Рабочая программа по краеведениию для 5 класса моу «сош №30 с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья».




Скачать 98,44 Kb.
НазваниеРабочая программа по краеведениию для 5 класса моу «сош №30 с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья».
Дата публикации23.05.2013
Размер98,44 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 с углубленным изучением

отдельных предметов»

г. Энгельса Саратовской области



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________ /

ФИО

Протокол № ___

от «___»_____________2011г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 30»
______________/Ткаченко И.А./

ФИО
«_____»______________2011г.


«Утверждаю»

Руководитель

^ МОУ«СОШ№ 30»
_____________/Зизевская Т.Н./

ФИО

Приказ № ___

от «____»____________2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Мельниковой Ольги Анатольевны,

учителя первой категории,

по краеведению для 5 класса

«Культура народов Поволжья»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «_____»____________2011г.

г. Энгельс

^ Раздел 1. Пояснительная записка .

Рабочая программа по краеведениию для 5 класса МОУ «СОШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья». КИЦ- «Саратовтелефильм»- «Добродея». 2008 г.(авторы Юнг Е.Л,Сторожева Т.Ю) и

учебного пособия для 5 класса «Волжские сказки,легенды,были»КИЦ- «Саратовтелефильм»- «Добродея.2008 г.(Составитель Толкачева Л.П.) Данный курс предусматривает изучение предмета в 5 классе- 34 часа.

Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы .Специфика его- двойственная природа,соединение литературы как искусства слова с этнографией. Необходимость введения курса «Культура народов Поволжья» продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей .Эти народы издавна проживают друг с другом,их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища ,некоторых интересных обычаях. Этот курс призван сформулировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая обозначает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

^ Цель обучения .Воспитание художественного вкуса обучающихся в соединении литературы как искусства слова с этнографией; углубление знаний о народностях, населяющих Поволжье, их традициях и обычаях.

^ Задачи обучения:

-углубление и расширение знаний о народах данного края;

-развитие умения понимать, любить и беречь родное слово;

-воспитание интереса и любви к родному краю, к своей малой родине;

-формирование здорового образа жизни и укрепления здоровья посредством экскурсионной работы.

^ Раздел 2. Учебно-тематический план.

Перечень разделов

Кол-во часов

Вид занятий

Виды деятельности и формы

Формы и методы контроля

Введение

3

Знакомство с целями и задачами курса

Беседа с классом,определение жанров фольклора,экскурс в историю




Предание волгарей

1

Усвоение новых знаний

Приведите примеры названий великой реки Волги. Работа с ТПО

Создание легенды(творческая работа)

Топонимика

4

Усвоение новых знаний

Экскурс в историю своего района. Литературные произведения о родном городе. Экскурсия в музей Л. Кассиля.

Самостоятельная работа «О происхождении города, в котором живешь

Моя родословная

2

Практическое занятие

Работа по сбору материала, собранного в семье

Составление родословной (проект)

Обитатели Древней Волги

1

Усвоение новых знаний

Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области»




Сербы

1




Беседа с классом, работа с ТПО




Татары

1




Рассказ о современных татарах, выпуск газет




Чуваши

1




Нарисовать иллюстрацию. Работа с ТПО




Мордва

1

Урок контроля

Работа с выразительными средствами языка.

Самостоятельная работа

Русские

4

Обобщающий урок

Экскурсия в музей краеведения

Сочинение о происхождении русского народа

Немцы

3




Экскурсия в Энгельсский архив немцев Поволжья




Казахи

2

Усвоение новых знаний

Работа в ТПО




Украинцы

2




Составление викторины или кроссворда

Сочинение сказки (творческая работа)

Калмыки

2




Работа в ТПО, Инсценирование




Создание итогового проекта «Мы разные ,но мы вместе –Россия.

3

Обобщающий урок, подведение итогов

Работа над проектом, Экскурсия в Саратовский краеведческий музей

Защита проекта

Резерв

2

Подведение итогов







^ Раздел 3.Содержание тем учебного курса

Введение

Знакомство с целями и задачами курса, предметов изучения этнографии и фольклора. Народы, проживающие на берегах Волги сегодня .Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира) Крупные города, края ,автономии. Фольклор как форма познания и эстетического восприятия окружающего мира. Знакомство с жанрами .

^ Предания волгарей

Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке. Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Предания, записанные М. Ежовым, - «Как вас прозывают», «Первый силач Волги»,Машинист «,Лоцман»,»Медвежий парад»,»Потайное подземелье»,Г. Шенеманон -«Пароход на лугу»(по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя. «Ковыли»- легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.

Топонимика

Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём? Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся . Место моей семьи в истории родного края и на карте области. Предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.

Экскурсия в местный краеведческий музей «История города»

^ Моя родословная

Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.

Творческая работа .Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье , характерного для каждого поколения.) Выступление учащихся (по желанию)

^ Обитатели Древней Волги

Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания. Предания и легенды о народах, проживающих в нашем крае. Творческая работа. Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области»(оформление мини-карта)

Сербы

Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня . Календарно-праздничный цикл. Сербские сказки.

Татары

Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни . Национальный костюм. Национальная кухня Календарно- праздничный цикл. Нравственные идеалы, утверждаемые в сказках, в легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках.

Чуваши

Чуваши на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня . Календарно-праздничный цикл. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах.

Мордва

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня . Календарно-праздничный цикл. Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности . Герои. Сюжеты.

Русские

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома .Этикет гостеприимства .Этикет семейной жизни Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. «Утесы над Волгой», «Наказание Волги», «Казань», «Русланушка», «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Воцарение Ивана Грозного», «Свеча». Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).

Немцы

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома .Этикет гостеприимства .Этикет семейной жизни Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк «Немецкая история», Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. Сказки. «Госпожа метелица», «Червячок и скворец». Творческая работа. Как немцы на Волгу попали(жанр выбирают учащиеся).Экскурсия в архив на выставку «Из истории немцев Поволжья».

Казахи

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах »,легенда о Ер-Каптагае, сказка «Мастер Али».

Украинцы

«Откуда есть пошла украинская земля ?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. «Иван-да-Марья». Творческая работа. Сочинение сказки.

Калмыки

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома .Этикет гостеприимства .Этикет семейной жизни Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Легенды и придания калмыков. «Почему комар жалобно поет», «Сказка о родном крае», «Лотос», «Как ленивый старик работать стал», «Три мудреца».

^ Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе-Россия».

Защита проекта.

Экскурсии

Раздел 4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны знать /уметь:

-о богатстве истории народов и культуры данного региона;

-авторов и художественные произведения родного края;

-пользоваться навыками музейно-экскурсионной работы.

Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения.

1.Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса, сост. Л.П.Толкачева.-Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008.

2.Юнг Е.Л.,Сторожева Т.Ю., Толкачева Л.П.Рабочая тетрадь к пособию «Волжские сказки,легенды, были» для 5 класса.-Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008

3.Юнг Е.Л.,Сторожева Т.Ю. Методические рекомендации и этнографические материалы для проведения занятий по программе «Культура народов Поволжья.»- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008.

^ Календарно –тематическое планирование.



Дата проведения

Тема урока

Корр.

1




Введение. Предмет изучения этнографии и фольклора




2




Крупные города края




3




Покровск-малая моя родина




4




Предания волгарей




5




Топонимика




6




Литературные произведения о родном городе




7




Л.А.Кассиль - мой земляк




8




Экскурсия в музей Л.Кассиля




9




Моя родословная(работа над проектом)




10




Защита проекта(составление родословной)




11




Обитатели Древней Волги




12




Сербы. Историческая справка




13




Татары




14




Чуваши на Волге




15




Мордва. Быт и обычаи




16




Русские. Историческая справка




17




Что значит быть русским




18




Обрядовая поэзия




19




Экскурсия в музей краеведения




20




Немцы




21




Как немцы на Волгу попали? (творческая работа)




22




Экскурсия в Энгельсский архив




23




Казахи




24




Сказания и легенды




25




Украинцы. Быт и обычаи




26




Сочинение сказки (творческая работа)




27




Калмыки




28




Интересные обычаи




29




«Мы разные, но мы вместе – Россия» (работа над проектом)




30




Защита проекта




31




Экскурсия в музей г. Саратова




32




Подведение итогов




33




Резерв




34




Резерв




Похожие:

Рабочая программа по краеведениию для 5 класса моу «сош №30 с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья». iconУправление образования калининского района прика з
ОУ. Наибольшее количество призовых мест заняли учащиеся моу сош с углубленным изучением отдельных предметов №124 – 33, моу сош с...
Рабочая программа по краеведениию для 5 класса моу «сош №30 с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья». iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса соответствует...
Заместитель директора школы по увр моу сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Губкин
Рабочая программа по краеведениию для 5 класса моу «сош №30 с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья». iconРабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса соответствует...
Заместитель директора школы по увр моу сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Губкин
Рабочая программа по краеведениию для 5 класса моу «сош №30 с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья». iconРабочая программа по физике для 9класса составлена на основе Федерального...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по краеведениию для 5 класса моу «сош №30 с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья». iconРабочая программа по физике для 8А и 8Б классов составлена на основе...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по краеведениию для 5 класса моу «сош №30 с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья». iconПрограмма работы с родителями учащихся класса на период с 2001-2008гг....
Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы на основе нормативных документов Управляющего совета
Рабочая программа по краеведениию для 5 класса моу «сош №30 с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья». iconРабочая программа по физике для 10 класса составлена в соответствии...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по краеведениию для 5 класса моу «сош №30 с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья». iconДиректора моу «гатчинская сош №9 с углубленным изучением отдельных...
Директора моу «гатчинская сош №9 с углубленным изучением отдельных предметов» по итогам
Рабочая программа по краеведениию для 5 класса моу «сош №30 с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья». iconПрограмма для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель...
«Средняя общеобразовательная школа №28 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по краеведениию для 5 класса моу «сош №30 с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья». iconУчитель математики моу сош№9 с углубленным изучением отдельных предметов...
Учитель математики моу сош№9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Серпухова Леднева Т. В. и учитель математики моу сош№5...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница