Уровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки




Скачать 139,32 Kb.
НазваниеУровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки
Дата публикации23.11.2013
Размер139,32 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Уровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки

Уважаемые коллеги! Вы согласитесь со мной, что от компетентности учителя напрямую зависит развитие компетенций учеников.

Профессиональная компетентность учителя … Замените одним словом. Профессионализм. Индикатором нашего профессионализма являются ученики, их умения, способности, личные качества, результаты.

Определите объективно для себя и про себя, на каком уровне находится ваша профессиональная компетентность:

  • бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»);

  • сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»);

  • актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»);

  • сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности).

К какой «планке» мы должны стремиться? К самому высокому уровню сформированности профессиональной компетентности.

Достигнув этого уровня, мы можем уверенно сказать, что не окажемся на другой ступеньке через какое-то время? Конечно, общество, окружающий мир не стоит на месте, а постоянно развивается, движется вперёд, появляются инновации и в культуре, и в науке, и в технике, и соответственно и в педагогической деятельности. Поэтому через некоторое время мы можем сказать, что знаю, что не знаю. Я постараюсь узнать, чтобы применять. Вот в этом и состоит динамика, гибкость, постоянный рост профессиональной компетентности учителя.

По каким критериям можно оценить профессиональную компетентность педагога. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя:

Перед вами лежат листочки с таблицей критериев. Оцените свою компетентность по этим критериям.

Критерии компетентности

Показатели оценки

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

1

Общекультурный критерий.


  • Имею педагогическое образование и широкий кругозор;




  • Я информирован в области культурных новинок;




  • Строю свою речь строго в соответствии с литературными нормами



  • Бывают недостатки в языковой компетенции:

- Фонетические

- Лексические

- грамматичекие














2.

Общепрофессиональный критерий.


  • владею содержанием учебных дисциплин;

  • владею современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

  • умею планировать учебный процесс и использовать учебные материалы

  • умею эффективно применять учебные приёмы

  • умею стимулировать интеллектуальную познавательную деятельность обучающихся

  • умею формировать у учащихся умение учиться:

а) рациональные приёмы усвоения;

б) приёмы рациональной организации труда


  • удерживаю внимание учащихся

  • обеспечиваю успешность каждого на уроке
















3

Коммуникативный критерий.


  • умею начинать, поддерживать и направлять общение учащихся в классе

  • умею создавать благоприятный учебный климат на уроке, доброжелательный и конструктивный стиль общения.

  • Критикую доброжелательно и заслуженно

  • Обеспечиваю учебное взаимодействие в ходе групповой и парной работы
















4

Личностный критерий.


  • Имею специфические профессиональные свойства:

организованность инициативность требовательность

справедливость креативность

  • имею специфические психофизиологические свойства:

устойчивость нервной системы

высокий эмоционально – волевой тонус

хорошая работоспособность выносливость к психо- эмоциональным нагрузкам.

  • Конструктивно реагирую на критику

а) со стороны коллег

б) со стороны администрации














5

Критерий саморазвития и самообразования.


  • Я самокритичен, требователен к себе;

  • Постоянно обновляю теоретический и практический опыт педагогической деятельности

  • склонна к инновационной деятельности;
















Представленные критерии оценки профессиональной компетентности учителя представляют собой один из возможных подходов к анализу проблемы педагогического профессионализма. Данный подход не претендует на исчерпывающую полноту и глубину, но вместе с тем позволяет разрабатывать основы для удобной и доступной диагностики профессиональной компетентности учителя с опорой на разработанные показатели по каждому из выделенных критериев.

Оценку профессиональной компетентности учителя дают и сами учащиеся. Как говорится «устами ребёнка глаголет истина»

Вот некоторые из них.

1.У меня в школе была учительница по обществознанию и истории. Пришла она к нам в школу, когда я был в 9-ом классе, к концу года её любили не все, но все уважали и считали, что она самый лучший учитель. Она сразу сказала нам, что те, кто не хотят учиться и не собираются ее слушать, могут сразу выйти из класса. Но это лишь вступление, которое никто не одобрил. Главное было в том, как она преподавала и относилась к ученикам. Мы умудрялись за 10 минут написать опрос по прошедшей теме, 25 минут на новую тему, которую мы с легкостью понимали, т. к. она умела объяснять, и оставалось 10 минут, чтобы послушать что-то интересное, что пригодиться нам в жизни. Итог от одного урока: оценка по прошлой теме, прекрасное понимание новой темы, что даже не нужно открывать учебник и ценные знания, которые пригодятся в жизни.

- Посмотрите на таблицу, какие показатели профессиональной компетентности имеют место?

2.Хорошей учебе способствуют хорошие отношения с учителями. Если у ученика конфликт с учителем, могу вас заверить, выше четверки у тебя не будет, если ты даже ну очень умный. Он тебе будет постоянно ставить на балл ниже, чем ты заслуживаешь.

- Оцените данную ситуацию.

Каждый из вас определил критерии, которые характеризуют вашу профессиональную компетентность.

А теперь предлагаю провести самооценку своих профессиональных способностей.

^ Методика "Педагогические ситуации"

Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению.

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

7.

Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

7.

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

7.

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?

1. «Если честно сказать — сомневаюсь».

2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

7.

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?

1. «Попробуй только!»

2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».

3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».

4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».

8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

9.

Ситуация 6 Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

7.

Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Перестань говорить глупости!»

2. «Ничего себе, додумался!»

3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»

4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»

5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

7.

Ситуация 8

Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учителя?

1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».

2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»

3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».

5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

7.

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». — Что должен ответить ему на это учитель?

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

7.

Ситуация 10

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

1-. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

7.

Ситуация 11

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

7.

Ситуация 12

Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что должен на это ответить учитель?

1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».

6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

7.

Ситуация 13

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учителя?

1. «Это — плохо».

2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».

3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».

4. «Почему?»

5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

6. «На вкус и цвет товарища нет».

7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

8. 
Ситуация 14

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».

7.

 Оценка результатов и выводы

Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.



Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно, и соответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.

Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми.

Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми.

И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.  

Учитель никогда не стоит на месте, он движется вперёд, учится, совершенствует свои педагогические способности. Учитель, на какой бы высоте профессионализма не находился, должен постоянно работать над собой по следующим направлениям:



Своё выступление хочу закончить словами российского публициста, педагога и философа С.Л. Соловейчика:

«Кто такой – учитель XXI века?
Он артист, но слушатели и зрители не аплодируют ему.
Он скульптор, но его труда никто не видит.
Он врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться.
Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения?
Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».


Измайлова Марьям Рахимжановна, учитель начальных классов

МОУ СОШ №2 города Пугачёва Саратовской области.

2012 г.

Источники

  1. Azps.ru А.Я. Психология http://azps.ru/tests/2/pedsist.html

  2. PsychoMania http://psychomania.ru/index.php/pedagogics.html

Похожие:

Уровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки iconИнструкция по заполнению листа самооценки профессиональной компетентности...
Таблица критериев оценки профессиональной компетентности педагога-психолога образовательного учреждения Кировской области (далее...
Уровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки iconОбщие критерии оценки уровня профессиональной компетентности педагога
Профессиональная компетентность понимает­ся как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений учителя, его ценностные...
Уровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки iconКафедра естественно – географического и технологического образования
Разработка контрольно – измерительных материалов для оценки уровня сформированности предметных и ключевых компетенций. Моделирование...
Уровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки iconЛист самооценки профессионализма и результатов деятельности руководителя...
Вам предстоит оценить уровень своей профессиональной компетентности и результативности в области управления образовательным учреждением,...
Уровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки iconЛист самооценки профессиональной деятельности учителя

Уровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки iconНаиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие...
Ключевые компетенции: содержание и критерии сформированности (уровни проявления в практической деятельности)
Уровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки iconКритерии оценивания персонального сайта учителя
Опросы обучающихся, родителей, коллег, представителей администрации школы с целью получения информации о профессиональной деятельности...
Уровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки icon«Имидж современного педагога как условие повышения профессиональной компетентности учителя»
Тема: «Имидж современного педагога как условие повышения профессиональной компетентности учителя»
Уровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки iconИнновационная деятельность учителя технологии в образовательном учреждении...

Уровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки iconДостижения учащихся на предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях
Критерии оценки результативности профессиональной деятельности заместителей руководителя
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница