Статья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности»




Скачать 103,05 Kb.
НазваниеСтатья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности»
Дата публикации06.12.2013
Размер103,05 Kb.
ТипСтатья
pochit.ru > Культура > Статья
Министерство образования науки РФ

Лесосибирский педагогический институт – филиал

Сибирского федерального университета

Сборник научных статей

«Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы».

Красноярск, 2011

Статья «К ВОПРОСУ О ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДАХ К ОБУЧЕНИЮ, ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

И.В. Шевлякова

Норильское муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детский сад для детей раннего возраста "Малыш". Выявлены и обоснованы критерии готовности дошкольников к инновациям в изобразительной деятельности и на этой основе предложена модель инновационных подходов к обучению, воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами. Но, всегда ли, однообразие техник, предлагаемых для изображения образа, способствует развитию художественно-эстетического воспитания дошкольников [1].

Мы решили выяснить, как использование нетрадиционных техник и технологий в процессе обучения в изобразительной деятельности способствует усвоению детьми каких-то знаний и умений, но и развитию их творческой одаренности, а также воспитывает у них способность эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в своих работах.

Творческий потенциал (основа одаренности) заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей его характеристикой является ярко выраженная познавательная потребность [3].

Проблема изучения и развития детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и на практике городского дошкольного художественного образования ранее. Для решения поставленной проблемы в ДОУ были созданы педагогические условия, которые заключались в:

- создании художественно-развивающей среды в МБДОУ № 31 г. Норильска;

- в переподготовке педагогических кадров, способных к использованию многообразия художественных техник с целью эффективного развития детской художественной одаренности;

- в изучении, апробации, интерпретации программно-методических материалов

Р. Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой из учебного пособия "Детская одаренность", программ И А. Лыковой «Цветные ладошки»;

- в авторских разработках и экспериментальной проверке участниками эксперимента серий экспериментальных занятий по развитию детской художественной одаренности средствами нетрадиционных художественных техник.

Изучив работы многих авторов, таких как Р. Г. Казаковой, И. А.Лыковой,

О. Г. Жуковой, Л. Л. Парамоновой, мы нашли много интересных идей и поставили перед собой следующие задачи:

- сформировать у детей технические навыки рисования;

- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

- научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования, бумажного творческого конструирования.

В результате работы выявлены и обоснованы критерии готовности детей раннего возраста к инновациям в изобразительной деятельности и на этой основе предложена модель инновационных подходов к обучению, воспитанию и развитию детей раннего возраста в изобразительной деятельности. Нами было изучено и освоено более 20 нетрадиционных техник и апробировано в работе с дошкольниками. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, то есть для проявления и развития детской одаренности в рисовании. На основании этого разработано программно-методическое содержание игр-занятий.

В своей работе с детьми мы стараемся выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству. От создания образа – к выбору средств выразительности. Средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения. Теория случайности – стихийное возникновение образов и их дальнейшее преобразование. Как показывает практика, этот вариант особенно интересен детям и вызывает восторг и неподдельное удивление.

Все малыши, от года до трех, уникальны. Дети раннего возраста предоставляют педагогу прекрасную возможность помочь исследовать и открывать мир искусства. В возрасте 1-3 лет любой малыш - уже уникальная личность, готовая к своему собственному пути развития [4]. При планировании занятий по приобщению ребенка к художественному творчеству, необходимо учитывать его темперамент и уровень развития, который в условиях Крайнего Севера бывает не всегда высоким.

Многолетняя практика в ДОУ показала, что использование нетрадиционных технологий: музыкотерапии, сказкотерапии, цветотерапии, изотерапии, песочнотерапии, тестотерапии способствует развитию "художественного самовыражения" малыша, которое так или иначе связано с укреплением психического здоровья ребенка. Мы рекомендуем использовать на занятиях по изобразительной деятельности музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа. Предлагаем детям сказочные сюжеты в изобразительной работе, таким образом, приумножая богатство детской фантазии.

Мир полон красок и цвета. Это нельзя не отрицать, что дети младшего дошкольного возраста счастливы тем, что могут эти цвета различать. К сожалению, в условиях жизни на Крайнем Севере, дети видят мир, полный красок и цвета, непродолжительное время. Наша задача - помочь им разглядеть мир таким, какой он есть, в свете и красках. Ребенок и цвет - вещи взаимосвязанные. Поэтому в ДОУ создана сенсорная комната, где дети знакомятся с цветом, красотами окружающего мира, тем самым развивая эстетический вкус к действительности и пробуждая у детей эмоциональную отзывчивость на краски природы.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями малышей. Так, например, работу в этом направлении мы начинали с рисования пальчиками, ладошкой, обрыванием бумаги, игрой с тестом и красками. А уже дальнейшее овладение техниками позволяет дополнять художественный образ или создавать его в совместной деятельности с взрослым.

Например, несколько игр-занятий по работе с бумагой (обрывание, сминание, разрывание, скручивание) позволяют создать образ колобка или цыпленка, придумать сказку или изменить ее. Работой с бумагой мы занимаемся не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Игра является побудителем или побуждающим моментом для бумажного конструирования.

Побуждаем детей к обыгрыванию созданных поделок. Каждый раз одна и та же фигурка включается в новый сюжет, стоит только дополнить новыми деталями. Образ из бумаги дорисовываем краской пальчиками, сюжет или отдельные детали дорисовываем пальчиками, ладошками или ватными палочками, т.е. соединяем в работе 2 – 3 нетрадиционные техники. Поддерживаем поиски и «открытия» детей, их ассоциативные размышления. Дети наслаждаются производимым шумом, необычными превращениями бумажных форм, а мы помогаем увидеть в получившихся формах что-то из окружающего мира. Смятые комочки превращаются в цыплят, яблоки, одуванчики, новогодние игрушки.

Практика показывает, что использование таких простых, но чрезвычайно «богатых» по своим возможностям техник конструирования из бумаги дает детям новое средство самовыражения и создает основу для дальнейшего творческого развития [6].

Игры с тестом организовываем как игру – занятие и в свободной деятельности. Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально-положительно речевом сопровождении взрослого [5]. Детям необходимо общение с взрослым, оно помогает им узнавать мир. Сначала ребенок играет с розовым тестом, затем с тестом желтого цвета, или сначала с желтым, затем с синим. Затем учим детей соединять тесто разных цветов и в награду получаем удивленные лица малышей и бурю восторга от собственного эксперимента.

Малыши 1-3 лет воспринимают художественные занятия как изучение чего-то нового или как опыт чего-то необычного и интересного. Для них гораздо увлекательнее само занятие, а не конечный результат. Детям нравится рисовать слоями, смешивать краски до такой степени, что цвет определить уже невозможно, и разгадывать загадки, на что рисование способно, а на что нет. Задача взрослых заключается в том, чтобы создать для этого условия, предлагая детям широкий и разнообразный выбор материалов и инструментов, и радоваться детской увлеченности художественным творчеством [2].

Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись.

Рисование пальцами и ладошками - классический опыт детского рисования. Быстрый, прохладный и липкий способ рисования пальчиками - веселая осязаемая возможность для детей использовать свои руки, размазывать и растирать краски по бумаге, создавая удивительные произведения с помощью ногтей и подушечек пальцев. Рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом. Начинаем с игры «Лужица» - размазывание краски ладонями по всему листу бумаги. Затем рисуем пальцами прямые и круглые формы прямо на столе – самый увлекательный и веселый способ испачкаться!

«Пальчики-палитра» – один палец обмакиваем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую. Это несложная, но очень интересная техника, которая очень нравится малышам. На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка.

Следующая техника – рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей раннего возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.

Детям нравиться открывать разные способы рисования, поэтому используем разные виды бумаги по фактуре в форме квадратов, рисуем на них кисточкой разной краской, квадраты соединяем. У нас получилось «Лоскутное одеяло»

Рисование на разных типах поверхностей, камнях, заборах, песке, мелками на асфальте, керамических плитах, гуляя на воздухе. Эти занятия не требует особой подготовки. Дети любят рисовать на воздухе в неположенных местах. Рисование мелками можно проводить не только на асфальте, но и по влажным листам темной бумаги, чтобы получались яркие рисунки и знаки. Детям мокрая бумага так же интересна, как сами мелки. Детское творчество никогда не будет напрасным!

Рисование поверх карандашных линий краской, точками, манкой, клеем, углем, штампами, игрушками, цветными мыльными пузырями обогащают детский художественный опыт, способствующий развитию воображения в первую очередь. Разрисовка маленьких камешков, создание изображений из ткани, с помощью открыток позволяют детям создавать объемные собственные творения.

Основная задача взрослого - научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность.

Дети этой возрастной группы любят печатать руками и ногами. Другой прекрасной возможностью оставить следы может быть машинка, которой, обмакнув в краску, можно с шиком проехаться по бумажному листу. Нет более увлекательного зрелища, чем юный художник, с упоением гудящий, катая игрушечную машинку, грузовик или трактор по листу бумаги, и отпечатывая их шинами цветные следы. А главное во всем этом - звуковой эффект, закрепление цветов, когда машинка, например, оставляет разного цвета следы, и восторг, когда эти следы пересекаются. Часто занятия по изобразительной деятельности сопровождает музыка, что способствует созданию ребенка выразительного художественного образа. Включаем веселую, приятную музыку! Дети с удовольствием натаптывают нам следов на большом листе бумаги босыми ногами, резиновыми сапогами или сандаликами, сидя на стульях или стоя. А потом пускаются в пляс, если звучит подходящая музыка!

Предела совершенству и творчеству в изобразительной деятельности нет. Мы рекомендуем все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой, грязной или цветной водой, старой чайной заваркой, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, коробки и т.д. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, мы выявили, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Наш опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора.

Наш многолетний опыт свидетельствует: чем более разнообразны приемы работы, тем успешнее будет развиваться детское художественное творчество. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

Литература:

1. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. Художественное творчество и ребенок - Москва: Просвещение, 1982 - 217 с.

2. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста/ О.Г.Жукова. – 2-е изд. – Москва: Айрис – пресс, 2007 – 96 с. + вкл 8 с.

3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 12 с. (серия «Вместе с детьми»)

4. Кол М., Рамси Р.Первый рисунок. – Минск: ООО «Попурри», 2004. – 320 с.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст.- Москва: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007. - 144 с., 24 л. вкл.

6. Парамонова Л.Л. Бумажная пластика. – Дмитров: ФГУП «Фабрика офсетной печати №2», Издательский дом «Карапуз», 2002.
Заявка на участие

Фамилия

Шевлякова

Имя

Ирина

Отчество

Владимировна

Место работы (полное наименование организации)

МБДОУ № 31 «Детский сад для детей раннего возраста «Малыш»

Должность

воспитатель

Ученая степень, ученое звание

-

Тема доклада (название статьи)

К вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности

Почтовый адрес для пересылки сборника конференции (с индексом)

663300 Красноярский край, г. Норильск, проезд Молодежный, д.25, кв. 717

Е-mail, Контактный телефон

Irina-shevlyakova@rambler.ru, 89131671600

Потребность в техническом сопровождении доклада (проектор, компьютер, магнитофон и пр.)

-

Форма участия (выступление с докладом, творческая мастерская, участие в дискуссии, заочное, иное)

заочное

Потребность в гостинице или общежитии (пожелания по размещению)

-

Похожие:

Статья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности» iconРабочая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для...
Планирование н о д по изобразительной деятельности с детьми старшей группы
Статья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности» iconСправка по результатам мониторинга выпускников доу в 2010-2011
Доу по развитию, воспитанию и обучению детей: здоровье и здоровый образ жизни, воспитание и образование дошкольников в соответствии...
Статья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности» iconПроблемные вопросы по методика развития детского изобразительного творчества
Программа обучения изобразительной деятельности. Дидактические принципы построения программы обучения изобразительной деятельности....
Статья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности» iconПрограмма подготовки дошкольников к обучению «Школа будущего первоклассника»
Создание условий для формирования у старшего дошкольника готовности к дальнейшему развитию на основе единства требований родителей,...
Статья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности» iconСтатья «Современные формы расширения представлений у старших дошкольников...
Аннотация: статья посвящена проблеме трудового воспитания детей дошкольного возраста. В ней представлена классификация профессиональной...
Статья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности» iconВ практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась довольно...
Для этого и создают­ся в группах зоны творчества, уголки изобразительной деятельности и т п. Все шире используется такая форма, как...
Статья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности» iconВоспитательная роль фольклора в развитии дошкольников
Одним из направлений в работе коллектива доу является нравственно- патриотическое воспитание детей, где большое место отводится занятиям...
Статья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности» iconСанитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию...
О-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности...
Статья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности» iconДоклад на Педагогическом Совете Личностно ориентированный подход...
Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания» Творческий центр «Сфера» М.,2002
Статья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности» iconИспользование исследовательских технологий в ходе проектной деятельности
Метод проектов- это метод личностно-ориентированного обучения. Цель проектной деятельности- приобщить учащихся к активному обучению,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница