Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни»




НазваниеУрок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни»
Дата публикации01.05.2013
Размер86 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
Урок литературы в 9 классе.

Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф.И.Тютчева и А.С.Пушкина).

Цели урока: изучение стихотворений А.С. Пушкина «Осень», Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», совершенствование навыков анализа поэтического текста на основе сопоставления.

Задачи урока:

Образовательные:

– закрепление навыков анализа поэтического текста;

– написание сочинения - миниатюры на одну из заданных тем.

Развивающие:

– развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности, овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами);

– развитие познавательного интереса к поэтическим текстам.

Воспитательные:

– воспитание активности;

– привитие учащимся навыков самостоятельной работы;

– формирование эстетического вкуса;

– воспитание внимания к поэтическому слову и любви к поэзии.

^ Тема урока: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф.И.Тютчева и А.С.Пушкина).

Кто хочет принять поэта, должен идти в страну поэта.

(И.В.Гёте.)

Целеполагание.

Для учителя:

    • Продолжить формирование аналитических умений (сопоставление стихотворений А.С. Пушкина «Осень» и Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»).

    • Развивать навыки анализа поэтического текста, усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности, овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка).

    • Продолжить работу над навыками выразительного чтения.

    • Формировать эстетический вкус и приобщать учащихся к творчеству Ф.И.Тютчева и А.С.Пушкина.

    • Создавать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

    • Воспитывать внимание к поэтическому слову и любви к поэзии.

Для учащихся:

Знать:

  • Содержание стихотворений А.С. Пушкина «Осень» и Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; биографические данные о поэтах.

  • Основные признаки понятий – стихотворение, лирический пейзаж, лирический герой.

Уметь:

  • Анализировать поэтический текст на основе сопоставления стихотворений разных авторов.

  • Находить изобразительно-выразительные средства.


Методы: словесный, наглядный, продуктивный.

Приемы: эвристическая беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления учащихся.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Содержание этапов урока:

1. Оргмомент.

2. Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.

3. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнения на их основе и закрепление (через слайдовую презентацию).

5. Этап информации домашнего задания.

Оформление: картины, рисунки осеннего пейзажа, эпиграф, музыкальные заставки, использование компьютера.

^ Ход урока.

I. Оргмомент.

Звучит песня Ю.Шевчука «Что такое осень?»

II. Начинается урок с презентации слайда, на котором представлена тема урока, высказывание о Пушкине.

А.Блок писал: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собой многие дни нашей жизни…

Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт».

^ Этапы жизни Пушкина.

1799 г. родился А.С. Пушкин.

1811 – 1817 гг. учеба в лицее.

1817 – 1820 гг. Петербург.

1820 – 1824 гг. Южная ссылка.

1824 – 1826 гг. Михайловское.

1826 – 1837 гг. последние годы жизни поэта.
^ Болдинская осень (с 3 сентября до 28 ноября 1830 г.)

Сентябрь. Первым было создано стихотворение «Бесы», затем еще три стихотворения, две сказки («Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о медведихе»), три повести («Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Гробовщик»), главы «Евгения Онегина».

Октябрь. Двенадцать стихотворений, поэма «Домик в Коломне», две повести («Выстрел», «Метель»), драматические сцены («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», глава «Евгения Онегина»), четыре критических статьи.

Ноябрь. «История села Горюхина», драматические сцены («Каменный гость» и другие).

«Я в Болдине писал, как давно уже не писал…» – извещает Пушкин своего друга, вернувшись в Москву. Любимое время года – осень еще раз порадует поэта.

^ III. Вопрос к классу.

Расскажите о пребывании Пушкина в Болдине.

IV. Слово учителя.

Я с Пушкиным не разлучаюсь

Жить без него я не могу.

Его читаю – наслаждаюсь,

Смакую каждую строку.

И мне становится милее.

Родной любимый уголок

Душе становится теплее

От пушкинских волшебных строк.
Ребята, эти строчки принадлежат поэту А. Грицунову. И пусть вам сегодня тоже станет теплее от удивительного стихотворения А.С. Пушкина «Осень».

^ V. Работа с текстом стихотворения «Осень» А.С. Пушкина.

Звучит отрывок из «Осени» в исполнении ученика.

VI. Учащиеся получают задания по группам.

I группа.

1. В каком году написано стихотворение (историческая справка).

2. Какие образы в стихотворении «Осень»?

3. С каким чувством А.С. Пушкин описывает осень?
II группа.

1. Можем ли мы отнести стихотворение «Осень» к чисто пейзажной лирике?

2. Почему Пушкин особенно любил осень?

3. Приведите примеры цитат из стихотворения «Осень», подтверждающие любовь поэта к этому времени года.

III группа.

1. Какие интонации использует автор в стихотворении?

2. Как изображает картины природы автор?

3. Какие средства языка использует поэт?

VII. Почему это стихотворение «Гимн осени»? В стихотворении Пушкина есть небо, но им пропитана и вся земля.

^ VIII. Слово учителя.

Поэт любил безумно осень,

И лес осенний он любил.

Он часто меж берез и сосен

По стежке узенькой ходил.

Ходил и лесом любовался.

И свежим воздухом дышал,

И с музою не расставался,

И на ходу стихи писал.

Федор Иванович Тютчев – русский поэт, написавший много стихотворений о природе. Назовите их.

В. Белинский писал: «В поэзии Тютчева исчезают барьеры между человеческими и природными мирами: страдания и радости природы становятся страданиями и радостями человека».

Слайд. О Тютчеве (1803 – 1873 гг.) – хронология жизни поэта.

25 ноября (5 декабря н.с.) 1803 г. родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии.

1819 г. поступил на словесное отделение Московского университета.

1829 – 1830 гг. опубликованы стихотворения Ф.И. Тютчева.

1837 г. назначен первым секретарем русской миссии в Турине.

1844 г. приезд в Россию.

1843 – 1850 гг. пишет политические статьи.

1848 – 1849 гг. поэтический подъем Тютчева.

1858 г. назначен председателем Комитета иностранной цензуры.

1860 – 1870 гг. преобладание в творчестве политических стихотворений.

1873 г. поэт умер.

Вопрос к классу: «Что вам известно о жизни поэта?»

В этом году Тютчеву 205 лет со дня рождения.

Сегодня нашему вниманию предлагается стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева.

В каком году было написано стихотворение?
^ Вопросы и задания.

I группа.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…
Какую картину вы мысленно увидели?

О чем, по-вашему, стихотворение? Как бы вы назвали это стихотворение?

Как вы понимаете первую строку? (Объясните значение слов).

Проанализируйте все строки отрывка. Что передает многоточие в отрывке?

Какие художественные средства использует автор?
^ II группа.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.
Что вы представили, слушая первые две строфы?

Назовите слова, обозначающие пространство.

Почему автор начинает третью строчку со слова лишь?

Почему автор использует в тексте выражение тонкий волос паутины? (Как называется этот прием?)

Что говорил Л.Толстой о стихотворении, что его поразило?
^ III группа.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…
О чем рассуждает автор в отрывке?

В последней строфе какое слово находится в сильной позиции?

Как вы понимаете выражение отдыхающее поле?

Объясните значение слова лазурь.

Какие художественные средства использует автор?
Работа над стихотворением окончена, обобщите сказанное.

IX. Сравните стихотворения А.С. Пушкина «Осень» и Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Что у них общего, а в чем различия?

Сравните творческий путь А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева. Что значит «Осень жизни» для Пушкина, Тютчева?

X. Тестовые задания по теме «Творчество А.Пушкина и Ф.Тютчева».

XI. Предлагаются на выбор три темы сочинений – миниатюр:

1). Как я представляю «дивную пору» по стихотворению Тютчева.

2). «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома.

3). Для слабоуспевающих учащихся сочинение – миниатюра «Осень».

XII. Заключительное слово учителя (раздумья).

XIII. Итоги урока, выставление оценок.
^ Звучит песня «У природы нет плохой погоды» (из к/ф «Служебный роман»).

Словарь.
Пейзаж – описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркнуть или передать душевное состояние персонажей.

Лирический пейзаж (он не связан напрямую с развитием сюжета) – это пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя). Ему присущи метафоричность и гиперболизация, использование риторических приемов.

Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем.

Похожие:

Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» iconУрок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи»
...
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» iconТатьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы...
Урок литературы в 11 классе (проблемно-информационный: учитель сам формулирует проблему)
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» iconУрок литературы в 11-м классе «Страницы жизни и творчества Б. Пастернака»
Воспитывать чувства гордости, человеческого достоинства на примере жизни писателя, чувства прекрасного к миру, философского восприятия...
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» iconУрок литературы в 11 классе тема
Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И. А. Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» iconУрок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!»
Урок предназначен для 9 класса, общий уровень развития класса высокий
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» iconУрок литературы в 9-ом классе. Тема урока: тема одиночества в лирике...
Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения...
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» iconУрок литературы в 6-м классе. Тема: "Анализ рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий"

Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» iconУрок литературы в 10 классе. Тема: «Ум и деятельность»
Тема: «Ум и деятельность» – нравственная основа Андрея Болконского. (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» iconУрок литературы в 5 классе Тема: «Счастье человека в доброте и милосердии»
Определить основные проблемы сказки: взаимоотношение человека и природы, сосуществование добра и зла, смысл жизни и назначение человека,...
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» iconУрок литературы в 9 классе. Тема Жизнь и творчество Н. В. Гоголя
Цель: иметь представление о жизни и творчестве писателя, знать основные факты биографии, способствовать повышению мотивации учащихся...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница