Пояснительная записка Общеобразовательная программа мадоу «Покчинский детский сад»




НазваниеПояснительная записка Общеобразовательная программа мадоу «Покчинский детский сад»
страница1/13
Дата публикации21.05.2013
Размер1.54 Mb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Принята

на заседании

Совета педагогов

протокол № 3

«23» января 2012 г.

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ

«Покчинский детский сад»

_______________Т.И.Кулешова


ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Содержание общеобразовательной Программы:

Основная часть

1. Пояснительная записка:

- возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении;

- приоритетные направления деятельности образователь­ного - цели и задачи деятельности образовательного учрежде­ния по реализации основной общеобразовательной програм­мы дошкольного образования;

- особенности осуществления образовательного процесса;

- принципы и подходы к формированию Программы.

2. Организация режима пребывания детей в образователь­ном учреждении.

3. Содержание психолого-педагогической работы по освое­нию детьми образовательных областей.

  1. Содержание коррекционной работы.

5. Планируемые результаты освоения детьми основной об­щеобразовательной программы дошкольного образования.

6. Система мониторинга достижений детей.

7. Организационно-педагогические условия реализации образовательной Программы.

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников.




  1. Пояснительная записка

Общеобразовательная программа МАДОУ «Покчинский детский сад » (далее - Программа) разработана во исполнение и в со­ответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23.11.2009 N~ 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобра­зовательной программы дошкольного образованию.

Основными документами, регламентирующими ценностно-­целевые и методологические основы данной общеобразова­тельной Программы, являются:

• Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 2 «Принципы государственной политики в сфере образова­ния», п. 2.1-2.5; СТ. 14 «Общие требования к содержанию образования»; СТ. 51 «Требования к охране жизни и здоро­вья воспитанников»; СТ. 52 «Права и обязанности родителей (законных представителей»>; СТ. 55 «Права работников об­разовательных учреждений»);

• Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N~ 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

  • Концепция содержания непрерывного образования (до­ШКольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию Московской области 17.06.2003);

  • Национальная образовательная инициатива «Наша НО' вая Школа» (утверждена 21.01.2010);

  • СанПиН 2.4.1. 2660-10 (разделы Х, XI, ХН, XIH) с из­менениями и дополнениями 2.4.1. 2660-10 от 20.12.2010 N~ 164;

  • Федеральные государственные образовательные стандар­ты начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 М 373);

  • лицензия на ведение образовательной деятельности.

Общеобразовательная Программа обеспечивает комплекс­ное решение задач охраны жизни, сохранения и укрепления физического и психологического здоровья воспитанников, качественного присмотра и ухода, разностороннего раз­вития возрастных и индивидуальных возможностей детей по основным направлениям дошкольного образования - физическому, социально- личностному, познавательно­-речевому и художественно-эстетическому, коррекции осо­бенностей интеллектуального, речевого, физического и социально-эмоционального развития, достижение воспи­танниками готовности к систематическому обучению в на­чальной школе.
Программа ориентирована на:

- требования ФГТ;

- интересы и потребности детей и их родителей;

- сложившиеся в практике детского сада физкультурно-­оздоровительные и культурно-образовательные традиции.

Программа детского сада разработана с учетом:

- примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», переработанной автор­ским коллективом в соответствии с Федеральными госу­дарственными требованиями.

Программа реализуется в период непосредственного пре­бывания ребенка в ДОУ. Период определяется сроком посту­пления и завершения ребенком дошкольного образования в МАДОУ «Покчинский детский сад».
^ Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

Раннее детство (до трех лет). Господствующей психи­ческой функцией раннего детства, по определению Л.С. Выготского, является чувственное познание мира. Центральное личностное новообразование первого года жизни - возник­новение аффективно заряженных (мотивированных) пред­ставлений, которые побуждают поведение ребенка и позво­ляют ему действовать вопреки воздействиям внешней среды (например, из множества имеющихся ребенок стремится получить только определенную игрушку). Познавательная активность побуждает ребенка к активному инициативно­му действию с предметами, объектами, звуками (словами) в ситуации « здесь и сейчас», способствует накоплению чув­ственного опыта, опыта практических действий, первичного опыта словесных определений своих действий, первичного накопления и словесного опосредования своих социальных отношений. Появление мотивирующих представлений пре­вращают ребенка в субъекта, хотя сам ребенок еще этого не осознает.

Со второго года жизни начинается новый период форми­рования личности, длящийся до трех лет. Он ознаменован переходом ребенка от существа, ставшего субъектом, к су­ществу, осознающему себя как субъект, иначе говоря, к возникновению того системного новообразования, которое принято связывать с появлением слова «Я». В этот период в психическом развитии все большую роль начинает играть память. Дети становятся способными действовать не только под влиянием непосредственно воспринимаемых впечатле­ний, но и под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений. Тем самым перестраивается структура детского сознания и поведение ребенка. Познавательная деятельность ребенка обращается не только на внешний мир, но и на самого себя, а процесс самопознания начина­ется с познания себя как субъекта деятельности. Еще одно новообразование этого периода связано с появлением инициативности: « ... ребенок научается сначала отделять себя от взрослого, затем противостоять ему и, наконец, строить с ним партнерские отношения». Потребность в реализации и утверждении своего «я» является доминирующей. Взрос­лый уже не может управлять поведением ребенка только при помощи внешних воздействий. Все дальнейшее развитие личности теснейшим образом связано с развитием самocoзнaния.

^ Дошкольный период (3-7 лет). Развитие ребенка пре­терпевает не только количественные, но и значительные ка­чественные изменения. «В системе психических функций в дошкольном возрасте центральная роль принадлежит памя­ти - функции, связанной с накоплением и переработкой не­посредственного опыта. У ребенка появляется способность «вырвать» предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и уста­новить между общими представлениями связь такого по­рядка, которая в опыте ребенка еще не была. Здесь закла­дывается то, что можно назвать первым абрисом детского мировоззрения, формируется единство и тождество «Я» – ­обобщенное представление о природе, об обществе, о самом себе».

К 3-4 годам, вследствие качественных изменений в вос­приятии: от восприятия отдельных конкретных действии и ситуаций ребенок переходит к «обобщенному восприятию», становится способным к управлению восприятием. Это обеспечивает расширение рамок воспринимаемой и осознаваемой действительности, прежде всего через ак­тивное использование собственного прошлого опыта для решения возникающих задач и ситуаций; ведет к дальнейшему освоению, например, комплекса исследовательских действий, обеспечивающих деятельность ребенка в новых и сложных многофакторных динамических средах (физических, социальных). 4-5-летние дети способны к по­строению комплексных, комбинированных воздействий на объект с целью выявления его системообразующих связей и внутренних взаимодействий. Дети 5-7 лет проявляют большой исследовательский интерес и способны к самостоятельному успешному исследованию сложных, много­связных физических и социальных объектов и ситуаций. Основной характеристикой исследовательской инициатив­ности детей является Мощная творческая направленность на разнообразие всех компонентов познавательной дея­тельности - целей, способов действий, исследовательских орудий, получаемых результатов, выдвигаемых гипотез и объяснений. В возрасте 4-5 лет начинают проявляться и складывать­ся первые устойчивые интересы ребенка. Возникает первое аффективное обобщение, возникает замещение и переклю­чение интересов, и на этой основе формируется избиратель­ность (по отношению к содержанию, к действию, к способу и т. д.). Речь как форма существования мышления и сознания в целом играет значительную роль в развитии сознания ребенка и вместе с тем увеличивает его Возможности, изменяя взаимоотношения с окружающими. В возрасте 3-4 лет возникает «деловое» общение со взрослым, отношения становятся «партнерскими», что означает, что ребенок не только осознает себя как личность, но и действует во всех смыслах как осознанная личность. Отношения, возникаю­щие в ходе и вследствие взаимодействия, фиксируются в виде определенных позиций, рангов популярности, репу­тации, престижа, авторитета, самоощущения и т.д. 3а­крепляясь в практике взаимодействия с другими, они пре­вращаются в наиболее общие черты характера. Те, в свою очередь, становятся внутренним основанием для образова­ния других характерологических Свойств (интеллектуаль­ных, волевых, эмоционально-мотивационных и т.д.). Осознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренней позиции, то есть некоторого целостного отношения к окружающему и к себе самому, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают новые потребности. В процессе и в результа­те осознания себя как личности возникает относительно устойчивое внеситуативное соподчинение мотивов, во гла­ве иерархии мотивов становятся специфически человече­ские, то есть опосредованные по своей структуре (прежде всего образцами поведения взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами). Это превращает ребенка в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами. В самом широком смысле это можно понимать как психологическую готовность ребенка к замысливанию, пристраиванию и осущест­влению замысла, то есть целенаправленному осуществлению собственной деятельности.

В дошкольном возрасте впервые складываются внутрен­ние этические инстанции ребенка, этические правила. Дети могут преодолевать свои желания и действовать по нравственному мотиву «надо». Это возможно не потому, что они способны полностью управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Иначе говоря, детей старшего дошкольного возраста характеризует своео­бразная «непроизвольная произвольность», которая обе­спечивает устойчивость их поведения и создает единство их личности.

^ Особенности современных детей

Ранний возраст: для детей характерна повышенная по­требность в получении информации; больше объем долго­временной памяти; с момента рождения начинает функци­онировать смысловое восприятие мира и речи, основанное на образах.

Дошкольники: комплексное развитие мыслительных операций (дети мыслит блоками, модулями); выше уровень интеллекта: дети 2-3 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 4-5 лет. Дети отличаются повышенной потребностью к восприятию информации, по­стоянно ищут возможности ее удовлетворения, если не по­лучают необходимой «порции» информационной энергии, начинают проявлять недовольство или агрессию; информа­ционный перегруз многих из них явно не беспокоит; объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше,, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Не испытывают стресса при контакте с техникой, компьютером, мобильным телефоном.

Рефлекс свободы: у современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «поче­му?» пришел вопрос «зачем?». Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс, и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Отме­чается их врожденное стремление к самореализации, к про­явлению своей деятельной натуры.

Таким образом, при разработке образовательной Програм­мы детского сада учитывается (с поправкой на индивидуаль­ные особенности, уникальность личного социального опыта и индивидуальную траекторию развития), что современный ребенок-дошкольник обладает:

• достаточно развитым восприятием многофакторных ка­честв и отношений объектов, явлений и ситуаций;

• памятью достаточно развитом для удержания, сопостав­ления вновь воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте;

• мышлением, достаточным для осознания, установления связей между сложным многоуровневыми многофактор­ными явлениями и событиями;

• речью, позволяющей объяснять свои представления и состояния, как ситуативные, так и перспективные, что по­зволяет ребенку вступать в отношения разного уровня и на­правленности;

• исследовательской инициативой, побуждающей ребен­ка к поиску новых впечатлений и позволяющей успешно исследовать сложные, многосвязные, физические и соци­альные объекты и явления, выявляя их скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных взаи­модействий;

• сложившейся «субъектностью», позволяющей ему дей­ствовать самостоятельно и автономно не только как субъек­ту деятельности, но и как субъекту социальных отношений;

• внутренней позицией, которая, в основном, будет сфор­мирована как новообразование к семи годам, но уже сейчас позволяет ребенку индивидуально (на основе собственных мировоззренческих представлений) относиться к событиям и явлениям.

Это соответствует тем потенциальным способностям, кото­рыми должен обладать человек для развития и саморазви­тия, для реализации в сотрудничестве и самореализации в самостоятельно выбранных видах деятельности. Эти потенциальные способности составляют основу (базу) для реали­зации ребенком своих прав, приобретения и проявления основ ключевых компетентностей: коммуникативной, социальной, деятельностной, здоровьесберегающей и информационной.

^ Приоритетные направления деятельности образователь­ного учреждения по реализации основной общеобразова­тельной программы дошкольного образования

Приоритетным направлением в деятельности детского сада является физическое воспитание и оздоровление детского организма. В современном обществе предъявляются всё новые, более высокие требования к ребёнку, его знаниям.

За последние пять лет по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Причин данной ситуации много, но задача детского сада – организовать эффективную работу для полноценного физического развития детей, а также, сохранение и укрепление их здоровья. С этой целью коллектив МДОУ продолжит работу по эффективному использованию накопленного опыта по закаливанию детского организма, а именно: воздушные ванны, хождение босиком, проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий на свежем воздухе, проведение гимнастик - пробуждения. При планировании работы по физическому воспитанию наряду с базовой программой широко используем элементы программы «Здоровьесберегающая система ДОУ» авторы : М.А.Павлова, М.В. Лысогорская.

В нашем ДОУ педагоги практикуют разные формы физического воспитания: утренняя гимнастика, ритмическая гимнастика (два раза в неделю), физкультурные занятия в физкультурном зале и на свежем воздухе, спортивные праздники, Дни здоровья, кружковая работа по данному направлению. Для проведения разных видов физкультурных занятий пополним спортивный зал необходимым современным оборудованием и инвентарём, в дополнение к уже имеющемуся спортивно-оздоровительному комплексу. Одно занятие в неделю будет проводится на свежем воздухе в виде комплекса подвижных игр и упражнений, игровых заданий. Вводим в систему проведение на свежем воздухе сезонных спортивных праздников «Зимние забавы», «Осенняя спартакиада», «Весенние соревнования», «Летний спортивный праздник».

В последние годы всё чаще встаёт вопрос о необходимости формирования у детей интереса к здоровому образу жизни через преподнесение им элементарных валеологических знаний. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнаёт о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. С этой целью воспитатели продолжат проводить занятия из раздела «Здоровье ребёнка» программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стёркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой, на которых с помощью специально подобранных методов и приёмов в доступной интересной форме дадут детям валеологические знания. Планируем начать работу по программе ознакомления детей с элементами спортивных игр « Спортландия», а так же с использованием элементов оздоровительной развивающей программы М.Л.Лазарева «Здравствуй!».

Для пропаганды здорового образа жизни и осознания важности ежедневных физических упражнений в МДОУ планируем проводить недели здоровья совместно с родителями, в процессе которых дети получат не только теоретические знания, но и возможность практически продемонстрировать свои умения и навыки. Здоровье и безопасность детей зависит от многих внешних факторов, поэтому воспитатели планируют занятия по всем разделам программы ОБЖ: «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и природа», «Ребёнок на улицах города», «Ребёнок дома». Учитывая сложную ситуацию в стране, вопросы безопасности выступают на передний план. Научить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, быть осторожным и осмотрительным в общении с людьми, в действиях с незнакомыми предметами помогут беседы, обсуждения конкретных ситуаций. Главным в своей работе воспитатели считают научить детей применять полученные знания в жизненных ситуациях, активизировать работу педагогического всеобуча для родителей «Безопасность детей дома и на улице».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Пояснительная записка Общеобразовательная программа мадоу «Покчинский детский сад» iconОбразовательная программа дошкольного образования мадоу «Детский сад №6»
Основная общеобразовательная программа мадоу "Детский сад №6" разработана в соответствии с
Пояснительная записка Общеобразовательная программа мадоу «Покчинский детский сад» iconПояснительная записка к отчету о деятельности муниципального автономного...
РФ, решениями соответствующего органа управления образования, уставом мадоу, локальными документами: лицензиями, договором между...
Пояснительная записка Общеобразовательная программа мадоу «Покчинский детский сад» icon1. Пояснительная записка. Назначение программы
Хаматсафина Татьяна Яковлевна, заведующий мадоу детский сад №12, отличник образования Республики Башкортостан
Пояснительная записка Общеобразовательная программа мадоу «Покчинский детский сад» iconПояснительная записка Общеобразовательная программа муниципального...
Общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ромашка» это нормативно-управленческий...
Пояснительная записка Общеобразовательная программа мадоу «Покчинский детский сад» iconПояснительная записка
Овсянского филиала детский сад №8 «Зёрнышко» и структурного подразделения детский сад «Берёзка» государственного бюджетного общеобразовательного...
Пояснительная записка Общеобразовательная программа мадоу «Покчинский детский сад» iconОтчет по итогам 2011 /2012 учебного года мадоу детский сад «Росинка»
В 2011/2012 учебном году в мадоу детский сад "Росинка" функционировало 82 группы раннего и 196 групп дошкольного возраста, в которых...
Пояснительная записка Общеобразовательная программа мадоу «Покчинский детский сад» iconДиректор мадоу «Детский сад №36 общеразвивающего вида» г. Печора
Реализация непосредственно организованной деятельности в мадоу «Детский сад №36 общеразвивающего вида» г. Печора на 2012 -2013 учебный...
Пояснительная записка Общеобразовательная программа мадоу «Покчинский детский сад» iconПрограмма развития муниципального автономного дошкольного образовательного...
Целевая программа: Развитие образования в мадоу «Детский сад №25 компенсирующего вида» на 2011-2014 годы
Пояснительная записка Общеобразовательная программа мадоу «Покчинский детский сад» iconПрограмма развития мадоу «Детский сад №73 «Ладушки»
Программа развития муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад №73 «Ладушки» общеразвивающего...
Пояснительная записка Общеобразовательная программа мадоу «Покчинский детский сад» iconПояснительная записка Общеобразовательная программа Муниципального...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница