные планы. В связи с этим встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Для проведения исследования был выбран класс, обучающийся по развивающей программе Л. В. Занкова, напрвленной на формирование творчески мыслящей личности, развитие у всех детей, в том числе и у слабых, устойчивого интереса к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске, на учение без принуждения, которое несет радость и желание обучения.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использоватьэти знания в жизни. Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству должно стать чертой личности человека, креативностью (от латинского – «сотворение»). Поэтому в деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связано с понятиями «способности», «развитие», «одарённость». В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребенка, акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен, - даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Не это ли состояние мы называем вдохновлением? Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной творческой личности. Важность развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащиеся считаю развитие речи. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. Поэтому решение данной проблемы я вижу в организации процесса обучения через развитие творческого мышления, воображения и творческих способностей учащихся. Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи являются уроки литературного чтения и русского языка. Здесь дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать.

Для того чтобы достичь желаемого результата надо создать условия для развития творческих способностей младших школьников.

  1. Изменение роли ученика. Изменение роли ученика, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности.

  2. Комфортная психологическая обстановка. Важен благоприятный психологический климат в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверии и требовательности.

  3. Создание внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие способностей.

  4. Корректная психологическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

  5. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке.

  6. Межпредметность. В процессе решения творческх задач необходимо использоватьзнания из разных областей. И чем сложней задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.

  7. Сосдание ситуаций успеха. Задания творческого характерадолжны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.

  8. Самостоятельность выполнения творческого задания. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивающие возможности.

  9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и формам, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности.

  10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений не способствует активизвции творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих заданий.

Учитель может достичь желаемого резельтата лишь в том случае, если он сам как личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску.

Полностью согласна с высказыванием Л.Н.Толстого в том, что «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…». Научить малыша переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова и тогда его речь станет ясной и яркой. Чтобы достичь этого, использую в своей работе комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности – учебу и игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность; проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств, фантазии и творчества. Особенно это важно на первых этапах обучения ребенка.

Деятельность учащихся и учителя связана с противоречиями в развитии речи и творческих способностей школьников. Так, в данном случае, по мере деятельности, направленной на управление успешностью обучения учащихся и развитием творческих способностей, учитель сталкивается с общими противоречиями между:

  • Традиционными методами и приемами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;

  • Имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;

  • Необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и дефицитом учебного времени.

Считаю, что своей системой работы я разрешаю эти противоречия.

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.

В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 4 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

1. Словесное развертывание образов произведения.

2. Театральная творческая деятельность.

3. Изобразительная творческая деятельность.

4. Музыкальная творческая деятельность.
Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного чтения

При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом. Целью данного метода является активизация художественного восприятия как в начале изучения произведения так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом. Творческое чтение – основа формирования высокого художественного вкуса и им движет любознательность. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, творческие задания, постановка на уроке учебной проблемы.

Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к. выразительность основанная на вдумчивом анализе текста содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

Что же нужно знать и уметь, чтобы научиться читать выразительно?

  1. Необходимо владеть техникой выразительной речи, т.е. голосом, дыханием, дикцией.

  2. Уметь определять для себя задачу чтения, т.е. точно понимать, какие чувства и мысли хотим передать слушателям.

  3. Уметь применять интонационные средства выразительности в точном соответствии с задачей чтения.

  4. Соблюдать законы жанра – произведения разного жанра читаются по-разному, нельзя использовать одни и те же средства речевой выразительности при чтении басни, юмористического рассказа и т.п.

Чтобы чтение учащихся было выразительным, нужно им помочь в выборе и использовании средств художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение) и средств звуковой выразительности (голос, интонация, темп, паузы, мелодика, логическое ударение).

Так, изучая тему «Скороговорки», предлагаю ученикам упражнения для развития силы голоса (читаем громко, еще громче, тише, еще тише), выбора интонации, логического ударения.

Главное средство речевой выразительности интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания:

- передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;

- прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;

- прочитай предложение с разной интонацией.

Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.

Можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «Не дам!». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей.

Обязательно должно быть выразительное чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который своей игрой (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) облегчает работу читателей-школьников, помогает им открыть в тексте новые глубины и оттенки. Выразительное чтение может осуществлять как сам учитель, так и профессиональный чтец (в записи); возможно также прослушивание записей спектаклей.

Выразительное чтение самих детей (наизусть или по книге) – это своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста, его интерпретация, практически выполняемая ребенком не только для себя, но и других. Такую работу можно проводить в виде конкурса чтецов.

Литературное произведение – это искусство слова, поэтому с первого класса использую такое творческое задание, как работа над художественным словом, его значением и формой. Слово позволяет осознать

ребятам мир своих чувств и учит их «метить» этим чувством слова, поэтому необходимо развивать у детей «чувства слова» - основы литературы как вида искусства. Для выявления выразительных возможностей слова дети выполняют специальные творческие задания. Они должны отвечать устно и письменно на, казалось бы, странные вопросы: «Какие настроения возникают у меня, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна» и т.д. Таким образом, ребенок прикасается к одной из самых глубинных тайн литературного творчества: к тому удивительному явлению, когда произведение «вырастает» из «зерна» одного-единственного слова, которое необычно, индивидуально прозвучало и вызвало целую гамму чувств.

В работе с детьми я использую прием «Литературный эксперимент». Цель данного приема – дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Наблюдаем, как звучит текст без авторского слова, как он изменился? Далее то или иное выражение дети находят в других текстах, придумывают собственные примеры, а затем употребляют эти выразительные средства в собственной речи.

Эффективным для понимания и нахождения художественных средств является такой прием, когда мы не заменяем слово, а «включаем» воображение: «Дождь барабанил по крыше» - как ты это представляешь.

Для воспитания внимания к слову я предлагаю детям составить кроссворд по прочитанному произведению или использую готовые кроссворды.

В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница». Это творческая игра в слово, игра словами, как говорил М. Горький. Суть игры такова. На доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы. Можно привлечь не только пословицы, но и поговорки, загадки, различные примеры детского фольклора.

Возможно использовать в работе над словом следующие задания:

Задание «Соединялки» учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например, линейка – книга, шляпа – мост, газета – верблюд, солома – телевизор, утюг – трамвай. Вопросы должны быть необычными или смешными.

Задание «Определение»

Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.

Задание «Парад домашних творческих достижений»

Даны слова: телефон, цирк, детский сад, торт и др.

Одна группа должна дать парадоксальное толкование каждого слова, а другая определяет лучшее толкование слов.
  1   2   3   4

Похожие:

Формирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения Автор: учитель начальных классов Давыдова Н. В iconУроках математики в системе развивающего обучения Л. В. Занкова Обобщение...
«Развитие логического мышления на уроках математики в системе развивающего обучения Л. В. Занкова»
Формирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения Автор: учитель начальных классов Давыдова Н. В icon"Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения"
Ерохина Валентина Николаевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения "Начальная общеобразовательная...
Формирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения Автор: учитель начальных классов Давыдова Н. В iconУчебно-тематический план двухнедельных курсов повышения квалификации...
Тема Психолого- педагогические особенности системы развивающего обучения Л. В. Занкова
Формирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения Автор: учитель начальных классов Давыдова Н. В iconОсновные условия развития творческих способностей младших школьников
Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших...
Формирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения Автор: учитель начальных классов Давыдова Н. В iconПроблемное обучение как метод развивающего обучения
В н6астоящее время известны дидактические системы развивающего обучения, разработанные под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова....
Формирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения Автор: учитель начальных классов Давыдова Н. В iconЛитературное чтение в системе развивающего обучения Л. В. Занкова
По системе развивающего обучения академика Л. В. Занкова я работаю около 10 лет. И если бы мне задали вопрос, который чаще задают...
Формирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения Автор: учитель начальных классов Давыдова Н. В icon«Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой...
Цель: развитие речевой деятельности младших школьников через формирование коммуникативных умений
Формирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения Автор: учитель начальных классов Давыдова Н. В iconУрок в системе личностно-ориентированного обучения
Она относится к модели инновационного, развивающего типа. Работая над темой «Развитие математических способностей учащихся через...
Формирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения Автор: учитель начальных классов Давыдова Н. В icon4. Курсы повышения квалификации 2008 год обучение на семинаре «Система...
Оренбургский государственный педагогический университет, 2006 год, по специальности «Педагогика и методика начального образования»,...
Формирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения Автор: учитель начальных классов Давыдова Н. В iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 2008-2009 учебный год
В 2008-2009 учебном году методическое объединение учителей начальных классов работало по теме «Формирование гражданственности младших...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница