Белинцева И. В., Бутырский М. Н




Скачать 338,55 Kb.
НазваниеБелинцева И. В., Бутырский М. Н
страница1/3
Дата публикации02.05.2013
Размер338,55 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ


ВЫСШАЯ ШКОЛА КУЛЬТУРОЛОГИИ

Белинцева И.В., Бутырский М.Н.

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ И ДРЕВНЕЙ РУСИ



Учебная программа для студентов по специальности "культурология"
Москва

2000

Введение

Данный курс знакомит студентов с историей искусства Византии и Древней Руси. Особо сложный, составной характер искусства средневековой Руси требует выделения этого феномена в самостоятельный раздел.

Основой средневековой культуры Европы было христианство. В эпоху средневековья именно конфессиональная общность являлась ядром формирования цивилизаций как на Западе, так и на Востоке. Восточнохристианская цивилизация формировалась не столько как сумма местных национальных традиций, сколько как культура нескольких ветвей христианства: православия, монофизитства, несторианства и т.д.

Искусство христианского средневековья было включено в общую картину мировоззрения и не мыслилось как сфера самодостаточного творчества. Поэтому оно создало и художественную систему - целостную и универсальную. Образ средневекового искусства есть, прежде всего, образ универсума, вбирающего в себя всю иерархию мира горнего и дольнего, божественного и человеческого, церковного и мирского. Это проявляется во всех видах художественного творчества. Универсализм оказался основой церковной архитектуры средневековья, так как всякий храм есть образ Мира - космического универсума и Дома Божьего. Это проявилось и в изобразительном искусстве - в книжных миниатюрах, иконах, церковных росписях. Подобный же универсализм понятий нашел отражение и в скульптуре, украшавшей храмы, в прикладном искусстве и, особенно, в предметах церковного культа и ритуала.

Единый и всеохватывющий символизм культуры, художественных образов, имел в основании теологические христианские идеи о подобии "образа" божественному архетипу. Художественный образ, начиная с эпохи раннего христианства, служил, прежде всего, духовным свидетельством (так же как и литургическое богослужение), а его эстетическая ценность занимала подчиненное положение.

Средневековый зритель - человек верующий, т.е. не пассивный созерцатель прекрасного, а участник религиозного процесса (свидетель Божественной истины). Духовное познание вбирало в себя практическое участие в литургии как коллективном богослужебном действии, в паломничестве к святым местам, в религиозных процессиях, в предстояни алтарю и иконам и т.п. Художественные произведения оказывались частью религиозного ритуала, возводя зрителя к божественным созерцаниям. Отсюда и иконы могут рассматриваться как произведения изобразительного искусства с той же долей условности как Библия в качестве произведения художественной литературы, хотя высочайшее художественное качество, несомненно, присутствует и там, и там. Искусство было инструментом духовного познания, выполняя посредническую функцию между верующим и божественным архетипом.

Идейной основой христианского искусства (и, в особенности, восточнохристиан­ского), была теория образа. Она представляла собой стройное философское обо­снование иерархической последовательности "зеркальных отражений" от Бога или божественного архетипа, воплощенного в зримых земных формах. Теория иконопочитания, т.е. обоснования изобразимости персонажей и сюжетов Священного писания, оправдания художественной практики, была частным проявлением общей теории образа.

Целью образа средневекового храма было создание некой "оболочки" между пространством реальным, внешним и сакральным, внутренним. В архитектуре средневекового храма акцент, как правило, делается на его интерьере. как для богослужения, так и для реализации культовой функции искусства важно было, прежде всего, именно внутреннее пространство. Иногда даже намеренно создавался контраст между невзрачным и подчеркнуто аскетичным экстерьером храма и интерьером, богато декорированным мозаиками, росписями, скульптурой и иконами. Особенно выраженным был такой контраст в архитектуре раннехристианских храмов. Храм в целом как образ Космоса, "земного неба", имел четкое топографическое деление на символические зоны по степени святости от дольнего (профанного) до горнего (сакрального), что выражалось как в особенностях его архитектуры, так и в сюжетах внутренних росписей. Аналогичное развитие имело и переживание исторического времени. Верующий, входя в храм, попадал сначала в нартекс, символизировавший собой "земное" бытие и ветхозаветное (дохристианское) время, затем вступал в наос - основное помещение для верующих, осененное купольным сводом и символизировавшее собой "небо" в эпоху евангельских событий (в ранневизантийский период, когда формировалась топология храма, эти события исторически были еще очень близки и воспринимались как "настоящее время"), а далее за алтарной преградой находился алтарь - " то, что превыше небес" и символизировало собой эсхатологическое грядущее.

Средневековое искусство традиционно и канонично по своей природе. Верность образцам, традиционным композиционным схемам служила своего рода гарантией истинности воспроизведения архетипа. Именно на стремлении к подлинному отражению архетипа была основана традиция копирования старых образцов. Такой принцип воспроизведения уже в раннехристианскую эпоху привел к поискам устойчивой иконографии. Каждый сюжет, каждая сцена, каждый персонаж священной истории (или позднее канонизированный как святой) имели четко обозначенные признаки, которые служили гарантией верности изображения первоначальному архетипу.

Разумеется, помимо чисто церковного искусства, в восточнохристианском мире развивались и различные формы светского художественного творчества, прежде всего, элитарного придворного и народного фольклорного. Но и они в значительной мере определялись особенностями религиозного сознания и теологическим ракурсом мировосприятия и мироотражения.

Искусство Древней Руси входит важной составной частью в общую картину восточнохристианской культуры, обладая при этом ярко выраженной спецификой художественных форм и образов. Задачи курса - показать неотделимость традиций древнерусской живописи и архитектуры от принципиальных основ, сложившихся в культуре Византии, и, одновременно, дать представление о своеобразии отечественного искусства.

Курс лекций, посвященный искусству восточнохристианского мира, а точнее его крупнейших социально-политических образований - Византии и Древней Руси, тесно связан с предшествующим по времени курсом античного искусства и параллельным курсом истории средневекового искусства Западной Европы. В результате сопоставления выявляются особенности и сходство двух важнейших сфер развития средневекового христианского искусства на Востоке и на Западе.

При составлении учебной программы курса "Искусство Византии и Древней Руси" использованы программные разработки Н.Ю.Самойленко, И.Л.Бусевой-Давы­довой и другие материалы. Автор Введения - доктор философских наук А.Я.Флиер.
^ РАЗДЕЛ I.

Искусство и архитектура Византии.
Тема 1. Раннехристианское искусство. (II - V вв.)

Позднеантичная живопись и пластика. Возникновение христианства и зарождение христианского искусства в рамках позднеримской античной культуры. Раннехристианское искусство: росписи римских катакомб, рельефы саркофагов, круглая пластика. Специфика образного выражения. Сложение основ христианской символики, взаимодействие античных и христианских мотивов. Христианский текст как основа для поиска изобразительного соответствия. Понятие иконографии, ее источники.

Значение официального признания христианства в начле IV в. для дальнейшего развития искусства. Искусство времени Константина Великого перед проблемой выбора. Возникновение основных типов христианской архитектуры: базилика, баптистерий, мартирий и их античные прообразы. Строительство в Святой Земле. Храм Воскресения Христова как первообраз христианского купольного (центрического) храма. Священные реликвии Палестины и их роль в формировании и распространении христианской иконографии (ампулы Монца). Буколические мотивы в храмовой декорации (мозаики ц. Сан Джованни ин Латерано и мавзолея Санта Констанца в Риме). Дидактические задачи церковного искусства. Переход от элементарной символики росписей катакомб к "историческим циклам" на сюжеты Ветхого и Нового Заветов в римских мозаиках V в. (ц. Санта Пуденциана и базилика Санта Мария Маджоре в Риме). Утверждение антропоморфной основы религиозных и художественных воззрений.

Проблема "Рим или Константинополь", Запад или Восток как исходные центры христианской культуры. Традиции римского и эллинистического искусства в живописи Рима, Равенны и Фессалоники. Техника и выразительные возможности мозаики из смальты.

Роль скульптуры в раннехристианском искусстве, появление новых и трансформация античных иконографических типов в круглой пластике ("Христос - добрый пастырь"), христианские сюжеты на рельефах саркофагов, в малой пластике (резьба по слоновой кости).

Обращение к иллюстрации христианских книг (миниатюры "Венского генезиса"). Роль повествовательной миниатюры в отборе главных сюжетов и сложении иконографических композиций.
^ Тема 2. Становление архитектуры Византии. (V-VI Iвв.)

Основание Константинополя. Византийская империя как продолжение Римской. Идея преемственности государственно-политических и культурных традиций Рима. Особенность византийской культуры, формировавшейся под воздействием античного наследия и традиций Востока - Палестины, Сирии, Ирана.

Ранневизантийская культура как культура городов. Константинополь - приметы римского города и образ Иерусалима: форумы и монастыри имперской столицы. Особенности планировки и застройки города: восприятие Константинополя как центра мира. Основы геометрической планировки и застройки монастырей: отражение представлений о Небесном Иерусалиме.

Константинопольская архитектурная школа. От базилики к купольному храму. Использование кирпича и сводчатых конструкций, особое внимание к интерьеру. Представление о здании как антропоморфном образе, идущее от греческой традиции, но переосмысленное в христианском духе противопоставления души и тела. Дворцовая церковь Сергия и Вакха - предшественница Софии Константинопольской. Символика Софии в раннехристианской культуре.

Храм святой Софии в Константинополе - вершина развития зодчества Византии. Храм как образ мира, преображенного божественным откровением. Символика купола. Особенности и качественные характеристики св. Софии - масштабность, конструктивно-технологическое совершенство, соответствие функциональному назначению. Понятие литургической планировки. Авторы сооружения - зодчие Анфимий и Исидор. Античные образцы (Пантеон и базилика Максенция), их роль в создании нового художественного образа христианского храма. Синтез искусств в храме святой Софии Константинопольской. Влияние архитектуры св. Софии на византийское зодчество "века Юстиниана" и последубщего времени.

Купольная базилика и ее модификации в зодчестве периферии (Каср-ибн-Вардан в Сирии, ц. Успения в Никее). Базиликальные и центрические постройки Равенны V-VII вв.
^ Тема 3. Сложение византийского изобразительного искусства (V-VII вв.).

Пути развития искусства на востоке и западе римского мира. Традиции и наследие эллинизма. Роль Константинополя в культурной жизни Византии в период правления Юстиниана (527-565 гг.). Сложение столичной школы, сохраняющей эллинистические живописные традиции, преображенные новой христианской одухотворенностью ("Юстиниановский синтез"). Создание живописного образа, в основе которого лежит идеал просветленности и созерцательного покоя. Выработка устойчивых правил комментирования текста изображением, четких иконографических схем и типов.

Искусство столичной школы VI-VII вв. (мозаики ц. Сан Аполлинере Нуово и ц. Сан Витале в Равенне, мон. св. Екатерины на Синае, голова ангела из ц. св. Николая в Фанаре, мозаики ц. Успения в Никее, миниатюры Венского Диоскорида). Росписи в Италии, связанные со столичной школой (ц. Санта Мария Антиква в Риме, ц. Санта Мария в Кастельсеприо). Мозаики Равенны (Баптистерий ариан, ц. Сант Аполлинаре ин Классе), Фессалоники (ц. св. Дмитрия), Синая (ц. св. Екатерины) и Кипра (ц. Панагии Ангелоктисты): близость константинопольскому искусству и элементы стиля христианского Востока. Духовная концентрация образов. "Исторические сцены" с изображением церемониального выхода императора Юстиниана и императрицы Феодоры в ансамбле мозаик ц. Сан Витале.

Зарождение иконопочитания. Ранневизантийская иконопись: иконы в технике энкаустики. Теологическая концепция иконы: соприкосновение человека с божественным миром при созерцании иконного образа. Стилистическая близость и общность энкаустической техники ранних икон и античной живописи (фаюмского портрета). Преодоление в иконе изменчивой душевной эмоциональности портрета и обретение особой духовной глубины и покоя. Древнейшие византийские иконы: "Христос", "Апостол Петр", "Богоматерь и младенец Христос со святыми" из монастыря св. Екатерины на Синае; "Сергий и Вакх" из Киева.

Развитие изобразительного искусства на христианском Востоке (Сирия, Палестина, Египет). Преобладание монашеского мировоззрения, аскетических вкусов. Предпочтение искусства экспрессивных и упрощенных форм (фрески монастыря Бауит в Египте). Книжная миниатюра: грубоватость стилистики, духовная напряженность образов (т.наз. "пурпурные" кодексы: Евангелие из Россано, рукопись Диоскорида и евангелия Равулы). Пример взаимодействия столичной традиции с эстетическими вкусами монашеского Востока (мозаики монастыря св. Екатерины на Синае).
^ Тема 4. Искусство Византии VIII-IX вв.

Религиозно-политическое движение иконоборчества и его влияние на развитие византийского искусства. Сущность и идейные истоки иконоборчества (726-842 гг.). Массовое уничтожение икон и монументальных росписей. Замена антропоморфных образов в храмовой декорации изображениями креста или отвлеченными символическими композициями. Культивирование светского искусства. Работы византийских мастеров на мусульманском Востоке (мозаики мечети Омейядов в Дамаске).

Оппозиция иконопочитателей: богословские обоснования иконы. Иоанн Дамаскин, "Три слова в защиту святых икон". Умозрительная природа христианского образа, не связанная с материальной природой его восприемника (краской, смальтой, металлом и т.п.). Утверждение мистической идентичности образа с Божественным прототипом. Миниатюры "Хлудовской псалтири" - памятник эпохи и исторический источник. Новый статус иконы как важнейшего свидетельства истинности Боговоплощения, проводника Божественной инспирации, удостоенного церковного почитания наравне со святым Евангелием и изображением Честного Креста. Разработка системы канонических правил религиозных изображений, формирование и закрепление христианской иконографии.
Тема 5. ^ Архитектура средневизантийского периода (сер. IX в. - 1204 г.).

Зрелость византийской культуры и искусства в IX-XII вв. (т. наз. "Македонский" и "Комниновский" периоды). Становление крестово-купольного типа храма как основное типологическое достижение византийской культовой архитектуры. Тектонические и эстетические особенности византийского крестовокупольного храма IX-XII вв. Влсточнохристианский храм и литургия: уровни взаимодействия. Разработка символики храма в трудах Максима Исповедника и св. Германа Константинопольского. "Двадцать книг" Исидора Севильского - архитектурный трактат средневизантийского периода.

Константинопольская архитектурная школа. Формирование типа "храма на четырех колоннах" как результат соединения эстетической выразительности и конструктивно-типологической основы культового здания. Северный храм монастыря Липса - самый ранний образец подобной архитектуры. Храмы Константинополя X-XII вв. (Мирилейон, Пантепопта, св. Феодоры). Ансамбль монастыря Пантократора. Вариант храма с куполом на восьми опорах, его конструктивные особенности и выразительные возможности (соборы монастырей Хосиос Лукас в Фокиде и Неа Мони на Хиосе).

Периферийные архитектурные традиции. Греко-византийская архитектура (храмы Афин XI-XII вв., монастырь Хосиос Лукас в Фокиде). Использование тесаного камня, акцентирование декоративных возможностей кладки. Архитектура Болгарии и Македонии XI-XII вв. Крестовокупольные храмы Киевской Руси. Византийская архитектура на Западе (собор св. Марка в Венеции).
^ Тема 6. Изобразительное искусство средневизантийского периода.

Победа иконопочитания и придание ему статуса церковного догмата. Реставрационные работы времени Михаила III и Василия Македонянина. "Слова" патриарха Фотия и императора Льва VI на освящение новых церквей. Сложение системы монументальной декорации крестово-купольного храма. Храмовая живопись как совокупная пространственная икона, образ Домостроительства Спасения: символико-догматическая обусловленность содержания и размещения композиций. "Водораздел" XI в.: литургическая редакция программы росписей этого и последующего времени (появление композиций Евхаристии, Службы св. Отцов, Мелисмос). Воплощенная идея единства Земной и Небесной церкви как иерархии литургических служб. Развитие иконографии храмовой живописи в XII вв.

Мозаики Софии Константинопольской IX - XI вв. и проблемы стиля. Возрождение эллинистических традиций в миниатюре македонского периода. Столичный скрипторий при Константине Багрянородном - пик "Македонского ренессанса" в византийском искусстве. Стилистика столичной миниатюры: картинность и иллюзионистичность, идеальность пропорций и изысканность поз, пластическая трактовка фигур, сложные архитектурные и ландшафтные фоны (миниатюры "Слова Григория Назианзина", "Парижская Псалтирь" в Парижской Национальной библиотеке; "Христианская топография Козьмы Индикоплова" из Ватикана). Постепенное изживание "классицистического " стиля во втор. пол. X в. Растворение и переработка античных реминисценций, подчинение художественных средств задаче изображения идеального мира (от ватиканского "Менология Василия II" к искусству миниатюры третьей четверти XI вв.). Иконопись X - XI вв.: сложение иконографии моленного образа.

Эпоха династии Комнинов - время классического византийского стиля. Черты художественной идеологии, ревниво оберегаемой от новшеств церковными и светскими властями. Особый строй торжественного и возвышенного искусства, проникнутого глубокой одухотворенностью, сохраняющего классицистическую оболочку, но полностью переосмысленного идеей христианского преображения мира. Живопись столичной школы (мозаики Софии Константинопольской XII в., мозаические ансамбли Неа Мони и Дафни, мозаики Чефалу и Михайловского Златоверхого монастыря). Соединение норм столичного комниновского искусства со своеобразными местными чертами в живописи греческих монастырей: стилистические мутации в искусстве Византии середины и второй половины XII в. ( от стиля церкви св. ПАнтелеймона в Нерези к искусству Курбинова и памятников его круга). Адаптация византийскогонаследия в мозаиках Италии XII в..

Иконопись и миниатюра комниновского периода. Два типа миниатюр: листовые и и иллюстрации на полях и среди текста ("Слова Иоанна Златоуста" в Парижской национальной библиотеке, "Новый Завет" в библиотеке МГУ). "Богоматерь Владимирская" - центральный памятник константинопольской школы XII в.. Иконография и характеристика образа, художественный строй и система плавей. Различные виды икон, храмовые и миниатюрные иконы.
^ Тема 7. Искусство поздневизантийского времени.

Специфика развития византийского искусства в XIII в. Гибель Констанстинополя и перемещение империи в Никею. Полицентризм восточнохристианского мира в XIII в. Эмиграция греческих мастеров из разоренного города в другие страны и оживление искусства национальных школ византийского круга. Памятники Сербии, Болгарии и Македонии как произведения византийского искусства (росписи Студеницы, Милешева, Сопочан, Бояны, Перивлепты в Охриде). Нарастание классицистической струи в искусстве, возрождение эллинистических принципов в миниатюре как предвестие "ренессанса" XIV в. Собирание политических и духовных сил греков, патриотическая окраска интереса к эллинскому наследию. Возвращение роли ведущего художественного центра к Константинополю после его освобождения в 1261 г.

Последний расцвет византийской культуры во времена правления династии Палеологов (XIV - первая половина XV в.), в условиях государственного и экономического краха и угрозы турецкого нашествия. Классицизм в искусстве первой трети XIV в. Особенности "Палеологовского ренессанса" - камерность и изысканность эстетических идеалов, блестящий артистизм, хрупкость и ретроспективизм образов (мозаики и фрески ц. монастыря Хора - Кахрие Джами, мозаики Фетие Джами). Повествовательный характер многофигурных композиций. Возрождение изобразительных приемов раннехристианского времени или периода "македонского ренессанса". Иллюстрированные рукописи и иконы первой трети XIV в. ("Благовещение" из Охрида, "Двенадцать апостолов" из ГМИИ им. А.С.Пушкина).

Перелом в духовной и культурной жизни Византии в сер. XIV в. Исихазм и его влияние на художественный язык византийского искусства XIV-XV вв.; значение победы аскетической монашеской партии во главе с Гр. Паламой. Икона как основной вид живописи в период индивидуального переживания веры и тяготения к монашескому подвижничеству. Возвращение к строгости и символической значительности иконного образа. Основные типы икон, особенности их иконографии и образный строй ("Акафист Богоматери" из Успенского собора и Деисус из Благовещенского собора Московского Кремля, "Христос Пантократор" 1363 г. из Эрмитажа, "Высоцкий чин" и "Богоматерь Пименовская" из ГТГ). Искусство Феофана Грека и экспрессивное направление в живописи второй пол. XIV в. как выражение мистической сущности паламитского учения о единении с Богом, возможном благодаря передаче человеку божественных энергий. Стиль "около 1400 г." и последние десятилетия византийского искусства.

Особенности архитектуры поздневизантийского периода - живописность в группировке объемов, появление нового типа культового пространства (замкнутая молельня). Возникновение центрических композиций как параллель с архитектурой итальянского Ренессанса (ц. Панагии Мухлиотиссы в Константинополе). Взятие Константинополя турками в 1453 г. и гибель Византии.
^ Тема 8. Искусство и архитектура стран восточнохристианского мира в V-XV вв.

Значение византийской художественной культуры для искусства средневековой Европы, Ближнего Востока и Закавказья.

Искусство христианского Востока, ориентированное на аскетические вкусы восточного монашества, его удаленность от классицистических норм столичной школы (фрески Каппадокии IX-XII вв.). Восточнохристианские традиции в миниатюрах армянских рукописей IX-X вв. и храмовых росписях Грузии (фрески Давид Гареджи). Преображение художественного языка грузинского искусства в XI в. под влиянием византийской традиции. Монументальная живопись Грузии XII-XIV вв., ее связи с Византией (мозаики Гелати, фрески Вардзия, Кинцвиси, Цаленджихи). Искусство армян-халкедонитов в XI-XIII вв. (росписи Ахталы). Киликийская школа миниатюры, ее связи с Византией, Востоком и государствами крестоносцев. Активная переработка греческих образцов в искусстве Тороса Рослина - крупнейшего киликийского мастера XIII в.

Архитектура Сирии и Ближнего Востока в христианский период. Архитектура Армении и Грузии: базиликальные и центрические сооружения; купольные базилики. Сирийские влияния (базилика в Ереруйке, Болнисский храм). Формирование специфически армянского типа храма - купольного зала. Центральнокупольные композиции с квадрифолиями (ц. Рипсиме, Джвари). Купольные ротонды (Звартноц, Бана). Ранние крестово-купольные храмы (Гаянэ). Монастырские комплексы Армении, многообразие их застройки (гавиты, училища, книгохранилища, трапезные и т.д.). Особенности светских построек: дворцы, хананары, караван-сараи, хозяйственные сооружения. Каменная пластика Армении: хачкары и рельефы храмовых фасадов X-XIV вв.. Грузинские кафедралы XI в. (Светицховели, Самтависи).

Византийское искусство на Балканах. Формирование национальных художественных школ в XIV в. Палеологовская живопись и ее влияние на искусство Сербии, Болгарии и Македонии в XIV-XV вв.. Сложность политической и культурной жизни Балкан и ее отражение в искусстве и архитектуре: напластование дохристианских традиций, влияние Византии, Армении и западного мира. Деятельность артели Михаила и Евтихия (фрески ц. Перивлепты в Охриде, ц. св. Георгия в Старо-Нагоричино). Нарастание декоративизма и повествовательности во фресковых циклах (росписи Дечан). Живописная школа Мистры конца XIV- начала XV вв. (фрески ц. монастыря Пантанассы и ц. Перивлепты).

Своеобразие сербской и болгарской архитектуры: устойчивость базиликальной типологии, влияние романского зодчества, приемы декоративной отделки фасадов. Зодчество Моравской школы как завершение развития самобытной архитектуры Сербии и Македонии. Особенности архитектуры Болгарии. Преобладание базиликальных планов в архитектуре Первого Болгарского царства; их пережитки в крестовокупольных храмах Второго Болгарского царсства. Упрощение типов византийских построек в архитектуре Болгарии.
  1   2   3

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница