Конспект занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»




Скачать 95,41 Kb.
НазваниеКонспект занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Дата публикации26.11.2013
Размер95,41 Kb.
ТипКонспект
pochit.ru > Культура > Конспект
Конспект занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» подготовил учитель начальных классов МКОУ «Тягунская сош» Замятина Римма Анатольевна.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Тема занятия: «Будда и его Учение»

Цель — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

  • знакомство обучающихся с основателем буддизма, его жизнью и Учением;

  • формирование уважительного отношения к религиям и их представителям;

  • развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога.

Оборудование: карта, фотографии с изображением Будды (в виде презентации), карточки с дополнительным текстом и заданиями.

^ Форма работы: групповая.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Я рада вас всех видеть на нашем занятии. Встаньте в круг, коснитесь друг друга ладонями. Вы чувствуете тепло, исходящее от вашего друга. Что бы вы хотели пожелать друг другу?

- Я тоже желаю вам успеха, надеюсь на вашу поддержку, помощь, заинтересованность в изучении нового материала.

^ 2) Постановка учебной задачи.

- Тема нашего занятия: «Будда и его Учение»



- Какую учебную задачу мы будем решать на уроке?

- Какой материал нам поможет в решении этой задачи?

3) Изучение нового материала.

- Сегодня вы будете работать в группах. Задание каждая группа выбирает на своё усмотрение.

Задания записаны на карточках.

  1. Жизненный путь Будды.

  2. Учение Будды. Основные принципы его Учения.

- Работая с разными источниками, будьте внимательны, выберите только самую необходимую информацию. Сначала составьте план ответа, распределите обязанности между членами группы. Помните о взаимном уважении, понимании.

^ 4) Работа учащихся с предоставленным материалом.

5) Выступления учащихся.

При необходимости учитель дополняет ответы детей, сопровождая рассказ фотографиями.

^ Дополнительная информация для учителя:

Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Таутамы Будды, «Света Азии», известна довольно хорошо. Он родился в VI веке до нашей эры в царской семье и еще в юности отказался от светской жизни. Болезни, старость и смерть, которые он увидел, показали молодому царевичу, что мир полон страданий, а жизнь странствующего монаха дала ему возможность найти путь к освобождению. Став аскетом (нищим), он без устали искал разрешения вопроса о действительном источнике всех страданий и о путях к полному избавлению от них. Будда искал ответ у многих религиозных учителей и во многих школах своего времени, подвергал себя тяжелым испытаниям, но ничто не удовлетворяло его. Тогда он решил положиться на свои собственные силы. С железной волей, освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей, он стремился раскрыть путем постоянных сосредоточенных размышлений тайну земных страданий, пока, наконец, его усилия не увенчались успехом. Сиддхартха стал Буддой, или Просветленным. Его просветление заложило основы буддийской религии и философии, которые с течением времени распространились на Цейлон, Бирму, Сиам, Тибет, Китай, Японию и Корею.

(Показать страны на карте)

Подобно всем великим учителям древности, Будда облекал свои поучения в форму бесед и в течение долгого времени, из поколения в поколение, они устно передавались от одних учеников к другим.



Источником нашего знания об учении Будды в настоящее время является главным образом «Трипитака» («Три корзины учений»), о которой говорят, что они содержат мысли Будды, переданные самыми близкими его учениками.

Эти три работы называются «Виная-питака», «Сутта-питака» и «Абхидхамма-питака». Первая работа содержит правила поведения, вторая является собранием проповедей и притч, третья ставит и рассматривает проблемы буддийской философии. Все три работы являются памятниками древней буддийской философии. Они написаны на языке пали.

Будда был главным образом учителем этики. Он всегда стремился просвещать людей по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о пути, ведущем к прекращению страдания. «Это,— говорит Будда,— приносит пользу, способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, познанию высшей мудрости, к нирване». Нирвана – это состояние умиротворения, когда все желания гаснут, и самое человеческое "я" исчезает.

Ответы на четыре вопроса составляют, сущность просветления Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они стали известны под названием «четырех благородных истин»: 1) жизнь в мире полна страданий, 2) есть причина этих страданий, 3) можно прекратить страдания, 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий. Все учение Будды сосредоточено вокруг этих четырех истин.

Достигнув нирваны, Будда некоторое время сомневался: следует ли распространять свое учение, должен ли он трудиться для освобождения ближних? Но вскоре его просветленное сердце забилось горячей любовью к бесчисленным охваченным муками страдания людям. Он решил, что сооруженный им с такими усилиями плот, на котором он переплыл поток страданий, должен быть оставлен другим, не должен исчезнуть. Следовательно, как показывает Будда личным примером и в своих заповедях, от архата не требуется отказа от деятельности; наоборот, по мере просветления его любовь и сострадание ко всем живым существам возрастают и заставляют достигшего совершенства человека делиться своим знанием с ближними и работать ради их морального подъема.

В учении Будды добродетель, мудрость и спокойствие — единые и нераздельные функции комплексного понимания нирваны.

Мы знаем, какую деятельную жизнь вел сам Будда в течение сорока пяти лет после своего просветления — странствуя, проповедуя и основывая братства даже в последние дни своей жизни, будучи восьмидесятилетним стариком. Таким образом, для самого основателя буддизма освобождение не означало прекращения активной деятельности.

По преданию, даже всего за несколько минут до своей смерти он попросил своих учеников уточнить у него, есть ли у них какие-либо сомнения в отношении его учения, и не сожалеть позже, когда они уже не смогут их прояснить. Но ученики молчали. Будда сказал: "Если из-за вашего почитания Учителя вы не можете ничего спросить, то пусть хоть один из вас скажет своему товарищу, чтобы тот мог для него спросить".

Подводя итог своему учению, Будда сказал однажды; «И ранее даже теперь я настаиваю на этом — страдание и прекращение страдания».

Будда не только был простым человеком, он не заявлял ни о каком вдохновении со стороны какого бы то ни было бога или внешней силы. Он приписывал все, им осуществленное, обретенное и достигнутое, человеческому старанию и человеческой мудрости. По мысли самого Будды, человек и только человек может стать Буддой. Каждый имеет в себе возможность становления Буддой, если он стремится к этому и прилагает усилия. Согласно Будде, человеческое положение является наивысшим. Человек сам себе господин и нет никакого высшего существа или силы, что решают его судьбу. "Каждый сам себе прибежище, кто еще может быть прибежищем?" — утверждал Будда. Он учил, воодушевлял и побуждал каждого развивать самого себя и осуществлять свое собственное освобождение, поскольку у любого человека есть сила освободить себя от всех оков посредством своих личных усилий и мудрости. Будда говорит: "Вам должно делать вашу работу, ибо Учителя лишь учат пути".

Путь люди должны осилить сами. Именно на принципе личной ответственности Будда санкционирует свободу для своих учеников.

Свобода мысли необходима, поскольку, согласно Будде, свобода человека зависит от его собственного осознания Истины, а не от благоволящей милости Бога или любой внешней силы как награды за свое послушное хорошее поведение.
^

Основные принципы Учения Будды



Разногласия с другими мировоззрениями


Не нужно думать, что жизнь Готамы Будды протекала среди общего признания и спокойствия. Наоборот, сохранились данные, указывающие на клевету и всевозможные препятствия, на которых Учитель, как истинный борец, только укреплялся, тем увеличивая значение своего подвига. Многие данные говорят о той враждебности, которую он встречал среди аскетов и браминов, ненавидевших его. Первые за порицание их изуверства, вторые за отказ признать их права на социальные преимущества и на знание истины по праву рождения.

Будда отрицал существование личного Бога. Он утверждал возможность освобождения лишь при помощи личных усилий, упорным трудом над самим собою. Одним этим уже отрицал всякое внешнее поклонение. С самого начала он порицал все ритуалы и другие внешние действия, которые только способствуют усилению духовной слепоты и цеплянию за безжизненные формы. В его учении нигде нет и намека на личное поклонение.
^

Свободный Человек


Слово "Будда" не есть имя, но означает состояние ума, достигшего высшей точки развития, в буквальном переводе "познавший", или тот, кто овладел совершенным знанием - мудростью.

Не было отвлеченности в его учении, он никогда не противопоставлял существующей реальности идеал жизни мистической и трансцендентальной. Он подчеркивал реальность существующих вещей и условий для данного времени. И так как его деятельность и мысль преимущественно вращались в кругу жизненных условий, то и содержание своих речей и притч он черпал из обыденной жизни, пользуясь самыми простыми образами и сравнениями.

Влияние его на людей было пропорционально его вере в себя, в свои силы и в свою миссию. Всегда входил он в положение каждого ученика и слушателя, давая им самое необходимое и сообразуясь с их пониманием. Не отягощал учеников и слушателей, не имевших необходимой подготовки к усвоению высшего знания, непосильным для них умственным процессом. Также не поощрял стремившихся к отвлеченному знанию и не применивших в жизни его высоко этическое учение.
^

Причины страдания


Источник и первопричина всех бедствий человечества в заблуждении, в невежестве. Отсюда яркие определения и осуждения Готамою именно невежества. Он утверждал, что невежество есть величайшее преступление. Оно является причиной всех человеческих страданий. Оно заставляет нас ценить то, что недостойно быть ценным, страдать там, где не должно быть страдания.
^

Гармония - способ освобождения


Будда указывал на необходимость соизмеримости и целесообразности. Он говорил: "Не нужно быть ни меньше, ни больше". Последователи его из этой формулы соизмеримости сделали скучную золотую середину, тогда как Учитель имел в виду гармонию. Также Будда завещал иметь возможно меньше вещей, чтобы не отдавать им слишком много времени, и этот совет последователи обратили в педантство. Будда порицал изуверов и советовал обращаться с телом по необходимости условий.
^

Отречение от вещей


Сурово проводился отказ от собственности. Причем отказ от собственности нужно было выявить не столько внешне, сколько принять его сознанием.

"Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником".
^

Понимание целесообразности


Руководствуясь целесообразностью во всем, Будда не стремился к систематизации учения. Он хотел, чтобы каждое положение его учения действовало как можно сильнее на волю ученика. Имея целью лишь рост и развитие сознания, он в остальном предоставлял свободу мысли и действия. Будда назначал каждому индивидуальную дисциплину.
^

На рубеже веков


Чем же ценно учение Готамы? Какое практическое значение в повседневной жизни оно дает простому обывателю?

Учение Будды - это учение Жизни. Учение о Человеке.

Буддизм ценен как система тренировки сознания. Способ установления контроля над собой: над своими желаниями, эмоциями, предрассудками. Постижение истины достигается путем отречения от иллюзий, отречения от собственного эго, от собственного Я.

Учение не провозглашает подавление в себе человеческой сути: эмоций, стремления к самосовершенствованию, отказа от наслаждения. А всего лишь показывает необходимость контроля над ними и показывает путь к собственному развитию, с целью осознания и большего понимания Истины.

Человек не должен становиться рабом своих желаний. Многие желания искусственные - они навязаны человеку обществом с рождения. Человек должен осознавать необходимость и целесообразность своих желаний в зависимости от истинного положения вещей на данный момент. Нужно уметь анализировать свои действия, свои мысли. Попытаться взглянуть на все со стороны и трезво оценить свое состояние.

Зачем это нужно? А хотя бы затем, чтобы узнать, не манипулирует ли вами кто со стороны. Не являетесь ли вы пешкой в чьей либо игре. А если и находитесь под чьим то колпаком, то как выйти из этого состояния, несмотря на все предрассудки владеющие вами.

Контроль над собой, над своим сознанием - это первый шаг для обеспечения контроля над окружающей средой, над миром. Велик генерал, увенчанный успехом, но еще больший победитель тот, кто покорил самого себя.

Учение указывает путь для достижения высоких целей. Оно призывает к совершенствованию. Буддисты наиболее склонны ко всем эволюционным достижениям.

Еще раз можно повторить, что буддизм нельзя рассматривать как религиозное откровение, ибо Готама Будда утверждал свое учение как познание вечных истин, которые так же точно утверждались его предшественниками.

^ 6) Закрепление изученного материала.

- Кто такой Будда?

- В чём заключается сущность его Учения?

- Основные принципы его Учения?

7) Итог урока.

- Как вы оцениваете работу своей группы на уроке?

- Что вам удалось?

- Над чем ещё нужно поработать?

- Всем спасибо за прекрасную работу на уроке.

8) Домашнее задание.

- Дома поработаете над материалом учебника. Если желаете найти новую информацию о Будде и его Учении, то можете воспользоваться ресурсами Интернета и к следующему уроку приготовить презентацию.

Похожие:

Конспект занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconЗакона Российской Федерации "Об образовании"
Основы религиозных культур и светской этики, включающего основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых...
Конспект занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Конспект занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской...
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (орксэ) для V класса разработана на основе
Конспект занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconСодержание рабочей программы по курсу «Основы религиозных культур...
Общая характеристика учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Конспект занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Конспект занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconОсновы религиозных культур и светской этики
С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начнут изучать курс «Основы религиозных...
Конспект занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconИнформация о курсе орксэ
Российской Федерации вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей: «Основы православной...
Конспект занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры...
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15. 04. 2011 №75-37-0541/11
Конспект занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconНормативными правовыми основами разработки и введения комплексного...
«Введение нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертых классах в 2012-2013 учебном году»
Конспект занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconИнформация для родителей об особенностях курса «Основы религиозных...
Организационно-управленческие основы введения нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница