Исследовательская работа по литературе




Скачать 127,95 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по литературе
Дата публикации30.04.2013
Размер127,95 Kb.
ТипИсследовательская работа
pochit.ru > Культура > Исследовательская работа
Министерство Образования и науки УР

Управление образования Администрации МО «Сарапульский район»

МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Начальная школа – детский сад д. Шадрино

Её стихи мы знаем с детства

Исследовательская работа по литературе

Автор: Молодцова Софья –ученица 4 класса

МОУ для детей дошкольного и

младшего школьного возраста

Начальная школа – детский сад

д. Шадрино,

Сарапульского района, Удмуртской Республики.

Руководитель: Курочкина Татьяна Анатольевна

(библиотекарь) МОУ для детей дошкольного младшего школьного возраста

Начальная школа – детский сад

д. Шадрино, Удмуртская Республика,

2011

Оглавление

Введение -----------------------------------------------------------------3

Жизнь и творчество Агнии Барто -----------------------------------4

Методика проведения исследования стихотворения «В театре» 8

Результаты анализа анкет ------------------------------------------15

Список литературы ----------------------------------------------------16

Приложение ----------------------------------------------------------------17

«Стихи, написанные для детей

должны быть неистощимо молоды».

А.Л. Барто

Знаете ли вы, ребята, что в этом году Агнии Львовне Барто исполняется 105 лет со дня рождения! А родилась она в начале XX века.

Вот у кого «правильный» детский мир. Всегда светлый, в меру простой; в общем – то, добрый и радостный.

Вы помните! Вы всё, конечно, помните:

Уронили мишку на пол…

Наша Таня громко плачет…

Что ж ты плачешь, рёвушка?...

Идёт бычок, качается…

…Уснул бычок…

Любимейший поэт детворы, одна из зачинателей большой советской литературы для маленьких, Агния Барто.

Я очень люблю её стихи. Её стихи мы знаем с детства. И мне захотелось, как можно больше узнать о жизни и творчестве Агнии Барто.

Цель:

*Анализ знаний стихов Агнии Львовны Барто детьми.

Задачи:

*познакомиться с биографией А.Л. Барто;

*расширить знания о творчестве А.Л. Барто;

*провести анкетирование: для детей и родителей.

*сделать исследование стихотворения «В театре» для 3 класса. Сатира и юмор.

Жизнь и творчество Агнии Барто

(слайд1)

Родилась Агния Барто (девичья фамилия Волова) 17 февраля 1906 года в городе Москве. Здесь училась и выросла. Стихи начала писать ещё в раннем детстве, в первых классах гимназии. И первым слушателем её стихов был отец Лев Николаевич Волов ветеринарный врач. Он очень любил читать, а из писателей больше всего ценил Льва Толстого. Когда Агния была совсем маленькой, отец подарил ей книгу под названием «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой». С помощью этой книги, без букваря, обучил Агнию читать. Отец требовательно относился к ней, учил «правильно» писать стихи. Вообще –то Агния Барто собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские стихи оказалось сильнее. (слайд 2)

В 1925 году девятнадцатилетняя Агния Барто уже начала печатать свои весёлые стихи. Сначала вышли «Девочка – Рёвушка» и «Девочка – чумазая», за ними появились книги «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка – воришка». Её стихи посвящены маленьким детям, примерно 4 – 8 лет, которые с удовольствием слушают их, потому что в этих стихах узнают себя и свои проделки. За ними последовали «Первое мая» (1926), «Братишка» (1928), после публикации которых К.И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто, как детского поэта.

В ранней молодости она выщла замуж за поэта Павла Барто, родила сына Гарика, а в двадцать девять лет ушла от мужа к мужчине, который стал главной любовью её жизни. Первый брак не сложился. Как бы там ни было, Агния сохранила фамилию Барто, но оставшуюся жизнь провела с мужем – энергетиком Щегляевым, от которого родила второго ребёнка – дочь Татьяну. Муж был одним из самых авторитетных советских специалистов по паровым и газовым турбинам. В доме Агнии Барто часто бывали писатели, музыканты, актеры – неконфликтный характер Агнии Львовны притягивал к себе самых разных людей. (слайд 3 )

После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька» и другие, Барто стала одним из самых известных и любимых читателями поэтов, её произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии.

(слайд 4)

В 30-е годы в её жизнь неожиданно вошло кино. (слайд 5)

Она близко дружила с Фаиной Раневской и Риной Зелёной, перед самой войной в 1940г. Барто написала свой первый сценарий детского фильма – «Подкидыш», (слайд 6), в 1945-м она пишет новый – «Слон и веревочка».

( слайд 7). А в 50-е годы – «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Десять тысяч мальчиков». Все эти фильмы очень нравятся детям и взрослым. С начала войны Барто пыталась попасть на фронт, но вынуждена была уехать в глубокий тыл, в Свердловск (ныне Екатеринбург). Свердловские подростки во время войны работали на заводах вместо ушедших на фронт взрослых. Агния Барто было необходимо общаться с детьми – у них она черпала вдохновение и сюжеты. Чтобы иметь возможность общаться с подростками, Барто по совету Бажова получила профессию токаря второго разряда. В Свердловске Барто прожила до 1942 г. и все это время продолжала работать. Агния Львовна начинает выступать на радио, в детских домах, печатает военные стихи, стать и очерки в газетах. После возвращения в Москву поэтесса была направлена на Западный фронт в качестве корреспондента «Комсомольской правды», читала бойцам свои стихи. Конец войны – радость Победы смешалась с личным горем: с трагической гибелью сына . праздника Победы не существовало. Сын гарик был ласковым, обаятельным, красивым мальчиком, способным к музыке и точным наукам. Как бы там ни было, после смерти сына Агния Барто обратила всю материнскую любовь на дочь Татьяну. После войны она продолжает писать весёлые стихи для детей. В 60-е годы Барто довелось работать в детском доме для детей – сирот, и она написала поэму «Звенигород», в котором отражена забота о детях, которых война осиротила, а страна усыновила.

Раскинулся Звенигород над Москвой – рекой.

Звенигород – не пригород, а город есть такой.

Новый двухэтажный на пригорке дом,

Тридцать новых граждан проживают в нём…

Тридцать братьев и сестер.

шумное семейство, дочки тут и сыновья

что же это за семья?

Это дети убитых на войне, дети, потерявшие семьи в годы страшного нашествия фашистов на нашу землю. Дети, подобранные в развалинах у сожженных домов, на дорогах, оставшиеся без крова, без семьи, без материнской любви, ласки и заботы. (слайд 8)

Позже поэтесса начинает вести передачу «Найти человека» и помогает многим людям разыскать своих родственников, потерявшихся во время войны. На основе рассказов о поиске детей, потерявшихся во время Великой отечественной войны, она написала книгу «Найти человека», которая вышла в 1968г. (слайд 9) В 1977г. вышел удивительный сборник «переводы с детского».

Более полувека находится поэт в стремлении потока, именуемого движением поколений. Волна за волной проходят, взрослеют читатели, зрители, и герои книг, фильмов, пьес Агнии Барто, вливаясь в большую жизнь. Сами становятся отцами, а теперь уже и дедами. А поэт неизменно с теми, кому сегодня 5, 10, 13 и всегда точно знает, какие они, пятилетние, десятилетние, тринадцатилетние, именно сегодня, сейчас. Чем живут, что их волнует, какого слова от поэта ждут, и в каком слове более всего нуждаются.

Агнией Барто созданы десятки поэтических книг – целая библиотека!

(слайд 10)

Награды и премии Агнии Львовны Барто:

Сталинская премия второй степени (1950)

Ленинская премия (1972)

Орден Ленина

Орден Октябрьской Революции

Два ордена Трудового Красного Знамени

Орден «Знак Почета»

Орден Улыбки

Международная Золотая медаль имени Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества» посмертно.

Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет, расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.

^ Методика исследования стихотворения «В театре».

В 3 классе прочитала стихотворение «В театре» по методике.

Методика исследования:

- материал для нашего исследования перед нами. Стихотворение «В театре».

Послушайте его.

- у многих из ребят я заметила улыбку. А ведь улыбку подарила нам Агния Львовна Барто.

- как же это ей удалось? В чем секрет общения автора с читателем?

- чтобы приоткрыть эту тайну поэзии мы будем перечитывать это стихотворение по частям, наблюдать за мыслью автора и делать выводы. Приступим к работе.

- как называется стихотворение? Тот, кто его не читал, может подумать что оно о …(интересном спектакле и т.п.), проверим.

- итак, прочитали первое четверостишье.

^ Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

- сколько лет было нашей героине?

-она моложе или старше вас?

- а что представляет собой балетный спектакль?

-что же мы узнали о героине?

- маленькая девочка первый раз в театре.

-прочитаем следующий отрывок.

^ Мы пошли с подругой Любой

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

-в какое время года происходит действие? Докажите.

- впервые появляется предмет – герой этого стихотворения? Что это такое?

-номерок.

- читаем следующий отрывок.

^ Наконец – то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла,

Наконец – то я театре!

Как я этого ждала!

-сколько восклицательных? Прочитайте их.

- для чего автор их использует?

Какие чувства переполняют девочку?

-волнение, предвкушение радости.

-трудно ли три помножить на три?

-почему девочка не смогла бы этого сделать?

-какое слово повторяется в начале двух предложений?

-Для чего?

-долго ждала. Мечтала побывать в там.

- продолжаем.

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

^ Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

- что мечтает увидеть девочка?

-почему не смеет дышать?

-Замерла от восторга, ждет начала спектакля.

- при этом наш маленький герой не забыт. Прочитайте и о нём.

^ Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка.

- отчего вздрогнули подружки?

-грянул оркестр.

-Как это понять?

-громко заиграл.

- вдруг вижу … автор ставит тире – остановка, пауза.

- что могла бы увидеть девочка?

-А тут неожиданно…

-нету номерка (улыбка читателя)

-Фея кружится на сцене –

^ Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени –

Номерка не нахожу!

- читатель видит два «спектакля». Один на сцене.

-прочитайте об этом.

- второй, поиск номерка

- прочитайте об этом.

-интересует ли девочку то, что происходит на сцене? Докажите

--я на сцену не гляжу (как и читатель, он не смотрит балет, а ищет номерок)

-Может, он

Под стулом где –то?

Мне теперь

Не до балета!

-напряжение снова нарастает. Связано ли оно с тем, что девочка видит на сцене?

-нет

-почему девочка так озабочена этой потерей?

-как объяснит потерю в раздевалке, получит ли одежду, вспомним – зима, в театре без родителей…

-можно ли понять её?

-да, ей всего 8 лет, испугалась, растерялась…

- Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

^ А мы с моей подругой Любой

ищем номер на полу.

-как развиваются действия на сцене?

-а чем заняты девочки?

-очень ярко представляют наши два спектакля. Они противопоставлены.

-высокое, прекрасное искусство балета с одной стороны, а с другой …

-а МЫ… Где ищут номер?

-на полу (даже не на коленях). Ещё один повод для улыбки.

-укатился он куда – то…

Я в девятый раз ползу.

^ Удивляются ребята:

- кто там ползает внизу?

-как вы думаете, что чувствует девочка, пока ищет номерок?

-обиду, злость, досаду, волнение…

-почему она их испытывает?

-мечтала увидеть балет, ждала этого, а тут…

- По сцене бабочка порхала –

Я не видала ничего:

^ Я номерок везде искала

И наконец его нашла.

-что же девочка видела в театре?

-я не видала ничего.

-а на что надеялась, о чем мечтала? Ранее…

-но все- таки какое – то радостное событие произошло.

-девочка нашла номерок.

-Но тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

-мне очень нравился балет,-

Ребятам я сказала.

-как вы думаете, на что надеется девочка, когда нашла номерок?

-посмотреть спектакль

-а что происходит?

-спектакль заканчивается и все уходят.

-что говорит героиня ребятам?

-видела ли она балет?

-почему соврала?

-стыдно признаться, досадно, что так получилось…

-Что за балет показывали? Можно предположить?

-«Золушка».

-Я, думаю что не спроста выбран этот балет автором. Наша героиня как Золушка, мечтала о прекрасном балете во дворце, да только в сказке все было волшебно, а сбылась ли мечта девочки увидеть прекрасный балет?

- К сожаленью, нет, и ей это очень обидно, но признаться, она не хочет. Ожидания героини не оправдались. Вернемся к названию. А была ли она в театре? Да, не, она пришла, но ничего там не смогла увидеть, и мы вместе с ней. Мы вместе с героиней и её подругой искали номерок.

-Как Барто относится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что- то подсказывает?

-автор хочет что – то посоветовать девочкам.

- Как вы думаете, что? Ведь автор не высказывает своего мнения прямо, не делает вывода, и оставляет это право за нами.

-возможно, быть внимательнее. Поискать номерок можно было и в антракте, а спектакль уже не повторить…

Агния Барто – чуткий и умный собеседник, поэт, который умеет говорить с читателем любого возраста – от малышей до мам и пап.

^ На основе результатов данного исследования наша гипотеза доказана. Что Агния Барто пишет весёлые и сатирические стихи. И они очень нравятся детям.

Результаты анализа анкет

Предположим, что не все дети и родители знакомы с творчеством Агнии Барто. Я провела анкетирование с детьми и родителями. Составила 5 вопросов для родителей и 10 вопросов для детей.

^ Анкета для родителей

В ходе данного исследования установлено, что дома имеются книги Агнии Барто, и знакомы некоторые её произведения. Но не знают отчество и когда родилась. Гипотеза исследования основана на предпожении о том, что мне хочется познакомить родителей с творчеством Агнии Барто, на родительском собрании.

^ Анкета для детей

В ходе данного исследования выявлено, что большинство детей знают произведения Агнии Барто, ответы «да».

Литература

1.Барто А.Л. Стихи детям. – М.: Детская литература.,1981г.- 638с., 9 л. ил.

( Библиотека мировой литературы для детей, т. 22, кн.4)

2.Барто А.Л. Твои стихи. – М.: Дет. лит., 1965г.

3.Жизнь и творчество Агнии Барто: Сборник. Оформление Б.Кыштымов

4..Интернет – ресурсы:

5.Книжки, нотки и игрушки, для Катюшки и Андрюшки. Журнал -№11 2009г. – 88с.

6.Кузнецова Н.И. и др. Детские писатели: Справочник для учителей и родителей. – М.: Баланс. 1995г.

Анкета для родителей

1.Имеются ли дома книги Агнии Барто?

2. Знаете ли вы настоящую фамилию Барто?

3. Знаете ли вы отчество у Агнии Барто?

4. Какие стихи знаете?

5.Когда родилась? Анкета для детей

  1. Что делает бычок когда идёт и качается?________________________

  2. Какое из этих произведений написала не Барто? подчеркнуть

*лошадка

*Настенька

*огниво

3.Из трёх предметов – два взяты из произведений Барто, а один – нет:

*самолёт

*мячик

*самовар

4. Как называется стихотворение, в котором есть эти строки:_________

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в кроватку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать.

Только слон не хочет спать.

  1. Какое слово есть в произведении «Зайка»?

*друг

*снег

*скамейка

6. Почему плакала Таня?_______

7. Назовите цифры животных, про которых написала А.Барто, в цикле «Игрушки»:__________

1. .лошадка

2. зайка

3. бычок

8. Продолжи стихотворение:

Дело было в январе, стояла ёлка на горе,

А возле этой ёлки бродили злые ___________

9. Все кладут сначала в рот бутерброд,

а потом едят компот.

Он всегда - _________________

10.Мы на мальчика глядим – он какой- то нелюдим! Хмурится он, куксится, будто выпил __________

Приложение


Похожие:

Исследовательская работа по литературе iconРеферативно-исследовательская работа по литературе
Роль цветовых образов в раскрытии характеров героев (по повести А. С. Грина «Алые паруса»)
Исследовательская работа по литературе iconИсследовательская работа по литературе автор: ученица 7 класса
Семейная тема в произведениях А. С. Пушкина (на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка»)
Исследовательская работа по литературе iconИсследовательская работа по литературе ученицы 5 «А» класса Павловой...
Все животные нуждаются в заботе человека. Лошадь будет верна и послушна только доброму, чуткому хозяину. В жизни судьбы лошадей и...
Исследовательская работа по литературе iconУрока: обучающая
Форма работы: эвристическая беседа, самостоятельная работа, творческо – исследовательская работа по группам, дифференцированная творческая...
Исследовательская работа по литературе iconИсследовательская работа по литературе на тему
Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. Из "Капитанской дочки" Пушкина, из "Бородино" Лермонтова, из "Тараса Бульбы" Гоголя произведений,...
Исследовательская работа по литературе iconИсследовательская работа по теме «Применение процентов в жизни человека»
Исследовательская работа по теме «Применение процентов в жизни человека». Работу выполнили Бутакова Ксения, Ванькова Анжела, Мохоров...
Исследовательская работа по литературе iconИсследовательская работа по литературе Леонтьева Светлана
Почему я выбрал эту тему: я заинтересовалась тем, почему два разных произведения одного и того же автора носят похожие названия,...
Исследовательская работа по литературе iconИсследовательская работа по литературе на тему: Сокровища древнерусской литературы
Взяв город, половцы повели в свои кочевья…измученных, печальных, костенеющих от холода, голодных, со скорбными лицами и почерневшими...
Исследовательская работа по литературе iconИсследовательская работа по истории по теме «Тоталитаризм феномен XX века»
...
Исследовательская работа по литературе iconИсследовательская работа по обществознанию тема: язык тела соременного...
Наличие в теме спорных вопросов, противоречий. Например, споры в науке или противоположность бытовых представлений и научных данных....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница