Тема : «Встреча с А. П. Чеховым, человеком красивой души»




НазваниеТема : «Встреча с А. П. Чеховым, человеком красивой души»
Дата публикации30.04.2013
Размер72,4 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Чеховские чтения

Тема: « Встреча с А.П. Чеховым, человеком

красивой души».

Цели : пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А . П. Чехова; выяснить, что побудило писателя к созданию юмористических рассказов; познакомить с отзывами о рассказах : « Лошадиная фамилия», «О любви», «Хирургия», «Толстый и тонкий» и др.; расширить и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помочь почувствовать их самобытность и красоту.

Наглядность: портрет А П Чехова, выставка книг писателя.

«Хорошо вспоминать

о таком человеке, тот-

час в жизнь твою

возвращается бод-

рость ,снова входит

в ее ясный смысл…» М.Горький

  1. Вступительное слово учителя.

Перед вами портрет А П Чехова, гениального юмориста, прозаика и драматурга. Вот каким нарисовал Чехова В.И. Немирович – Данченко:»Я увидел довольно красивого , положительно красивого молодого человека , с приятно вьющимися забранными назад волосами, бородкой и усами, очевидно избегавшими парикмахера, державшегося скромно , но без излишней застенчивости и , очевидно , склонного к невычурной чистоплотности и внешней порядочности , голос очень низкий молодой бас ,дикция настоящая русская ,даже переливающая в легкий распев ,однако без малейшей сентиментальности и , тем более , театральности».

«Милым , прекрасным человеком , скромным , тихим» считал Чехова великий Лев Николаевич Толстой . Личность Чехова – сочетание деликатности , душевной мягкости с мужеством и силой воли. Как человек , Чехов производил на всех приятное впечатление. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего мероприятия : «Хорошо вспоминать о таком человеке…»(М. Горький).

А.П.Чехов-из тех писателей , которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы , конечно , помните приключения чеховской «Каштанки» . Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей , любящий животных , любящий жизнь.

Эта любовь Чехова была очень деятельной. Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью ; он был писателем, и его рассказы и книги помогли и помогают справиться со сложностями жизни , помогают посмотреть на себя со стороны .

Он не просто посадил дерево – он посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек , школ , больниц , не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень веселым , неистощимым на выдумки человеком .

  1. Выступление ученицы 8 класса Тенячкиной Лили.

Сообщение «Жизнь и творчество А.П.Чехова»

Антон Павлович Чехов родился 17 «29» января 1860 г. в Таганроге. Дед писателя был крепостным крестьянином , который выкупил себя с семьей на волю . Отец был владельцем бакалейной лавки. В талантливой семье Чеховых было пятеро детей : четыре сына и дочь.Очень сложный и противоречивый характер отца сочетал в себе добрату и вспыльчивость , желание дать сыновьям образование и неумение заинтересовать их знаниями . Отец хотел дать своим сыновьям религиозное воспитание , но при этом бил их ,заставляя петь в церковном хоре , и не стремясь воздействовать на их души внушением . Часто его наказания были жестоки , это выработало у Чехова нетерпимость к несправедливости , обостренное чувство собственного достоинства . Мать , тоже внучка выкупившегося на волю крепостного , была очень мягкой , и ее доброта была для детей защитой от гнева отца . Позднее А.П.Чехов писал : «Талант в нас со стороны отца , а душа – со стороны матери» . Когда Антону было 16 лет , отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге , зарабатывать уроками средства на жизнь , ученье и высылать небольшие денежные переводы семье .

Уже будучи студентом медицинского факультета университета , молодой Чехов писал короткие юмористические рассказы и публиковал их под псевдонимом «Антоша

Чехонте» .

  1. Отзыв о рассказе «Хирургия» , подготовил ученик 6 класса Анучкин С.

( После выступления Анучкина С. , учащиеся отвечают на вопросы :

  1. О какой хирургии рассказывает А.П.Чехов ?

  2. Что побудило писателя к созданию рассказа – собственная инсценировка , игра ; наблюдение врача Архангельского или …собственные размышления о провинциальных лекарях ?

  3. На что намекает автор , давая своим героям фамилии Вонмигласов , Курятин ?

  4. Кто из героев вызывает смех , сочувствие ?

  5. Какой вывод можно сделать о «врачебном искусстве» фельдшера , о его культуре ?

4 Инсценированное представление по рассказу «Хирургия»

( Ученики 6 класса – Жуганина А., Анучкин С. , Еремеев В.)

5.Ученица 7 класса Лапырева О. подготовила сообщение по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон и викторину к этому рассказу .

Героями рассказа Чехова являются люди ничем не примечательные , обыкновенные . Событие , о котором рассказывает Чехов , тоже бытовое , обыденное – человека укусила собака .

Бытовая сценка для Чехова - лишь повод , чтобы поговорить о вполне серьезных вещах . Чехов рисует картину нравов , его интересуют мотивы поведения людей , писатель исследует ,как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств .

Очумелов меняет решение шесть раз, в зависимости от чина предполагаемого хозяина собаки, то есть от того , кого ему , Очумелову , выгодно признать виновным. Говорить о какой-либо законности здесь не приходится.

Образ собаки меняется от «несчастного существа со слезящимися глазами» до «цуцика этакого» в финальной сцене , когда собака удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.

Понятие «хамелеонства» давно вошло в русский язык. Хамелеоном мы называем человека , готового в угоду обстоятельствам менять свои взгляды. Герои Чехова – из разряда хамелеонов. Рассказ можно было назвать «Хамелеоны».

В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сценки на базарной площади , все люди . И это уже не смешно .

Показав обывателей городка , Чехов изобразил всю систему российской жизни . «Генералы» не появляются на сцене , да это и не обязательно. Достаточно взглянуть , как действуют их сила и власть на людей лишь при одном упоминании . Самая опасная зависимость - зависимость психологическая . Внешне свободные люди в рассказе на самом деле не только действуют , но и думают по шаблону : «генеральское» - всегда право , « прочее» - всегда виновато . Так отдельный анекдотический случай вырастает у Чехова до обобщения , до сатирического изображения , осмеяния системы.

Викторина по рассказу «Хамелеон».

  1. Кто герои рассказа ?

  2. О каком событии повествует рассказ ?

  3. Кого из героев рассказа можно назвать «хамелеоном» ?

6.Ученица 8 класса Еремеева В. Подготовила сообщение о последнем из рассказов « «маленькой трилогии» « О любви»

«… Герой рассказа « О любви» Алехин утверждает : « … мы, когда любим , то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно , умно или глупо , к чему приведет эта любовь и так далее. В доказательство герой рассказывает историю своей любви. Но перед тем как изложить ее , он говорит о себе несколько слов , бросающих свет на его характер и образ русского интеллигента вообще.

Алехин кончил курс в университете и , судя по всему , ему очень хотелось заняться науками . Он склонен к кабинетной работе . Однако случилось так , что герой поселился в имении , начал вести хозяйство , отнимавшее у него все время , и постепенно забыл и о науке , и о привычках культурного , образованного человека . Испытывая невыносимую скуку и брезгливость оттого , что занимается нелюбимым делом , которое – он чувствует – ему не приносит - ему не нужно и которое , кроме душевной пустоты , ничего ему не приносит , он все – таки не бросает имения . После его выбрали в почетные мировые судьи , и именно тогда , он познакомился с Анной Алексеевной , в которую влюбился с первого взгляда. Она тоже полюбила его , но ничего у них не получилось . Именно из-за увлечения этими вопросами : к чему приведет их любовь ? Честно ли это ? Он не сумел возвысить свою душу, и упустил свое счастье .

Ребята , какой вывод по этому рассказу можно сделать ?

--- Жизнь Алехина посвящена хозяйственным заботам . Жизнь его , замкнутая только в кругу сельскохозяйственной коммерции , теряет смысл . Постепенно деградирует герой – ходит в грязной одежде , не моется , спит в санях . Потеряв свою любовь , Алехин живет в одиночестве , работая и приумножая доходы , которые ему теперь не нужны .

В мире алехиных « нет простора для живых человеческих стремлений» .

  1. Выступление ученика 8 класса Музланова Максима со статьей « Премьера столетней давности».

«… о приезде А П Чехова в город Воронеж 3 февраля 1892 г. вместе с известным издателем А.С. Сувориным « по голодному делу» : жестокий неурожай требовал экстренных мер для спасения людей. Деятели культуры , долго не раздумывая , бросались помогать несчастным , надеясь к тому же подвигнуть на более энергичные и местные власти» .

8.Викторина – тест. « Мой Чехов» . Подготовила Захарова Дарья , ученица 8 класса.

1. В каком году родился А.П.Чехов.

2.Сколько было у Чехова братьев и сестер ?

3.Какой профессией владел А.П.Чехов ?

4.Назовите псевдонимы А.П.Чехава.

5.С помощью каких деталей дано описание мужика Дениса Григорьева в рассказе « Злоумышленник».

6. Действительно ли смех А.П.Чехова в рассказах « Хамелеон» и «Злоумышленник» разный ?

8. Подведение итогов мероприятия « Чеховские чтения» .

1. Из воспоминаний о Чехове .

Бесчисленны высказывания писателей о Чехове. Приведем некоторые из них и постараемся понять , что ценили в его творчестве профессиональные литераторы :

Л.Н.Толстой : « Ах , какой милый , прекрасный человек , скромный , тихий , точно барышня ! Просто – чудесный!»

Г.И.Россолимо : «…А.П.Чехов делился со мной наблюдениями над своим творческим процессом. Меня особенно поразило то , что он подчас , заканчивая абзац или главу , особенно старательно подбирал последние слова по их звучанию , ища как бы музыкального завершения предложения.

И.А.Бунин : « Прост , Точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил… Писателя в его речи не чувствовалось , сравнения , эпитеты он употреблял редко , а если и употреблял , то чаще всего обыденные , и никогда не щеголял ими , никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом» .

А.И. Куприн , вспоминая о Чехове , высоко оценил его личность : « Он мог быть благодетелем , не рассчитывая на благодарность … Он волновался , мучился и болел всем , чем болели лучшие русские люди» .

И в жизни , и в литературе Чехов стремился к простоте и скромности . Но в то же время он был борцом за лучшую , светлую жизнь . А.М.Горький писал : «Пошлость всегда находила в нем жестокого и строгого судью» .

2. Мы пришли к выводу о том , что все творчество А.П.Чехова повествует о внимании его к жизни простого человека .

Рассказы его коротки , но в них скрыта глубокая мысль . Он в своих произведениях хотел правдиво нарисовать жизнь и … показать , насколько эта жизнь уклоняется от нормы . Рассказы его понятны и близки людям . Чехов не придумывал свои персонажи , он находил их в жизни . Для этого нужно быть очень внимательным и неравнодушным человеком. Писатель в самом обыденном и привычном мог увидеть замечательное либо , наоборот , типичное.

Так , из наблюдений над жизнью , общения с самыми разными людьми и рождалась бессмертная проза А.П, Чехова.

Похожие:

Тема : «Встреча с А. П. Чеховым, человеком красивой души» iconHttp :// journref. Narod. Ru анализ правки А. П. Чеховым рассказа Е. М. Шавровой «Софка»
«Софка» принадлежит перу пятнадцатилетней девочки Елены Шавровой, познакомившейся с Чеховым в Ялте в 1889 году. Этот рассказ, тщательно...
Тема : «Встреча с А. П. Чеховым, человеком красивой души» iconУрок «О дружбе и любви»
Так происходит встреча с тем единственным, самым любимым человеком. Это как озарение – встреча с ним. Только любящие глаза находят...
Тема : «Встреча с А. П. Чеховым, человеком красивой души» iconПлан урока. Тема: Сказка о сказочнике
Учитель: Сегодня нас ждет удивительная встреча. Эта встреча со сказочником, которого называли «Королем человеческих душ»
Тема : «Встреча с А. П. Чеховым, человеком красивой души» iconМарт 2006 г. № Ежемесячная газета г. Барнаул
От всей души поздравляем милых женщин с наступающим праздником 8 Марта! Желаем каждой женщине быть самой красивой, самой счастливой...
Тема : «Встреча с А. П. Чеховым, человеком красивой души» iconМуниципальное учреждение «Управление образования» мр «Горный улус...
Красота воодушевляет, окрыляет человека, красивое зрелище вокруг благотворно действует на него. Ведь жизнью доказано, что люди рожденные...
Тема : «Встреча с А. П. Чеховым, человеком красивой души» iconПрограмма кружка «Карандаш»
Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты»....
Тема : «Встреча с А. П. Чеховым, человеком красивой души» iconС днем Рождения, моя Удмуртия, или День Народного Единства! Встреча в кафе «Души моей частица»
...
Тема : «Встреча с А. П. Чеховым, человеком красивой души» icon«Здравствуй, школа!» 1 Торжественная линейка, посвящённая Дню знаний. 09
Встреча за круглым столом «Мои шаги в мире предпринимательства» (встреча с предпринимателями Тарасовым С. В., Денисовым С. В.)
Тема : «Встреча с А. П. Чеховым, человеком красивой души» iconДвоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера....
Процессе восприятия окружающей среды живыми организмами и человеком, в процессах обмена информацией между человеком и человеком,...
Тема : «Встреча с А. П. Чеховым, человеком красивой души» iconУрок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Тема урока: «Итоговый урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сравнительный анализ экранизации поэмы с авторским текстом»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница