Тема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»




Скачать 62.13 Kb.
НазваниеТема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»
Дата публикации07.12.2013
Размер62.13 Kb.
ТипРассказ
pochit.ru > Культура > Рассказ
Беседа к 75-летию со дня рождения В.Г. Распутина (15 марта 1937 г.).
Тема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».
Для 5 – 6 классов.

Дата проведения: 20.03.2012 г.

Ответственный: библиотекарь Гуркина Т.С.

В рамках «книжкиной» недели.
Цель. Познакомить учащихся с жизнью (кратко) В. Распутина и его произведением «Уроки французского»; прививать познавательный интерес к рассказу; привлечь учащихся в библиотеку; обсудить рассказ «Уроки французского».
Оборудование. Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»; план – конспект мероприятия; портрет писателя.
^ Ход мероприятия.
Вступительное слово библиотекаря.
Сегодня мы с вами обсудим рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Но для начала немного об авторе.
Биография автора (кратко).
Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич. Детство Валентин провел в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).
Творчество.
Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика.

С 1966 г. Распутин — профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР.

Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 г. в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).

В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби».

Появление в 1985 г. повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 — рассказы «Поминный день»; в 1997 — «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»).

В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана».

В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000). Живёт и работает в Иркутске.
Обсуждение рассказа.
Вопросы.
1. Когда происходит действие рассказа?

После войны в 1948 году.
2. От какого лица ведётся повествование?

От первого.
3. С чего начинается рассказ?

С того, что мальчик рассказывает как он собрался идти в 5 класс.
4. Зачем мальчик глотал глазки проросшей картошки и зёрна овса и ржи?

Чтобы они внутри его проросли и из-за этого бы не чувствовался голод.
5. Как учился мальчик в школе?

Отлично.
6. Как относились деревенские к мальчику?

Его уважали.
7. Куда собрала мать мальчика учиться?

В район – центр называли районом.
8. Как в районе учился мальчик?

Хорошо.
9. С каким предметом мальчику приходилось туго?

С французским языком.
10. Тосковал ли мальчик по дому?

Да. Даже от тоски по дому похудел.
11. А отчего ещё похудел мальчик?

От недоедания.
12. Какую игру Федька (сын хозяйки) предложил мальчику?

В «чику».
13. Ч то это за игра?

Игра на деньги.
14. Где играли мальчики в «чику»?

За огородами, на пустыре.
15. Кто был главным в игре?

Вадик – ученик 7 класса.
16. Как играл Вадик?

Он хитрил.
17. Откуда у мальчика взялись деньги на игру?

Мать передавала пятёрку на молоко.
18. Как играл мальчик в «чику»?

Сначала учился, то есть проигрывал, потом приноровился и стал выигрывать.
19. Сколько денег выигрывал мальчик?

1 рубль и уходил.
20. Кто из их класса приходил на поляну?

Тишкин и второгодник Птаха.
21. Как после выигрыша стал питаться мальчик?

Более-менее сносно, голова у него стала кружиться гораздо меньше.
22. Как относился Вадик к выигрышам мальчика?

По началу спокойно, потом это его стало раздражать.
23. Что сделал Вадик во время игры?

Накрыл ногой монету и стал придираться к мальчику.
24. Чем закончилась игра?

Мальчика избили.
25. Кто бил мальчика?

Птаха и Вадик. После чего прогнали мальчика с поляны.
26. Как звали учительницу французского языка?

Лидия Михайловна – классная руководительница класса, где учился мальчик.
27. Заметила ли Лидия Михайловна синяк у мальчика?

Да.
28. Что ответил мальчик на вопрос учительницы: «И что случилось?»?

– Упал.
29. Кто предал мальчика?

Тишкин – рассказал, что его (мальчика) избили, когда он играл в «чику».
30. Чего больше всего испугался мальчик, после предательства Тишкина?

Он испугался, что его отведут к директору, а после выведут перед школьной

линейкой и выгонят из школы.
31. Что сделала Лидия Михайловна после уроков?

Поговорила с мальчиком.
32. Рассказала ли Лидия Михайловна директору о том, что мальчик играет на деньги?

Нет.
33. Что пообещал мальчик учительнице?

Что больше на деньги играть не бедет.
34. Сдержал ли своё слово мальчик?

Нет, он снова пошёл на ту поляну.
35. Что побудило мальчика прийти туда где его побили и откуда его выгнали?

Голод – ему нужны были деньги на молоко и хлеб.
36. Выгнали ли его ребята?

Нет. Вадик разрешил ему играть, ему захотелось разнообразия в игре

(пощекотать нервы).
37. Как играл мальчик?

Осторожно, аккуратно, не сразу как раньше.
38. Что случилось на четвёртый день на поляне?

Мальчика снова избили.
39. Какая часть лица у него была повреждена?

Распухла губа.
40. Заметила ли это Лидия Михайловна?

Да, но не подала виду и вызвала его к доске.
41. Что она сделала?

Сказала, что теперь она будет заниматься с ним после уроков.
42. Почему они стали заниматься французским языком дома у Лидии Михайловны?

Потому чтобы не мешать второй смене.
43. Зачем, как вы думаете, Лидия Михайловна пригласила мальчика к себе домой заниматься?

Чтобы подкормить его.
44. Кушал ли мальчик у Лидии Михайловны?

Нет, наотрез отказывался и убегал.
45. Что в один прекрасный день мальчик обнаружил в раздевалке?

Посылку.
46. Что было в посылке?

Макароны, несколько больших кусков сахару и две плитки гематогена.
47. Что сделал мальчик с посылкой?

Отдал Лидии Михайловне. Он сразу догадался, что это она её прислала.
48. Получилось ли у мальчика с французским произношением?

Да, понемногу начало получаться.
49. Вспоминали ли они потом о посылке?

Нет.
50. Какой вопрос задала Лидия Михайловна через две недели после посылки?

Играет ли он на деньги сейчас.
51. Что предложила мальчику Лидия Михайловна?

Сыграть в новую игру на деньги: «пристенок». Чем крайне удивила мальчика.
52. Согласился ли мальчик?

Да он стал играть.
53. Как играла Лидия Михайловна?

Она старалась подыграть мальчику.
54. Чем в конечном счёте закончилась игра?

В один из дней (в дверь постучали, но никто не слышал стука из-за спора в игре) в дверях появился директор школы.
55. Наказали ли мальчика?

Нет.
56. Что стало с Лидией Михайловной?

Она уехала к себе на Кубань.
57. Как вы думаете, почему Лидия Михайловна стала играть с мальчиком на деньги?

Чтобы немного подкормить его.
58. Чем закончился рассказ?

Мальчик получил посылку в середине зимы после январских каникул.
59. Что в ней было?

Макароны и три красных яблока.
60. Как вы думаете, какова главная мысль рассказа?

Надо учиться и несмотря ни на что получать знания, а не бежать от них.
Вывод.
— А сейчас все ли стараются учиться так как мальчик?
— Понравился ли вам рассказ? Почему?
— Какой вывод вы из него сделали?
— Чему он вас научил?




Похожие:

Тема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» iconУроки доброты в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского»
...
Тема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» iconУрок литературы в 7 классе. Тема «Уроки достоинства и человечности...
На основе содержания рассказа выявить истинный смысл понятий добро, зло, бескорыстие, сострадание
Тема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» iconЛитература Класс: 6 класс Тема урока: Тема доброты по рассказу В....
Тема урока: Тема доброты по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского» с использованием тркмчп
Тема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» iconУрок по литературе в 7 классе
Оборудование к уроку: портрет В. Распутина, тексты повести В. Распутина “Уроки французского”, рисунки детей по повести, а также по...
Тема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» iconПрограмма по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В....
Умк: программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г
Тема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» iconВнеклассное мероприятие по литературе
Цель: показать на примере повести В. Распутина «Уроки французского», какое значение в жизни имеет душевная доброта
Тема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» iconТема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа
...
Тема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» iconУрок 1 В. Г. Распутин "Уроки французского"
Цели урока: познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения...
Тема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» iconСочинение-размышление по повести В. Распутина "Уроки французского"
Жили совсем плохо, что, казалось хуже уже некуда. Весной, когда пришлось особенно туго, чтобы хоть как-то отвлечься от желания поесть,...
Тема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» iconУрок внеклассного чтения в 10 классе Тема: Нравственные уроки повести...
Биографический материал о писателе В. Распутине; текст произведения писателя “Живи и помни”; Интернет- ресурсы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница