Сказка Тема: «Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала»




Скачать 298,73 Kb.
НазваниеСказка Тема: «Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала»
страница1/2
Дата публикации26.05.2013
Размер298,73 Kb.
ТипСказка
pochit.ru > Культура > Сказка
  1   2

Муниципальное учреждение "Отдел образования администрации Борисовского района" ИМК


Муниципальное учреждение

"Отдел образования администрации Борисовского района"

МДОУ - центр развития ребёнка - детский сад "Сказка"

Тема:

«Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала»

Кабалина Ирина Ивановна,

Воспитатель
п. Борисовка

2010

Теоретическая часть

Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

Любовь к русской народной культуре и ее традициям надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству она обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Она прямо связана с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, педагог должен в ребенке пробудить чувство любви к родине, к ее национальной культуре.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

У каждого народа есть своя культура, свои обычаи, и все они передают от поколения к поколению. С древней­ших времен люди выражали в своей культуре свои взгляды па жизнь, приро­ду, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме, в предметах народного быта. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему по­колению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отно­шение к человеку, преданность человеческим идеалам. "Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, писал К.Д. Ушинский, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подраста­ющего поколения было ущербным — народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к националь­ному достоянию.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой; фор­мирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Поэтому воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, на мой взгляд, следует рас­сматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост интереса к духовной культуре нации. Люди пытаются глубже изучить историю своего народа, вникнуть в сущность национальных ценностей и интересов.

Возможность использовать духовно-нравственный потенциал отечественных традиций отражается во всех программах дошкольного образования («Детство», «Истоки», «Радуга» и др.) Следовательно, встает вопрос о формирование этнокультурной компетентности у дошкольников.

Таким образом, воспитание детей на основе этнографического материала является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Технология опыта

Исходя из вышеизложенного, я пришла к выводу, что знакомить детей с историей своей Родины, с ее укладом и народными традициями нужно начинать в дошкольном возрасте. Вначале я выявила исходный уровень сформированности знаний о народных традициях у детей своей группы. Для этого с детьми провела беседы о русских народных сказках. Рассказала им сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Терешечка». «Гуси - Лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка» и др.; спрашивали детей о том, какие русские народные праздники они знают, как их празднуют в детском саду, дома и какое участие в празднике принимают дети; разговаривали о русских народных играх, выяснила, зачем они нужны людям, детям.

По результатам ответов выяснила, что сказки детям хорошо известны, но дети не знают русских народных праздников, их отличий от других празднеств (Международный женский день, День Победы, Новый год). Также выяснилось, что у детей нет четкого представления о том, как празднуются русские народные праздники, в связи, с чем и для чего их празднуют. Также дети плохо отличали русские народные игры от всех игр.

Проанализировав знания детей своей группы, я сделала вывод, что знания у детей в данной области весьма схематичны, а порой и вовсе отсутствуют.

Прежде чем начать работу по данной теме, я определила пути формирования своей этнокультурной компетентности, которая заключалась в:

  • положительном отношение к этнокультуре и народной педагогике;

  • осознании значимости ознакомления детей с народными традициями;

  • повышенные интерес к истории и жизни русского народа;

  • интерес к способам внедрения этнокультурного компонента в содержание занятий, игр и т.д.

Для успешного решения проблемы я поставила перед собой цель:

приобщение ребенка к традиционной отечественной культуре, воспитание бережного отношения и любви к ней, воспитание уважения к народной культуре.

Задачи:

  • формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к произведениям русского народного творчества;

  • воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;

  • формирование у них целостного восприятия народной культуры.


Как же, используя современные подходы, осуществлять духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественных традиций?

Первое педагогическое условие – овладение словарем – необходимо для понимания детьми знаний о культуре и традициях своего народа. Подчеркиваю, что не просто представлений и знаний, а понимание этих знаний можно достигнуть не механическим повторением и заучиванием новых слов и понятий, а ярким иллюстрированием знаний значимыми эпизодами традиций и обрядов.

Второе педагогическое условие – создание мотивации, которое необходимо соблюдать для привлекательности знаний о народной культуре и, конечно, развития интереса у дошкольников к художественным и техническим приемам.

Знакомя детей с культурой нашего народа, встали вопросы:

• как донести до понимания детей особенности крестьянского быта, труда,

• как в доступной форме познакомить с фольклором, народными традициями, с русским народным творчеством, обрядами, праздниками.

Я определила следующие направления в работе:

1. Создание развивающей среды, способствующей развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на этнографический и краеведческий материал;

2. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, хороводы и т.д.), с целью приобщения к общим человеческим нравственным ценностям;

3. Знакомство с народными и обрядовыми праздниками и традициями.
Я разработала тематический план работы по приобщению детей к народной культуре своего народа, благодаря которому смогла распределить материал таким образом, чтобы учесть возрастные и индивидуальные особенности детей, а также охватить все разделы предполагаемой работы по данному разделу. В основе построения работы с детьми положила органичную связь тематического плана с народным календарем и социально-бытовым. Такой метод построения тематического плана делает его более реальным, жизненным, связывает занятия с окружающей жизнью

Осуществляла поставленные задачи постепенно, последовательно, с учетом возрастных особенностей ребенка, его индивидуальности и возможностей дошкольного учреждения. Процесс работы был непрерывным и с участием в нем родителей.

Для успешного формирования у детей знаний о народных праздниках и обычаях на основе этнографического материала, прежде всего я создала соответствующую предметно - развивающую среду.

В процессе формирования личности ребенка на этнографическом материале, я окружила детей образами самобытной культуры. С помощью родителей собрала предметы русского быта, подобрала образцы творчества наших предков, изготовила большое количество развивающих игр «Подбери головной убор», «Расскажи о предмете», «Что лишнее», «Опиши предмет» подобрала иллюстрации и картины, произведения русского народного творчества, народные игры. В группе оборудовала уголок русского быта. Это не просто уголок. Это место для игр и занятий с детьми. Все дети знают, что попасть туда не просто: нужно знать множество пословиц, поговорок, загадок и прибауток. Предметы русского быта: прялка, рубель, кухонная утварь - используются не только как наглядные пособия. В уголке можно свободно поиграть, используя все находящееся в нем.

И, конечно, предоставляется возможность детям высказывать и выражать в разнообразной деятельности свои впечатления, чувства, мысли. При этом я всегда была вместе с ребенком: трудилась, творила, помогала, учила. Стремилась к созданию особой атмосферы взаимопонимания взрослого и ребенка. Это атмосфера во многом способствовала раскрытию и развитию личности ребенка в процессе ознакомления с народной культурой.

Кроме этого в нашем детском саду имеется мини-музей русского быта, в котором с помощью родителей собран большой этнографический материал. Наш музей собирался "с миру по нитке" разными людьми, причем из вещей в подавляющем большинстве подлинных, а не "новоделов". А, наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий. Это тем более важно для впечатлительной детской души, для которой при этом "знания" об исторических предметах превращаются в "личную причастность к истории народа".

Перед человеком (и ребенком, и взрослым) уважающим, любящим и почитающим корни своего народа, его историю и святыни, встает трудное препятствие, навязанное нам - заведомое неуважение ко всему, что было в "темные времена", т.е. до эпохи автомобилей, мобильников и компьютерных игр. Как будто люди были глупее умом, грубее и примитивнее душой. И вот, в противовес этому, дети видят в экспозиции нашего музея народного быта подлинные народные костюмы, сочетающие удобства, вкус и красоту. В процессе музейных уроков раскрываю тему «Народный костюм». Важен разговор о поэтике и символике русского народного костюма. При этом отмечаю, что изготовить костюм с такими украшениями гораздо сложнее и длительнее, нежели обычную одежду. Но люди, и так живя в постоянном труде и лишениях (платье праздничное, но простонародное) все-таки тратили свое дорогое время и энергию души, чтобы создать красоту. С каким терпением, вниманием и вкусом девушки украшали свои наряды для того, чтобы "блеснуть" в хороводе, не теряя ни скромности, ни достоинства. В то время как большинство современных "героинь" добиваются внимания и признания бесстыдством и агрессивностью. Да, быт в старину был тяжел. Это видно детям по рубелю для стирки белья, по прялке, по коромыслу. Но тем острее осознается мудрая любовь человека к красоте, благодаря которой затейливо украшались и эти предметы, и многие другие - скатерти, рушники, посуда, половики.

В процессе музейных уроков я также знакомлю детей с укладом русской жизни, с русскими народными традициями.

Тему дома, домашнего уюта, начатую с пения колыбельных, продолжаю. Специальные занятия посвящаются разъяснению понятий «изба, дом, терем», а также «семья и семейный уклад»,

Первые «университеты» для малыша - его родной дом, его семья, ближайшее окружение. И именно поэтому темы «Дом» как сосредоточие жизни, мудрости старейших, их опыта, а также «Семья» и «Семейный очаг», являются ведущими в моей работе.

По предметам народного быта важно также, что я демонстрирую их детям не только как экспонаты, а в действии: платья и музыкальные инструменты на детских праздниках и досугах, прялка - при реальном прядении и т.д. Музей народного быта в целом помогает восстановить и укрепить, часто потерянные и ослабленные в современном мире, традиционные семейные, родовые связи. Поэтому в нашей горнице часто устраиваются "посиделки" детей и детей со своими родителями. Это учит общению родителей и детей и укрепляет семейные традиции, а значит и семью.

Всю работу я строю в тесном взаимодействии с историко-краеведческим музеем поселка Борисовка. Все проводимые занятия в музее проводятся согласно специально разработанному плану, совместно с научным руководителем музея. Музейные уроки посвящены темам: «Как жили наши предки», «В доме у прабабушки», «Борисовские умельцы» и др.

Организую музейные уроки и в русской избе детской библиотеки. Совместно с библиотекарями организуем беседы, конкурсы, посвященные русским и обрядовым праздникам: «Что в имени твоем», «Кто мои предки» «Широкая масленица» «Моя родословная» и др.

Большое место в своей работе я отвожу обрядовым праздникам.

Обряды для ребенка - это, прежде всего встреча с национальными обычаями, верованиями и суевериями, с театральностью. Зимний святочный обряд - пение рождественских колядок, ряжение, гадание, встреча старого нового года и посевание. В этом возрасте интерес вызывают былички - рассказы о домовых и разной нечисти

Знакомство с народным календарем (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны). При этом поясняю его связь с жизнью землепашца, с крестьянским трудом. Важно осознание ребенком причастности к этому доброму, мудрому миру, несущему радость через образы зверей и птиц («Петушок», «Зайка») - наших братьев меньших, через встречу с природой. Дети в процессе знакомства с народным календарем (по месяцам), участвуют в игровых действиях - в осенних работах по сбору урожая и заготовке впрок, выясняют, что такое осенины: капустник, рябинник, кузьминки... Совместно с музыкальным руководителем знакомим детей с песнями о труде. «Посмотрите, как у нас в мастерской» - игровая, «Буду жито жать» - жнивная, «Серпы золотые» - жнивная, «Восенушка, осень» - осенинная, «Ой, ниточка» - шуточная, «Эй, ребята, не жалейте» - трудовая припевка, «Уж ты, прялица» - плясовая.

Дети испытывают удовольствие, обыгрывая трудовой процесс, и одновременно получают представление о смысле и содержании труда.

Осень заканчивается обязательной игрой в посиделки, с приглашением родителей, на котором рассказывают выученный материал об осени, поют песни, водят хороводы.

А далее - начинается святочное веселье (рождественское колядование и ряженье). Затем наступает Масленица - проводы зимы. И, наконец, - приходит время закликания весны, зазывания птиц, постовых и пасхальных песен.

Летние месяцы посвящаю общению с природой, учу малышей закликанию дождя, песням о солнышке

Углубляю сведения о народном календаре. К примеру, сентябрь: 1 сентября - Фекла - собирает свеклу; 7 сентября - Тит - последний гриб растит; 8 сентября - рябинные осенины; 13 сентября - Киприан - уборка моркови, картофеля; 14 сентября - Симеон - выметают и хоронят мух и тараканов, чтобы пропали; 21 сентября - вторая встреча осени - осенины; 27 сентября - Воздвиженье - птицы в лет двинулись и т. д.

Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его

Это помогает детям также лучше, ориентироваться во Временных понятиях.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника, и мы в своей работе стараемся использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. На занятиях по родному языку мои дети знакомятся с русской духовной поэзией.

На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки. В Сочельник, накануне Рождества, мы с детьми собираемся в нашей любимой горенке, где тепло, по-домашнему проходят посиделки с родителями и гостями. Повара на кухне готовят сочиво - традиционное предрождественское блюдо. Конечно, каждому достается сочива по чайной ложечки, но впечатление у детей остается. Мы рассматриваем с детьми икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси.

На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы. Я с детьми изготавливаю рождественские звезды и начинается, интересное действо - игра-колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания. Это очень органично для психики детей, и мои дети удовольствием включаются в это действо, которое продолжается 12 дней. При этом дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей, а потом и сами включаются в общий праздник. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

Много положительных эмоций дети получают в праздники Пасхи и Троицы. Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники я воздействую на эмоциональную сферу детей и оставляю в их памяти глубокий след.

В настоящее время большое внимание уделяется укреплению семьи, повышения ее значимости в обществе. Поэтому в своей работе я отвожу особое место обрядовым традициям: рождение ребенка, свадьба, крестины, наречение именем и т.д.

Осень - время свадеб. Поэтому в это время естественен разговор о свадьбе, ее этапах: о сватовстве, девичнике, приезде жениха, родительском благословлении, свадебном пире.

К появлению в семье ребенка будущему малышу сооружали куклу-пеленашку, чтобы ребенок спал спокой­но, в колыбель к девочке клали гребень или веретено, а к маль­чику — маленький лук с тетивой (без стрел), при этом приговаривали: «Щекотиха-будиха, вот те­бе лучок, играй, а младенца не буди». До трех лет за младенцем приглядывали старшие. А затем отец сажал сына на коня и начи­нал учить ремеслам, стараясь оп­ределить, к чему более способен. Все это и многое другое дети узнают в процессе музейных уроков, игр, посиделок. Для обогащения знаний по данному разделу оформила альбом «Свадебный обряд», «Обряд крещения», «Моя родословная», привлекала родителей к сбору материала.

В целях уточнения знаний детей о русских традициях и обрядах у каждого ребенка имеется специальный альбом, в котором они отражают впечатления от полученных знаний.

Неизменным спутником русской обрядовой культуры является фольклор. До сих пор в некоторых деревнях и селах непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является ста­ринная крестьянская колыбель — люлька, или зыбка. В одних местах она подвешена за боковые ручки (лучки) к крюку или пружине; в других — к концу большой, слегка изогнутой жерди (очепу). Другой конец очепа при­креплен к потолку. Сидя около люльки, женщина ле­гонько подталкивает ее: вверх-вниз, вверх-вниз — и в ритме этого размеренного покачивания негромко, впол­голоса поет:

«А баю, баю, баю, Сидит котик на краю, Моет мордочку свою...»

Всего несколько тонов в простой колыбельной мело­дии, но какая она каждому сердцу близкая и родная: ее интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Колыбельные песни - школа жизни для ребенка, содержащая ценный информационный и большой эмоциональный потенциал.

В колыбельных ребенку сулят жизненные удачи и преуспевание: «Будешь в золоте ходить, парчеву шубу носить». Будущее не праздно, но заполнено трудом в поле, в доме: «Спи, посыпай, боронить поспевай». Колыбельная - это и заговор, оберег от всех скорбей, от всех напастей: «от лома-ломища, от зло-человечища».

Детям я сообщаю сведения о колыбели, люльке, устройстве и месте в доме, о тематике и выразительных средствах колыбельных песен в процессе музейных уроков, в игровой деятельности. Ребенок еще очень мало знает, еще не знает всего разнообразия род­ного языка, но его душа только наполняется солнечным светом, а он уже слушает родную мелодию, впитывает ее вместе с молоком матери.

Принимая ребенка в детский сад, я обращаюсь к родителям с просьбой красочно написать любимую колыбельную песенку своего малыша. И это не случайно. Главное назначение этих песен — влиять на психологическое состояние, пове­дение и настрой ребенка в момент его засыпания, пение их ребенку имеет боль­шое значение в его эстетическом и музыкальном вос­питании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики.

Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает малень­ких детей в пестушках, заговорах, потешках, прибаут­ках, сказках. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык, начинают понимать, что такое добро и зло, оплакивать несчастье героев и радоваться их счастью.

В пестушках проявляется опыт традиционной народ­ной практики телесного и психического воздействия на ребенка. Так, например, при исполнении потешки «Со­рока» я вожу круговыми движениями пальцев по ладош­ке ребенка, такое щекотание воздействует на пери­ферийные нервные окончания, что благоприятно для развития его слуха и речи; легкие поглаживания жи­вотика, спинки, пяточек в потешке «Ласочка» — один из старых способов гипнотического воздействия, веро­ятным результатом которого является психическая и физическая релаксация; разминание ножек, движения ручек, головки, приседания, наклоны во многих потеш­ках усиливают кровоток в мышечных тканях и способ­ствуют быстрому восстановлению затраченной в играх энергии; несильное постукивание по тельцу малыша, хлопки в ладоши, удары локотками в потешках «Ой, Ванечка-дружок», «Ладушки», «Локотки» тонизируют обмен веществ и т. д.

Ценность потешек и пестушек еще и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятель­ному творчеству, к восприятию и исполнению произве­дений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их творческом развитии. Поэтому, начиная свою работу с ознакомлением детей с русским народным творчеством посредством этнографического материала, я собрала большое количество песенок, потешек, пестушек, рассказывала их детям в процессе повседневной жизни, на занятиях, а также знакомила родителей с этим видом народного творчества.

К этому же разделу относится и знакомство с русскими народными сказками, так как они - сокровищницы народной педагогики, а также содержат богатейший этнографический материал, знакомящий детей укладом жизни русского народа, с его обычаями и обрядами, предметами быта. В процессе слушания русских народных сказок «Морозко», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Колобок» и многих – многих других у детей в непроизвольной форме формируются понятия о жизни в прежние времена.

Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, я тем самым приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом я имею в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Я разучила с детьми множество русских народных игр «Чехарда», «Лапта», «Салки», «Баня бабаня», хороводных «Заплетися, плетень» - орнаментальный хоровод, «Селезня я любила» - игровой хоровод. «Я капустку сажу» - орнаментальный хоровод (водят хоровод, повторяя узор танца за взрослым), «Горох» - хоровод (ходят в две шеренги, поочередно наступая друг на друга, «стенка на стенку»; музыкально-фольклорные игры «Гуси», «Кот и глячочки», «Мышка». «Молчанка», «Ой, хрен-господин», «Пчелы».

Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Я считаю, что если и дальше продолжать знакомить ребенка с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность

Всю работу по ознакомлению с русскими народным творчеством я веду совместно с родителями. Родители сначала отнеслись к данной работе без желания, так как тема была им незнакома. Я предложила им литературу, посоветовала побеседовать с бабушками и дедушками и получила хорошие результаты.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Ни для кого не секрет, что в настоящее время теряются родственные связи, далеко не всегда мы интересуемся нашими предками, историей своей семьи
  1   2

Похожие:

Сказка Тема: «Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала» iconВлияние русской народной сказки на воспитание дошкольников
Сказка – это одно из основных произведений народного фольклора, который включает в себя разные по жанру произведения. Почти такая...
Сказка Тема: «Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала» iconТема: повышение эффективности усвоения знаний за счет усиления эмоциональности...
Ожительной эмоциональной подачи материала на основе мультимедийных технологий позволит облегчить усвоение материала и снизить утомляемость...
Сказка Тема: «Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала» iconУрока, дата Тема Часы
Фольклорные традиции в литературе. «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Русская народная сказка. Литературная сказка....
Сказка Тема: «Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала» iconПрограмма самообразования учителя моу «сош №1 г. Карабаша»
«Использование этнографического игрового материала в работе с младшими школьниками как средство воспитания толерантности»
Сказка Тема: «Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала» iconОсновные аспекты историко-этнографического исследования этнической истории башкирского народа
Ii. Накопление материала по этническому составу и исто­рии расселения башкир. Башкирская этнонимия
Сказка Тема: «Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала» iconГ/ Конспекты занятий
Ознакомление дошкольников с комнатными растениями через организацию живых уголков в разных возрастных группах детского сада
Сказка Тема: «Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала» icon«Сказка для будущего поэта»
Литературная тема: Русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители»
Сказка Тема: «Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала» iconТема: «Управление художественно- эстетическим развитием дошкольников...
«Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое обращение взрослого с живой душой ребенка»
Сказка Тема: «Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала» iconСписок книг на лето для самостоятельного чтения
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне»
Сказка Тема: «Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала» iconПрограмма школьного краеведческо этнографического музея История села...
Цель : создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница