Программа развития




НазваниеПрограмма развития
страница1/5
Дата публикации20.05.2013
Размер0,54 Mb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5
АДМИНИСТРАЦИЯ ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДУБРАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МОУ Дубравская СОШ

как Сельской школы этнокультурного наследия

на период 2008-2011 гг.

(программа имеет экспертное заключение НМЭС НИРО № 237 от 19.12.2007 о качестве разработки нормативного документа)

Авторы – разработчики:

Малкова Н.Н. – глава Дубравской сельской администрации;

Кокорина Е.Н. - директор школы;

Никитина С.П. – зам. директора по ВР;

Чегодаева Н.Н.- зам. Директора по УВР;

Сомова Т.А. – учитель русского языка и литературы;

Жилова Н.А. – учитель биологии

Научный руководитель:

Доронин Д.Ю. – старший преподаватель

кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО;
п. Дубрава

2008

Содержание








стр.

1.

Паспорт Программы развития

3

2.

Аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития

5




2.1. Анализ тенденций развития современной сельской школы, значимых для проектирования «Сельской школы этнокультурного наследия»

5




2.2. Анализ внешнего социального окружения МОУ Дубравская СОШ и характеристика социального заказа

6




2.3. Характеристика образовательного процесса и его основные результаты

7




2.4. Проблемно-ориентированный анализ

8

3.

Основная идея инновационного развития, научно-теоретическое обоснование важности и необходимости изменений

9

4.

Цель и задачи Программы развития

13

5.

Концептуальный проект развития школы этнокультурного наследия

14




5.1. Миссия «Сельской школы этнокультурного наследия»

14




5.2. Основные подходы и содержательные принципы Программы развития

14




5.3. Образ проектируемой системы школы

16

6.

Содержание образовательного процесса, стратегия и тактика развития

17




6.1. Основные направления изменений

17




6.2. Проекты Программы развития

17




6.2.1. Проект «Этнокультура: детский сад – школа»

17




6.2.2. Проект «Культурный поиск»

19




6.2.3. Проект «Круг семьи»

19



6.2.4. Проект «Этнотрадиции здоровьесбережения»



20

7.

Критерии результативности

21

8.

Ресурсы Программы развития

21

9.

Совершенствование структуры управления

22

10.

Ожидаемые результаты, система диагностики и контроля реализации Программы

24



^ 1. Паспорт Программы развития


Наименование программы

Программа развития сельской школы

как «Сельской школы этнокультурного наследия»

Основания

для разработки

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г

  3. Конвенция о правах ребенка

  4. Национальная доктрина образования» в РФ

  5. Концепция системной модернизации сельской школы до 2010 года, Федеральная целевая программа развития образования

  6. Программа развития образования Нижегородской области до 2010 года

  7. Этнокультурное развитие регионов России на 2006 -2008 годы, Федеральная целевая программа

  8. Федеральная целевая программа «Дети России»

^ Основная идея инновационного развития

Преобразование МОУ Дубравская СОШ в экспериментальный научно-методический этнокультурный центр-лабораторию, на базе которой, силами учащихся, педагогов, заинтересованной дальнеконстантиновской общественности и приглашаемых учёных, будут проводиться этнокультурные исследования и разрабатываться проекты интеграции терюханского наследия в современный социально-экономический контекст района как пространство становления личности выпускника – активного преобразователя социальной реальности села завтрашнего дня.

Заказчик

Программы

  • Отдел образования Администрации Дальнеконстантиновского района;

  • Родители учащихся МОУ Дубравская СОШ

^ Разработчик программы

Малкова Н.Н. – глава Дубравской сельской администрации;

Кокорина Е.Н. - директор школы;

Никитина С.П. – зам. директора по ВР;

Чегодаева Н.Н. – зам. директора по УВР

Сомова Т.А. – учитель русского языка и литературы

Жилова Н.А. – учитель биологии


^ Миссия школы

Миссией «Сельской школы этнокультурного наследия» является развитие личности учащегося как становящегося активного преобразователя социальной реальности села, осуществляемое посредством формирования культурной, ценностно-смысловой, учебно-познавательной и социально-трудовой ключевых компетентностей в пространстве освоения этнокультурного наследия родного района.

^ Цель программы

Цель «Сельской школы этнокультурного наследия», понимаемая как стратегическое знание о реализации миссии, определяется как комплекс условий (психолого-педагогических, научно-методологических, организационно-методических, дидактических, управленческих) и соответствующих структурных форм реализации инновационного проектного содержания, который необходимо создать для возможного осуществления процесса развития личности учащегося в пространстве интеграции этнокультурного наследия родного района в современный социально-экономический контекст.

^ Задачи программы

  • расширить образовательно-воспитательное пространства школы за счет интеграции с учреждениями культуры и спорта, дополнительным образованием, базовым с/х предприятием, учреждениями профессионального образования;

  • расширить культурно-образовательное пространство сельских школьников, способствующее формированию целостной картины мира, гражданского самосознания, нравственности, толерантности, креативности;

  • разработать программы разноуровнего и индивидуального образования учащихся, ориентированные на активное включение детей в жизнедеятельность сельского социума;

  • строить образовательный процесс на основе поисковых, исследовательских, творческих методов обучения, самостоятельной работы учащихся; многообразия видов внеурочной работы, способствующих обогащению социального опыта детей, развитию их интеллектуальных, физических и творческих способностей

Cроки и этапы

реализации программы

  1. Мотивационно-целевой (2008 – 2009);

  2. Практический (2009 -2010);

  3. Рефлексивно-обобщающий (2010 – 2011)

Основные направления изменений

Основные направления изменений:

  • обновление содержания образования, направленного на позитивный эффект интеграции этнокультурного наследия,

  • внедрение новых форм организации образовательного процесса;

  • разработка, апробация и дальнейшая диссеминация моделей: психолого-дидактического здоровьесберегающего сопровождения развития ученика и выпускника школы, социально-психологической службы школы, профессиональной ориентации школьников

– определяются в соответствии с направлениями инновационных преобразований сельской школы и социума, обозначенными в «Концепции системной модернизации сельской школы России»

Финансовое обеспечение

Программы

1. Средства местного бюджета.

2. Целевые средства федерального и областного бюджета в рамках целевых программ.

3. Внебюджетные источники

Ожидаемый результат

  1. Детальная разработка эффективной психолого-дидактической модели развития личности ученика в «Сельской школе этнокультурного наследия».

  2. Разработка, выпуск (печатный, мультимедийный тираж) и дальнейшая диссеминация системно-дидактического комплекса «Сельской школы этнокультурного наследия».

  3. Формирование и учебно-исследовательская деятельность проектных групп.

  4. Развитие и устойчивое действие семейно-педагогических инициатив в проектной форме социально-педагогической кооперации.

  5. Осознание и развитие представлений (учащиеся) о роли этнокультурного наследия в формировании собственной идентичности.

  6. Наличие у детей диагностируемых знаний о своей этнокультурной принадлежности.

^ Система организации контроля над выполнением программы.

Демократический, партисипативный характер управления инновационными процессами в школе (четырёхуровневая структура).

^ Организационный механизм внутришкольного управления: заседания совета школы, педагогического совета, методического совета, методических объединений (в т.ч. методологические семинары), органов классного и общешкольного ученического самоуправления.

Деятельность методических центров, при участии научных консультантов (г. Москва, г. Нижний Новгород) объединяется в школьный научно-методический этнокультурный центр-лабораторию.

^ 2. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития
2.1. Анализ тенденций развития современной сельской школы, значимых для проектирования «Сельской школы этнокультурного наследия»

«МОУ Дубравская СОШ Дальнеконстантиновского района Нижегородской области» - это сельская школа, где учатся 109 школьников, 49 воспитанников и осуществляют учебно-воспитательную деятельность 18 учителей и 3 воспитателя.

Современная реальность такова, что попадание школьника в ситуацию неопределенности, поиска становится обыденным явлением. Общая нестабильность, присущая современной ситуации обостряет вероятность принятия школьниками непродуманных решений социального характера. Цивилизованное развитие российского общества напрямую связано с обновлением образования на селе. Поиски новых форм в обучении и воспитании учащихся связаны сегодня с процессом модернизации содержания образования, созданием оптимальных условий для позитивной социализации ребенка, гуманизации среды его обитания и жизнедеятельности,

Сельская школа сегодня является важнейшим фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развития сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Сельская школа формирует менталитет личности. При всех разрушительных тенденциях именно школа сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, уважения к этнокультурному наследию своей малой родины.

Взаимозависимая жизнь людей в сельской социальной общности создат особые условия, в которых протекает школьная жизнь. Сельская школа, функционирующая в среде традиционной культуры, одновременно отражает и усиливает ее специфические стороны - личностный и открытый неформальный характер отношении между людьми, приверженность народным традициям. Благодаря школе интенсивно повышается культурный уровень села. Ее культурообразующая функция заключается в том, что школа вынуждена компенсировать недостатки семейного воспитания в дошкольный период. Мы считаем, что в целом сельская школа играет более значительную роль в жизни ребенка, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе.

В сельской местности природно-антропогенная, экономическая, социально культурная среда имеют свою специфику. Однако, в школьном образовании особенности сельской среды учитываются слабо, как и малочисленный состав учащихся, психологические особенности сельских детей, образование родителей, их занятость. Сегодня всем очевидно: сельским детям необходимо образование, максимально приближенное к жизни, пронизанное глубинным знанием окружающей среды, жизненных реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной практической деятельности ребенка.

Основные тенденции развития сельской школы обозначены в «Концепции системной модернизации сельской школы»:

  • повышение уровня и качества знаний учащихся сельской школы, формирования у них устойчивой мотивации к овладению знаниями, к продолжению образования;

  • развитие интересов, творческих способностей школьников, «выращивание» личности на культурных корнях своего народа;

  • совершенствование профессиональной подготовки учащихся в условиях различных форм хозяйствования;

  • развитие личности сельского школьника в контексте взаимодействия школы и села, оздоровление и гуманизация социальной среды;

  • социально-педагогическая помощь детям и их семьям в решении личностных, жизненных и социальных проблем;

  • социальная адаптация выпускников школ к изменившимся условиям жизни, новому рынку образования и труда;

  • повышение уровня профессиональной компетентности и профессионализма педагогических кадров.

Сохранение и возрождение исконных традиций российского села, воспитание любви к земле, крестьянскому труду, сельскому образу жизни; формирование творческих способностей и познавательной активности учащихся, подготовка к трудовой деятельности в изменившихся социально-экономических условиях – вот основные задачи, определяющие специфику социального заказа современной сельской школе.

В то же время анализ социальных устремлений и ценностных ориентаций сельских школьников показывает, что социальный заказ, сформулированный в многочисленных правительственных документах на формирование социально активной, социально самоопределившейся личности школьника выполняется недостаточно. Так, прослеживается крайне не заинтересованное отношение школьников к различным видам социально значимой деятельности: организация общественных дел, самоуправления, участие в художественной самодеятельности, проявление милосердия и проведение благотворительных акций, работы по благоустройству школы, территории, участие в туристско-краеведческих мероприятиях. Следует обратить внимание и на отношение наших школьников к традиционной гуманистической шкале ценностей. Не отрицая необходимость быть добрым, честным, порядочным учащиеся стремятся к прагматизму - материальное и личное благополучие, способность выгодно трудоустроиться, найти обеспеченного спутника жизни, избежать службы в армии. Недостаточно сформированы гражданские устремления - служение людям, обществу, государству.

Во многом причины данной ситуации мы объясняем тем, что в нашем учебном заведении задача формирования конкурентоспособной личности в условиях села никогда не ставилась как стержневая, центральная, пронизывающая всю воспитательную и учебную деятельность.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа развития iconПрограмма развития школы на 2006-2010 учебный год «Школа центр микросоциума...
Программа развития средней общеобразовательной школы №6 ст. Камышеватской Ейского района Краснодарского края. Программа развития...
Программа развития iconПрограмма развития гоу нпо то «Профессиональное училище №54»
Программа развития профессионального училища №54 на 2011 – 2015 годы (далее – Программа) 
Программа развития iconПрограмма развития моу «Суордахская средняя общеобразовательная школа»
Программа развития призвана определить стратегию обновления уче6ного учреждения, создать организационную структуру и механизм ее...
Программа развития iconПрограмма развития школы на 2011- 2015 годы «Школа развития ключевых компетенций»
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23» г. Новомосковска...
Программа развития iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Настоящая программа определяет стратегию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации, отражает траекторию...
Программа развития iconПрограмма развития олимпиадного центра Паспорт программы
Закон РФ «Об образовании»; Конвенция о правах ребенка; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Программа развития...
Программа развития iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Данная программа развития является основой образовательной политики школы. Она определяет содержание деятельности по обеспечению...
Программа развития iconПрограмма развития определяет стратегию развития школы и действия...
Настоящая программа развития соответствует Приоритетным направлениям системы образования Российской Федерации и Самарской области...
Программа развития iconПрограмма является организационно-правовой основой развития школы...
Полное наименование программы Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательная школа им....
Программа развития iconПрограмма развития «Адаптивная школа «Здоровья и развития»
Программа развития муниципального образовательного учреждения: Начальная общеобразовательная школа «Адаптивная школа «Здоровья и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница