Методика изучения концепта «школа» в творчестве л. Н. Толстого с опорой на косвенные номинации




Скачать 54.04 Kb.
НазваниеМетодика изучения концепта «школа» в творчестве л. Н. Толстого с опорой на косвенные номинации
Дата публикации31.03.2013
Размер54.04 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Н.А. Кузнецова

Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Тула
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТА «ШКОЛА» В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. ТОЛСТОГО С ОПОРОЙ НА КОСВЕННЫЕ НОМИНАЦИИ
Концепты отражают антропологическую тенденцию в лингвистике, усилившуюся в последние десятилетия, а также дают возможность обнаружить значимые ментальные ценности, отражающие философию как всего этноса, так и отдельных художников слова.

Косвенные номинации являются одним из наиболее продуктивных средств репрезентации представлений о школе. В основе анализа лежит учение о внутренней форме слова, положение о том, что внутренняя форма слова содержит стереотипы, установки. Внутренняя форма слова обычно определяется как сохранившееся в слове представление о первичном признаке, лежащем в основе понятия. (Точнее было бы определить внутреннюю форму слова как семантическую или структурную соотнесенность лексической или грамматической морфемы слова с другими морфемами данного языка, которая может возникать в представлении говорящих при анализе структуры этого слова.) Внутренняя форма слова – это признак, который составляет основу наименования. Этот признак является своеобразным представителем явления или предмета. В основу наименованя слова «кукушка» положен признак характерного крика, хотя кукушка может быть охарактеризован с разных сторон – размера, цвета, формы. С помощью буквального прочтения слова можно объяснить, почему данная реалия названа именно так, а не иначе.

В результате обобщения внутренних форм появляется базовый образ. Базовый образ – своеобразный набор признаков – служит для кумуляции мировидения, отражает культурно-национального опыта лингвокультурной общности. Следующим шагом является соотнесение образа с культурным кодом. Культурный код – это совокупность символов и знаков культуры, то есть, если рассматривать культуру как пространство, состоящее из элементов, то роль этих элементов играют культурные коды. Культурные коды классифицируются в зависимости от того, каким базовым образом оперирует.

Антропоморфный культурный код продуцирует понимание действительности в форме олицетворения, анимический использует гештальт «растение», акциональный код опирается на базовый образ «действие», фетишный – предмет, биоморфный – на образы животных, насекомых. (Токарев 2003)

Так, например, школа и ее атрибуты в творчестве Л.Н. Толстого часто осмысляются посредством гештальта «человек», то есть в рамках антропоморфного культурного кода. Как человек школа понимается в своем развитии, а также в отношении внешних социальных связей. «Школа развивалась свободно из начал, вносимых в нее учителем и учениками». Яснополянская школа сравнивается с любимым ребенком: «То, что для первых кажется разумным, не могущим быть иначе, как черты лица любимого, хотя и некрасивого ребенка, росшего на глазах – для новых учителей представляется иногда исправимым недостатком».(Толстой 1936, Т. 8: 29). Процесс длительного преподавания в школе, приверженность ее правилам характеризуется у Толстого как дружба. Школа-человек может иметь своих друзей: «…старые учителя - …друзья нашей школы…». В рамках антропоморфного культурного кода понимается все развитие школы. Школа наделяется психическими и физическими качествами человека: «Как всякое живое существо, школа не только с каждым годом, днем и часом видоизменяется, но и подвержена временным кризисам, невзгодам, болезням и дурным настроениям» (Там же).

Антропоморфный культурный код используется Толстым для концептуализации таких аспектов школы, как особенности внутренней организации, формирования и развития, внешние социальные связи. Подобное понимание связано с эмотивным переживанием педагогической деятельности. Школа для писателя не интересное занятие или предмет исследований, а живое существо, человек, друг, ребенок. Подобные характеристики предполагают и определенное отношение к школе: невозможность опытов, насилия над естественным протеканием; необходимы любовь и дружбы.

Акциональный культурный код продуцирует квазистереотипы, отражающие те или иные виды деятельности. В рамках данного культурного кода вербализуются представления о деятельности учителя и учеников. Символом школы становится религия. Школа как «храм», «правила учителя» – «заповеди», обучение – «обряд конфирмации»: «На вопрос у взрослых мужчин и женщин, почему они не учатся после школы, не почитают того или другого, все ответили, что они уже совершили обряд конфирмации… и получили диплом» (Толстой 1936, Т. 8: 393); педагогическая деятельность понимается как очень ответственное задание, а главное, богоугодное дело («Да, великий грех людей, взявшихся за дело образования, просвещения, если они по мере сил своих, не постараются исправить то ужасное зло обмана, совершаемое над детьми»)(Толстой 1936, Т.38: 159). Синонимами плохо выполняемого «школьного дела» становятся «зло», «обман», «большой грех», «преступление» («И потому было бы большим грехом и преступлением, если бы вы, сельские учителя, не постарались…заложить в восприимчивые, алчущие правды сердца порученных вам детей основы вечных, религиозных истин и настоящей христианской нравственности…») (Там же).

В таком понимании школы отражается близость нравственно-религиозных и педагогических убеждений Л.Н. Толстого. Сравнение атрибутов педагогического дела с религиозными реалиями говорит о том, что для Толстого школа – это не просто учебно-образовательное учреждение, а совокупность сложившихся воззрений, основанных на определенной вере. Понимание школы как религии может говорить о непоколебимости педагогических убеждений.

В рамках того же акционального культурного кода у Толстого действуют квазисимволы «тюрьма», «болезнь», но они характерны для раннего периода творчества Толстого. («Я начинал надеяться, что наказание мое ограничится заточением», «Катенька, Любочка и Володя посмотрели на меня в то время, как St-Jerome за руку проводил меня через залу, точно ч тем же выражением, с которым мы смотрели на колодников, проводимых по понедельникам мимо наших окон» (Толстой 1936, Т. 2: 46), «…как только проявляются в нем (школьнике) симптомы болезни – лицемерие, бесцельная ложь, тупик, и т.п. так он уже не составляет несоответствие в школе…», «На вопрос у взрослых мужчин и женщин, почему они не учатся после школы, не почитают того или другого, все ответили, что они уже совершили обряд конфирмации, выдержали карантин школы и получили диплом…»).(Толстой 1936, Т. 8: 393)

Можно говорить, что в основу легли детские воспоминания, впечатления от просмотра заграничных заведений, первые попытки работы в качестве педагога (статьи «Письмо к неизвестному о немецких школах» (1861) «Воспитание и образование» (1862).

Гораздо реже встречаются у Толстого понимание школы в рамках фетишного культурного кода. Чаще всего опредмечивается образование. Оно осмысляется как жизненно необходимый компонент (вода, воздух, еда: «И ежели народ говорит, что не нужно бы образовываться, то он говорит то, что сказала бы лошадь, которая для себя везет воз сена, что не нужно бы было ее мучать» (Там же), что несомненно несет положительные коннотации. Такое сравнение дает возможность представить образование как некий предмет, обладание которым обеспечивает владельцу жизнь. Уподобление отвлеченного понятия предмету позволяет Толстому более четко, явственно объяснить читателю свои взгляды.

Подобный анализ образов через призму культурных кодов помогает интерпретировать их значение, идентифицировать культуру в языке.

Таким образом, наиболее продуктивным у Толстого является антропоморфный культурный код, проецирование качеств предмета на человека, помогает писателю отразить собственное отношение к явлению. Посредством акционального культурного кода писатель отмечает значимость рассматриваемого предмета, а вот фетишный культурный код помогает донести до читателя авторское понимание отвлеченных понятий.
Литература

  1. Токарев Г.В. Концепт как объект лингвокультурологии (на материале репрезентаций концепта «Труд» в русском языке). – Волгоград, 2003.

  2. Токарев Г.В. Проблемы лингвокультурологического описания концепта (на примере концепта «Трудовая деятельность»). – Тула, 2000.

  3. Толстой Л.Н Полн. собр. соч. в 90т/ Л. Н. Толстой. – М. – Л., 1928-1958

Т. 1: Детство, Юношеские опыты/ Л.Н. Толстой. – М., 1928.

Т. 2: Отрочество. Юность/ Л. Н. Толстой. – М.- Л., 1930.

Т. 8: Педагогические статьи 1860 – 1863/ Л. Н. Толстой. – М., 1936.

Т. 37: Произведения 1906-1910/ Л. Н. Толстой. – М., 1956.

Т. 38: Произведения 1909-1910/ Л.Н. Толстой. – М., 1936.

  1. Толстой, Л.Н Педагогические сочинения/Л. Н. Толстой/ сост., комментарии В.А. Вейкшан.- М.,1953.

Похожие:

Методика изучения концепта «школа» в творчестве л. Н. Толстого с опорой на косвенные номинации iconХарактеристика индивидуально-авторского концепта «Школа» в идеосфере Л. Н. Толстого

Методика изучения концепта «школа» в творчестве л. Н. Толстого с опорой на косвенные номинации iconМетодика изучения учебной мотивации по итогам обучения в 1-м классе...
Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы (9 кл.) 10
Методика изучения концепта «школа» в творчестве л. Н. Толстого с опорой на косвенные номинации iconМобу «иншинская сош им. Л. Н. Толстого» 2011-2012 учебный год
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Иншинская средняя общеобразовательная школа им. Л. Н. Толстого»
Методика изучения концепта «школа» в творчестве л. Н. Толстого с опорой на косвенные номинации iconГосударственный педагогический
Читателя-школьника; методика изучения русского языка и литературы в профильной школе; литературное краеведение и методика проведения...
Методика изучения концепта «школа» в творчестве л. Н. Толстого с опорой на косвенные номинации iconКосвенные налоги: экономическая природа, состав и назначение
Косвенные налоги являются регрессивными, так как на них влияет стоимость покупки, а не доход потребителя. К ним относятся акцизы,...
Методика изучения концепта «школа» в творчестве л. Н. Толстого с опорой на косвенные номинации iconКосвенные налоги: экономическая природа, состав и назначение
Косвенные налоги являются регрессивными, так как на них влияет стоимость покупки, а не доход потребителя. К ним относятся акцизы,...
Методика изучения концепта «школа» в творчестве л. Н. Толстого с опорой на косвенные номинации iconРабочая программа по математике умк «Школа 2100» учителя Элембаевой Н. В
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком...
Методика изучения концепта «школа» в творчестве л. Н. Толстого с опорой на косвенные номинации iconМетодика изучения экологии с учетом регионального компонента в дополнительном...
Методика изучения экологии с учетом регионального компонента в дополнительном образовании «Организация и методика работы по исследованию...
Методика изучения концепта «школа» в творчестве л. Н. Толстого с опорой на косвенные номинации iconЛекция №26. Лев Толстой. Женитьба и семейная тема в жизни Л. Н. Толстого
Толстого. Уже вышла его “Трилогия” и имела успех, он – обладатель хорошего литературного имени и сотрудничает в “Современнике”, позднее...
Методика изучения концепта «школа» в творчестве л. Н. Толстого с опорой на косвенные номинации iconОтчего дома в творчестве С. Есенина
Образ Николеньки Иртеньева в повести Л. Н. Толстого«Детство»: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. Как не любить,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница