Роль гарема при выходе из тени




Скачать 411.39 Kb.
НазваниеРоль гарема при выходе из тени
страница1/3
Дата публикации31.03.2013
Размер411.39 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3
РОЛЬ ГАРЕМА ПРИ ВЫХОДЕ ИЗ ТЕНИ

Скопинцев А.Г.

www.o600000.narod.ru

Символ Тени. – Тело желания. – Падение и стадии подъема. – Свет. – Духовная сущность человека. – Этапы духовного роста. – Половинка Великого. – Гарем и его использование. – Архетипы «анима» и «анимус». – Завораживающая энергетика архетипа.

Юнг пишет: «То, что нынешнему опыту и познанию кажется злым или по меньшей мере бессмысленным и лишенным ценности, на более высокой ступени опыта и познания может оказаться источником блага, причем, естественно, все зависит от того, как человек распорядится своей бесовской стороной. Если объявить ее бессмыслицей, то это равноценно лишению личности соответствующей ей тени, а тем самым утрате ею своего облика. «Живому облику» нужны глубокие тени, чтобы выглядеть пластично. Без тени он останется двухмерной картинкой или — более или менее благовоспитанным ребенком»1.

Может показаться, что символ тени – не более, чем литературный прием, с помощью которого Юнг пытается передать свои впечатления. Однако Тень в его символике сновидений – это образ опасного аспекта непризнанной, темной половины человека. Дьявол есть вариант архетипа Тени. Другой архетип, который можно лишь с большим трудом или почти нельзя отличить от Тени — это «колдовской демон», производящий по большей части жуткое впечатление. Это тип первобытного племенного колдуна или врачевателя, личности особо одаренной, несущей в себе магическую силу. Но чем больше преобладает в ней магическая черта, тем скорей она может быть отделена от Тени, что немаловажно постольку, поскольку она может иметь также и позитивный аспект мудрого старого человека2 /33-08, 18-255/. Этические трудности, возникающие при столкновении человека со своей Тенью, интерпретирует М.-Л. фон Франц на примере 18-й книги Корана, повествующей о встрече в пустыне Мусы с Хадиром. «При наивном восприятии этой притчи можно подумать, что Хадир является непокорной, капризной, злой Тенью набожного и законопослушного Мусы. – Пишет фон Франц. – Но это не так. В гораздо большей степени Хадир олицетворяет некие тайные богодухновенные действия»3.

Ашлаг в статье «Разница между тенью святости и тенью клипот»4 разъясняет, что каббалистическое понятие «тень» неразрывно связано с понятием «свет». Свет – это восприятие духовного наслаждения. Когда человек, вместе с наслаждением, начинает ощущать позитивные переживания дающего это наслаждение, тогда у него возникает восприятие самого себя, как получающего это наслаждение. Во избежание чувства стыда человек стремится чем-либо компенсировать получение. Отсутствие такой возможности, т.е неспособность соответствовать уровню дающего, воспринимается получающим, как собственная неполноценность, называемая «Тень».

Осознанно или неосознанно человек воспринимает Тень лишь в свете бескорыстно доставляющего ему наслаждение. Это наслаждение имеет для человека некоторую ценность, значение, величину. Когда человек ощущает себя получающим на все сто процентов, тогда величина Тени равна величине наслаждения. Во избежание осознания собственных недостатков человек может принимать бескорыстное наслаждение лишь в той мере, в которой он может компенсировать дающему собственное наслаждение. Когда, с точки зрения получающего, им полностью компенсировано полученное наслаждение, тогда он чувствует себя подобным дающему, Тень в его понимании отсутствует, а сам он «начинает светиться» от счастья.

Например, малыш угощает маму куличиками из песка. Мама с удовольствием «кушает» их и благодарит ребенка. То наслаждение, которое демонстрирует мама от «поедания» куличиков, является для малыша компенсацией его Тени5.

Поэтому, чем активнее дающий (напр., мама, учитель или партнер) разыгрывает позитивное переживание наслаждения, которое компенсирует ему получающий (напр., ребенок или ученик), тем меньшая величина Тени осознается получающим.

Охлаждение отношений – одно из проявлений осознания Тени6. Рассмотрим его на простом примере:

^ Однажды я заглянул на прежнюю работу, где в лифте столкнулся с бывшей сотрудницей. Особых чувств к ней я не испытывал, однако из вежливости выразил свое восхищение:

- Ну надо же! И как Вам удается сохранять свое очарование? Мы, мужики, с годами все тускнеем, а Вы по-прежнему неотразимы!

- А вы все такой же дамский угодник! – с легким высокомерием ответила она. - Но все равно приятно... Продолжайте...

Однако я молчал, считая свое приветствие законченным.

- Ну что же вы замолчали? – вновь повторила она.

- Вдохновение куда-то пропало... – задумчиво откликнулся я. – Теперь размышляю, почему в отношении женщин воодушевление сначала появляется, а затем исчезает.

- Очевидно, женщиной не могут восхищаться абсолютно все. Должен же кто-то быть к ней равнодушен. Так пусть этим «кем-то» будете вы. – ответила она и вышла из лифта.

В этом сюжете несколько интересных аспектов:

1. Она, разумеется, была права. Ведь я действительно к ней равнодушен. Но чувствовала ли она мое равнодушие изначально, либо ей это случайно пришло на ум?

2. Для чего нужно было разочаровывать женщину, говоря о своем охлаждении к ней? Казалось бы, начал «за здравие», так не заканчивай «за упокой»...

3. Сохранится ли горечь от встречи у каждого из нас?

Но сейчас интерес представляет проявление Тени. То, что это была Она – сомнения не вызывает, т.к. сотрудница по ряду причин ничем не могла компенсировать бескорыстное наслаждение, которое я постарался доставить ей. Тень в данной ситуации выбрала весьма распространенный вариант поведения. Его смысл – перемещение из позиции пассивно получающего наслаждение на позицию активно требующего (в т.ч. берущего силой). Перемещение на более высокую позицию позволяет человеку ощутить свое превосходство в том, в чем он испытывает потребность (низок, неполноценен). Поэтому сотрудница заняла более «высокомерную» позицию, позволяющую в подобных случаях избегать необходимых «ответных реверансов». Затем Тень сочла возможным «снизойти» с высокомерного уровня до уровня бескорыстно наслаждающего ее. Таким образом Низший (получающий), сперва возвысившись, а затем любезно проявив снисхождение, выравнивается с Высшим (дающим). Этим примером мы попытались показать, как высокомерное благоволение к бескорыстно дающему позволяет получающему не быть ничем обязанным и, таким образом, постоянно избегать осознания собственной Тени.

Тень отбрасывается «телом (духовного желания)» и выполняет функцию коррекции развития. Потеря тени равнозначна отключению от духовного воздействия, при котором человек способен воспринимать только бездуховное (материальное) пространство, т.к. у него остается только «тело материальных желаний» или «физическое тело». Клип 42-03 иллюстрирует последствия духовного регресса, наступившего после утраты собственной тени. «И в этом смысле сказано: «и побежали тени», то есть исчезли тени из мира»7.

Тень полностью исчезает лишь при утрате тела (духовного или материального). Таковы, например, бестелесные духовные объекты – «призраки», «привидения», «ангелы», «духи», «боги» и пр. Не рассматривая причины, по которым бестелесные духовные объекты не способны совершенствоваться, констатируем, что существование тела является необходимой предпосылкой для духовного развития. Настоящая работа посвящена попытке описания методики духовного постижения с использованием тени, где в качестве энергетического источника выступает либидо. Процесс духовного постижения состоит из двух этапов – духовного подъема и духовного (про)движения.

Представим субъекта, находящегося в состоянии духовного падения. Оно может происходить как в правую линию (линию духовности), так и в левую линию (линию соблазнов) /rekl22-6/. В этом состоянии величина тени максимальна, поэтому субъект не воспринимает: а) ориентиры духовного развития («царит полный мрак, беспросветность»); б) духовное предназначение сил, воздействующих из противоположной линии. Субъект с антагонистичной стороны ощущает воздействие сил, но никак не соотносит их со своим духовным кризисом /01_243, 10-618/. Рассмотрим выход из состояния падения в правую линию (Рисунок ).


Рисунок Духовный подъем

В состоянии полного духовного падения (поз.1) субъект воспринимает объекты преимущественно на биологическом уровне потребностей8. Можно сказать иначе – если субъект способен воспринимать объекты лишь с биологической точки зрения, значит он находится в состоянии полного духовного падения /18-019/. Специфика подобного восприятия обусловлена тем, что сила биологических инстинктов довольно эффективно вводит субъекта в духовные переживания /02-200, 12-222/. На рисунке сила биологического уровня (Б) представлена самой большой стрелкой. Не исключено, что социальное обострение сексуально-эротических потребностей мужчин имеют прямую связь с уровнем их духовности /07082607, 07062203, 07071706/. Возможно таким образом природа пытается оживить в них иссякший духовный родник. В современном социуме господствуют представления о необходимости сознательного затенения (уменьшения света) левой линии: «… и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт 3:7).

Если в субъекте пробудилась энергия желания, то на следующих этапах духовного подъема он воспринимает объекты на материальном уровне, социальном и научном (поз. 2-4 соответственно) /50-06, 50-04, rekl09/. Духовный уровень (поз. 5) – заключительная стадия подъема, на которой мужчина ощущает свою высоту, недосягаемую для женщины. Каббалистическое восприятие объекта желания существенно различается на этапах «до» и «после» достижения духовного уровня /a-ltm11/. У субъекта по мере подъема: а) в отношении объекта уменьшается энергия либидо; б) уменьшается величина тени и, соответственно, все более проявляются ощущения духовного управления в его понимании. Заключительное состояние в процессе духовного подъема – равновесие /а-ltm02/.

В состоянии душевного равновесия человек впервые видит свет: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт 1:3). Это изначальное духовное осознание знаменует собой выход из падения /13-589, 48-10/. Читая Священные книги необходимо помнить, что они написаны не о прошлом, а о настоящем. На особом древнем символическом языке они отражают те истины, которые никогда не изменятся, независимо от развития науки. В настоящее время популярно представление о том, что речь идет о свете, родившемся в результате вспышки, сопровождавшей Большой Взрыв и сохранившемся в виде т.н. реликтового излучения. Это и в самом деле свет, не исходящий от светил, но распространяющийся по Вселенной9. Однако в контексте флирта речь идет не о научном понимании изначального света, а о более высоком уровне понимания изначального света, как способности отличать истину от мрака лжи. В момент осознания изначальной духовной истины о существовании света и тьмы в духовном мире человека он начинает ощущать себя Человеком.

«Эмпирически решить вопрос о монофилетическом или полифилетическом происхождении человека невозможно, ибо мы ничего не знаем о его биологическом происхождении. – пишет К.Ясперс. – Поэтому человек - это идея, а не доступная эмпирическому познанию действительность»10. Поэтому под термином «человек» мы понимаем исключительно его духовный компонент. Человеческое тело – это материальный компонент, как у любого другого животного. Наша внутренняя духовная суть – это называется нами «человек», тогда как в биологическом теле нет ничего особенного. Психологическая готовность к восприятию человеческой сущности в любом нечеловеческом обличье проявляется в произведениях искусства /01_330, 07052105/. Например, клип 21-349 иллюстрирует отношение к Золотой рыбке, как к вещи. Но если в рыбке проявляется духовная сущность, то она воспринимается не как божье творение, но как частица божественного /pr07/:

^ В третий раз закинул он невод,

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, золотою.

Как взмолится золотая рыбка,

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,;

Дорогóй за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе»…

А.С. Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Из ответа старика следует, что он познал в рыбке частицу бога. «Бог с тобою…» - произнес он. Отсутствие человечности характеризует существо, как представителя «нèлюдей» /02_057, 23-6, 33-07/. Возможно, что подобные различия в духовном восприятии позволяют причинять вред одним и не позволяют вредить другим /02_239, 55-06, 48-11; 07052505, 07052506, 07052101/. Например, Шрэк не может причинить вреда окружающим в 01_019, т.к. в них он видит себе подобных. В то же время в пауке, мухах, жабе и змее человеческой сущности он не замечает /01_284/.

В библейских сюжетах это различие наиболее образно проявляется в отношении пищи. Пища животных отличается от человеческой ее приготовлением. Животные удовлетворяются готовой добычей, тогда как люди готовят то, что было припасено для пропитания (духовного, либо физиологического).

Изысканность в приготовлении и изысканность в потреблении – одна из отличительных черт культуры (в общем) и воспитанности человека (в частности) /01_258, 15-009, 10-175/. Не исключено, что «жизнь на всем готовеньком» замедляет процесс очеловечивания, когда даже в зрелом возрасте человек продолжает воспринимать объекты своих желаний, как изделия, готовые для непосредственного употребления /06_016/. Для них, воспринимающих мир, лишь как среду для своего обитания, не существует понимания «приготовления кого-либо к чему-либо», как то ухаживание, зарабатывание денег или достижение власти. Ведь «...благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28).

Валерко: ...она хочет секса, и всеми возможными способами мне намекает на это, но я не знаю как вести себя при половом акте......да и сами понимаете мне недавно было 16, а ей уже скоро 19, я и так жутко переживаю, так еще и полный лох в этом деле! у меня 15 см. в рабочем состоянии (надеюсь этого хватит)...

Земноводное: тогда тебе надо с ней говорить об этом. Возможно, она поможет тебе сама

Валерко: да вроде уже поговорил)) ответ меня кончено немного поразил, сказала: нужно тебя оттрахать, чтоб запомнил! (в шутку конечно) но я баюся_)))

Bracker: Камасутры погляди и вперёд, опыты ставить. Она должна оценить, всё-таки мудрость веков и её личный опыт вещи несопоставимые. Моментально тогда сбросит лет не меньше пяти. И предстанет пред тобой очень опытною малолеткой.

(фрагмент общения собеседников чата сайта знакомств).

Когда человек не удовлетворяется готовыми изделиями11, он стремится к самостоятельному изготовлению готовых изделий для других /53-08/. Стремление готовить для других позволяет ему лучше понять потребности этих «других» – своих ближних. А душевное отношение к собственной «стряпне» («вкладывать свою душу») может рассматриваться, как одно из проявлений любви к ближнему /29-10/.

В то же время Бердяев пишет: «В творчестве есть две разные стороны, два разные акта, и в зависимости от того, на какой стороне творчества мы сосредоточиваемся, мы разно описываем творчество. В творчестве есть внутренняя и внешняя сторона. Есть первоначальный творческий акт, в котором человек как бы стоит перед лицом Божьим, и есть вторичный творческий акт, в котором он как бы стоит перед лицом людей и мира. Есть первичная творческая интуиция, творческий замысел художника, когда ему звучит симфония, предстоит живописный образ или образ поэтический, внутреннее, не выраженное еще открытие и изобретение, внутренний творческий акт любви к человеку, тоже ни в чем еще не выраженной. В этом творческом акте человек стоит перед Богом и не занят еще реализацией в мире и для людей. Если мне дано познание, то познание это прежде всего не есть написанная мною книга и не есть формулированное для людей научное открытие, входящее в круг человеческой культуры. Это есть прежде всего мое внутреннее познание, еще неведомое миру и не выраженное для мира, сокровенное. И это только есть настоящее первородное познание, настоящая моя философия, когда я стою лицом к лицу перед тайной бытия. Потом наступает вторичный творческий акт, связанный с тем, что человек есть существо социальное, реализация продуктов творчества. Пишется книга. И тут является то, что в творчестве называется мастерством, искусством. Первичный творческий акт совсем не является искусством. Искусство вторично, и в нем творческий огонь охлаждается. Всякое искусство подчинено закону, и в нем действует благодать и свобода, как в первичном творческом акте. В реализации продуктов творчества человек уже связан миром, материалами мира, зависит от других людей, он уже отяжелен и охлажден. И всегда есть трагическое несоответствие между творческим горением, творческим огнем, в котором зарождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом законнической реализации творчества. Охлажденность, потухание огня есть в каждой книге, картине, статуе, добром деле, социальном учреждении. Вероятно, в мире были и есть оставшиеся невыраженными творцы, у которых был внутренний огонь и внутренний творческий акт, но не реализовалось, не создалось продуктов. Между тем как люди называют творчеством создание охлажденных продуктов. И закон классического творчества требует максимальной охлажденности. Творческое горение, творческий взлет всегда направлены на создание новой жизни, нового бытия, но в результате получаются охлажденные продукты культуры, культурные ценности, книги, картины, учреждения, добрые дела. Добрые дела есть ведь также охлаждение творческого огня любви в человеческом сердце, как философская книга есть охлаждение творческого огня познания в человеческом духе. В этом трагедия творчества и граница человеческого творчества»12.

В свете этих двух различных аспектов: а) ориентации на готовое изделие и б) соответствия охлажденного продукта изначальному душевному порыву могут быть лучше поняты конфликты в межличностных отношениях партнеров, когда один воспринимает ситуацию, как «все готово к...», тогда как другой ещё чего-то ждет («не готова пока...») /65-10/.

Духовная сущность – нечто, совершенно отличное от животного мира в своем восприятии действительности и обладающее связью с божественным. Поэтому человек на духовном уровне ощущает бога не только как источник своего происхождения, но и как линию развития. Не все люди обладают духовными ощущениями в одинаковой степени. «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф 4:7). Библия, например, разделяет людей на народ, который избран Богом и на прочие народы, именуемые «чужие», «язычники» и пр.: «…итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым…» (Исх 19:5-6); «Приму вас, как благовонное курение, когда выведу вас из народов и соберу вас из стран, по которым вы рассеяны, и буду святиться в вас перед глазами народов» (Иез 20:41). Библия, по существу, адресована тем, кто обладает врожденными способностями к ощущению божественного, а так же тем, кто хотел бы развить в себе способность правильного чтения картины мира, утвердив духовный источник в основе собственного мировоззрения /29-04, 34-08/.

С этой точки зрения Б.Ашлаг поясняет, что «ночью», когда человек «спит» (т.е. не имеет никакого духовного устремления), пробуждаются в нем «светлые, высокие и чистые» желания. И наоборот, в то время, когда человек устремлен к Творцу (т.е. «днем») – в нем просыпаются желания «темные, низкие и грязные». В этом смысл сказанного: «Желания человека усиливаются каждый день».

Лайтман добавляет, что ни днем, ни ночью человек не понимает причин того, что является ему (т.е. желаний, проявляющихся в нем). Он не воспринимает духовного управления, а потому не различает ни дня, ни ночи – не видит в своих желаниях ничего такого, что может быть связано со светом или тьмой. Лишь во взаимном соотнесении явлений дня и явлений ночи между собой (или с самим собою) он может понять не только причину их, но так же и их знаменательный смысл (т.е. какими знамениями они являются). Этот общий знаменатель можно представить единой указывающей силой, в соответствии с которой человек формирует себя (т.е. формирует подобающий этой силе образ), а так же получает дополнительную возможность использовать эту (внешнюю) силу, помогающую ему оставаться собою как днем, так и ночью при условии реализации желания в соответствующем этой силе направлении.

В этом свете может быть понято высказывание: «Тебе день и Тебе ночь», что означает стремление воссоединить день и ночь в единый день. Это происходит посредством реализации темных желаний днем согласно сформированному образу и дополнительной силе (свыше) – т.е. «по образу и подобию». Таким образом все падения человека становятся основой всех его духовных подъемов, реализующихся в простом единстве – «день за днем»13.

Мы предполагаем, что содействие мужчине в становлении духовности – первое духовное предписание женщины /pr06, 30-07/. Именно благодаря женской мудрости у мужчины открываются глаза на познание добра и зла14 (Быт 3:22): «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3:6). Однако на этом роль женщины в духовном развитии мужчины не заканчивается.

Достижение субъектом изначального духовного понимания характеризует его, как «духовно неживого», т.к. мужчина на этом уровне – словно неживая природа, усердно оберегающая структуру своего внутреннего мира /20-036, 17-143, msk22/. Человек пытается сохранять равновесие и избегает духовных колебаний потому, что увеличение тени приводит к уменьшению ощущения света, привносящего воодушевление в его мир. В восточных методиках такая неподвижность представлена медитацией. При этом женщины воспринимаются, как сила соблазнов, вносящая нежелательные помехи в духовные переживания. Для ограждения мужчин от тени, нисходящей от них, используются: а) избегание женщин /20-467, 43-09/; б) принижение их уровня, ведь чем ниже женщина, тем меньше отбрасываемая ею тень15 /03_202, 07062701/.

Человек, находящийся на духовно неживом уровне, ощущает т.н. «двойное скрытие», когда он не может обнаружить свет ни в правой, ни в левой линии. Но как от неподвижного субъекта появляется тень? Она возникает при осознании возможности. Когда человек осознает «справа» потенциальную возможность достижения нового уровня своего развития, то моментально «слева» в нем пробуждается потребность достичь этого уровня. Энергия желания как бы «простреливает» человека «слева направо» /05_016/. Наиболее распространенным символом этого состояния служит сердце, пронзенное стрелой. Непонимание единства «левой» потребности с «правым» уровнем формируют в его представлении «левую» тень и «правый» свет /05_200/. Отклонения человека в левую или в правую линию (его покачивания, девиации) создают тень соответственно слева или справа. Превышение энергии желания над силой духа, как говорилось выше, может привести к падению в ту или другую сторону, после которого начинается очередной подъем.

Духовное продвижение начинается с пробуждением стремления выйти из тени. Самостоятельное стремление к поиску света знаменует собою начало духовного развития. В религиозной символике неспособность видеть свет называется «слепота», неспособность выйти из тени – «хромота». Например: «И жил Мемфивосфей в Иерусалиме, ибо он ел всегда за царским столом. Он был хром на обе ноги» (2 Цар 9:13); «И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый» (Мк 9:45); «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет» (Зах 11:17); «… ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые»,- это значило: «не войдет сюда Давид» … И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом [Господень]» (2 Цар 5:6,8).

Дальнейшее развитие приводит вначале к «духовно растительному» уровню, затем – к «духовно животному»: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. … И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт 1:11, 24). Растительный и животный уровни отличаются степенью духовной свободы.

Духовное растение, подобно всем высшим формам жизни, подстраивается под живых существ вокруг него. Оно в значительной степени понимает их страдания и проблемы, их положительные и отрицательные качества, их ценности – и все это инстинктивно и совершенно независимо от своих осознанных оценок. Состояние растения определяются, как «одинарное скрытие», когда человек обладает осознанием света, но не может ощутить живительного духовного источника ни в правой, ни в левой линии /10-361/.

Состояние духовного животного – не уравновешивание его с окружающей средой, а наоборот, активное ее формирование, определяемое духовным ощущениями. Активность в отношении ближнего на этом уровне строится в соответствии с вероятностным прогнозированием дальнейшего развития событий в их окружении и их предполагаемым положением в этой среде. «Храни здравомыслие и рассудительность» - читаем мы в Притчах Соломоновых (Притч 3:19-34). Здравомыслие — это попечение о своей пользе. Рассудительность — это не умение рассуждать, толковать и давать определения чему бы то ни было. Это умение совершать выбор, определять, что нужно и что лишнее, отделять свои желания от реально необходимого для духовного роста. Это умение правильно решать, опираясь на разум и наш опыт встреч с Богом16. Это состояние определяется, как «вознаграждение и наказание», по итогам которого духовное животное предпринимает действия в отношении ближних. Следующий уровень – «духовный человек». Человек отличается от животного тем, что расчеты в отношении ближних он строит на принципах «любви» вне зависимости от получаемого вознаграждения или наказания.

Духовный рост человека происходит в т.н. «средней линии». При этом игра света и тени двух сторон должна соответствовать его духовным возможностям. При существенном превышении силы одной линии над силой духа человек начинает «хромать на соответствующую ногу» /04_324/, вплоть до полной остановки в духовном развитии:

Петр Ершов написал сказку «Конек-горбунок» в девятнадцать лет, будучи студентом юридического факультета Петербургского университета. В его семье знали народные рассказы и легенды, верили во всякие приметы и гадания. Еще в детстве Ершов с интересом прислушивался к ним. Однако в университете Ершов учился малоуспешно. Впоследствии он с огорчением говорил о себе: «Я кандидат университета, а не знаю ни одного иностранного языка». Литературная культура его также была невелика. Так, он говорил о Шекспире: «Я читал, читал его, да и оставил: к чему преждевременно охлаждать себя?»

Тем не менее «Конек-горбунок» получил восторженное одобрение самых широких читательских кругов. Сам Ершов считал свою сказку произведением народным, говорил, что он почти слово в слово взял ее из уст народных рассказчиков, от которых слышал разные ее куски, что он только привел ее в более стройный вид и в отдельных местах дополнил. Сказка уже при жизни Ершова вышла семью изданиями. Вскоре она породила большое количество подражаний (вроде «Конек-горбунок с золотой щетинкой» или «Конек-горбунок, подражание сказке Ершова» и т. д.) и сама вошла в круг массового народного чтения. В 1864 году балетмейстер Сен-Леон написал на текст ершовской сказки либретто и поставил балет. С тех пор «Конек-горбунок» сохраняется на балетной сцене.

«На «Коньке-горбунке», — писал Ершов впоследствии, — воочию сбывается русская пословица: не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив. Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку». Эта «народная жилка» обеспечила успех «Конька-горбунка», она же объясняет, почему сказка не утратила интереса и в наши дни. Успех «Конька-горбунка» ввел Ершова в литературу.

Однако все, что он написал после этой сказки, было вяло и неинтересно. Литературный заработок не мог его обеспечить. Нужно было подумать о службе. К тому же Ершов все время стремился уехать обратно на родину. Происходя из Сибири, он не переставал интересоваться родным краем и даже обдумывал план путешествия по Сибири для подробного ее изучения. В конце концов Ершов решил принять предложенное ему место учителя тобольской гимназии и уехать из Петербурга. В первые годы жизни в Тобольске Ершов встречался с сосланными туда декабристами, был близок с композитором Алябьевым. В это время Ершов полон различных литературных замыслов. Здесь, в Сибири, он мечтает написать сибирский роман, взяв за образец Фенимора Купера.

Но через несколько лет Ершов связи с декабристами утратил, умственно опустился, женился на многодетной вдове и, обремененный огромным семейством, стал думать исключительно о заработке. Воззрения его делались все реакционнее, он превратился в типичного провинциального чиновника педагогического ведомства и дослужился к концу жизни до должности директора гимназии. Когда он приехал в Петербург хлопотать о должности директора, он произвел на своих друзей тягостное впечатление. Перед ними был разжиревший провинциал, ничего не читающий, ничем не интересующийся17.

Падший человек видит возможности противоположной линии, однако способ их использования «во благо» остается для него тайной, покрытой мраком. Ограничением себя от воздействия желаний обусловлены «правые» духовные методики /06_240, msk01/. Ненасытностью в реализации собственных желаний – «левые» /06_016/. Здесь мы подходим к существенной социальной проблеме. Уровень духовного человека достижим посредством любви к ближнему. Однако предположительно, существует еще один уровень духовного развития, обозначенный буквой «
  1   2   3

Похожие:

Роль гарема при выходе из тени iconПорядок оповещения пограничных органов при выходе маломерных судов из морского порта Выборг

Роль гарема при выходе из тени iconПрактические рекомендации локомотивным бригадам по выходе из аварийных...

Роль гарема при выходе из тени iconЗадачи по хирургии. Зад. 1
На обзорной Rg-грамме органов грудной клетки мальчика 6 лет ( в анамнезе частые воспаления Л, кашель) отмечается смещение тени органов...
Роль гарема при выходе из тени iconВ тени молчаливого большинства, или конец социального в тени молчаливого большинства
И призыв к массам, в сущности, всегда остаётся без ответа. Они не излучают, а, напротив, поглощают всё излучение периферических созвездий...
Роль гарема при выходе из тени iconУправление образования и науки Белгородской области Православные...
...
Роль гарема при выходе из тени iconПреобразователи частоты на апс
При подаче на входы апс синусоидальных сигналов различной частоты напряжение на выходе будет определяться в соответствии с математическим...
Роль гарема при выходе из тени iconФедор Михайлович Достоевский. Преступление и наказание
Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире,...
Роль гарема при выходе из тени iconДзюнъитиро Танидзаки Похвала тени Дзюнъитиро Танидзаки Похвала тени Слово о писателе
И трудно сказать, почему именно. Слово ли обладает магической силой или то, о чем рассказывает писатель. Талант, видимо, всегда тайна,...
Роль гарема при выходе из тени iconМетодические рекомендации по работе с детьми «группы риска», состоящими на учете (вшк, пдн)
Наибольший рост отклонений в поведении наблюдается в подростковом возрасте при переходе из детства во взрослое состояние, выходе...
Роль гарема при выходе из тени iconЕкатеринбург 2005 представлена в сокращении (всего 7 стр)
При выходе на новые рынки или завоевывая другие сегменты своего рынка, фирма столкнулась с проблемой товар, и сервисное обслуживание,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница