«Устное народное творчество»




Скачать 124,58 Kb.
Название«Устное народное творчество»
Дата публикации03.12.2013
Размер124,58 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Культура > Пояснительная записка
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сарсинская средняя общеобразовательная школа

Проект по теме

«Устное народное творчество».

(деревенские посиделки)

Составила:учитель начальных

классов Янбахтина

Ангелина Борисовна,

первая квалификационная

категория


С.Сарсы Вторые 2012г.

Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно;

не уважать оной есть постыдное

малодушие.

А.С.Пушкин

Пояснительная записка

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности. Предлагаемое внеклассное мероприятие проводится в начальной школе с целью углубления и расширения знаний об истории деревенских посиделок, воспитания любви и гордости к "малой родине", сплочению коллектива родителей и учащихся. «… на Руси самое лучшее совместное препровождение времени парней и девушек бывает в длинные осенние и зимние вечера, собрания их носят название «посиделок». В «посиделки» родители охотно отпускают дочерей, знают, что ничего худого они там не увидят и не услышат». Продолжались эти сборища часов до 12, а иногда и дольше. Работа сопровождалась песнями и шутками. Девушки возвращались домой «с полными рукоятками тонких белых ниток». В одной из хат, более просторной и притом в семье более веселой, собираются девушки, куда приходят и парни, кто лапоть плести, кто какую-либо зимнюю снасть к саням ездить в леса, а кто поболтать и вволю посмеяться». Вот так на протяжении веков народ создал великую культуру, которая стала достоинством и умом русского народа. В современном мире дети не знают старинных народных игр, песен, не знают частушек, старинных считалок. Современному ребёнку лучше посидеть за компьютером, изучить и поиграть в новую компьютерную игру. Но кто же ему поможет вспомнить былое: игры бабушек и дедушек, считалки, их песни? Конечно - же педагог в сотрудничестве с родителями. Для решения задач воспитания хорошо проводить совместные мероприятия, которые бы заканчивались чаепитием и общением за «круглым» столом.

^ Цель исследования:

  • изучить виды устного народного творчества, изучить историю русских народных посиделок, провести посиделки вместе с родителями.

Задачи:

  • приобщать современных детей к сокровищам устной фольклорной культуры;

  • восстанавливать досуговую культуру общения для формирования дружеских привязанностей;

  • воспитывать чувство любви и гордость к “малой родине”.

  • продолжать работу по сплочению коллектива родителей и учащихся.

  • совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности учащихся.

Объект исследования - «Традиции деревенских посиделок»

Предметы исследования:

  • Русские народные песни, хороводы

  • Частушки

  • Загадки

  • Считалки

  • Игры

  • Русские народные сказки

Оформление.

Интерьер класса напоминает русскую крестьянскую избу. На столе вышитая скатерть, деревянная посуда, самовар. На стенках вышитые полотенца, плакаты с рисунками и текстом «Делу время - потехе час», «Кончил дело -гуляй смело». На полу тканые половики, коврики. Рисунок печи. Накрыт стол, угощение к чаю: бублики, баранки, блины, пироги. Участники - дети, хозяин, хозяйка.
Оборудование.

Мыльные пузыри для детей, султанчик (палка) для игры, разноцветные платки, рушник для игры «Ворота», маски животных к сказке «Теремок», проекты детей по загадкам, считалкам.

Ход праздника.
Звучит музыка. Дети сидят и пускают пузыри. Один из них говорит:

- Ты, Ванюша, посмотри,

Мы пускаем пузыри:

Синий, красный, голубой,

Выбирай себе любой!

(^ Дети стараются поймать мыльные пузыри. Выходят хозяева.)

ХОЗЯЙКА: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы. Приглашаем всех вас на наши посиделки.

ХОЗЯИН: Милости просим!

Не любо не слушай,

угощение скушай.

ХОЗЯЙКА: А теперь посидим рядком,

Да поговорим ладком.
(хозяин, хозяйка садятся за стол). s

ХОЗЯИН: Хороша верёвка длинная,

А речь короткая.

ХОЗЯЙКА: Пожалуй, хватит говорить,

Лучше увидеть и услышать.

Милости просим на наши посиделки.

Вас ожидают хороводы, частушки , игры и загадки.

ХОЗЯИН: Вся семья вместе, так и душа на месте.

От скуки бери дело в руки.

ХОЗЯЙКА: Изба детьми весела,

(показывает на детей, пускающих мыльные пузыри).

(Стук в дверь. Входят гости — принаряженные девочки и мальчики).

ХОЗЯЙКА: Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте!

Давно мы вас поджидаем.

ХОЗЯИН: Рады гостям, как новым вестям.

1-я девушка: Мы к вам не с пустыми руками, мы к вам с песней.

(Хоровод, идут по кругу, напевая - выговаривая) «Во поле берёзонька стояла»

ХОЗЯЙКА: Будьте как дома, присаживайтесь. Красному гостю - красное место.

(Дети рассаживаются по лавкам).

ХОЗЯИН: А сейчас мы на наших посиделках загадки будем загадывать да посмотрим на самого умного и смекалистого.

(Выходят дети, которые составили проект о загадках и по очереди загадывают ребятам).

-Молодцы, ребята.

ХОЗЯЙКА: А теперь бы в самый раз

Нам, друзья, пуститься в пляс.

(выходят девочки и исполняют частушки)

1-я –девочка Эх, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я пойду, пойду плясать,

Хоть и маленькая. У-у-ух!

2-я-девочка Мы девчоночки - умейки

Вышиваем и поём,

Мы частушки сочиняем,

Очень весело живём! У-у-ух!

3-я -девочка Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Неужели в этом доме

Половицы лопнут? У-у-ух!

4-я –девочка А мой дедушка Иван

Посадил кота в карман

Котик плачет и рыдает.

Громко дедушку ругает. У-у-ух!

5-я - девочка Если Стёпа ты иль Федя.

И поймал в лесу медведя,

На медведе поезжай,

Всех мальчишек созывай. У-у-ух!

6-я- девочка Ой, ля-ля,ой, ля-ля,

Русь ты, матушка моя,

Могу спеть и поплясать,

Фокус хитрый показать. У-у-ух!

ХОЗЯИН: Здорово, здорово

На наших посиделочках, \

Вышиваем и поём

Очень весело живём!

ХОЗЯЙКА: Кто будет играть в интересную игру, а в какую - не скажу!

( показывает султанчик, палку, к которой привязаны разноцветные платки)

ВСЕ: В карусели!

(Ведущий встаёт в середину круга. Играющие берут в руки концы платков и

образуют карусель. Под музыку идут и поют):

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом

Всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

(играющие приседают, тот кто сделал это последним должен исполнить

какие-то задания: спеть, сплясать и т.д.)

1 РЕБЁНОК: А я хочу ещё предложить одну игру «ВОРОТА». Считалкой
выберем кто будет воротами

(читает считалку, полотенцем делают ворота.
Под музыку дети бегут через ворота, а кого поймают тот садится.)

ХОЗЯЙКА: Садитесь пожалуйста ребятки. Хорошо поиграли.

ХОЗЯИН: Кто не верит - пусть проверит:

Я любому гостю рад!

Открывая в сказку двери,

Приглашаю всех ребят!

(Дети выходят и одеваются в костюмы персонажей сказки)

ХОЗЯЙКА: Сказка «ТЕРЕМОК».

(показывают спектакль)ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ХОЗЯИН: Хорошо вечер провели,

Славные вы ребятушки,

Дай вам бог здоровья и радости.

^ ХОЗЯЙКА: Кончилось весельице,

Завтра беритесь за делице,

Лёжа хлеба не добудешь.

ХОЗЯИН: Хороши в дорожку

Пирожки с горошком

Приглашаем всех за стол.

^ Результаты проекта.

1.Для педагога. Работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с семьёй, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей.

2. Для родителей. Родители получили массу положительных эмоций. У них появилась гордость за своих детей.

3. Для детей. Дети расширили кругозор. У них развился интерес к традициям русского народа. Они поиграли в забытые русские народные игры, поводили хороводы с песней. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости и уважения за своих предков. Дети в классе стали более дружными и получили навыки общения друг другом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. И.В.Рякина «Народные праздники», Екатеринбург, издатель Возякова,2002год

  2. И.Панкеев «Русские праздники», Москва, «Яуза»1998год

  3. Редакция журнала «Марий Эл учитель», редактор Л.И.Глизерина

« Воздух детства и отчего дома», Йошкар-Ола 1997 год.

  1. Редакция журнала «Марий Эл учитель», редактор М.Скулкин, «Кончим весельице-берёмся за делице» Йошкар-Ола, 1997год.


^ ПРИЛОЖЕНИЕ №1

СКАЗКА «ТЕРЕМОК»

Ведущий:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок. Не высок, не высок.

Бежала мимо мышка-норушка.
^ Мышка (поёт):

Мышка пополю пошла,

Мышка зёрнышко нашла.

Соберу себе немножко,

Будет легче мне дорожка.

-Что же это? Дом стоит.

Интересно, кто в нем сидит?

-Кто, кто в теремочке живёт?

Кто? Кто в невысоком живёт?

(входит)

-Ой, какой хороший дом!

Будет мне уютно в нём.

Затоплю скорее печь,

Пирогов себе испечь.
Ведущий:

Стала мышка в теремочке жить, пироги печь.

Прыгала по полю лягушка-квакушка.
^ Лягушка (поёт):

Ква-ква-ква скачу, скачу

Ква-ква-ква куда хочу:

Можно в поле, можно в лес,

Ну а лучше в пруд залезть.

-Славный, славный этот дом,

Вот бы мне пожить и в нём.

Постучусь-ка я сюда,

Открывайте ворота!

(стучит, спрашивает:)

-Кто, кто в теремочке живёт?

Кто? Кто в невысоком живёт?

(отвечает:)

- А я лягушка-квакушка.

Будем славно вместе жить,

Будем дружбой дорожить.
Ведущий:

Стали жить они вдвоём,

Хорошо им было в нём.

Но откуда ни возьмись

Петушок вдруг появись.
^ Петушок (поёт):

Я петушок-золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Рано встаю, песню пою:

КУ-КА-РЕ-КУ!!!

Что я вижу? Дом стоит,

И никто не сторожит.

Дай-ка в дом я постучу

И о чём-то расспрошу.

-Кто? Кто в теремочке живёт?

Кто? Кто в невысоком живёт?

(ему отвечают и спрашивают)

А я петушок-золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Рано встаю, песню пою.

Пустите к себе жить.

Буду дом я сторожить,

По утрам вас всех будить!
Ведущий:

Стали жить они втроём,

Так же хорошо им в нём.

Вот откуда ни возьмись

Шустрый зайчик...появись.
Заяц (поёт):

Весёлый зайчик. Смелый я!

Смотри, меня не трогай,

Слона и льва я проглочу

И даже носорога!

-Ой, ой, что это? (боится, трясётся)

Да это же просто домик!

Чего же я боюсь?!

(стучится, спрашивает:)

-Кто? Кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

(ему отвечают и спрашивают, а он в ответ:)

-Я весёлый зайчик. Ваш земляк,

Все зовут меня русак.

С вами вместе жить хочу.

Вы пустите. Вас прошу…
Ведущий:

Вот живут уж вчетвером,

Тесновато стало в нём.

В это время на опушке,

В рыжей и пушистой шубке

Лиса-лисонька бежит

И чего-то говорит.
Лиса(поёт):

Хоть зовусь лисичкой я,

Очень добрая, друзья,

Вы поверьте. Посмотрите,

Какова сегодня я:

И красива, величава,

И хожу я, словно пава.

Не могу я быть плохой.

-Ой, и домик небольшой.

Постучусь-ка я туда,

Может пустят и меня.

(стучится испрашивает:)

-Кто? Кто в теремочке живёт?

Кто? Кто в невысоком живёт?

(ей отвечают, спрашивают:)

-А я лисичка-сестричка,

Буду песни петь, стихи читать...

Ну-у и во всём помогать.
Ведущий:

И живут уж впятером.

Хоть и тесно было в нём,

Дружно звери здесь живут...

Но по лесу в это время

Из-за леса, из куста

Рыщет в поисках добычи

Волк-волчище - вот дела!
Волк (поёт):

Я по лесу всё хожу,

Дом сейчас ищу.

Где найти его. Не знаю (пауза),

-Только терем замечаю.

Правда, маловатый он.

Интересно, кто же в нём?

-Кто? Кто в теремочке живёт?

Кто? Кто в невысоком живёт?

( ему отвечают, спрашивают:)

- Я -волчок - серый бочок –

По лесу хожу, дом ищу...(пауза)

Пустите к себе жить,

Я буду со всеми дружить.
Ведущий:

Вот живут уж вшестером,

Очень тесно было в нём.

Все вместились в доме в этом

И живут в нём с интересом,

Каждый занят делом в нём.

Никому не скучно в нём,

Но однажды на рассвете...

- Что вы думаете, дети?

Кто пришёл сюда?

МЕД-ВЕДЬ!!!
-Медведь (поёт:)

Я в шубу одет, наружу мех.

Пугаю всех.

-Что это? Похоже, что теремок.

-Кто? Кто в теремочке живёт?

Кто? Кто в невысоком живёт?

(отвечают, спрашивают)

-А я мишка косолапый.

По лесу хожу, друзей ищу.

Пустите к себе жить, пожалуйста.

Я уж где-нибудь, я уж как-нибудь.

(ломает домик, звери разбегаются.)

-Вы простите-ка меня,

Не хотел ломать всё я.

Мы построим новый дом,

Хорошо всем будет в нём.

(строят дом.)

Заключительная песня.

^ ПРИЛОЖЕНИЕ №2

c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\проект\отсканировано 20.02.2010 14-20_000.jpg

c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\проект\6_000.jpg

c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\проект\3_000.jpg

c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\проект\2_000.jpg

c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\проект\5_000.jpg
c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\проект\5_000.jpg

Похожие:

«Устное народное творчество» iconУрок по кубановедению Учитель моу сош №3 Локоть Т. В. Тема «Устное...
Учитель моу сош №3 Локоть Т. В. Тема устное народное творчество кубанские загадки, пословицы
«Устное народное творчество» iconУрок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.»
Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» в 6 классе
«Устное народное творчество» iconФольклор, как средство воспитания дошкольников
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода....
«Устное народное творчество» iconЭкзаменационные билеты по истории
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
«Устное народное творчество» iconИстория россии   Билет №1
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
«Устное народное творчество» iconИстория россии билет №1
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
«Устное народное творчество» iconБилеты по истории россии для уч-ся
Культура и быт Древней Руси(устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
«Устное народное творчество» iconПланирование уроков литературы в 6 классе на (по учебнику В. Я, Коровиной и др.)
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор (начальное понятие). Календарно- обрядовые песни
«Устное народное творчество» iconЭкзаменационные билеты по истории России (9 класс)
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
«Устное народное творчество» icon1. Крещение Руси и его значение
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница