Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.




НазваниеПояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.
страница1/40
Дата публикации18.05.2013
Размер5,65 Mb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Согласовано

Председатель профсоюзного комитета _________________ Л.Г. Колобаева

"______"_____________________ 20___г.

Утверждаю

Директор школы

_______________ А.А. Наумов

"______"_____________________ 20___г.


муниципальное образовательное учреждение
«Селивановская средняя общеобразовательная школа №28»









Принята решением педагогического совета

«____» _____20___ . Протокол № ___




г. Щекино

2012 г.




^ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 ; в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с учетом рекомендаций Примерной программы, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений развивающей системы Л.В. Занкова, реализующих фундаментальное ядро содержания современного начального общего образования. Данный документ разработан педагогами школы: заместителем директора по УВР Т.М. Чебурашкиной, заместителем директора по УВР В.В. Назаровой , учителем начальных классов Л.А. Куренковой, учителем начальных классов Л.П. Дубодел, педагогом –психологом Е.В Авраамовой. В Российской Федерации начальное общее образование является первой ступенью образования, обязательной и общедоступной.

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общегообразования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности школы. Образовательная программа обеспечивает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам исвободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур,региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;обеспечение условий для самоопределения личности, для её самореализации, творческого развития;формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;формирование человека и гражданина, интегрированного всовременное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК, используемых на начальной ступени образования. Образовательная программа представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней.Образовательная программа начального общего образования направлена на

- обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всеми обучающимся с учетом разновозрастного зачисления детей в первый класс (с 6,5; 7; 8 лет), разного уровня дошкольной подготовки, топографической принадлежности, формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития;

- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

^ Назначение программы определяет цель ее разработки, т.е. создание такой модели школы, которая:

- обеспечивает формирование оптимального образовательного пространства через развитие инновационной и экспериментальной деятельности с позиции доступности, качества и эффективности;

- воспитывает детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами;

- решает проблемы здорового образа жизни учащихся и их здоровья;

- создает психологически комфортную образовательную среду для развития личности, способствующую раскрытию учебных ресурсов учащихся и их реализации независимо от стартовых возможностей.

^ Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является достижение оптимального общего развития каждого ребенка, обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

^ Задачи реализации образовательной программы:

Достижение личностных результатов учащихся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные качества; социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Достижение метапредметных результатов обучающихся:освоение универсальных учебных действий (регулятивных,познавательных, коммуникативных).

Достижение предметных результатов:

освоение опыта специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащего в основе современной научной картины мира.Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех учебных предметов. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно – деятельностный подход. Программа начального общегообразования предусматривает: достижение планируемых результатов всеми обучающимися; выявление и развитие способностей обучающихся через систем; внеурочной деятельности, секций, студий, кружков;организацию интеллектуальных и творческих соревнований,научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;участие обучающихся, их родителей, педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся;включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (район, город) для приобретения опыта реального управления и действия. Муниципальное образовательное учреждение« Селивановская средняя общеобразовательная школа № 28» действует в соответствии с Уставом и гарантирует ознакомление обучающихся и их родителей как участников образовательного процесса: с Уставом и другими документами, регламентирующим осуществление образовательного процесса в данном учреждении;с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством РФ и Уставом образовательного учреждения.

Преподавание в начальной школе осуществляется с использованием ^ УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова и УМК «Школа России

УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова. включает в себя учебники по всем основным предметам: Учебно-методический комплект для начального звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Учебники соответствуют действующим санитарным нормам. На ступени начального общего образования средствами развивающей системы Л.В. Занкова осуществляется решение задач: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в своей учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебном процессе;представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания; создание условий для формирования первоначальных умений интегрироваться в систему мировых и национальных культур;создание условий для освоения учащимися духовной культуры и нравственно-эстетических ценностей мировой цивилизации;обеспечение образования высокого качества и свободы выбора учащимися направлений индивидуально-творческого развития и жизненного самоопределения;организация среды жизнедеятельности учащихся, стимулирующей воспитание человека культуры, способного к саморазвитию, творческой самореализации и нравственной саморегуляции своей деятельности и поведения в изменяющейся социокультурной среде;укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. В основу методической организации и содержания образования в начальных классах положены дидактические принципы.

Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.

Принцип ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Такая работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.

Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Л.В. Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.

Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности.

Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно, поэтому слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту.

С названными выше дидактическими принципами теснейшим образом связаны типические свойства методической системы, являющиеся, по сути, средством реализации принципов.

Многогранность обучения заключается в том, что изучаемый материал является не только источником интеллектуального развития, но ещё и стимулом нравственного и эмоционального развития.

Процессуальность (от слова «процесс») предполагает планирование учебного материала в виде последовательной цепи этапов изучения, каждый из которых логически продолжает предыдущий и подготавливает усвоение последующего.

Системность обеспечена тем, что учебный материал предъявляется ученикам в виде взаимодействующей системы, где каждая единица учебного материала взаимосвязана с другими единицами.

Функциональный подход заключается в том, что каждая единица учебного материала изучается в единстве всех её функций.

Коллизии — это столкновение. Столкновение старого, бытового понимания вещей с новым научным взглядом на их сущность, практического опыта с его теоретическим осмыслением, которое зачастую противоречит прежним представлениям. Задача учителя состоит в том, чтобы эти противоречия на уроке рождали спор, дискуссию. Выясняя суть обозначившихся разногласий, ученики анализируют предмет спора с разных позиций, связывают с новым фактом уже имеющиеся у них знания, учатся осмысленно аргументировать своё мнение и уважать точки зрения других учеников.

Вариантность выражается в гибкости процесса обучения. Одну и ту же задачу можно выполнять разными способами, которые выбирает сам ученик. Одно и то же задание может преследовать разные цели: ориентировать на поиск путей решения, обучать, контролировать и т. п. Вариантными являются и требования к ученикам, учитывающие их индивидуальные различия.

В качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный.

Оба эти метода в какой-то мере сходны между собой, реализуются при помощи похожих приёмов. Суть проблемного метода в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматривает её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Приёмами проблемного метода являются наблюдение, сопряжённое с беседой, анализ явлений с выделением их существенных и несущественных признаков, сопоставление каждой единицы с другими, подведение итогов каждого наблюдения и обобщение этих итогов в виде определения понятия, правила или алгоритма решения учебной задачи.

^ Ведущие целевые установки УМК «Школа России»

УМК «Школа России» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют:

  1. Реализации идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



  1. Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.

3. Организации учебной деятельности учащихся на основе системно-

деятельностного подхода.

Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в УМК «Школа России»

В содержание УМК «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составля­ет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, состава;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Похожие:

Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373, и с учётом образовательной системы умк «Школа...
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. iconПриказ № основная образовательная программа начального общего образования
Пикалёво разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. iconОбразовательная программа «школа россии» пояснительная записка основная...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы...
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
«Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. iconОсновная общеобразовательная программа начального общего образования...
«Наша новая школа», утверждённого президентом РФ д. А. Медведевым, СанПина, приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении...
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. iconОсновная образовательная программа пояснительная записка основная...
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 09 №373, на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом...
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. iconПояснительная записка к основной образовательной программе начального...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования...
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. iconПояснительная записка Основная образовательная программа
Опп) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. iconПояснительная записка Образовательная программа начального общего...
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов...
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Краснолипьевская школа»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница