Методические рекомендации для педагогов тема: «оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях доу»




НазваниеМетодические рекомендации для педагогов тема: «оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях доу»
страница1/5
Дата публикации29.11.2013
Размер0.71 Mb.
ТипМетодические рекомендации
pochit.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ТЕМА: «ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

Содержание:


  1. Оптимизации здоровья и физиче­ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.

  2. Модель двигательного режима в ДОУ.

  3. Организация и проведение утренней гимнастики.

  4. Распределение основных видов движений по степени сложности (по М.А.Руновой)

  5. Организация динамических разминок с дошкольниками.

  6. Игры и упражнения для старших дошкольников с различной степенью двигательной активности.



  1. Оптимизации здоровья и физиче­ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.



^

Движение — это жизнь! Движение — это огромная радость,

которая появля­ется от удовлетворения естественной потребности

ребенка в двигательной активности, от познания им

окружа­ющего мира, от сознания, что тело

под­чинено разуму и воле.



^

Физическая культура — это составная часть общей культуры общества,

одна из сфер социальной деятельности, нап­равленной на укрепление здоровья,

раз­витие физических и духовных способ­ностей человека.

И. И. Мечников



Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, их психофизического развития является в настоящее время самой актуальной и приоритетной для большинства до­школьных образовательных учреждений в нашем городе. Это не случай­но, так как социально-экологическая обстановка нашего региона является неблагоприятной для развития детского организма. В то же время к ребенку предъявля­ются завышенные требования со стороны педагогов и ро­дителей, что способствует его переутомлению, нервному перевозбуждению и формированию малоподвижного обра­за жизни. Особое беспокойство вызывает ограничение детей в сфе­ре движений в условиях детского сада, так как в наших климатических условиях сокращаются ут­ренние и вечерние прогулки, исчезают подвижные игры и спортивные упражнения самостоятельного характера, а также редко проводятся занятия по физической культуре на свежем воздухе.


Как известно, при режиме малоподвижности возника­ют негативные проявления в состоянии здоровья и психофизическом развитии детей. Движение — это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Хорошее здоровье — один из основных ис­точников счастья и радости человека, его неоценимое бо­гатство, которое медленно и с трудом накапливается и в то же время быстро и легко растрачивается. В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физиче­ского развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни — важнейший этап в форми­ровании здоровья ребенка, обеспечивающий единство фи­зического, духовного, психического и интеллектуального развития.

Состояние здоровья ребенка относится к ведущим фак­торам, в значительной мере определяющим его способ­ность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.

Если 10 лет назад мы говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о целостно здоровом ребенке. Забота о здоровье детей складывается из созда­ния условий, способствующих благоприятному функцио­нированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональ­ных возможностей.

Наиболее управляемым фактором внешней среды явля­ется физическая нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление и функциональное совершен­ствование организма ребенка. Но при этом важно давать детям физические нагрузки, адекватные их возрасту и уровню готовности организма. Нормирование физических нагрузок должно быть на­правлено на достижение оптимального состояния организ­ма ребенка в данный момент и в то же время иметь трени­рующее, «развивающее» воздействие. При этом валено учитывать не только достигнутый уровень развития ребен­ка, но и «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Известно, что благоприятное воздействие на организм ребенка оказывает двигательная активность, находящая­ся в пределах оптимальных величин. Как при гиподина­мии (низкой двигательной активности), так и при гиперкинезии (чрезмерно высокой, интенсивной двигательной активности) нарушается принцип оптимальной физиче­ской нагрузки, что может повлечь за собой целый ряд не­гативных проявлений в развитии различных систем и функций организма ребенка.

Исследования последних лет показывают, что функци­ональные возможности детей 5—7 лет не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по фи­зической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не поз­воляет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении.

Основными причинами несовершенства режима двига­тельной активности детей во время занятий по физи­ческой культуре можно считать:

  • слабый тренирующий эффект занятий (частота сер­дечных сокращений, или ЧСС, у детей колеблется в пре­делах 110—130 уд./мин) и их низкая моторная плотность (не более 73%);

  • несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям ребенка;

  • нерациональное сочетание разных способов организа­ции детей во время занятия (посменный и индивидуаль­ный способы составляют лишь 10% от всех других);

  • недостаточное использование приемов регулирования двигательной активности детей;

  • бессистемный подход к коррекционной работе с деть­ми по развитию моторики;

  • низкий процент упражнений циклического характера;

  • отсутствие в физкультурно-игровой среде моментов но­визны, что снижает интерес детей к физической культу­ре и их активность.

Кроме того, не в полной мере педагогом учитываются индивидуальные особенности детей, их состояние здо­ровья, настроение, уровень двигательной активности, на­личие двигательных навыков.

^ В связи с этим возникает необходимость совершенство­вания содержания и методики проведения занятий по фи­зической культуре.

В основу разработки этих занятий М.А.Руновой положен ряд основ­ных принципов. Перечислим их:

  • естественное стимулирование двигательной и интел­лектуальной активности детей с учетом преемственности и разнообразия педагогических воздействий;

  • оздоровительный характер (подбор упражнений на­правлен на всестороннее оздоровление и укрепление орга­низма ребенка, преобладание занятий на свежем воздухе, соблюдение санитарно-гигиенических условий);

  • адекватность физической нагрузки возрастным, инди­видуальным особенностям ребенка, его функциональным возможностям;

  • индивидуализация (учет характера поведения детей в двигательной деятельности, особенности состояния их здо­ровья и психофизического развития).

Среди вышеперечисленных принципов важное место занимает индивидуально-дифференцированный подход к детям, который направлен на развитие двигательных функциональных возможностей ребенка, мобилизацию его активности, самостоятельности и креативности.

Любая двигательная деятельность только тогда обре­тает характер внутренней жизненно необходимой потреб­ности, когда она становится «сознательной и произволь­ной», и параллельно с развитием моторики, обогащением двигательного опыта ребенка особое внимание обращается на различные стороны развития личности (компетент­ность, эмоциональность, креативность, инициативность и самостоятельность).

Формируя сознательное управление движениями, педа­гог помогает становлению личности ребенка-творца, а не исполнителя чьих-то замыслов.

^ Одно из важнейших условий совершенствования режима двигательной активности детей на занятии по физической культуре — комплексное изучение ее возра­стных, индивидуальных особенностей и осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода. В его основу легли концептуальные положения дошколь­ной педагогики и психологии о формировании личности в процессе деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.П. Усова).
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации для педагогов тема: «оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях доу» iconПроектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников доу
Общение педагогов доу с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. И одной из сторон его является поиск...
Методические рекомендации для педагогов тема: «оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях доу» iconУрок усвоения новых знаний. Тема: «Роль двигательной активности в...
Познакомить учащихся со значением двигательной активности в сохранении здоровья человека
Методические рекомендации для педагогов тема: «оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях доу» iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации для педагогов тема: «оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях доу» iconТема: «Роль доу в сохранении и укреплении физического здоровья детей»
Выступление тренера- преподавателя Голевко Е. А. «Организация двигательной активности детей через использование нетрадиционных форм...
Методические рекомендации для педагогов тема: «оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях доу» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для педагогов тема: «оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях доу» iconТема: «Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия...
Комплексная программа «Детство», лежащая в основе образовательной программы нашего доу даёт конкретные рекомендации, позволяющие...
Методические рекомендации для педагогов тема: «оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях доу» iconПравительства санкт-петербурга государственное бюджетное образовательное учреждение
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации для педагогов тема: «оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях доу» iconМетодические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников....
Главная задача педагогов выявить таких учащихся, привлечь их к активной исследовательской и экспериментальной работе, вооружить их...
Методические рекомендации для педагогов тема: «оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях доу» iconДоклад на тему: Позиция доу о совершенствовании экологического образования...

Методические рекомендации для педагогов тема: «оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях доу» iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога)
Данные рекомендации предназначены для всех субъектов образования, участвующих в подготовке, сопровождении и проведении единого государственного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница