Культурология как наука и учебная




НазваниеКультурология как наука и учебная
страница1/7
Дата публикации31.03.2013
Размер1.11 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


ВВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Культурология - наука молодая и вместе с тем достаточно «старая». Парадоксальность этого факта кроется в самом предмете данной научной отрасли. В самом деле, то, что призвана изучать сегодняшняя, «молодая» культурология, так или иначе исследуется с давних времен в русле традиционных, «классических» гуманитарных наук - философии и филологии, истории и искусствознания, а также более молодых, таких, как психология или социология. В то же время культурологии как самостоятельной научной дисциплине не так уж много лет. Она - детище ХХ века. Формирование культурологии относится к середине нашего столетия, однако «официальное» признание ее состоялось сначала только на Западе. Отечественной культурологии «де-юре» не существовало вплоть до последнего времени, хотя де - факто многие исследователи, номинально оставаясь философами, филологами, этнологами и т.п., на деле занимались именно культурологической проблематикой.

Появление «молодой» культурологии симптоматично. Как и всякая наука, тем более гуманитарно-общественная, она вызвана к жизни самой эпохой. Если архаические цивилизации дали миру математику и астрономию, античные - философию и эстетику, риторику и этику, то современная цивилизация откликнулась на вызов времени появлением, среди прочих, специальной науки о культуре.

^ Основной методологической посылкой для культурологии стало растущее (особенно со второй половины нашего столетия) осознание того факта, что культура - вовсе не «тень» и не «довесок» социально-политической, «событийной» истории, а относительно самостоятельный феномен, обладающий внутриструктурным единством и потому требующий особого рассмотрения.

Если в традициях господствовавшей в 19 в. научной методологии было рассматривать культурные явления в одном ряду с социальными, считая те и другие производными от «базисных» общественно-экономических процессов («бытие определяет сознание»), то в 20 столетии стало ясно, что далеко не всякое «надстроечное» явление может быть приведено в соответствие с «базисным», детерминироваться этим последним; более того, наблюдается и обратное влияние: оказывается, и культурные процессы играют определенную роль в экономике!
Собственно, это так или иначе констатировала и недавно господствовавшая в отечественной науке марксистская методология, что нашло выражение в тезисе об «относительной независимости надстройки от базиса». Впрочем, несмотря на это, в науке данного направления надолго утвердился, к сожалению, вульгарно-материалистический подход. Альтернативой ему стала концепция немецкого социолога Макса Вебера, который одним из первых обратился к изучению «обратного влияния» культуры на общество (точнее, их взаимовлияния).
^ Другим, не менее важным условием становления культурологии явился своего рода перелом в европейском самосознании - преодоление культурного европоцентризма.

Дело в том, что начиная с Античности учение о культуре, тогда еще в рамках философии, выражало прежде всего самосознание европейского человека. В окончательном виде это учение оформилось в философии Нового времени, когда мыслители, исследуя свойства и особенности именно своей, европейской культуры, были склонны возводить их в ранг всеобщих закономерностей, культурных универсалий, т.е. рассматривать их как свойства и особенности всякой культуры, культуры как таковой. Будучи представленными на фоне европейской культуры, культуры всех других народов признавались либо соответствующими «стратегическому» пути человечества, «цивилизованными», либо отклонившимися от него, «варварскими», «недоцивилизованными». Наметившийся в 20 в. кризис европейского самосознания, выразившийся в «кризисе развития», в дегуманизации культуры, в ощущениях «упадка, регресса» и т.д. позволил по-новому взглянуть на проблему культурного лидерства Европы.

Актуальной и жизненно значимой на рубеже 2 и 3 тысячелетий стала потребность установления связей между различными цивилизациями и культурами, выявления вклада каждой из них в общую «копилку» человечества, прогнозирования путей дальнейшего развития человеческой истории в общепланетарном «доме».

Вопросы, которые требуют насущного прояснения в условиях современной реальности, - это вопросы о единстве и многообразии культур, о плюрализме цивилизаций и вместе с тем о едином, «стратегическом» пути исторического процесса, это осмысление механизмов исторической динамики и самодинамики культуры, механизмов социальной саморегуляции, в которых, как теперь уже ясно, культура играет далеко не последнюю роль. Немалый вес приобретает культуроведение и с позиций научного прогнозирования будущего мировой цивилизации - научной футурологии, - что само по себе является симптомом осознанного и ответственного отношения к судьбе человечества и глобальной культуры.

^ В условиях России проблемы развития и саморазвития культуры получают особую значимость. Нынешняя культурная ситуация в нашей стране не просто неблагополучна, она с полным правом может характеризоваться как кризисная. Эта кризисность проявляется в явном преобладании деструктивных механизмов над конструктивными, асистемных и антисистемных начал над системными, что субъективно переживается носителями культуры как аномия (термин Э. Дюркгейма), иначе - как дезориентация, апатия, отсутствие воли к социальной и культурной консолидации, а объективно ведет к деградации культуры и как следствие (нежелательное, но - увы! - возможное) - к демонтажу ее целостного здания, исчезновению. Несмотря на то, что подобные кризисные моменты уже имели место в истории нашей культуры, но тем не менее все же не привели к самым печальным последствиям, опасность современного кризиса не должна преуменьшаться Разрушительные тенденции, действующие сегодня, гораздо более масштабны, а главное - динамичны, что оставляет минимум возможностей для адаптации к ним всей культурной системы. В этих условиях, к сожалению, весьма вероятной становится перспектива утраты нашей культурной целостности и самобытности, что не единожды случалось в истории других цивилизаций и культур. Но чтобы противодействовать разрушительным тенденциям, надо вооружить общество знаниями о культуре, ее сущности и закономерностях динамики.

В связи с этим развитие культурологии в спектре гуманитарных отечественных наук является жизненно необходимым и принципиально важным фактором в ситуации сдерживания негативных тенденций и сознательного противостояния им.

^ Что же изучает наука культурология?

«Культурология» буквально означает « учение о культуре» (logos - с древнегреч. «учение»). В самом общем виде, культурология как самостоятельная наука призвана ответить на 3 основных вопроса: «что есть культура?»; «как устроена культура?»; «как развивается культура?».

Итак, культурология (культуроведение) - это отрасль социогуманитарного знания, предметом которого является культура как особая и целостная система человеческой жизни и деятельности, закономерности ее возникновения, развития и постижения.
Можно увидеть, что культурология как самостоятельная наука сегодня еще только кристаллизуется, все больше и больше «отпочковываясь» от смежных наук. Вот как констатирует этот факт один из крупных отечественных исследователей культуры В.М. Межуев: «Неправильно понимать под современной культурологией какую-то окончательно сложившуюся науку с четко выделенными дисциплинарными границами и полностью оформившейся системой знаний. Культурология скорее - суммарное обозначение всего комплекса общественных и гуманитарных наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования» (В.М. Межуев. Культурология и философия культуры // Культурология. №2 - 3, 1997). Для современного состояния культурологической науки характерно следующее.

1) Поскольку этот самоопределения процесс далеко не завершен и осуществляется буквально на наших глазах, нам следует принять к сведению, что «единой», «одной» культурологии пока не существует. Нам придется смириться с тем фактом, что сегодня имеет место как бы «несколько культурологий», точнее, несколько вариантов культурологии, каждый из которых имеет право на существование.

2) Во-вторых, культурология сегодня в большой степени наука авторская, т.к. она предлагает почти всякий раз оригинальные концепции, теории культуры, каждая из которых задает свой подход к предмету. Часто даже говорят, что на самом деле культурологий столько, сколько крупных исследователей. Достаточно назвать таких крупнейших отечественных ученых, как С.С. Аверинцев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, А.Я. Гуревич, Г.С. Кнабе, А.Ф. Лосев и др., а из зарубежных - Й. Хейзинга, К. Леви-Стросс и мн. др. Мы тоже будем иметь дело с одной из версий культурологии, которую постараемся провести по возможности полно и последовательно.

  1. Осмысляя место культурологии в ряду других социогуманитарных дисциплин, можно увидеть, что теоретической предтечей ее выступает философия, прежде всего в той ее части, которая получила название философии культуры и философии истории. Другими, уже конкретно-научными источниками культурологии выступают уже названные выше дисциплины общественно-гуманитарного цикла. В связи с этим они же рассматриваются нынешней культурологией и как вспомогательные дисциплины, предоставляющие «в ее распоряжение» уже определенным образом систематизированный и описанный материал.


Огромную значимость приобретает культурология и как академическая дисциплина. Ее актуальнейшая задача - как можно скорее подготовить новое поколение - поколение людей ХХI века - к восприятию новых цивилизационных реалий, способствовать формированию у них культурного сознания, отвечающего этим реалиям: сознания, гуманитарно и экологически ориентированного, целостного в своей мировоззренческой и национально-культурной определенности, но в то же время толерантного и дружественного по отношению к инокультурному многообразию. Включение культурологии в учебные программы практически всех специальностей призвано содействовать созданию и поддержанию в вузах особой, культурно-гуманитарной, высокодуховной среды, без которой сегодня невозможно становление полноценного специалиста, вступающего в новый век и новое тысячелетие культуры.
РАЗДЕЛ 1

Культура как объект научно-гуманитарного знания (введение в теорию культуры)
Несмотря на незавершенность процесса самоопределения культурологии, в ней все больше кристаллизуется некое ядро, что позволяет видеть не только достигнутое ею отличие от других наук, но и сходство между собой различных культурологических авторских концепций. Это общее заключено в предмете, проблематике и методе культурологии.
Глава 1. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ

  1. Онтология культуры

  2. Семиотика культуры

  3. Функции культуры


^ 1. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Проблема сущности культуры - одна из наиболее актуальных для современного культуроведения.

Как известно, границы всякого объекта познания в идеале должны быть очерчены прежде всего через его (объекта) научную дефиницию (определение). Тем самым делается первый шаг и к определению сущности изучаемого объекта.

Первое в истории науки определение культуры было дано еще в 1871 г. английским этнографом и антропологом Э.Б. Тайлором, который, в свою очередь, опирался на употребление этого термина немецкими историками культуры 18 - 19 вв. В своем всемирно известном труде «Первобытная культура» Тайлор, фактически отождествляя понятия культуры и цивилизации, отмечает, что они слагаются «в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (Э.Б. Тайлор. Первобытная культура. - М., 1989. - С.18).

С тех пор миновало более ста лет. Однако, отвечая на кардинальный для себя вопрос о том, что такое культура, культурология и сегодня вынуждена признать, что универсального определения культуры все еще не выработано. Констатация множественности дефиниций понятия «культура» стала общим местом почти всех без исключения культурологических трудов. Такое положение вещей хотя и свидетельствует о высоком уровне научной саморефлексии, в то же время не освобождает исследователей от необходимости продвигать вперед решение этой проблемы.
Вот, например, еще одно из пониманий культуры, которое принадлежит нашему соотечественнику, академику, крупному филологу-слависту и историку культуры Д.С. Лихачеву: культура - это «активная память человечества, активно введенная в современность» (Д.С. Лихачев. Раздумья. - М., 1991, с.80). Иначе говоря, культура - это все, что сохранено, накоплено, памятно, напоминает о предшествующем пути человечества, все, доставшееся в наследство потомкам от поколений предков. В таком понимании культура - это не просто «багаж», перешедший в наследство от старшего к младшему, но и нравственное понятие: человек, лишенный памяти о прошлом, - это и безнравственный человек, человек, лишенный культурно-этических корней. Одно из возможных прочтений известнейшего в мировой литературе сюжета - история Дон Жуана: Дон Жуан предает память Командора, мужа Донны Анны, нарушая тем самым законы нравственности. Поэтому его настигает кара в образе каменной статуи - надгробного памятника Командору, т.о., карает его как бы сама Память.
Несомненно, что трудности, возникающие при попытках научной дефиниции понятия «культура», в своем большинстве носят объективный характер и объясняются прежде всего следующими обстоятельствами:

  1. сложной, многоаспектной устроенностью самого объекта исследования - культуры, - которая, подвергаясь «поэлементному описанию», всякий раз раскрывается с определенной своей стороны, в том или ином качестве;

  2. позицией по отношению к изучаемому объекту самого субъекта исследования - ученого, т.е. от того ракурса (подхода, исследовательской установки), который продиктован его научными интересами, его конкретно-научным багажом, теми или иными философскими, социальными, историческими, теоретическими, профессиональными и другими параметрами его личности.


Вообще научная мысль ХХ столетия сделала весьма важное открытие в области теории познания. Оно касается взаимосвязи, существующей между познающим субъектом и объектом его научного интереса. Особую значимость имеет это открытие для гуманитарных наук, а культурология - одна из тех областей познания, которая иллюстрирует его наиболее красноречивым образом. Так, Ю.М. Лотман в своей статье «О семиотическом механизме культуры» (Ю.М. Лотман. Избранные труды. - В 3-х томах. - Таллинн, 1992. Т.3) подчеркивает, что разница определений понятий «культура» продиктована производностью их от типа культуры, которому принадлежит сам исследователь. Т.о., каждая исторически данная культура рождает определенную, только ей присущую культурологическую модель.
Вместе с тем существует уже сложившаяся база для наиболее общего, или, как говорят философы, онтологического понимания культуры, и она может послужить для нас исходным пунктом. Эта база заложена в понимании того, как соотносится культура с другими важнейшими категориями бытия: понятиями «природа» и «человек».

В самом слове cultura, которое в пер. с латинского означает «возделывание, обработка, уход, улучшение» заложено противопоставление этих начал. В сопоставлении с другим латинским словом - natura («природа», т.е. стихийное, внечеловеческое начало), слово сultura осмысляется как natura, подвергшаяся преобразующему воздействию человека. Т.о., мир культуры понимается прежде всего не как результат действия природных сил, но как результат человеческого воздействия на природу, человеческого преобразования природы.

Из сказанного следует по меньшей мере два очень важных вывода:

  1. Существует неразрывная связь культуры с человеком и его деятельностью. Культура не существует вне человека и без него. Она представляет собой «рукотворную», «вторую природу» (Гегель), созданную человеком, мир его материальных и духовных ценностей (артефактов).

2. С другой стороны, нет ни социальных групп, ни индивида, ни человека как такового вне культуры и без нее. Любой индивид, входя в общество, т.е. проходя путь социализации, а значит, обретая тем самым свою человеческую сущность, неизбежно приобщается к культуре, уже созданной до него, и сам, в свою очередь, включается в процесс дальнейшего развития культуры. Следовательно, человек выступает одновременно и как продукт, и как творец культуры, а в определенных типах культуры - и как ее цель.
Попытаемся теперь сформулировать в общем виде, в чем заключена онтологическая сущность культуры.

^ 1.Культура - это процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира природы. Отметим, что в ходе этой деятельности меняется не только внешняя, внечеловеческая природа, но преобразуется также и сам человек, появляется новый культурный тип человека. Получается, что субъект культуры в начале и в конце культуротворческого процесса не тождествен сам себе.

2.Культура - это также и совокупный результат человеческой деятельности, предстающий как накопленные отдельными сообществами и человечеством в целом материальные и духовные ценности. При этом содержание каждого этапа культурного развития определяется не столько тем или иным набором, «списком» этих ценностей, сколько иерархией, определенной упорядоченностью ценностей духовных.

Итак, культура реализует социальный смысл бытия человека, выступая как способ воспроизведения самой гуманистической сущности его. Вот почему гуманизм - это коренное понятие культуры.
^ 2. СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ
Культура - не только деятельность человека и ее результаты, но и структура, между элементами которой существуют системные отношения.

Культура выступает не просто как способ опредмечивания и объективации человеком своей собственной сущности, но и как проявление универсального отношения человека к миру, т.е. как воплощение бытийного смысла человека. Иначе говоря, культура есть способ придания бытию человеческого смысла. Мир культуры, т.о., противопоставлен природному бытию еще и как смысловой мир миру, лишенному смыслового наполнения.

Осмысление бытия означает его упорядочение, структуризацию. «Основная «работа» культуры (...) в структурной организации окружающего человека мира. Культура - генератор структурности, и этим она создает вокруг человека социальную сферу, которая, подобно биосфере, делает возможной жизнь, правда, не органическую, а общественную» (Ю.М. Лотман. О семиотическом механизме культуры // Избранные труды. В 3-х т.т. - Т.3.- Таллинн, 1992. - С. 328).

Сказанное означает, что природное бытие открывается человеку через категории «свое» и «чужое». Осмысленное, освоенное (от слова «свой»!) бытие превращается в культурное, становится культурой. При этом способов освоения бытия столько же, сколько различных культур.

Дело в том, что «культура вообще» - это некая научная абстракция; фактически же культура существует всегда в исторически, социально, национально конкретной форме, т.е. всякий раз мы имеем дело с определенной культурой, культурой, имеющей свои границы. В этом смысле любая культура в качестве «чужой» для себя области бытия рассматривает не только неосвоенный ею природный мир, но и человеческий мир, находящийся за пределами данной культуры.
Проведем аналогию с естественным языком. Ведь «языка вообще» в природе не существует, а существует множество различных языков, как генетически родственных, так и совершенно не похожих друг на друга. И каждый язык - это система, где нет ничего случайного, «отдельного» от других элементов. Научиться языку - это и значит освоить систему языка (склонение, спряжение, систему времен и т.д.) в ее практическом функционировании. Однако мы устроены так, что в своем родном языке системы практически не замечаем. Нам как бы ни к чему изучать правила склонения существительных, ведь мы и без того умеем пользоваться языком от рождения. Другое дело - иностранный язык. Чтобы мало-мальски овладеть им, нам важно понять, осмыслить его законы, принципы устройства, т.е. необходимо усвоить язык в системе. Тогда и заучивание пестрых фактов намного упрощается, т.к. каждый из них не изолирован от других, а живет по законам целой системы.
Т.о., оппозиция «свое / чужое» соотносится с противопоставлением «культура / не-культура», а иногда - «высокая / низкая культура».

Отсюда бытующее во всяком социуме аксиологическое (оценочное) понимание культуры как культурности , которая есть не что иное, как степень приобщенности индивида к той культурной системе, которая оценивается как «истинная», «высокая» в противовес «низкой», «варварской». Такое понимание предполагает относительно долговременный процесс образования и воспитания человека (посредством целой сети специальных учреждений), в ходе которого осуществляется «окультуривание» человека, приобщение его к тому уровню владения культурой, который удовлетворяет данное культурное сообщество.

Интересно, что с помощью противопоставления «своей» культуры «чужой» (т.е. как бы «не-культуре») и обнаруживается структурно-системный характер культуры как таковой.
В книге В. Лагина «Старик Хоттабыч» есть один комический и вместе с тем любопытный момент. Когда герои книги Волька и джинн пытаются сесть в переполненный московский автобус, кондуктор, прекращая посадку пассажиров, обращается к престарелому Хоттабычу с традиционным для Москвы того времени призывом: «Давайте останемся, гражданин!». Тот, поняв предложение буквально, тронутый до глубины души, как ему кажется, чуткостью кондуктора, с помощью своего волшебства изымает его из автобуса, помещая рядом с собой на тротуаре. Для нас показательно, что живущий по законам художественного вымысла персонаж Хоттабыч, тем не менее выступает как представитель другой культуры, который не знает, что в русской культуре смягченная просьба (в данном случае - к человеку старшего возраста) может выражаться и таким образом: путем объединения говорящего с адресатом просьбы. Иначе просьба выглядит гораздо более категорично, что в глазах носителя данной культуры является недопустимым. Вот и получается, что с помощью носителя «чужой» культуры для нас «высветился», «проявился» определенный участок системы нашей культуры.
Систему в «чужой» культуре заметить легче, чем в своей собственной, именно потому, что в сопоставлении разных культур резче проявляется нечто особенное в каждой из них, проистекающее из того, что различаются именно системы, принципы устроенности каждой культуры.

^ Итак, система - это законы, принципы, по которым живет и развивается культура. Каждое новое явление, попадая в данную культуру, начинает функционировать по ее законам, подобно тому, как слово, заимствованное из другого языка, обживается в русском.
Одно из новейших языковых заимствований - английский. глагол install в специальном значении (область программирования). И вот уже появляется «обрусевший» глагол «инсталлировать» со всей парадигмой спряжения и даже с жаргонным производным «инсталлять». А теперь обратимся к заимствованиям общекультурного свойства. Православие, полученное Киевской Русью «из рук» Византии, при сохранении всех его характерных признаков, все же претерпело ряд изменений, оказавшись на иной культурной почве. Так, «обрусевшее» православие, в отличие от византийского, вобрало в себя множество народных языческих представлений и образовало в итоге специфическое синкретичное целое.
^ Вывод: Чтобы изучить какую-либо культуру, надо изучить именно ее систему, а не просто отдельные, отрывочные факты.
Системность культуры одновременно проявляется и в том, что культура - знаковая система. «Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т.д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла», - указывает Ю.М. Лотман. Культура имеет знаковую и символическую природу. Примером семиотического (смыслового, знакового, символического) характера культуры может служить любой ее предмет, хотя бы такой, как оружие - меч. «Как вещь он может быть выкован или сломан, его можно поместить в витрину музея, и им можно убить человека. Это все - употребление его как предмета, но когда, будучи прикреплен к поясу или поддерживаемый перевязью помещен на бедре, меч символизирует свободного человека и является «знаком свободы», он уже предстает как символ и принадлежит культуре» (Ю.М. Лотман. Беседы о русской культуре. - СПб., 1997. - С.6).
Семиотическая трактовка культуры также означает, что всякая культура есть язык, а всякий феномен культуры представляет собой текст. В принципе возможно два подхода к тексту:

  1. Изнутри системы, его породившей; в этом случае исследователь мысленно помещает себя внутрь изучаемой культуры, погружается в нее, и как следствие - реконструирует путь от «автора» (субъекта данной культуры) к тексту, используя те правила и законы, которые действуют в данном культурном пространстве. В этом случае обязательным является рассмотрение этого явления на фоне всей культурной системы, в соотнесении с другими текстами.

  2. Извне культурной системы, когда исследователь выступает как носитель (субъект) иной, «чужой» культуры. При этом он неизбежно проецирует исследуемый факт культуры не только на «внутрисистемный фон», но и на фон «внесистемный», а точнее, на свою собственную культурную систему. Тогда между исследователем и автором текста возникает диалог культур, в ходе которого «историк, описывающий тип культуры, к которому он сам не принадлежит, делает авторизованный перевод» (Л.М. Баткин. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии, №9, 1969. - С.101).


^ 3. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Кроме отмеченных, у культуры существуют и другие сущностные характеристики. Они раскрываются в различных функциях культуры.

Понятия «система» и «функция» неразрывно связаны. Структурная целостность системы не может обнаружить себя иначе, как через функционирование.
Чтобы проиллюстрировать сказанное, вновь обратимся к примерам из области лингвистики. Если всякий язык есть система (правил склонения, спряжения, сочетания слов и т.д.), то всякая речь есть функционирование этой системы в процессе общения. Собственно, язык и есть не что иное, как совокупность всех возможных на данном языке речевых актов, а система - не что иное, как совокупность всех своих функций.
Культура - система многофункциональная. Данная характеристика означает, что один и тот же элемент (факт, феномен) культуры может обладать несколькими функциями. Так, например, икона как факт культуры имеет и религиозную функцию (являясь предметом культа для верующего) и функцию эстетическую, художественную (являясь объектом любования, эстетического наслаждения не только для верующего, но и для неверующего человека или, скажем, человека иного вероисповедания) Назовем основные функции культуры.

1) Гуманистическая, или человекотворческая функция. Это функция «возделывания человеческого духа», cultura animi (культура души), по Цицерону. Культура позволяет человеку воспроизводить свою человеческую сущность, воспитывает в нем то, что, собственно, и делает его человеком как таковым. Эту функцию культуры также называют функцией социализации.

2) Информационная, или функция передачи социального опыта. Культура - это социальная память человечества. Кроме культуры, не существует никакого иного механизма передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от народа к народу, от человека к человеку. Иными словами, в культуре всегда существует преемственность. Однако преемственность - процесс не всегда однозначный и прямолинейный. В культуре всегда действуют отбор, оценка ее явлений самим субъектом, в результате чего передается и воспринимается не все подряд, а то, что отвечает определенным критериям, потребностям, культурным установкам. При этом то, что отторгается в одном случае, может перениматься, наследоваться в другом. Так произошло, например, с наследием Средневековья в западноевропейской культуре: в наиболее полном виде это наследие (с его идеалами духовного абсолюта, приоритета духовности) было востребовано только немецкими романтиками конца 18 в., т.е. с перерывом в несколько столетий.

3) Познавательная, или гносеологическая функция.

Она означает, что человек, народ, нация, человечество в целом всегда познает мир, себя, отношения человека с миром и человека с человеком в определенных культурных формах .

4) Регулятивная, или нормативная функция.

Культура выступает как средство регулировать, упорядочивать трудовые, социальные, межличностные отношения между людьми, их отношение к природе. В каждой культуре есть то, что принято, приветствуется, и есть то, что не принято, осуждается. Культура в данной функции предстает как определенная система норм культурного взаимодействия.

5) Ценностная, или аксиологическая функция (древнегреч. аxia - ценность).

Культура - это и определенная система ценностей. Она формирует у субъекта определенные ценностные ориентиры и потребности. Ценностная переориентация приводит в конечном итоге к изменению «лика» культуры, к новой культурной модели человека. Эту функцию культуры особенно важно учитывать в эпохи крупных преобразований, цивилизационных сломов, т.к. резкая смена ценностей может привести к деградации культуры и даже к ее исчезновению.
В истории культуры существуют подобные примеры. Один из них - варваризация римской античной культуры в 4-6 вв., когда в европейской культуре были на время утрачены многие блестящие достижения.
Помимо названных, исследователи указывают и на другие функции культуры: функция приспособления к среде (адаптивная), функция общения (коммуникативная) и ряд других.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Культурология как наука и учебная iconВопросы к экзамену по курсу
Культурология как учебная дисциплина и её роль в системе образования и практической деятельности работников прокуратуры
Культурология как наука и учебная iconТема Теория государства и права как наука и учебная
Роль науки в жизни общества, в развитии государства и права. Наука как система знания и как социальный институт
Культурология как наука и учебная icon26. Культурология в системе общенаучного знания. Культурология
В россии культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией
Культурология как наука и учебная iconФармакогнозия как наука и учебная
Понятие о фармакогнозии как науки, ее задачи и значение в медицине и фармации. Историческая справка
Культурология как наука и учебная iconТема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная

Культурология как наука и учебная iconВопросы к зачету по политологии
Политология как наука и учебная дисциплина. Причины возрастания значения политологических знаний в современной России
Культурология как наука и учебная iconВопросы к зачету по курсу «Культурология»
Культурология – система наук о культуре. Предмет и задачи теории и истории культуры
Культурология как наука и учебная icon1. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии
Политология представляет собой совокупность знаний о политике и организации политической мысли
Культурология как наука и учебная icon1. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии
Политология представляет собой совокупность знаний о политике и организации политической мысли
Культурология как наука и учебная iconВопросы и ответы на зачёт по дисциплине
Культурология это комплексная наука, изучающая все аспекты функционирования культуры, от причин ее возникновения до различных форм...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница