Приёмные билеты по предмету «Культура Башкортостана» (за курс основной школы)




Скачать 351.97 Kb.
НазваниеПриёмные билеты по предмету «Культура Башкортостана» (за курс основной школы)
страница1/3
Дата публикации01.05.2013
Размер351.97 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3


Приёмные билеты по предмету «Культура Башкортостана» (за курс основной школы).

Билет №1


  1. Искусство каменного века. Пещерная живопись на Урале. Шульган-таш.

  2. Жизнь и творчество Мажита Гафури. Басни. Повесть «Черноликие».



Билет №2


  1. Народное творчество, как часть культуры. Жанры фольклора.

  2. Жизнь и творчество Загира Исмагилова. Песни. Оперы.



Билет №3


  1. Башкирская народная сказка: виды и особенности, образы. Собиратели башкирских сказок.

  2. Жизнь и творчество художника А. Ф. Лутфуллина.



Билет №4


  1. Сказки народов Башкортостана.

2. Понятие об опере. Первые шаги башкирского оперного искусства (конец 30-х-начало 40-х годов). Открытие Башкирского театра оперы и балета.

Билет №5


  1. Понятие об эпосе. Башкирский эпос. Эпос «Урал Батыр».

  2. Традиционные музыкальные инструменты народов Башкортостана.



Билет №6


  1. Башкирское народное творчество: легенды и предания, их разновидности. Легенды о вашей местности.

  2. Театр в дореволюционной Уфе. Ф. Шаляпин в Уфе.


Билет №7

  1. Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник.

  2. Хозяйство и быт народов Башкортостана (традиционные виды занятий, жилище, утварь).



Билет №8

  1. Исторические песни и предания в духовной жизни башкир, их разновидности, отображаемые события. Охарактеризовать одну пеню (на выбор).

  2. Жизнь и творчество М. В. Нестерова. Художественный музей имени М. В. Нестерова.


Билет №9

  1. Декоративно-прикладное искусство: понятие, виды, истоки.

  2. Творческий путь Мифтахетдина Акмуллы. Просветительство в поэзии Акмулы.


Билет №10

  1. Основные занятия и образ жизни башкир: охота, бортничество, скотоводство, земледелие, лесные промыслы, ремесло.

  2. Жизнь и творческий путь Гаддуллы Тукая. Детские произведения.


Билет №11

  1. История письменности башкир.

  2. Народные состязания и игры. Национальные виды спорта.


Билет №12

  1. Верования древних башкир.

  2. Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури: история создания, становление, этапы творческой деятельности.


Билет №13

  1. Башкирские народные музыкальные инструменты. Курай. Легенда о курае.

  2. Великая отечественная война в произведениях художников Башкортостана.


Билет №14

  1. Национальные блюда народов Башкортостана.

  2. Образ Салавата Юлаева в художественной литературе.


Билет №15

  1. Обрядовые праздники башкир, русских, татар. Общее отличительное.

  2. Жизнь и творчество Шайхзады Бабича. Стихотворение «Башкортостан». Трагедия поэта. Премия имени Шайхзады Бабича.


Билет №16

    1. Башкирская лошадь. Культ коня в жизни башкир. Убранство коня. Образ коня в народном творчестве.

    2. Жизнь и творчество С. Т. Аксакова. Памятные места, связанные с его именем. Премия имени Т. С. Аксакова.


Билет №17

  1. Башкирские народные песни. Классификация, характерные особенности.

  2. Современные профессиональные театры Башкортостана.


Билет №18

  1. Зарождение и развитие издательского дела в Башкортостане. Первые газеты.

  2. Понятие о балете. Башкирский балет: зарождение, становление, развитие, современное состояние. Звёзды башкирского балета.


Билет №19

  1. Мухаметсалим Уметбаев, просветитель, поэт, учёный.

  2. Национальный костюм башкир (женская и мужская одежда, головные уборы, обувь). Украшение.


Билет №20

  1. Государственные символы Республики Башкортостан.

  2. Творчество Касима Давлеткильдеева – первого профессионального художника из башкир. Картина «Девушка в голубом».



Билет №21

  1. Жилище башкир. Башкирская юрта, её убранство. Башкирская изба.

  2. Жизнь и творчество Мустая Карима. Повести. Трагедии. Поэзия.

Билет №22

  1. Роль религии в жизни народов. Принятие ислама башкирами. Коран. Религиозные праздники.

  2. Жизнь и творчество Газиза Альмухаметова, певца композитора, педагога. Конкурс имени Г. Альмухаметова.


Билет №1

1 1). В 1954г зоологом А. В. Рюминым были обнаружены настенные рисунки палеолитичичкого возраста. В 1960-71г изображения в пещере изучены археологом О. Н. Бадером. Найдено около 30 рисунков (мамонты, носороги, дикие лошади и др.). Длинна фигур от 44 до 122 см. Они выполнены красной охрой, растворённой в жирном жире.

2). Мажит Гафури (настоящее имя – Гафуров Габдельмажит Нургалеевич), родился 20 июля 1880г Стерлитамакского района Уфимской губернии, ныне Гафурийского района Р.Б. Умер 28октября 1934г, похоронен в парке имени Матросова. Классик башкирской и татарской литературы. Народный поэт БАССР (1923). Учился в медресе Зайнуллыишана в г Троицке (1898), медресе «Галия» в Уфе (1906), работал редактором газеты «Кызыл Башкортостан», «Коммуна» и др. Первое стихотворение «Шакирдам ишана» (1902). В Казани был опубликован рассказ «Жизнь в бедности», в Оренбурге выходит первая книга стихов «Сибирская железная дорога или Положение нации». Стихи: «Наши дни», «Две птицы», «Богач», «Я там, где стонут бедняки», «Я и мой народ». Поэт отстаивает идеи свободы, призывает народ к борьбе переустройство жизни. Гафури известен, как прозаик и драматург. В послеоктябрьский период в его поэзии становиться человек труда поэма «Рабочий», «Дай мне руку товарищ». Оно из самых известных его произведений является повесть «Черноликие», в ней он рассказывает о трудной жизни крестьян, она была написана в 1926г, также у него есть повести такие как - «На золотых приисках поэта» (1930), драма «Красная звезда» (1925). Творчество и общественная деятельность Гафури сыграла большую роль в развитии башкирской литературы 20-30-х гг. Имя М. Гафури присвоено одному из районов республики, Башкирскому театру академическому театру драмы, парку культуры и отдыха. В городе Уфе дом-музей М. Гафури.

Билет №2

2 1). Думай сам!!!

2).Исмагилов Загир Гарипович, родился 8 января 1817г. В деревне Верхне-Серменево Верхне-Уральского уезда Оренбургской губернии, ныне Белорецкого района РБ, башкирский композитор, педагог, музыкальный общественный деятель, народный артист СССР (1982), РСФСР (1968), БАССР (1963), заслуженный деятель искусств РСФСФР (1955)., член союза композиторов СССР с1942. В 1935-37 занимался в студии при Башкирском академическом театре драмы. В 1937-41, 1944-48 студент башкирской студии при Московской консерватории имени П. И. Чайковского. В 1954 окончил консерваторию (класс композиции В. Г. Фере, А. Н. Александрова). В 1941-44 ответственный секретарь, в 1954-78 председатель СК БАССР, организатор, 1-й ректор (1968-88) и профессор (1977) Уфимского государственного института искусств. Основные произведения: опера «Салават Юлаев» - дипломная работа поставлена 1955, лирико-психологическая опера «Шаура», лирическая драма «Волна Агидели» (1972), историческая героико-эпическая опера «Послы Урала» (1982), опера «Акмулла» (1986). Значителен вклад в башкирскую хоровую музыку – вокально-симфоническую поэма «Бессмертие» (1975), «Праздничная увертюра», концерт для фортепиано с оркестром (1986). Он автор более 200-от песен и романсов, «Песня батыров». Шуточные песни: «Котелок», «Чай грузинский, мёд башкирский», лирические песни и романсы «Соловей», музыка к спектаклям «Башкирская свадьба». Удостоен Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1967). Награжден орденом Ленина (1971), Трудового Красного Знамени (1967), Дружбу народов (1977), «Знак почёта (1949), медалями.

Билет №3

3 1). Самобытность башкирских сказок обусловлена отражением в них этических особенностей уклада жизни народа, его быта, обрядов и обычаев. Особую роль играет специфика художественно-изобразительных средств языка. Башкирские сказки имеют традиционный зачин и концовку, особый стили повествования. Сказки обычно начинаются со слов «Давным-давно жили, говорят, старик со старухой…». Вводное слово «говорят», часто повторяющееся, подчёркивает недостоверность рассказа. Сказки отличаются особой системой действующих лиц, своеобразием художественной структуры и стиля повествования и делиться на богатырские, волшебные (собственно-волшебные ныне и волшебно-героические), социально-бытовые (новеллистические, сатирические и назидательные), сказки о животных. Главным героем башкирских сказок является батыр, который борется со злыми силами. Герой этих сказок – обыкновенный человек (младший сын, часто плешивый, прикидывающийся простаком, горемычная невестка, похищенная чертями девушка, мальчик, наделённый необыкновенными способностями, бедный или заколдованный юноша, охотник, купеческий сын и т.д.). Обделённые жизнью или гонимые, они отличаются добротой, готовность оказать помощь оказать помощь всем, кто нуждается, приходят на выручку помощники, обладающие волшебной силой. Например – «Златовласый егет», «Сон плешивого». Наиболее многочисленными являются социально-бытовые сказки. По характеру главных героев, тематике и стилю повествования различаются новеллистические сказки о мудрецах, верных и неверных женах, смелых девушках и разбойниках («Алпамыша»). Сатирические и юмористические сказки о ловких ворах, глупцах и хитрецах, одурачивающих нечистую силу, например «Два соседа». В сказках о животных персонажи обладают способностями мыслить, разговаривать человеческим голосом, например «Медведь и пчёлы». Сказки передаются от одного поколения к другому.

2). Луттфуллин Ахмат Фаткулович родился 4 февраля 1928 в деревне Аскарово Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Абзелиловского района РБ. Башкирский живописец, член-корреспондент Академии художеств СССР (1988), заслуженный художник БАССР (1967). Учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище (1945-48), Уфимское театрально-художественное училище (1949-51), Государственном художественном интернате Литовской СССР (Вильнюс, 1951-54). Автор портретов и многофигурных полотен об истории и современной жизни башкирского народа. Круг тем произведений Л. – жизнь народа на сложных исторических этапах: в период коллективизации, Великой Отечественной войны, восстановление хозяйства в послевоенных годах: «Прощание с родиной. Салават». Жанр портрета привлекает художников на протяжении всего творчества. Среди персонажей его картин представители творческой интеллигенции, жители села, рабочие: «Семья колхозника Ражапа», серия портретов колхозников Абзелиловского района, портреты, например художника А. А. Кузнецова и др. Излюбленный образ Л. – башкирская женщина: «Портрет матери» (1957), «Три женщины» (1969) – произведение ставшее классикой башкирской живописи. В пейзажах натюрморт Л. изображает башкирскую природу традиционный быт: «Аул Абзаково». Л. – участник всесоюзных, всероссийских и республиканских, зональных. Достоин республиканской премии имени Салавата Юлаева, награждён Почетным дипломом академии художеств СССР.

Билет №4

4 1). 1). Самобытность башкирских сказок обусловлена отражением в них этических особенностей уклада жизни народа, его быта, обрядов и обычаев. Особую роль играет специфика художественно-изобразительных средств языка. Башкирские сказки имеют традиционный зачин и концовку, особый стили повествования. Сказки обычно начинаются со слов «Давным-давно жили, говорят, старик со старухой…». Вводное слово «говорят», часто повторяющееся, подчёркивает недостоверность рассказа. Сказки отличаются особой системой действующих лиц, своеобразием художественной структуры и стиля повествования и делиться на богатырские, волшебные (собственно-волшебные ныне и волшебно-героические), социально-бытовые (новеллистические, сатирические и назидательные), сказки о животных. Главным героем башкирских сказок является батыр, который борется со злыми силами. Герой этих сказок – обыкновенный человек (младший сын, часто плешивый, прикидывающийся простаком, горемычная невестка, похищенная чертями девушка, мальчик, наделённый необыкновенными способностями, бедный или заколдованный юноша, охотник, купеческий сын и т.д.). Обделённые жизнью или гонимые, они отличаются добротой, готовность оказать помощь оказать помощь всем, кто нуждается, приходят на выручку помощники, обладающие волшебной силой. Например – «Златовласый егет», «Сон плешивого». Наиболее многочисленными являются социально-бытовые сказки. По характеру главных героев, тематике и стилю повествования различаются новеллистические сказки о мудрецах, верных и неверных женах, смелых девушках и разбойниках («Алпамыша»). Сатирические и юмористические сказки о ловких ворах, глупцах и хитрецах, одурачивающих нечистую силу, например «Два соседа». В сказках о животных персонажи обладают способностями мыслить, разговаривать человеческим голосом, например «Медведь и пчёлы». Сказки передаются от одного поколения к другому.

2). Опера – вид музыкально-театрального искусства; музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Опера как самостоятельный жанр формируется в 40-е годы. Но более ранние попытки предпринимаются в 1920-х годах. В 1930 в Казани и в Уфе состоялась премьера оперы Г.А. Альмухаметова, В. И. Виноградова и С. Х. Габяша. «Эшсе» («Рабочий») по одноимённой поэме М. Гафури. В своём становлении башкирская опера оперлась на народное музыкальное творчество, на традиции русской классической музыки и опыт современного искусства. Прообразами первых башкирских опер были музыкальные спектакли, включавшие большое количество фольклорно-этнографических картин и воскрешающие на сцене обряды, легенды и сюжетно-поэтическую основу народных песен. Развитие башкирской драматургии и театра способствовало формированию национального репертуара. Ряд произведений поставленных на сцене Башкирского театра оперы и балета, был создан на основе одноимённых драматических спектаклей. Премьера первой башкирской оперы «Хакмар» композитор М. М. Валеева состоялась в 1940. В числе первых исполнителей Г. С. Хабибуллин, Х. Л. Галимов, Б. Н. Валеева, З. Ильбаева и др.

Театр оперы и балета. Открыт как Башкирский государственный оперный театр 14 декабря 1938 в Уфе, в здании бывшего Аксаковскго народного дома, с 1941 Башкирский государственный театр оперы балета, с 1993 современное название. Основу оперной труппы составили выпускники студии Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, участвовавшие в первом спектакле «Прекрасная мельничиха».

Билет №5

5 1).Эпос 1). В фольклористке героико-легендарное повествование в стихах и прозе, отражающее мифологическое воззрение народа. Особенностью башкирского эпоса является сочетание сказочной героики с социально-бытовыми мотивами. Основные жанры: кубаир («Урал Батыр»), хикаят («Алдар и Зухра»), иртяк («Заятуляк и Хаухылу»), кысса («Тахир и Зухра»). 2)Род художественной литературы, наряду с лирикой и драмой. Особенность эпического произведения – сюжетно-описательная форма, многогранное и широкое изображение жизни и действительности. Основные жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, и др.

Урал Батыр – башкирский народный кубаир. Записан в 1910 М. Бурангуловым от сэсэнов-кураистов Габата-сэсэна Аргынбаева и Хамита Альмухаметова из деревни 2-е Иткулово Орского уезда Оренбургской губернии, ныне Баймакского района РБ. «У-Б» - самое красивое произведение башкирского народного эпоса. Композиционно состоит из тёх частей, повествующих о деяниях трёх поколений героев. Вначале рассказывается о всемирном потопе, о первых людях Янбирде и Янбике, о рождении их сыновей Урала и Шульгана. По мере развития сюжета происходит, переходит переход от архаического мифа к конкретно историческому осмыслению действительности. Урал и Шульган уходят из дома на поиски бессмертия. По пути Урал-Батыр совершает свои подвиги, борется со своим братом перешедшем на сторону зла, окропляет землю водой, тем самым приносит ей бессмертие. В третей части повествуется о рождении сыновей Урала и Шульгана, которые продолжают дело Урала. Его тело после смерти превратилось в гору Уралтау, символизирующую родину башкир. В поэме выражена идея вечной жизни народа.

2). Башкирские народные инструменты состоит из ныне бытующих (курай, кубыз, думбура), вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган). Сорнай – сигнальный инструмент из рога длинна около 200-350 мм с 2-4 пальцевыми отверстиями. Различают два вида сорная: мундштучный и языковой. Борго – охотничий сигнальный инструмент. Представляет собой деревянную коническую трубку длинной около 700 мм с 1-2 пальцевыми отверстиями. Курай, сорнай, борго относятся к классу аэрофонов. Кубуз – самозвучащий язычковый инструмент типа варгана. Думбыра, кыл-кубыз, ятаган относятся к классу хордофонов. Дунгур, думбурзяк, награ относятся к классу мембранофонов. К классу идиофонов относиться шакылдак.

Билет №6

  1   2   3

Похожие:

Приёмные билеты по предмету «Культура Башкортостана» (за курс основной школы) iconЭкзаменационные билеты по предмету «История и культура Башкортостана»
«История и культура Башкортостана» для итоговой аттестации обучающихся основной общеобразовательной школы
Приёмные билеты по предмету «Культура Башкортостана» (за курс основной школы) iconБилеты экзаменов по географии за курс основной школы
Предлагаемые Вашему вниманию билеты для устного экзамена по географии за курс основной школы включают в себя вопросы и задания по...
Приёмные билеты по предмету «Культура Башкортостана» (за курс основной школы) iconБилеты + ответы на экзаменационные билеты по Культуре Башкортостана за курс 9 класс

Приёмные билеты по предмету «Культура Башкортостана» (за курс основной школы) iconБилеты по литературе за курс основной школы
Примерные экзаменационные билеты составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования по...
Приёмные билеты по предмету «Культура Башкортостана» (за курс основной школы) icon● внести изменения в примерные экзаменационные билеты или дополнить...
Настоящее Положение определяет порядок экспертизы, утверждения и хранения материалов аттестации учащихся за учебный год, за курс...
Приёмные билеты по предмету «Культура Башкортостана» (за курс основной школы) icon@ yandex ru до 20 ноября 2010 года. Заявки и тезисы, поданные позже...
«Меридиан» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в рамках Малой академии наук (далее ман) по направлениям:...
Приёмные билеты по предмету «Культура Башкортостана» (за курс основной школы) iconЭкзаменационные билеты по литературе за курс основной школы. Пояснительная записка
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов проводится в форме ответов на вопросы экзаменационного билета
Приёмные билеты по предмету «Культура Башкортостана» (за курс основной школы) iconПрограмма муниципальноного этапа (I тур) всероссийской олимпиады...
Всероссийская олимпиада школьников представляет собой конкурсное испытание учащихся основной и средней (полной) школы – юношей и...
Приёмные билеты по предмету «Культура Башкортостана» (за курс основной школы) iconТесты по культуре Башкортостана Культура Башкортостана / 6 класс...
Рамазан – месяц поста. Используя начальные буквы, образуйте новые слова, употребляемые в мусульманской религии
Приёмные билеты по предмету «Культура Башкортостана» (за курс основной школы) iconЭкзаменационные билеты по химии за курс основной общей школы
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница