Комплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников»




Скачать 133.33 Kb.
НазваниеКомплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников»
Дата публикации03.05.2013
Размер133.33 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Культура > Программа
Приложение №3

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
«Укрепление и сохранение здоровья школьников»


Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников».

Актуальность программы заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся.

^ Цель программы:
Предоставление возможностей школы для формирования психически здорового, физически развитого и социально-адаптированного человека.

Задачи:

  • предоставление качественного базового образования;

  • формирование потребностей к здоровому образу жизни, нравственному поведению;

  • формирование позитивных взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой;

  • организация спортивно-оздоровительной работы, направленной на формирование у школьников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Полнота состава действий, необходимых для достижения поставленной цели — формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся, согласованность в действиях специалистов разных профессий, соответствие между желаемым и возможным определяют целостность программы, ее реалистичность и рациональность.

Знание конечной и ряда промежуточных целей позволяет отслеживать результаты поэтапной деятельности и соотносить их с теоретически ожидаемыми результатами. Своевременное обнаружение отклонения реального положения дел от предусмотренного программой гарантировано максимально возможной детализацией функциональных специалистов в области здоровья.

Цель и планируемые действия по таким приоритетным направлениям, как учебно-воспитательная, спортивно-оздоровительная, научно-методическая, информационно-просветительская, коррекционная соответствует не только сегодняшним, но и будущим требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению и условиям его деятельности, что и определяет прогностичность данной программы.

Анализ состояния здоровья школьников по семи основным параметрам является неотъемлемой частью анализа итогов учебного года на протяжении всех лет реализации программы.

^ Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, необходимая для реализации программы:

  • состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с требованиями СанПина;

  • оснащенность кабинетов, физкультурного зала, бассейна, спортивных площадок необходимым оборудованием и инвентарем;

  • наличие и необходимое оснащение медицинского и стоматологического кабинетов, соляной пещеры;

  • наличие и необходимое оснащение школьной столовой;

  • организация качественного горячего питания;

  • необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающий работу с учащимися (медицинские работники, учителя физкультуры, социальные работники).

Раздел 1. Технологии, применяемые для реализации программы.

1.1. Медико-гигиенические технологии.

  • Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями Сан ПиНов, в том числе соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения.

  • Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию). Введение любых инноваций в процессе только под контролем специалистов.

  • Строгое соблюдение всех требований к использованию средств обучения (специального оборудования и инвентаря) в соответствии с требованиями техники безопасности.

  • Оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся участникам образовательного процесса.

  • Проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива.

  • Наблюдение за динамикой здоровья учащихся, организация профилактических мероприятий.

  • Создание стоматологического, ароматерапевтического, физиотерапевтического и др. кабинетов, где оказывается каждодневная помощь школьникам, педагогам.

  • Проведение занятий ЛФК.

  • Организация фитобаров, и т.п.

^ 1.2. Физкультурно-оздоровительные технологии.

  • Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного.

  • Реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

  • Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

  • Индивидуализация обучения физической культуре (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

  • Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

  • Организация часа активных движений (динамическая пауза) на обеденном перерыве.

  • Организация физкультурных пауз на уроках.

  • Создание условий и организация спортивных секций в школе.

  • Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дни здоровья, дни спорта, соревнования, турпоходы).

  • Обязательное участие сборной команды школы во всех спортивных соревнованиях и турнирах районного, городского и регионального уровней.

Данный раздел программы охватывает все виды двигательной активности и в свою очередь решает определенные задачи по укреплению и сохранению здоровья, развивает все физические качества, улучшает работоспособность учащихся, как умственную, так и физическую. Формирует устойчивый интерес и потребность заниматься физической культурой, воспитывает волю, смелость, настойчивость, дисциплину, чувство коллективизма, навыки культурного и физически компетентного поведения.

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов. Позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья школьников.

^ 1.3. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

  • Формирование и обеспечение функционирования системы безопасности.

  • Обеспечение функционирования школы в условиях ЧС, в том числе отработка планов по действиям в ЧС, антитеррористическая защищенность, проведение Дня защиты детей, тренировочных эвакуаций.

  • Соблюдение техники безопасности, охраны труда.

  • Образовательный процесс по курсу ОБЖ.

  • Обеспечение пожарной безопасности.

Сохранение здоровья рассматривается как частный случай главной задачи — сохранения жизни, поэтому рекомендации специалистов по охране труда, строителей, представителей коммунальной, инженерно-технической служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.

^ 1.4. Экологические здоровьесберегающие технологии.

  • Создание природосообразных, экологически оптимальных условий для жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.

  • В школе это — обустройство пришкольной территории, наличие зеленых растений в классах и рекреациях, деятельность живого уголка, участие в природоохранных мероприятиях.

^ 1.5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

  • технологии проектной деятельности;

  • дифференцированного обучения;

  • обучения в сотрудничестве;

  • разнообразные игровые технологии;

  • проблемное обучение;

  • ТИОТ (технология индивидуально-образовательных траекторий);

  • новые информационные технологии;

  • модульная технология;

  • развивающие технологии ;

  • технология КТД (коллективных творческих дел);

  • исследовательские методы обучения;

  • эвристическое обучение.

^ 1.6. Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии.

  • Формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых необходимо привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов.

  • Включение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

  • Проведение лекций, бесед, консультаций по проблемам сохранения здоровья, профилактики вредных привычек.

  • Организация и проведение конкурсов, праздников, дней здоровья.

  • Создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей.

  • Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

^ 1.7. Лечебно-оздоровительные технологии.

  • Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках, ЛФК, секциях).

  • Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

  • Систематические мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата (уплощение свода стопы, плоскостопие, нарушение осанки), зрения.

  • Использование рекомендательных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, фитотерапия).

  • Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

^ 1.8. Психолого-педагогические технологии.

  • Снятие эмоционального напряжения, через использование игровых технологий.

  • Проведение физминуток.

  • Создание благоприятного психологического климата на уроке.

  • Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

  • Субъект-субъектные отношения.

  • Традиционные недели и дни здоровья.

  • Повышение квалификации работников школы и уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья учащихся.

  • Проведение лекций, семинаров, консультаций, курсов по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье.

  • Приобретение необходимой научно-методической литературы.

  • Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.

  • Организация общественного совета по здоровью и совместное (учителя, медицинские работники, психологи, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в школе с учетом реальных возможностей и потребностей. Выбор приоритетных направлений деятельности.

  • Регулярный анализ и обсуждение на педагогических советах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога.

  • Организация работы с документацией (внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в медицинские карты, листы здоровья в классных журналах).

  • Регулярное проведение анализа результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами и родителями.

  • Ведение карты здоровья класса, что позволяет наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.

  • Создание системы, комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.

Наиболее значимы по степени влияния на здоровье. Главный их признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.

Раздел 2. Приоритетные направления и формы деятельности.

^ 1. Учебно-воспитательная работа.

Научно-обоснованная, строго-регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная и трудовая деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению качества образования в целом.

^ 2. Диагностическая работа.

Комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся, изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.

^ 3. Профилактическая и коррекционная работа.

Предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья школьников, профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.

^ 4. Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа.

Внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.

^ 5. Информационно-просветительская работа.

Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

^ Формы деятельности

Уроки, кружки, секции, хореография, танцы. Этикет, коррекция, дни здоровья, уроки спорта, спортивные соревнования, турниры.

Организация работы с учащимися:

  • Привитие школьникам чувства ответственности за свое здоровье.

  • Обучение школьников здоровому образу жизни.

  • Обучение школьников личной гигиене.

  • Беседы, семинары, конференции обучающего характера.

  • Выпуск школьной газеты о здоровье.

  • Вовлечение детей в спортивные секции.

  • Привитие школьникам чувства этики, эстетики.

Организация работы с родителями:

  • Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу о школой, с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка.

  • Консультации врачей родительского комитета по итогам мониторинга здоровья детей.

  • Психологическое просвещение родителей, помощь в создании экологической и психологической среды в семье.

  • Включение родителей в воспитательный процесс в школе.

Организация работы с педагогами:

  • Просветительская работа по программе здоровьесберегающих технологий.

  • Консультации учителей по результатам мониторинга здоровья и последующих рекомендаций. Постановка новых целей и задач по развитию школьников в социальном, психическом, физическом аспектах.

  • Консультации учителей по сохранению собственного здоровья.

  • Информирование педколлектива о состоянии и профилактике заболеваемости, об адаптационных изменениях психики при повышенной умственной нагрузке, о последствиях психической травматизации школьников в процессе обучения.

^ Для внедрения программы в полном объеме необходимо организовать и провести следующие мероприятия:

  1. Теоретические: изучение опыта работы других образовательных учреждений, нормативной литературы, проведение теоретических семинаров с сотрудниками.

  2. Методические: корректировка действующих учебных программ с учетом психологических, оздоровительных требований, составление и разработка специальных учебных программ по физической культуре для учащихся различных возрастных групп, составление перечней функциональных обязанностей специалистов службы, планирование учебно-воспитательной работы в соответствии с основными направлениями работы школы, разработка основных классификаций параметров здоровья.

  3. Организационные: подбор специалистов, повышение их квалификации, пополнение необходимым диагностическим и лечебно-профилактическим оборудованием, оснащение классных кабинетов. Обеспечение необходимыми учебниками, методическими пособиями, наглядными, раздаточными и дидактическими материалами, спортивным оборудованием и инвентарем.

^ Раздел 3. Модель здоровья школьника.

Здоровье физическое:

Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

^ Здоровье социальное:

Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.

Здоровье психическое:

Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.

Главное условие для успешного решения оздоровительной программы — воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:

  • культуры физической (управление движением);

  • культуры физиологической (управление процессами в теле);

  • культуры психологической (управление своими ощущениями, внутренним состоянием);

  • культуры интеллектуальной (управление мыслительным процессом и размышлениями).

Раздел 4. Этапы реализации программы и прогнозируемый результат.

Главный ожидаемый результат — человек, здоровый физически, психически, нравственно, с развитым мышлением, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни. Промежуточные результаты:

  • Вероятностное прогнозирование результатов оздоровительной деятельности по итогам диагностики (2 раза в год: сентябрь, май).

  • Создание внутришкольной программы физкультурно-оздоровительного образования в соответствии с общегородской программой, в которую заложено образование и сохранение здоровья, оздоровление каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей семьи.

  • Создание программы для родителей и педагогов в формировании здорового образа жизни.

Этапы реализации программы:

1 этап (подготовительный) — 20010-2011 г.г.

  • Изучение и анализ ситуации в области здоровья в школе.

  • Подготовка кадров (повышение квалификации).

  • Создание материально-технической базы, системы учебно-воспитательного процесса в школе.

  • Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

2 этап (основной) — 2011-2014 г.г.

  • Разработка и внедрение подпрограммы диагностического комплекса.

  • Разработка и внедрение подпрограммы оздоровительной работы в школе.

  • Разработка и внедрение подпрограммы по спортивно-оздоровительной работе в школе.

  • Разработка программы для родителей и педагогов по формированию здорового образа жизни.

3 этап (заключительный) — 2014-2015 г.г.

  • Организация мониторинга эффективности реализации программы.

  • Коррекция основных направлений и подпрограмм.

  • Разработка перспективных направлений развития программы.

  • Создание системы физкультурно-оздоровительной, психолого-педагогической деятельности в школе.

Похожие:

Комплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Фгос − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
Комплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников» iconПравильное питание как фактор сохранения здоровья младших школьников
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление...
Комплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников» iconПрограмма направленная на сохранение и укрепление здоровья детей...
Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа, и обоснование необходимости её решения программными методами
Комплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников» iconПлан мероприятий по обеспечению необходимых условий, обеспечивающих...
Обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников
Комплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников» iconПриказ №182 от 31 августа 2011 г Программа по созданию здоровьесберегающей...
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление...
Комплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников» iconСпортивно-оздоровительное направление
Программа «Оздоровительная физкультура» ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности...
Комплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников» iconПрограмма «физическая культура дошкольникам»
Сохранение и укрепление здоровья детей важнейшая цель и задача физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Комплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников» iconА что значит быть здоровым? Как вы это понимаете? Дети
Формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья
Комплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников» iconПояснительная записка в настоящее время происходит резкое снижение...
Укрепление здоровья школьников является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства
Комплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников» iconПрограмма по реализации экспериментального проекта «Культура питания основа здоровья школьников»
Сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения страны является приоритетной задачей государственной политики...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница