Приложения общие вопросы образования




НазваниеПриложения общие вопросы образования
страница1/4
Дата публикации03.04.2013
Размер0,78 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4
ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Общие вопросы образования
1.1. Что такое образование
Образование – один из социальных институтов общества. Его можно охарактеризовать как относительно самостоятельную подсистему общества, функцией которой является систематическое обучение и воспитание его членов, ориентированные на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

Среди социальных институтов современного общества образование играет важнейшую роль, представляя собой одну из основных отраслей человеческой деятельности. Словари дают множество определений термина «образование». Вызвано это разными подходами к пониманию этого процесса. Так, например, с точки зрения философа, образование – это общий духовный процесс формирования человека и результат этого процесса – духовный облик человека. То есть образование – культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Теории образования всегда интересуются вопросом, какие человеческие силы следует формировать и развивать? Ответ очевиден. Образовывать необходимо всю совокупность человеческих сил и возможностей. Таким образом, с понятием «образование» связан образ гармоничного, стремящегося к всеобъемлющей полноте и целостности развития потенций человеческой личности.

Основная цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляции и сохранение ее культурного достояния.

Образование как социокультурный феномен – это признание того, что оно может и должно быть рассмотрено только в контексте общечеловеческой культуры.

Смысл образования – трансляция (передача) знаний, опыта и ценностей человеческого сообщества каждому отдельному индивиду в той мере, в какой они необходимы для полноценной и приносящей удовольствие жизни. В каждую историческую эпоху формы передачи этого опыта (методы, технологии), объем и качество знаний, ценностные ориентиры меняются, но смысл образования (во всех имеющихся определениях) в целом остается прежним.

Система образования органически связана с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни.
^ 1.2. Как менялось образование в истории человечества
В примитивных, первобытных обществах образование являлось составной частью социально-производственного процесса. В те времена не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. В жизни подрастающего поколения не существовало и особого периода подготовки к усвоению социальных ролей взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам племени. Приобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4 – 5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи.

В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства начинается обособление института образования.

Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др.

Подавляющая часть населения – крестьянство – обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.

В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты – в Париже, Оксфорде и других городах.

Несколько позже культурно-образовательные функции университетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики, математики, логики. Характерной особенностью системы формального образования в доиндустриальном обществе являлось то, что оно было доступно ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных сословий.

Подлинная революция в системе образования происходит в обществе индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.

Такая радикальная трансформация института образования была вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В XIX – XX вв. широкое распространение получают средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование становится необходимым условием получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на период после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.


      1. Из истории реформ образования в России


^ 2.1. Развитие образования в XVII в.

Потребности в образовании в XVII в. были продиктованы практическими нуждами: развитие торговли, производства, формирование административного аппарата – все это требовало от людей знаний определенного уровня и практических навыков.

Уровень грамотности к концу XVII в. вырос до 52 % в среде купечества и служащих государственного аппарата и до 42 % в некоторых других слоях населения.

Во второй половине XVII в. в Москве было создано несколько государственных школ, готовивших служащих для работы в учреждениях. Организация школ требовала больших средств, необходимо было приглашать иностранцев, т.к. кадров преподавателей в России не хватало. Поэтому количество учебных заведений было невелико.

В 40-е годы на средства боярина Ртищева в основанном им же Андреевском монастыре была создана школа, пользующаяся большим авторитетом. Сюда были приглашены монахи из украинских монастырей, которые учили латинскому языку, русской и греческой грамматике, философии.

Первым высшим учебным заведение стала Славяно-греко-латинская академия, созданная в 1687 г. по инициативе Симеона Полоцкого на основе школы при Богоявленском монастыре. Академия разместилась в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице в Москве.

Руководителями и преподавателями стали братья Лихуды, греки по происхождению, получившие образование в Падуанском университете и сделавшие много для развития просвещения в России. Структуру академии составляли три класса: низший, где изучалось «славянское книжное писание» и «греческое книжное писание». В среднем классе преподавалась грамматика, латинский язык; в высшем – риторика, диалектика, логика, физика.

Образование в России в XVII в. развивалось на более высоком уровне по сравнению с предыдущим периодом, однако оно имело, во-первых, узкий социальный характер, не затрагивая широкие слои населения; во-вторых, оставалось средневековым по своей сути, сохраняя религиозный характер.
^ 2.2. Реформа образования Петра Великого
Широкие и глубокие перемены во всех сферах жизни общества при Петре I привели к необходимости изменений в образовании. Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование новых структур чиновничьего аппарата, абсолютизма и другие реформы в России эпохи Петра I требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов.

Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 г. в здании Сухаревой башни в Москве открылась «школа математических и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии.

В петровское время была открыта Медицинская школа (1707 г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех видах учебных заведений: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей, 42 цифирных – для подготовки местных чиновников; в гарнизонных школах – для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 – 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа – «гимназия», в которой обучали в основном иностранным языкам.

Особенно отметим цифирные школы.

Появление первых цифирных школ было связано с формированием в эпоху петровских преобразований нового порядка прохождения дворянской службы: требование грамотности теперь приобретало обязательный характер.

Указы 1714 – 1715 годов предписывали заводить в каждой губернии цифирные школы и записывать в них дворянских недорослей, а также детей государственных служащих, зажиточных мещан и приказных в возрасте от 10 до 15 лет; им запрещалось вступать в брак без «свидетельствования» о прохождении обучения.

В 1715 году, с появлением дворянских учебных заведений, цифирные школы были преобразованы во всесословные (в список «всех» сословий, однако, не входили крестьяне). Цифирные школы предписывалось открывать при монастырях и архиерейских домах и финансировать из губернских доходов. Вместе с тем специальное математическое и техническое образование не встретило признания у отдельных сословий. В 1716 году от обязательного посещения этих школ были освобождены дети дворян. Под предлогом пополнения архиерейских школ была отозвана из цифирных школ большая часть детей духовенства. В 1744 году они были слиты с гарнизонными школами.

В качестве учителей в эти школы направлялись воспитанники Школы математических и навигацких наук. Круг учебных дисциплин определялся потребностью в специалистах с техническим образованием: помимо чтения и письма преподавались арифметика («цифирная мудрость» – отсюда название) и геометрия.

Выпускники определялись на военную и гражданскую службу или продолжали образование в профессиональных учебных заведениях (артиллерийские школы и др.).

Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет «Арифметика, сиреч наука числительная» Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо букв, а затем была выпущена «Таблица логарифмов и синусов».

Итогом достижений Петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназии.
^ 2.3. Образование в послепетровское время в XVIII в.
В XVIII в., в послепетровское время в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования этого периода тоже подверглась реформам. Именно в это время впервые были разработаны теории и методики светского образования в России, так же была предпринята попытка создания государственной системы образования. 

В 1730 – 1755 гг. возникают дворянские учебные заведения – корпуса: Сухопутный, Морской, Инженерный. Был так же создан Смольный институт благородных девиц. Вместе с этим начинали формироваться основы общественного образования, ревнителем которых был Михаил Васильевич Ломоносов. В провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы. В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии.

В 1755 году был основан старейший университет России – Московский университет. Его учреждение стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

В университете функционировало три факультета: философский, юридический, медицинский. Обучение велось преимущественно на русском языке; была создана группа русских профессоров. Весь первый состав студентов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.

При открытии университета первой начала функционировать гимназия, в состав которой записалось несколько сотен человек. Особенно быстро заполнили места гимназисты, находившиеся на казенном содержании.

Причиной такого успеха было наиболее целесообразное в тех условиях построение учебного плана гимназии, что явилось важной предпосылкой для открытия провинциальных гимназий в России в конце XVIII в.

М.В. Ломоносов отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями.

В таких документах, как «Проект регламента Академической гимназии» и «Проект регламента московских гимназий», он выступил сторонником классно-урочной системы.

Это была новая идея в русской педагогике, которую Ломоносов сам воплотил на практике.

Он считал, что в рамках урока можно более полно использовать воспитательную функцию обучения. Много внимания он уделял постановке опытов, практической значимости знаний. Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского педагога Я.А. Каменского, книгу которого «Видимый мир в картинках» М.В. Ломоносов считал необходимым учебным пособием в гимназии.

Он полагал, что умственное развитие может быть результативным тогда, когда в процессе обучения педагог будет использовать определенные дидактические правила или принципы. Он добивался соблюдения принципа доступности обучения.

М.В. Ломоносов, учитывая особенности детского познания, советовал идти в обучении от простого к сложному: «Заблуждались бы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследовать трудные».

Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования.

Идея М.В. Ломоносова о непрерывности начального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейший прогресс отечественной науки.

В конце XVIII в. Сенат страны признал, что создание гимназии и начальных училищ «весьма полезно обществу».

В 1755 – 1782 годах в русском обществе стали распространяться просветительские идеи. Были переведены и изданы сочинения Джона Локка. В своих трудах Локк говорит о том, что ребенка надо воспитывать не устрашением и подавлением личности, а искать более прогрессивные методы обучения. Государством была предпринята попытка создать систему воспитательно - образовательных учреждений, что позволило бы  получить новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. Были открыты новые училища.

В 1782 – 1786 гг. была создана государственная система народного образования. Екатерина II долго работала над этим вопросом и решила строить русское народное образование по австрийскому образцу. В 1782 г. была создана Комиссия об учреждение училищ. По решению Комиссии создавались училища двух типов: главные с 4-мя классами в губерниях, малые двуклассные в уездах. Такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием.

Школьная реформа создала проблему подготовки учителей, которых катастрофических не хватало. Вскоре были открыты Учительская семинария и Главное народное училище для подготовки учительских кадров. В XVIII в. в России образование приобрело определенную структуру, что положительно сказалось на его качестве.

Понимая значимость образования, русское правительство уделяло этому вопросу много времени. Образование в России XVIII в. было поставлено под его жесткий контроль.
^ 2.4. Образование России в XIX в.

Александр I (1801 – 1825), придя к власти, продолжил проведение в России образовательной реформы. Но она была не самоцелью, так как для ускорения темпов развития страны нужен был рост социальной активности общества. Образование было одним из способов пробудить социальную мобильность населения, но его необходимо было подкрепить и другими действиями.

Правительство разработало комплекс мер, призванных преодолеть сословную закоснелость общества, мешающую ему динамично следовать за темпами экономического, промышленного и культурного развития соседних европейских стран. Открытие широкой сети учебных заведений было увязано с административными мерами по повышению образовательного уровня государственных служащих.

В указе 1803 года о «Предварительных правилах народного просвещения» образование было возведено в ранг государственной задачи. За время царствования Александра I было открыто три новых университета: в Казани, Харькове и Петербурге.

Вокруг каждого русского университета группировалась сеть гимназий, за исполнением учебных планов в которых надзирало университетское руководство. К каждой гимназии прикреплялась сеть уездных училищ, за образовательным процессом в которых должен был следить директор гимназии. И на нижнем уровне образовательной пирамиды располагались уездные и приходские училища.

Каждый ученик гимназии имел шанс повысить свой социальный статус, получив по окончании учебного заведения определенный чин, гарантировавший ему хороший старт для начала штурма иерархической пирамиды. Особенно большое значение подобные льготы имели для выходцев из небогатого поместного дворянства, которые сразу после учебы могли получить чин выше, чем имел их родитель. Это новшество открывало дорогу для одаренных и трудолюбивых людей из непривилегированных сословий, чьи шансы на жизненный успех раньше были ничтожными. В 1809 г. по инициативе Сперанского был издан указ об обязательных экзаменах на чин, что предполагало повышение общего кругозора и развития чиновничества, а также приостанавливало былую практику получения чина за выслугу лет.

Реформа образования стала составной частью Великих реформ Александра II (1855 – 1881).

Начало подготовки реформы начального и среднего образования было положено учреждением 28 июля 1861 г. Комитета для разработки школьной реформы. 14 июля 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Оно предоставляло право открывать начальные школы как общественным учреждениям, так и частным лицам, но лишь с разрешения властей. В программу начальных училищ входило преподавание чтения, письма, четырех правил арифметики, «закона Божьего» и церковного пения. В пореформенной России существовали четыре вида начальных школ: учрежденные частными лицами (таких школ было немного), Министерством народного просвещения (министерские), земствами (земские) и церковноприходские, которые подчинили себе создаваемые по инициативе крестьян сельские «школы грамоты».

19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Он вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий.

По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись на классические и реальные (те и другие семиклассные). Классические гимназии давали гуманитарное образование: в основу его было положено преподавание древних («классических») языков – латинского и греческого. В реальных гимназиях увеличивался объем преподавания математики и естествознания за счет сокращения часов на гуманитарные предметы. Окончившие классические гимназии получали право поступать в университеты без экзаменов. Окончившим реальные гимназии доступ в университеты был затруднен: они могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения.

Уставом 1864 г. учреждались прогимназии – четырехклассные учебные заведения, соответствовавшие первым четырем классам классической гимназии. Окончившие прогимназию могли поступить в 5-й класс классической гимназии.

Новые гимназии из-за недостатка денежных средств и подготовленных преподавательских кадров вводились медленно. Несмотря на записанное в законе равенство всех сословий и вероисповеданий при приеме в гимназии, в них из-за высокой платы за обучение могли учиться преимущественно дети привилегированных и состоятельных сословий. Так, в 1874 г. в классических гимназиях дети дворян и чиновников составляли 59%, городской буржуазии – 28%, духовенства – 6%, крестьян – 5%, прочих – 2%, в реальных гимназиях дети дворян составляли 53%, буржуазии – 33%, духовенства – 3%, крестьян – 7%, прочих – 4%.

^ 2.5. Реформа образования П.А. Столыпина
В апреле 2012 г. исполнится 150 лет со дня рождения П.А. Столыпина (1862 – 1911). «Место и роль Петра Аркадьевича (Столыпина) в истории нашей страны огромные, но вместе с тем его деятельность и несомненные заслуги долгие десятилетия были несправедливо забыты, недооценены и современниками, и потомками», – сказал Председатель Правительства России В.В. Путин на заседании оргкомитета по празднованию 150-летия со дня рождения Столыпина.

Столыпин, отметил В.В. Путин, был настоящим патриотом и понимал опасность как разного рода радикализма, так и «стояния на месте, отказа от преобразований и необходимых реформ».

«Он считал, что государство и общество не могут быть отгорожены друг от друга. Государство в виде власти и общество в виде общественных институтов должны быть объединены общей ответственностью за страну», – сказал В.В. Путин, добавив, что если было необходимо в интересах государства, Столыпин всегда занимал бескомпромиссную и жесткую позицию.

Отмечать 150-летие со дня рождения Столыпина предстоит в 2012 году, и «мы должны сделать это достойно, с уважением к собственной истории», заметил В.В. Путин.

Среди системы реформ, проводимых П.А. Столыпиным, заметное место занимала реформа образования. Он ставил третьим условием модернизации страны (помимо аграрной реформы и развития промышленности) достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех четырехлетней начальной школы.

И действительно, системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина – расширение и совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее стержневым элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же Правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.

Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, Правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского.

При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в «связке» с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т.д. В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное «Положение об охране древностей»; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи.

Правительство создавало благоприятную среду для дальнейшего поступательного развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан России. По сути дела, так реализовывалось право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны.

Несмотря на ранний трагический уход из жизни П.А. Столыпина, можно констатировать, что за время его работы во главе Правительства и в последующие после гибели годы до начала Первой мировой войны в России были достигнуты весьма внушительные позитивные изменения в области начального, среднего, общего и специального образования.

К концу 1914 г. в России насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений. Количество детей в возрасте от 8 до 11 лет, обучающихся в начальной школе, составило по империи 30,1% (в городах – 46,6%, в сельской местности – 28,3%). Рост количества учащихся начальной школы потребовал увеличения числа учебных заведений для подготовки учителей. К 1913 г. в стране уже было: учительских институтов – 33, учительских семинарий – 128, педагогических курсов – 147. К этому же времени в России было 32 средних и 27 низших технических училищ; мужских гимназий и прогимназий соответственно 441 и 29, реальных училищ 284, женских гимназий – 873 и прогимназий – 92. К 1913 г. возросло количество учебных заведений Министерства торговли и промышленности, Главного управления землеустройства и земледелия – 308. Общее число частных учебных заведений составило 2863. Кроме того, расширилась сеть национально-региональных учебных заведений: еврейских – 9248 и мусульманских (мектебе – 9723, медресе – 1064). К 1913 г. в России уже было 63 государственных высших учебных заведений, в которых обучалось 71 379 студентов, общественных и частных высших учебных заведений – 54, в которых обучалось 52 153 студента.

Главным, определяющим условием успешности преобразований во всех областях, проводимых П.А. Столыпиным, стал человеческий фактор. Раскрепощенная личность, получив право делать свой выбор, могла приложить свой ум и талант, трудолюбие и сноровку в любых сферах жизнедеятельности. Столыпинские реформы создавали иные ценностные ориентиры. Пробуждался интерес к получению образования – общего и специального, желание попробовать свои силы в инновационных отраслях экономики, и в целом, в материальном производстве, выбрать такую профессию, которая больше всего отвечала бы природным склонностям и способствовала дальнейшему раскрытию потенциальных возможностей личности. Усилилась тяга к интеллектуальным формам творчества.

(При подготовке материалов использованы:

http://stolyipin.narod.ru/Reformi.html

http://www.economic-review.ru/publications/159/).



      1. Стратегия современных реформ образования России


^ 3.1. Приоритетный национальный проект «Образование»

5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".
       Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
       Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.

Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования. Оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены".
^ 3.2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Д.А. Медведева

В соответствии с данным документом главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития общества и инновационной экономики. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и стратегические способы деятельности, инновационные технологии, которые будут необходимы в будущем. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности, соотнося их с потребностями общества.

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание должно быть

сосредоточено на создании условий для полноценного включения в

образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Современная школа должна более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет более открытой для родителей и общества. Школы могут стать центрами общественного, инновационного взаимодействия, социокультурными, досуговыми центрами, центрами социального менеджмента.

В качестве основных приоритетов развития общего образования в национальной образовательной инициативе указаны следующие:

- обновление и совершенствование качества образования;

- развитие системы поддержки талантливых детей;

- развитие и обновление педагогического потенциала;

- создание современной образовательной инфраструктуры.

- сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, учителей. Развитие инклюзивного образования. (Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

- расширение самостоятельности образовательных учреждений.

^ 3.3. Проект модернизации региональных систем общего образования

4 апреля 2011 года на заседании правительства РФ Владимир Путин объявил о начале двухлетней программы поддержки региональных систем общего образования из федерального бюджета.

В целях реализации поручения председателя Правительства в 2011-2013 годах планируется предоставление из средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме 120 миллиардов рублей на модернизацию региональных систем образования, а именно: приобретение оборудования для общеобразовательных учреждений, транспортных средств для перевозки обучающихся, развитие школьной инфраструктуры, повышение квалификации и переподготовку руководителей общеобразовательных учреждений и учителей, модернизацию базовых общеобразовательных учреждений путем создания в них центров дистанционного обучения, пополнение школьных библиотек и приобретение учебников.

Предполагается, что средства бюджета субъекта Российской Федерации, запланированные на реализацию вышеперечисленных мероприятий, будут компенсироваться за счет средств предоставляемой субсидии, а высвободившиеся в связи с этим средства бюджета субъекта должны быть направлены на увеличение фонда оплаты труда учителей путем повышения норматива финансирования.

Основная цель проекта - повышение качества образования путем модернизации системы общего образования и усиление вклада образования в социально-экономическое развитие столичного мегаполиса.

Реализация данного проекта позволит постепенно, начиная с 1 сентября 2011 года, доведение заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации.

В городе Москве в рамках проекта «Модернизация региональных систем общего образования»:

14 июля 2011 года заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы О.Ю. Голодец утвержден Комплекс мер по модернизации системы общего образования в городе Москве,

21 июля 2011 года подписано Соглашение № 18664240075 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Москвы о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета бюджету города Москвы на модернизацию региональной системы общего образования 237 629 000 рублей (Двести тридцать семь миллионов шестьсот двадцать девять тысяч рублей).
^ 3.4. Выступление В.В. Путина на VI Съезде Всероссийского педагогического собрания (ВПС) – 2011 г.

Всероссийское педагогическое собрание было создано при поддержке «Единой России» пять лет назад, и за это время в нем объединилось свыше 320 тыс. человек из 73 регионов.

«Будем считать, что мы сегодня собрались на большой педсовет, который должен определить программу наших действий по развитию российского образования», – обратился к учителям В.В. Путин. «Именно от вас, от качества и содержания вашей работы, зависит развитие страны на десятилетия вперед», – подчеркнул он. «В школе – все будущее России», – процитировал премьер князя Сергея Трубецкого, добавив, что в этих словах сформулирована программа на все времена.

«Нужно, чтобы хорошее, качественное, современное образование было доступно каждому ребенку», – призвал В.В. Путин. Дети с ограниченными возможностями должны учиться вместе со здоровыми ребятами. А для тех, кто не может добраться до школы, следует предоставить возможности учиться дистанционно. С этого года в стране начнут создавать центры поддержки одаренных детей. «Система образования должна в полной мере выполнять функции социального лифта», – резюмировал В.В. Путин.

Не стали замалчивать и больные темы: ЕГЭ и Закон «Об образовании». «Систему ЕГЭ нужно совершенствовать, усилить общественный контроль»,- указал Премьер. «А новый закон об образовании будет эффективен, только если его поймет и примет общество», - объяснил он: «Формальная общественная экспертиза никому не нужна и малоэффективна. Нужно выстраивать живые коммуникации, терпеливо разъяснять суть дела». Все это он предложил считать прямым поручением минобрнауки и региональным властям.

«В системе просвещения нужно сохранить все лучшее от советского времени, но при этом она должна отвечать вызовам времени. Общее образование останется бесплатным… Государство будет нести 100-процентную нагрузку по содержанию школ, и, разумеется, по оплате учителей». Премьер пообещал продолжить практику надбавок классным руководителям и в 2011-2012 годах: ежегодно по 11 млрд рублей.

«Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ», – процитировал В.В. Путин А.П. Чехова. «Средняя зарплата учителей немногим более 15 тыс. рублей... Я знаю, где есть и по 5,5 тыс. Я говорю о температуре по больнице», – пояснил премьер. «Если убрать из этой статистики Москву и Санкт-Петербург и зарплату учителей со стажем, то картина будет гораздо скромнее». С 1 сентября фонд зарплаты педагогов увеличится на 30%, а в течение двух лет как минимум сравняется со средней зарплатой по экономике региона, пообещал Путин. А при расчете будет учитываться не только стаж, но и квалификация – для привлечения молодых педагогов.

Пока ликвидированы только самые болезненные точки, признал председатель Правительства: «Да и то не все и не везде». Свыше 10 000 школ нуждаются в капитальном ремонте, более 900 – и вовсе в аварийном состоянии. Когда люди видят полуразрушенные здания, их не волнует, какой уровень власти за это отвечает, констатировал В.В. Путин. И хотя это не зона ответственности федерального центра, в этом и следующем годах из госказны будет выделено по миллиарду рублей дополнительно на эти цели. Через пять лет школьников станет на миллион больше, и не должно быть ситуации как с детсадами, пояснил глава Правительства. В 2011 – 2013 г. построят еще 670 школ.

Обновление школьной сети страны – задача программы модернизации образовательной системы. В течение двух лет на это федеральный бюджет выделит дополнительно 120 млрд рублей регионам. Первый транш будет уже в августе.

Премьер не упустил из виду и судьбу малокомплектных школ: у них должна быть соответствующая материальная база, а педагог не должен совмещать предметы. Но нельзя забывать и о том, что, если школа закрывается, населенный пункт теряет перспективы. То есть в ряде деревень можно создавать филиалы базовых школ, а сэкономленные на содержание средства потратить на увеличение зарплат педагогов, предложил В.В. Путин. Это будет зафиксировано в соглашении, которое регионы подпишут не позднее 1 августа 2011 года.

  1   2   3   4

Похожие:

Приложения общие вопросы образования iconПримерные вопросы: Общие вопросы: Про кого можно сказать: "Лезет из кожи вон" (О змеях)
Области вопросов на вертушке. Синий спорт, красный география, оранжевый искусство, зеленый общие вопросы, желтый история
Приложения общие вопросы образования iconСтруктура работы: титульный лист, содержание, введение, теоретическая...
Занятие Применение сервисов Интернет для решения профессиональных задач работников образования. Анализ учебно-исследовательских работ...
Приложения общие вопросы образования iconСтатья Общие обязательства по Конвенции
Протоколом 1978 года в приложения к настоящей Конвенции были внесены изменения и дополнения
Приложения общие вопросы образования iconОбразования РФ от 9 марта 2004 г. №1312, Приложения к письму Департамента...
Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312, Приложения к письму Департамента общего и дошкольного образования Минобразования...
Приложения общие вопросы образования icon3 60. 0 Прикладные науки. Общие вопросы >60. 01 История техники. Общие вопросы
Эти законы позволят описывать поведение и эволюцию квантов, атомов, молекул, клеток, организмов и систем организмов по непротиворечивой...
Приложения общие вопросы образования iconОбщие вопросы сельскохозяйственной экологии
Проведен обзор публикаций последних лет по вопросам сложившегося экологического состояния земель сельскохозяйственного назначения....
Приложения общие вопросы образования iconОсновные вопросы I. Общие вопросы химиотерапии Химиотерапевтические...
Цель. Изучить общие принципы химиотерапии, классификацию антибиотиков, фармакокинетику, фармакодинамику, показания и противопоказания...
Приложения общие вопросы образования iconВопросы к экзамену
Общие и специфические функции высшего образования как социокультурного института
Приложения общие вопросы образования icon1. общие вопросы
Учредителем школы является Департамент образования города Тулы. Деятельность образовательного учреждения осуществляется в соответствии...
Приложения общие вопросы образования iconОб электронном документообороте
«Положение»), а также приложения к настоящему Положению устанавливают общие принципы организации работы электронной почты в моу «Гимназия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница