Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва




Скачать 210,66 Kb.
НазваниеКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва
Дата публикации29.04.2013
Размер210,66 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Культура > Лекция
Запись, концептуальная обработка и 10 контрольных вопросов

Студентки 2 семинарской группы (512) 2007 года

Усановой Анны Евгеньевны
Курс философии и философии Науки ХХI века

для СТУДЕНТОВ физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

проф. М.В. Желнова

февраль - май, сентябрь - декабрь 2007, январь 2008, Москва

Часть Вторая.

Философия как она есть сегодня в этой аудитории

Раздел 6

Лекция №27

(заключительная в разделе 6)

Эстетика, эстетическое и эстетичность. Самотворчество конкретности комического, драматического и трагического в художественно-эстетической деятельности личности в целом на уровне усредненного субъективно-объективного теперь-и-здесь в этом человеке. (Хабермас-Данто,Рорти-Бодрийяр).

Мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Эстетика, эстетическое и эстетичность. Субъективно-объективное самотворчество двусторонности художественно-эстетического теперь-и-здесь, в этом человеке. Симуклякры, символическое и виртуальность. Средний прагматическо-практический круг эстетической деятельности. Фантастичность мира. Постнеоплатонизирующее гегелианство 21 века как модель: Юрген Хабермас.

  2. Самотворчество симулякров искусства – комичности, клиповости (смеси эстетики и эстетичности). Его исходная двусторонность, субъективно-объективное самотворчество сознательного отчуждения в искусстве. Практически-прагматическое аристотелеанизирующее ницшеанство 21 века как модель: Артур Данто.

  3. Субъективно-объективное самотворчество красоты символичности художественного бессознательного овещнения в этом человеке. Ее промежуточная двусторонность. Символичность матриц иллюзий драматичности. Практически-прагматическое постнеокартезианствующее хайдеггериаство 21 века как модель: Ричард Рорти.

  4. Субъективно-объективное самотворчество прекрасной виртуальности эстетического соматического овнешнения в этом человеке. Его предельность. Виртуальность фантастичности освоения хаоса трагического. Практически-прагматическое постнеокантианствующее попперианство 21 века как модель: Жан Бодрийяр.

  5. Субъективно-объективная художественность как мера объективно-субъективной актуализации ситуаций времени.

Литература:

1)Канке В.А. стр. 15-18, 175-188, 262-272, 295-316.

2)Эко Умберто «Авангард или красота провокации». Москва, изд. «Слово», 2005г.

3)Путин Владимир Владимирович – выступление на предвыборном собрании «Единой России».

Дополнительная литература:

  1. Ричард Рорти «От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов». «Вопросы философии», 2003г, №3, стр.30-42.

  2. Межуев Вадим Михайлович «Идея культуры – очерки по философии культуры». Москва, изд. «Прогресс – Традиция», 2006г.

  3. Анкерсмит Франклин Рудольф «Возвышенный исторический опыт». Москва, изд. «Европа», 2007г, стр.41-110, 279-330.

  4. Желнова Александра Марковна «Философский путь Жана Бодрийяра: между эстетическим и эпистемическим». «Вопросы философии», 2007г., №10, стр.151-158.

Основная цель сегодняшней лекции будет заключаться по крайней мере в следующем.

Так же, как и в предыдущих лекциях, я, во-первых, постараюсь развести в вашем сознании такие понятия которые вы с трудом отличаете друг от друга, и не хотите отличать – эстетика, эстетическое и эстетичность. Сейчас стали более четко отличать эти понятия, а чаще всего их смешивают.

И во-вторых, я постараюсь подготовить вас к переходу к новому, последнему, разделу. Посередине между научным и эстетическим лежит еще одна сфера – это понятие морали, нравственности, о чем мы там и поговорим.

Итак,

Первый вопрос. Эстетика, эстетическое и эстетичность. Субъективно-объективное самотворчество двусторонности художественно-эстетического теперь и здесь, в этом человеке. Симуклякры, символическое и виртуальность. Средний прагматическо-практический круг эстетической деятельности. Фантастичность мира. Постнеоплатонизирующее гегелианство 21 века как модель: Юрген Хабермас.

Мы увидим отличие.. Эстетика, грубо говоря, будет что-то типа сознательного, эстетическое – бессознательного, художественное или искусство собственно (искусство не может быть абсолютно сознательным). А эстетичность – это какой-то предельный выброс. Мы об этом говорили. Если в первых двух лекциях этого раздела мы говорили, с одной стороны, о саморазвитии - самом простом, во второй лекции мы говорили о пределах, самотворении мира, докатились до того, что теперь мы эстетически осваиваем мир гиперреальности, сидя перед какой-то стекляшкой и забывая, где мы находимся. Один автор, чтобы подчеркнуть эту мысль, изобразил, что он сидит перед окном, а на столе у него стоит монитор, который тоже перед окном. Один мир – реальный, но постепенно его монитор растет и растет – и закрыл это окно. И он уже не знает, где он находится. На самом деле, он перешел в мир иной, в хорошем смысле. Туда мы переходим временно, рано или поздно у вас рука потянется, чтобы нажать на кнопку и выключить его... Нам первоначально нужно очертить общий круг этого субъективно-объективного. Теперь мы говорим о самотворчестве, двусторонности художественного и эстетического для каждого из вас. Вы-то сидите посерединке. Вы, с одной стороны, слышите, как вам рекомендуют, что надо


Самотворчество, двусторонность эстетического для каждого человека
делать, эстетика.. . – а с другой стороны, вы сидите в гиперреальном мире. Теперь появилось такое явление в интернете: каждый из вас, все-таки, чем-то интересуется, и потонул в огромном мире информации. И вот придумана такая программа – вам задают около 50 вопросов, и вы должны ответить, что вам нравится-не нравится, интересно-не интересно, врать тут бессмысленно. Во-первых, потому что вы наедине – кому врать-то? Если хоть один другой человек рядом есть, обязательно наврете… И потом, смысла нет. После этого в разных сферах, в том числе, в области эстетического, вам рекомендуют то, что вам должно понравиться – почитайте такого-то автора, пойдите на такую-то выставку, займитесь такой-то темой в области элементарных частиц, может, что-то там и углядите. Получается, что за вас выбирают. Вот здесь тоже – нам нужно выбрать, мы двусторонны… с двух сторон на нас нападают художественные образы – с одной стороны, от саморазвития, а с другой – от самотворения, которое в этом большом мире. А мне надо решать сегодняшние задачи, я сегодня хочу знать, какую надеть шляпку, или лучше вообще без шляпки.. И если это так, то с чем же вы столкнетесь? С тем, что мы раньше разбирали. Во-первых с тем, что везде нет ничего настоящего, как вы раньше думали – одни симулякры.


Симулякры
Симулякр – это не то, что я симулирую, а то, что я не могу не симулировать. Хотите вы или нет, а вы живете в мире какой-то моды, скажем… Хотя мода, которая сейчас – это старье 20-х годов. Что-то твориться, что-то развивается, и вы вынуждены где-то по этой шкале бегать, никуда вы от этого не денетесь. Вы сами-то не можете понять, что вы из себя представляете. Вас что-то заставляет думать, что вы такой-то, вы сами что-то симулируете несознательно, сами даете какие-то другие


Символ
образцы. Выясняется, что вы живете в сфере символов. Символ отличается от знака тем, как правило, что он двусмысленный. Символ обязан быть неопределенным, он должен представляться многими людьми и представляться каждому по-своему. Флаг государственный вы видите, а на нем крест. А что такое крест? Один видит знак перекрестка, другой видит совсем другое... Символами вы живете. И наконец выясняется, что мы столкнулись вот с этим понятием виртуальности. Оказывается, в нашем постижении образного мира то, что я хочу зафиксировать, оно есть и


Понятие виртуальности
не есть – вот проблема какая. Забегая вперед, мы уже говорили, что надо совершать идеальное преступление. Дело в том, что я не могу его не совершать, я не знаю, что там есть или не есть. Я живу в каком-то мире. Это такой средний прагматически-практический круг моей эстетической деятельности. Получается, что в общем-то, все фантастично. Мы потом увидим, в каких формах это предстает. Но ужас состоит в том, что я не могу не жить в этом мире - fiction, а я хочу non fiction. Вот так мы живем. Литература соответственно… Приходите в магазин: «Что вам дать?» - «non fiction». Вы настолько привыкли к этим понятиям, что не хотите в них вникать, что оно означает. Утопия, антиутопия, что это такое. И мир этот становится каким-то фантастичным. То есть, с одной стороны, ваша реальная жизнь говорит, какая фантастика, вот мне нравится то-то, мне нравятся вот такие пирожные, я могу их съесть штук 10. Это конкретно. А вот разговоры, какие-то науки, как делают шоколад – фу, какая гадость. Есть шоколад надо, а не рассуждать о том, как он делается. А если вы взяли шоколад, и он в руках у вас растаял, значит шоколад этот – fiction, настоящий шоколад при комнатной температуре не тает.


Общие идеи – Платон, Гегель
Короче, вы живете в этом мире. А общие идеи кто нам говорит, какие здесь выдвигаются? А мы можем продолжить только то, что было – а что у нас было? Конечно, я могу занять такую позицию – есть какие-то идеалы, идеи (помните, Платон), а мы здесь живем в этом мире, где нет их, идеи искажены. Надо их туда куда-то устремить. У современного человека уже все перемешалось. Я могу рассуждать и по Гегелю – что такое прекрасное, красота. А красота – это, оказывается, низшая ступень развития познания, постижения. У Гегеля там дух развивается. А если заменить идею духом – сначала она сама по себе развивается, потом в мир попадает, и происходят этапы… Первый этап – религиозный. Вы сначала думаете, что есть мир, вы воспринимаете через какое-то высшее существо, и ему подражаете, поскольку вы созданы по подобию и образцу, оттуда и идет красота ваша. А нехорошие говорят, что вы мартышки, а не произошли от высокого художественного образа, и красота у вас мартышечья. Гегель показал, что вы проходите этот этап религиозный, потом вы возвышаетесь, в образном, до возвышенного какого-то – вот всякие знаменитые классические произведения искусства. А исчерпав все возможности образности,


Искусство, религия и наука
человеческая мысль перешла к тому, что называется наукой, логикой, но в глубину проникла. И весь мир развивается по законам логики, непротиворечивости, и на этой основе возникла наука, которая выше чем искусство и религия. Может ли существовать сейчас такая концепция? Вы, многие, наверно так и представляете себе, что наука, логика – это хорошо, а эстетика – это ерунда, это картинки. Но как вы без картинок проживете? Никак. И тот самый


Концепция Хабермасса, красота и функциональность
Хабермас и есть последователь этой концепции. В чем состоит смысл, что он выделяет? Он представитель такого коммуникативного дискурса, когда человек стремится общаться с другими, и все у него динамично, у него есть прагматический идеал общества. И все эстетическое у него переходит из разряда конструктивизма (когда вы что-то создаете, какую-то гармоническую конструкцию, и утверждаете, что это и есть красота) в некую функциональность. С его точки зрения, когда мы говорим о красоте, мы постепенно уходим от старых представлений – у нас везде функция. Нам нравится автомобиль, потому что он такой формы, он обтекаем. Вам нравится самолет – он приобретает форму птицы, он не движется, а все равно вы видите в нем что-то двигающееся, функцию.

Современные идеи красоты, числа, всевозможных движений духа – все переместилось в понятие функциональности, вот в чем страшная проблема. Хабермас затрагивает эти вопросы в разных сферах и утверждает, что красота – это и есть функциональность. Вы переносите ваши представления о том, что дает и как функционирует данная система, и только в связи с этим оцениваете – вот он у вас красивый самолет, комфорт, и все остальное. Вот так он смотрит на жизнь. И вот с двух сторон формируются какие-то образы. В связи с этим и возникает вопрос, который пытаются сейчас решить. Вот есть


Современный взгляд на искусство
великое искусство прошлого, классика – греческие статуи, средневековые храмы и иконы, Возрождение… И за это платят колоссальные деньги, выясняется, что это ценится. И возникает в связи с этим другой вопрос. Ведь когда это все совершалось, художник был ремесленником, к нему относились как к тому, кого нанимают. У вас маляр красит что-то, а храм – что-то получше конечно, интересней, но не было того, как мы относимся к этому. И вывод состоит в том, что в отличие от того, как Гегель поставил этот вопрос, - недостижимость искусства прошлого – потому что оно преодолено разумом, мыслью, и вы сейчас уже не можете так вникать в образность, как раньше, как кто-то другой. А современный взгляд – это Эко, о котором я вам говорил – он говорит, что красота всегда связана с провокацией. Внутри за красотой уже лежит другое понятие – понятие прекрасного. Красота и прекрасное – совершенно разные вещи.

^ Второй вопрос. Самотворчество симулякров искусства – комичности, клиповости (смеси эстетики и эстетичности). Его исходная двусторонность, субъективно-объективное самотворчество сознательного отчуждения в искусстве. Практически-прагматическое аристотелеанизирующее ницшеанство 21 века как модель: Артур Данто.

Так решается вопрос в современном наследстве Гегеля, Платона. Но это в целом. А как по частям разобрать то, что мы сформулировали – это предстает в следующем виде. Везде мы сейчас, сегодня, говорим о самотворчестве, то есть, это когда что-то средненькое


Художественность и искусство
между начальным этапом и высшим – поэтому у нас и возникает проблема искусства и художественности. Разделение понятий «художественность» и «искусство» - устаревшее, хотя им пользуются, и успешно. Что вы называете искусством, вот в чем вопрос. Это искусственное или не искусственное? Это осознанное или не осознанное? Первоначально мы, конечно, фиксируем, что мы что-то хотим создать сознательно. Где-то кто-то определяет программы телеканалов. Но если вы начнете вдумываться - вот я руководитель канала. Могу я вам дать что-то сознательно? С одной стороны, могу. Но все равно я


Сознательное и бессознательное в искусстве
связан вами, потому что вы творите. Глупый вопрос – кто кем манипулирует. Начальство телевидения, которое указывает, как надо строить программу телепередач, или каждый из вас, который этот самый телевизор включает и смотрит в щелочку на чужую жизнь, которую так неприлично подсматривать, но у телевизора наедине вполне возможно. Выясняется, что нельзя вам показывать то, что я хочу – я должен поймать, что вы хотите бессознательно, а сам сознательно создать произведение, которое затронет эти струны. И по сути, все сводится к тому, что то, что мы называем авангардом, что выходит за правила, ломает то, что мы называем красотой – оказывается, что это и есть прекрасное. А поэтому, о чем может речь идти? Может идти об искусстве такого типа, как дикарь танцует, непосредственно вызывает, чтобы охота удачной была. Нет, вы живете в симулякрах. Вам это слово «симулякр» не нравится, потому что вы в него вкладываете смысл «вы симулируете», специально, сознательно. Но это есть симуляция, это другое.


Симулякры искусства. Клип
И вот, симулякры искусства достигают особой степени в 21 веке. Появляется ваш любимый симулякр искусства, который вы обожаете. Он называется очень кратко – вы живете в мире клипов. Не надо мне ничего, мне чуть-чуть, немного, никаких рассуждений. Вот чтоб картинка мелькала, и какой-то смысл там был – надо задеть, но не нагружать. Вот основная формула, по которой вы живете. Я вас так в лоб спрошу – вы скажете, нет, я живу по глубокому смыслу… Дудки, никуда от этого деться нельзя. Это такая смесь эстетики, эстетичности, чего-то бессознательно-сознательного, что-то вас туда влечет. Вроде речь идет о мобилах, а формула-то выбрана основная, стержневая ваших желаний. Что вы хотите все? Только одного – все и сразу. Вот основная идея. Получается, что исходная двусторонность здесь. Она субъективно-


Понятие разотчуждения
объективно переплетается, а внутри-то что лежит? Это сознательно разотчуждение. Вы когда-то что-то пытались сделать, заявить – вы так украсили свою комнату, так оделись. А сознательный бизнес должен это поймать, он создает вам предметы, раз-отчуждая. Получается, искусство вторично. Вы создали, сами предметы забегали, закрутились, а вы теперь говорите, это Я хочу такое. Это вы и есть, только теперь в новом виде, в искаженном, потому что осуществиться никакое действие в принципе не может. Вот это и есть то, что называют


Аристотелизм и ницшеанство
аристотелизмом и ницшеанством. Только вы до этого не дотягиваетесь часто. Что такое основная идея Аристотеля? Не там идеи, ищи здесь! Что такое горшок? Это форма и материя, здесь вся причина. Что такое красота? Это такое соотношение материи и формы, ты его поймал, создал из глины пальцем. Потом высчитают математики, каково соотношение длины и ширины, какие пропорции. Мера должна быть. Размер должен соответствовать вам, вашим действиям.

А Ницше довел это до совершенства, до метафоры. Почему надо какую-то классику? Можно создать новое искусство, которое будет действовать на вас – вас нужно возбудить, куда-то повести. Опера была создана, музыка должна вас двигать. А в жизни, слушая, вы не можете так, у вас должна быть средненькая невыразительная музыка, хотя вам кажется, что это приятно звучит. Бетховена, Чайковского, классические произведения нельзя слушать непрерывно – час, два, три – все метро, всю работу и еще все лекции к тому же. Вы этого не выдержите, искусство всегда возбуждает. Платон запрещал музыку, считал, что это не нужно, мешает жить.

И эту идею можно применять не только к искусству. А сделал это, применил к истории, Артур Данто, который занимается аналитической философией. Помните, я вам рассказывал его знаменитый пример,


Идеи Артура Данто, комичность
когда в Китае мясник разрубает тушу одним ударом, и все распадается на части, а вы потом собираете из них целое. Он утверждает, что прекрасное, красота – это оно и есть, просто вы где-то мысленно это разлагаете. И когда вы можете что-то несознательно разложить и сложить, у вас и возникает это самотворчество симулякров искусства. Главное что тут? Возникает комичность. А при чем тут комичность? При том, что комизм вашей жизни в этих симулякрах. Нравится вам, а внутри пустота. И сегодня он великий, а завтра становится ничем. Вроде бы произведение искусства выветривается, превращается в клип, стандартный – а потом может опять возникнуть. В чем комичность? Вы вроде бы всерьез это воспринимаете, эти мыльные сериалы. Вроде там есть жизненная трагедия, а потом они вырождаются в такие комические вещи, я в прошлый раз об этом рассказывал. Вы уже живете в клипах, в отчуждении предметности, вот Петросян там по телевизору вам рассказывает. Не надо их ругать, они замечательны артисты, но надо понимать, что это за сфера. Человек устал, ему нужно отдохнуть, не нужны ему эти загрузки. Есть целое направление, которое все сводит к метафорам, к языку, к клипам.

^ Вопрос третий. Субъективно-объективное самотворчество красоты символичности художественного бессознательного овещнения в этом человеке. Ее промежуточная двусторонность. Символичность матриц иллюзий драматичности. Практически-прагматическое постнеокартезианствующее хайдеггериаство 21 века как модель: Ричард Рорти.

Красота – это не прекрасное. Красота – это конструкция, гармоничность, спокойствие, но бессознательное. Я не могу заставить вас наслаждаться красотой, если я вам сказал – вот смотри, это красиво. Да, вы скажете, красиво, ах, какая картина – но вы бессознательно должны прочувствовать это, это только бессознательное, ваше средненькое такое. Связано это с тем, что вы пытаетесь освоить этот вещный мир, предметы переделать в свои вещи. Вы смотрите, и видите что-то совершенное в своем роде. Оно тоже


Матрицы иллюзий драматичности
двусторонно. Вы создаете какие-то свои представления, и на этом уровне как раз и работают так называемые матрицы иллюзий драматичности. Что такое матрица? Во-первых, кинофильм есть такой – мы сейчас перейдем к тому, кто его создал, и чьи идеи он реализует. Вам могут сказать, что такое человечество – оргия, пляшут все, смесь разгула; а есть другие, которые рационально думают, избранные. Люди схватывают это и вам предлагают. Конечно, иллюзия это все. Но нужно создать (и вы живете в этом) какой-то драматический сюжет. Что такое драма? Это когда сталкиваются какие-то противоположности, они затрагивают вас, вы переживаете за это, но в конце концов соотношение этих противоположностей должно иметь решение. Должен быть, в том или ином виде, хеппи энд.


Рациональность в искусстве
Была идея такая, что все надо рационализировать. Создавались механизмы, как писать произведения. Классический пример – обвиняют Набокова. Он написал «Лолиту». Почему это считается знаменитым произведением, что описано? Какой-то мерзавец, педофил, какая-то девица, которая не по возрасту эротична, и ее интересует не соответствующий по возрасту мужчина. Это все давно было! Но нет, найдена грань. С одной стороны, вроде не он ее соблазняет, а она его. Потом какие-то отношения, всякие события, как это происходит… и стало бестселлером мировой известности. Если бы какую-то часть убрать, то не получилось бы такого произведения. А рациональности тут не получается. Значит, нужно как-то уйти от рациональности. А как? Это вписывается в какую-то новую историю, новое соотношение драматического, которое


Ричард Рорти, лингвистическая трансцендентальность
реализуется. А как оно реализуется? Вот Ричард Рорти предложил так называемую лингвистическую трансцендентальность – т.е., с одной стороны, каждый из вас что-то переживает, где-то есть трагедия, но все это, в общем-то, слова. На самом деле, для кого-то это трагедия, а кто-то понимает, что ничего страшного нет, это все какие-то символы определенные – неудача, не получается, драматичность этого символического. И все это происходит уже не на фоне природно-человеческого художественного – вы что-то создаете, вы можете жить уже только в словах, в вашем языке, в вашем конкретном словаре. На этом все у Ричарда Рорти и построено. А все это базируется на планетарности техники. Вы скажете, при чем тут я? А выясняется, что драматизм ваш связан с преобразованием мира. Вы пытаетесь под себя переделать мир, вам что-то хочется, вы не можете уступить. Не получается – а я добьюсь, начинается активность. Вы переделываете мир и терпите фиаско – драма. Но драма опять, в пределах возможностей данной техники.

^ Вопрос четвертый. Субъективно-объективное самотворчество прекрасной виртуальности эстетического соматического овнешнения в этом человеке. Его предельность. Виртуальность фантастичности освоения хаоса трагического. Практически-прагматическое постнеокантианствующее попперианство 21 века как модель: Жан Бодрийяр.

Это уже двусторонность настолько расширяющаяся, смещающаяся в какую-то одну сторону, что возникает что-то новое. Это мое самотворчество, это я к чему-то стремлюсь, но это виртуальность. Это связано и с моим телом, ведь нельзя ничего понять в прекрасном, если это не связано с вашим телом и с вашей сомой, вы эмоциональное существо – вы беситесь, страдаете, смеетесь, никуда вы от этого не денетесь. Или что-то в вашей жизни к вам извне приходит, от вас


Овнешненное, предельность
независимое, вы что-то делаете, изменяете – или что-то в окружающем мире, и вы пытаетесь его освоить. Но на уровне телесного, какого-то для субъекта предела, внешности, также и на уровне того что внешнее стало для человека овнешненное. А овнешненное - это не просто то, что вне меня, это то, что я сделал, но оно теперь прет против меня. А я это должен разовнешнить, я опять его делаю своим внутренним. А вне-то хаос, это все виртуально, я предсказать ничего не могу – кстати, так же, как и все, что касается телесности, потому что человек не просто смертен, а он иногда внезапно смертен. Каждый из вас не понимает, что вы отсчет своей жизни ведете от какого-то подразумеваемого конца – вот что такое для вас время, это время вашей жизни. И тут вы не можете отделаться и сказать «бесконечно могу считать», это будет дурная бесконечность, совершенно правильно прозвал это Гегель. Какая бесконечность? Каждый умирает в одиночку, но он и живет в одиночку, а это я не хочу признать. Я живу среди других людей, они на меня влияют, это правильно. Но все-таки, смерть-то моя, нет смерти вообще. Кто-то умер, миллиончик прибили,


Эстетичность трагичности и проблема смерти
взорвали… Здесь возникает идея художественного, перерастающего в эстетичность трагичности. Трагичность, трагизм состоит не в том, что есть противоречие, а в том, что создается ситуация, когда есть противоположности, которые не могут существовать вместе, и они – обе стороны – должны погибнуть. Избежать этого нельзя. Конечно, Христос предполагал, что он смерть уничтожит – но это когда будет второе пришествие. А до этого, каждый из вас подсознательно в глубине это ощущает, и это есть ваше время трагики. Пока философия не доходит до этих глубин, никакой философией она быть не может, она этого не затрагивает. Вот если бы вы точно узнали, что через 4-5 месяцев вы умрете – представляете, как изменилась бы психика? Совсем другое представление. Об этом не надо говорить, мы не говорим. А есть общество целое, в котором смерти нет, зачем об этом думать? Ну и что, ну и помер – хватит вонять, пожалуйте в ящик, в печку. Но человек не может об этом наедине хотя бы не подумать. Помните как Будда? Ему нельзя было видеть болезни, потому что он мог подумать, что и он может заболеть, ему нельзя было видеть мертвеца. Поэтому он и стал мыслителем, что убежал из дворца. Вот это трагичность виртуальности и виртуальность этой трагичности, эта предельная двусторонность самотворчества личности в целом. Вы где-то в своем маленьком мирке это творите, для себя. Чаще всего в молодости этому не придают значения, этим не занимаются. Но все равно, где-то что-то обязательно вас должно зацепить. Попытка этим хаосом овладеть – этим-то и занимался Декарт в таком рациональном плане, чтобы уйти от экзистенции, от неизбежности конца. Он считал, что в рациональности,


Взгляд Декарта и Поппера на неизбежность конца
которая передается другим людям, человек сохраняет свое бессмертие. Надо передавать свои знания в какое-то научное общество… А Поппер смягчил нам пилюлю – даже все научные теории ваши смертны. Они правдоподобны, фальсифицируемы, смертны , умирают, рождаются заново, куда-то это все идет. Не бойтесь, вы останетесь живыми в мире номер три. Вы напишите туда ЖЖ, вы пошлите туда что-нибудь, ведь это останется навеки. Юмор-то состоит в том, что это действительно может быть так. Снять эту трагедию предложил современный философ, который отнесся к этому совсем по-другому, предложил вам совершить идеальное преступление и предположить, что реального мира нет. Но вы внутренне этому сопротивляетесь. А давайте попробуем представить, что мы живем без обязательств того, что есть объективный мир – живем в этих симулякрах, в этой виртуальности, гиперреальности. А что плохого-то? Ничего нету, войны в Персидском заливе не было – война уже и сейчас идет, вы просто ее не чувствуете – она не молекулярная, а вирусная. В вас сидит этот вирус – вы сидите в интернете, у вас наука расплылась, нет науки, границ нет. Научное впитывает


Субъективно- объективная художественность
художественное, художественное впитывает научное, что же делать? Вывод в том, что субъективно-объективная художественность , в которой вы живете, как в таком пространстве, ниже не можете спуститься, и выше не можете подпрыгнуть – которая определяет вашу жизнь –это называется актуализацией ситуаций времени. Вот такое время сейчас. А если это так, то не исключено, что и предмет философии и всего размышления - не только художественное, но и (крамольную мысль дает нам Бодрийяр) научное, которое также художественно. Как же нам жить в этом мире? Можно жить, и очень интересно.

Вот что можно сказать о том, что такое эстетика, эстетическое и эстетичность в этом человеке теперь и здесь, в каждом из вас.

Краткие итоги лекции

(от конца к началу и снова от начала к концу)
Совершим пробежку по логике рассмотрения (изложения и исследования) от конца к началу, а потом снова, от начала к концу.


От конца к началу
Результат, к которому мы пришли, состоит в том, что проблема смерти является субъективно-объективной. С одной стороны, человек смертен, но с другой, существуют теории, по которым он может обрести бессмертие в мире номер три, ведь каждый из нас в течение жизни что-то в этот мир добавляет. В то же время, смерти вообще не существует, есть только моя смерть, и в этом заключается эстетичность трагичности.

Вокруг человека существует хаос, состоящий из овнешненных им самим предметов, и проблема состоит в том, как их разовнешнить. Однако на самом деле это все символы, которые каждый понимают по-своему. Мир эстетического есть иллюзия, и этой иллюзии нам нужен драматический сюжет. Красоту каждый может воспринимать только бессознательно. А в повседневной жизни нас окружают симулякры искусства – комичность, клиповость – и они нужны человеку, так как интересует его, но не загружают. Сознательно человек может считать, что его интересуют серьезные вещи, классическое искусство, что-то, что бы заставило его задуматься – однако бессознательно стремится к искусству, не нагружающему его.

Современный взгляд на искусство двусторонний. С одной стороны, нам нравится классическое искусство, хотя те, кто создавал эти произведения, по сути, были ремесленниками. С другой, нас привлекает функциональность. Нам нравятся какие-то объекты, потому что они функциональны. При этом, опять же, мы живем в мире символов, они неопределенны и двусторонни, каждый их воспринимает по-своему, и в этом заключается субъективность наших представлений об эстетичном и красоте. С одной стороны, человек вроде знает, что ему нравится, а с другой – прислушивается к тому, что диктует мода (хотя сам он, ее, по сути, и создает). Здесь мы говорили о самотворчестве, двусторонности художественного и эстетического для каждого из нас.

Это был путь как бы исследования. Путь же изложения происходит в диаметрально противоположном направлении. Что и было сделано в лекции. Укажем логику пути изложения ещё раз.


От начала к концу
В начале лекции обсуждалось отличие понятий эстетика, эстетическое и эстетичность. Говорилось о том, что такое симулякр и символ. Говорилось о сознательном и бессознательном в искусстве, современном взгляде на него, а также о самотворчестве симулякров искусства – комичности и клиповости. Упоминался Артур Данто и его идея частей, из которых вы должны собрать целое. Обсуждалось понятие красоты по Аристотелю (красота как соотношение идеи и формы), Гегелю (стремление к красоте как этап развития познания) и Хабермасу (связь красоты и функциональности).

В искусстве непременно должна быть драматичность, которая, однако, является иллюзией. Упоминалась идея рационализации искусства и лингвистическая трансцендентальность Ричарда Рорти – на самом деле «трагедия», «драма» - только слова, символы.

Говорилось о проблеме овнешнения и разовнешнения. Сначала человек создает что-то, а потом это овнешняет. И это созданное им, но теперь уже внешнее, выступает против него – и здесь возникает проблема, как же его разовнешнить, сделать своим.

В конце лекции обсуждалась эстетичность трагичности. Говорилось о том, что смерть бывает только моя собственная, другой не существует. Однако можно обрести бессмертие в своих идеях, которые ты написал или рассказал кому-то – в том, что попадает в мир номер три и остается там, когда самого человека уже нет. А можно вообще предположить, что реального мира не существует, а значит, нет и смерти.

И, наконец, в самом конце мы затронули вопрос о субъективно-объективной художественности и актуализации ситуаций времени.

^ Десять контрольных вопросов

к лекции № 27

«Эстетика, эстетическое и эстетичность. Самотворчество конкретности комического, драматического и трагического в художественно-эстетической деятельности личности в целом на уровне усредненного субъективно-объективного теперь-и-здесь в этом человеке.»

по курсу

«Философии и Философии Науки»

для студентов-физиков 2007 года.

Я, Усанова Анна Евгеньевна, студентка II учебной группы (№512) кафедры физики атомного ядра и квантовой теории столкновений, утверждаю, что тот, кто сможет осмыслить ответы на эти 10 вопросов, овладел основным материалом лекции №27.

  1. В чем отличие эстетики и эстетического?

  2. В чем заключается двусторонность эстетического?

  3. Что такое красота, по Гегелю?

  4. В чем состоит идея функциональности Хабермаса?

  5. Клип как симулякр искусства.

  6. Идеи Артура Данто и комичность.

  7. Что такое лингвистическая трансцендентальность Ричарда Рорти?

  8. Понятие овнешнения и разовнешнения.

  9. Что означает понятие «эстетичность трагичности»?

  10. Взгляд Декарта и Поппера на неизбежность смерти.

Приложением к моей лекции является статья……, концептуальная обработка которой выполнена…

Я делала обработку двух статей. Одна из них является приложением к лекции №8 (кто ее записывал, неизвестно), вторая – к лекции №14 (автор также неизвестен).

Похожие:

Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва iconКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философия в России и российская философская мысль в современной интерпретации
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мыль переходного периода, постмодернизма в интерпретации сегодняшнего дня
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва iconКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического...
Метафизика саморазвития конкретности меры субъективного и объективного в общем «теперь и здесь» в этом человеке
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль эпохи западноевропейского ново-новейшего времени (завершение XVIII века – XIX век до 70-80-х годов XX века)...
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль эпохи западноевропейского ново-новейшего времени (завершение XVIII века – XIX век до 70-80-х годов XX века)...
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Основные этапы философских идей античности и важнейшие проблемы западно-европейских философских традиций сегодня
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва iconКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического...
Историко-философские концепции о бессмысленности смысла и смысле бессмысленности в 21 веке ( 2007 год)
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва iconКурс Философии и Философии Науки XXI века для студентов физического...
Философские идеи демократии и тоталитаризма ХХ века в России с позиций сегодняшнего дня
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль до западноевропейского ново-новейшего времени (ab ovo (от яйца) до завершения xviii-го века) с позиций...
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль до западноевропейского ново-новейшего времени (ab ovo (от яйца) до завершения xviii-го века) с позиций...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница