Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие)




НазваниеТрудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие)
страница1/6
Дата публикации08.05.2013
Размер0.7 Mb.
ТипМетодическое пособие
pochit.ru > Культура > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6
Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие)

 

В данном методическом пособии отражён теоретический материал, интегрирующий основные положения «Педагогики» и «Педагогического мастерства», определяющие структуру педагогической деятельности педагога, сущность и основные компоненты его профессионального мастерства. Особое внимание уделено вопросам формирования и развития педагогического мастерства учителя начальных классов.

Данным пособием могут пользоваться студенты дневного и специального заочного отделения, магистранты, учащиеся педагогического колледжа, а также учителя начальной и средней школы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предмет, структура и задачи курса

Основы педагогического мастерства

Формирование и развитие педагогического мастерства

Личностные качества педагога, их роль в профессиональной деятельности

Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства

Педагогическое мастерство учителя

Педагогическое мастерство воспитателя

Педагогическое мастерство руководителя учебно-воспитательного учреждения

Мастерство управления педагогическим общением

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы наблюдается некоторое снижение престижа педагогической профессии среди молодёжи. Одной из причин этого является сложность педагогической профессии, что связано, с одной стороны, с возрастанием материального фактора (как правило, родители стараются приобщить детей к видам деятельности, дающим возможность больше зарабатывать - менеджер, предприниматель, продавец и т.п.), с другой стороны, педагогический труд стал ещё более сложным, поскольку с укреплением рыночных отношений изменилась психология людей, их отношение к школе, к учёбе.

Сегодня, когда основной задачей в сфере образования и воспитания является обеспечение их качества, ещё больше возросли требования к профессиональной компетентности педагога.

Сегодняшний педагог, где бы он ни работал - в детском саду или школе, в лицее, колледже или вузе, выполняет одновременно несколько функций: обучающую воспитательную, развивающую, методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также личностных качеств.

Какие из них необходимы учителю начальных классов, призванного формировать у детей 7-11 лет основы гуманитарных, технических и естественных знаний, навыки письма, счета, грамотной речи? Как сам учитель может определить уровень сформированности своего профессионального мастерства? Как он сможет повысить свою квалификацию? На все эти и многие другие вопросы студенты, магистранты, молодые учителя смогут найти достаточно точные и полные ответы в данном пособии.

Надеемся, что пособие будет полезно и для тех, кто не первый год работает учителем и стремится повысить свою квалификацию.

 

^ ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ КУРСА

 

1. Введение. Предмет и структура курса

 

Вопросы педагогического мастерства в современной теории и практике занимают важное место, так как формирование совершенного, здорового, всесторонне развитого поколения - процесс сложный, многоплановый, требующий от педагогов не только глубоких знаний, разнообразных способностей, но и творческого подхода, способности управлять этим процессом в постоянно меняющихся условиях.

Очевидно, что успешное обучение и воспитание молодёжи и подростков в значительной степени связано с идейной убеждённостью, профессиональным мастерством, знаниями и культурой учителя. Современный педагог должен уметь влиять на учащихся, их потребности, интересы. То есть, современной школе нужны педагоги-мастера, высококвалифицированные учителя и воспитатели. Подготовка таких кадров - важнейшая задача вуза. В решении этой задачи особую роль играет курс «Педагогическое мастерство»

Предмет курса - мастерство учителя-воспитателя, система его формирования и развития.

Структура данного курса включает такие вопросы, как:

– сущность педагогического мастерства;

– личностные качества педагога;

– педагогическая техника и технология;

– актёрское мастерство педагога;

– культура речи и ораторское искусство и другие.

Данное содержание курса должно обеспечивать хорошую профессиональную и творческую подготовку педагогических кадров

 

2. Задачи курса

 

1. Дать будущим учителям понятие о педагогическом мастерстве и его составных элементах, о личностных качествах педагога.

2. Раскрыть пути, методы и средства формирования и развития педагогического мастерства.

3. В ходе занятий формировать и развивать у будущих педагогов профессионально значимые знания, умения и навыки.

4. Формировать у студентов умение изучать, обобщать и творчески использовать передовой педагогический опыт.

Все эти задачи должны решаться комплексно, в их единстве, при активном участии каждого студента.

Данный курс тесно связан со многими другими дисциплинами, изучаемыми будущими педагогами.

Во-первых, начальные сведения о профессиональной деятельности учителя студенты получают при изучении курса «Педагогика», в частности, им даётся понятие о профессии педагога, его значении в обществе, о задачах и содержании, методах и формах работы учителя-воспитателя.

Во-вторых, этот курс тесно связан с психологическими дисциплинами, в частности, с общей и педагогической психологией, которые раскрывают психологические особенности педагогического труда, роль психологических процессов (памяти, мышления, воображения, воли и др.) в деятельности учителя, воспитателя.

В-третьих, курс «Педагогическое мастерство» связан также с «Этикой», «Эстетикой», «Логикой», «Культурой речи», так как педагогическая деятельность сложна и многопланова.

 

^ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

 

1. История понятия «педагогическое мастерство»

 

Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога.

Слово «мастерство» в значении «мастер - лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например: мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и т.п. С начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться с творческими профессиями, например: мастер рифмы - поэт, мастер кисти - художник, мастер сцены - актёр и т. д.

С учётом того, что педагогическая деятельность тоже носит творческий характер, естественным стало сочетание «педагог - мастер». Будущие учителя, воспитатели должны иметь достаточно точное представление о сущности педмастерства, его сложности и многоплановости.

 

^ 2. Основные компоненты педагогического мастерства

 

Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:

I - Профессионально-педагогическая направленность личности учителя.

II - Профессионально значимые знания.

III - Профессионально необходимые способности, умения и навыки.

IV - Профессиональное творчество.

Как известно из психологии, своё отношение к избранной профессии человек может выразить по-разному. Это касается и педагога.

Во-первых, учитель или воспитатель должен положительно относиться к педагогической деятельности в целом и к ученикам - в частности, иначе в его работе возникнут большие трудности. В свою очередь, позитивное отношение перерастает в интерес к профессии, вызывает ответственность за результаты труда и побуждает педагога совершенствовать свои личные качества. Основными из них являются: высокая нравственность, убеждённость, сознание гражданского долга, общественная активность, патриотизм, уважение к другим нациям, трудолюбие, скромность, любовь и доброта к детям, милосердие, гуманизм и др.

Во-вторых, чтобы стать высококвалифицированным педагогом, человек должен овладеть профессионально необходимыми знаниями. К примеру, учитель начальных классов проводит уроки не по одному, а по нескольким предметам: родному языку, чтению, математике, труду, природоведению, изобразительному искусству и др. Таким образом, его специальная подготовка включает в себя овладение знаниями по всем вышеназванным предметам. Вместе с этим учителю начальной школы необходимы знания и по частным методикам, которые помогут ему в доступной форме донести свои знания по этим предметам до каждого ученика.

Современный учитель должен свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором - для этого он обязан овладеть политическими, экономическими, правовыми и другими общественными знаниями. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога. Умение пользоваться достижениями современной науки и техники, способность проводить исследования также являются необходимыми для современного педагога, поэтому ему необходимо также овладеть навыками исследовательской работы. В процессе исследования педагог собирает фактический материал, анализирует его и делает выводы - это помогает ему сравнить свой опыт с опытом других педагогов, а также проверить на практике те или иные научные теории.

В-третьих, чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции. В число этих способностей входят следующие:

а) организаторские способности - способность организовать и развивать коллектив учащихся, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися;

б) коммуникативные способности - способность управлять процессом своего общения с учениками, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты;

в) дидактические способности - способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их учащимся; способность самостоятельно добывать новейшие знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике; учить школьников самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и защищать его;

г) наблюдательские способности - умение изучать и понимать внутренний мир каждого ученика, раскрыть особенности его поведения и характера, «секреты» его духовного мира и направлять развитие личности каждого воспитанника;

д) речевые способности - умение точно и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить учебный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение учащихся; способность учителя говорить и писать точно, просто (доступно), выразительно, эмоционально, содержательно, образно, без стилистических и грамматических ошибок;

е) гностические способности - способность предвидеть перспективы развития личности, то есть, на основе материалов изучения своих учеников умение определить ход и результаты их познавательной деятельности, развития личностных качеств. Эти способности основаны на оптимизме, на вере учителя в своих учеников;

ж) способность управлять вниманием учащихся - умение педагога заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Эта способность помогает учителю «видеть» всех учеников одновременно, выделять из них более способных, направлять их деятельность (учебную, трудовую, общественную) в нужное русло.

Все вышеназванные способности в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета. Однако, это невозможно без наличия у него таких личностных качеств, как трудолюбие, терпеливость, требовательность, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за её результаты и др. Ученики уважают тех учителей, которые одинаково справедливо относятся ко всем, не грубят, не оскорбляют их, но они не терпят безвольных, грубых, раздражительных педагогов.

 

^ 3. Творческий характер педагогической деятельности

 

По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер, поскольку она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного решения. Как правило, эти ситуации нестандартны, поэтому педагог должен находить различные варианты решения проблем - а это, как известно, требует творческого подхода к своей работе.

Особенность педагогического творчества обусловливается особенностями труда педагога: обучение, воспитание и развитие - это процесс, включающий в себя бесчисленное количество педагогических ситуаций, связанных с формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания, поведения учащихся. В поиске путей, способов (методов), средств решения этих проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога.

Только творчески работающий учитель может успешно обучать и воспитывать детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой педагогический опыт.

Условно все вышеназванные требования к педагогическому мастерству представлены в таблице «Структура и основные компоненты педмастерства».

 

^ 4. Критерии сформированности педагогического мастерства

 

В процессе педагогической деятельности очень важно правильно оценивать уровень сформированности педагогического мастерства у того или иного учителя, воспитателя. Предлагаем следующие критерии этой оценки:

1. разнообразие методов, средств, форм и видов работы, их новизна;

2. соответствие опыта работы новым достижениям передовой практики;

3. эффективность, актуальность и оптимальность достигнутых результатов, их стабильность на протяжении длительного времени в изменяющихся условиях;

4. умение педагога обобщать свой опыт, обмениваться им с другими педагогами.

 

^ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

 

1. Этапы формирования педагогического мастерства

 

В ходе аттестации учителей, в том числе учителей начальных классов, оценивается их способность управлять процессом обучения и воспитания, что требует от них высокой квалификации.

Постоянно обновляющийся педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своего мастерства.

Учитывая сложность, многогранность и длительность процесса формирования и развития педмастерства, в нём условно можно выделить следующие этапы:

I этап: профессиональное. просвещение;

II этап- профотбор и профподготовка;

III этап:- профадатация;

IV этап- профессиональный рост;

I этап связан с учёбой в старших классах школы, гимназии, лицея или колледжа. На этом этапе формируется позитивное отношение девушек и юношей к той или иной профессии. Они получают от учителей, родителей, знакомых, из средств массовой информации сведения об интересующих их профессиях и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения.

II этап связан с учёбой в средних и высших специальных учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.

III этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют свои знания, умения и навыки, то есть, происходит своеобразная «примерка» избранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о верности или неверности своего выбора.

IV этап связан с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, умения и навыки, постепенно развивая своё педагогическое мастерство. Этот этап длительный, его успешность зависит от множества факторов.

 
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие) iconКонкурс лучших учителей образовательных учреждений на получение денежного...
Конкурс лучших учителей образовательных учреждений на получение денежного поощрения за высокое профессиональное мастерство, инновационную...
Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического мастерства»
Педагогическое мастерство и его значение в формировании личности педагога
Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие) iconСущность понятия "педагогическое мастерство". Что же такое педагогическое мастерство учителя?
Этот вопрос дал А. С. Макаренко. Педагогическое мастерство, по его мнению, это знание особенностей педагогического процесса, умение...
Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя...
Личная безопасность школьника (обстоятельства, исключающие преступность деяния): Пособие для учителя. – Клин, 2007
Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие) iconВ конкурсную комиссию по проведению
Нижегородское отделение моо «Достижения молодых» ходатайствует за Буровникову М. арину Юрьевну, учителя высшей категории моу сош...
Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие) iconКультурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология:...
Культурология: учебно-методическое пособие / Авторы – составители – Мирошников О. А., канд филос наук. Разбеглова Т. П., кандидат...
Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие) iconМетодическое пособие
Методическое пособие для государственных экзаменов по специальности «Государственное и Муниципальное управление» — 061000; гуу.,...
Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие) iconСодержание
Методическое пособие для учителя, задачник. Статистические данные, лабораторные работы
Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие) iconПлан-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство...
«Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» учителя литературы моу всош при фку ик-16 с. Просек Лысковского района Нижегородской...
Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница