Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня, педагогов начальных классов и родителей. Номинация «Методические разработки учебных занятий для обучающихся»




Скачать 286.16 Kb.
НазваниеМетодическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня, педагогов начальных классов и родителей. Номинация «Методические разработки учебных занятий для обучающихся»
страница1/3
Дата публикации17.11.2013
Размер286.16 Kb.
ТипМетодическая разработка
pochit.ru > Культура > Методическая разработка
  1   2   3

МОУ ДОД «Станция юных техников Белгородского района Белгородской области»

Михайлова Е.С., педагог дополнительного образования





УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНЕИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для педагогов дополнительного образования,

воспитателей детских садов и групп продлённого дня,

педагогов начальных классов и родителей.

Номинация

«Методические разработки учебных занятий для обучающихся»

АВТОР:

Михайлова Елена Сергеевна,

педагог дополнительного образования


Белгородский район, 2010

















страницы


1.


Аннотация



……………….


3


2.


Общие сведения об авторе



……………….


6


3.


Теоретическая часть



……………….


7


4.


Практическая часть



……………….


10


5.


Заключение



……………….


17


6.


Список использованной литературы



……………….


18


7.


Приложения












Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь ребёнку встать на этот путь…

Б.П.Никитин


Данная авторская методическая разработка содержит теоретические и практические материалы по применению развивающих игр в учебно-познавательной деятельности дошкольников и детей младшего школьного возраста.

Цель данной работы – поделиться опытом по созданию развивающего игрового комплекса и использованию его в образовательном процессе дошкольников или младших школьников.

Актуальность.

Проблема детской игры неисчерпаема, и до сих пор не утратила своей актуальности. Сегодня также остаются верными слова С.Л.Рубинштейна: «Невольно чаруя и привлекая к себе, … игра оказалась весьма серьёзной и трудной для научной мысли».

В современной теории и практике воспитания и обучения назрела острая необходимость продолжения исследования детской игры и игровой культуры современного дошкольника с целью более активного и результативного использования возможностей игры для развития ребёнка.

Развивающие игры стали особо популярны в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, когда игра вновь стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребёнка. В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения, основанная на психологических исследованиях В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и др.

Новизна и оригинальность.

На сегодняшний день многие образовательные учреждения в различных регионах России уже накопили собственный арсенал методик применения развивающих игр в процессе обучения дошкольников и младших школьников. Однако мало кто из авторов взял за основу техническое творчество.

Станция юных техников – это замечательная творческая площадка для учебно-развивающей деятельности дошкольников и младших школьников. Вспомните: малыш своими неокрепшими ручонками тянется к тяжёлому папиному молотку, пытается вбить гвоздик, привинтить шуруп, изучить устройство автомобиля – это его увлекает! Вот он процесс познания – интересный, захватывающий! Только бы папа не отобрал молоток, позволил подать отвёртку, винтик, только бы не прогнал! А сколько вокруг неизведанного, и всё хочется потрогать, покрутить, испытать на прочность. Малыш уже с пелёнок – технорёнок! Как же нам, родителям и педагогам, не погасить эту жажду познания окружающего и технического мира, продлить мгновения горящих глаз ребёнка, не втянуть малыша в скучные серые будни сухих фраз и цифр из школьных учебников? Ответ на этот вопрос дан в одной древней книге: «Будьте как дети», а значит: «Познавайте, экспериментируйте, испытывайте – творите!!!»

Педагогическая целесообразность.

Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство, значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.

Как постичь мир дошкольника? Как открыть его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Ключ к познанию детства следует искать в игре, как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника. Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие увлечений и достижений ребёнка в игре позволяют многое понять в его личностном становлении и развитии.

Соединение в игре серьёзного интеллектуального занятия и забавы, размышления и развлечения способствует ненавязчивому увлечённому обучению и, конечно же, непосредственному развитию дошколёнка. Внешне игра представлена цепочкой действий, выполняемых для удовольствия (передвижение фишек, перекладывание кубиков с целью сооружения из них постройки, узора, конструкции, слова, логической цепочки и т.д.) Каждое из этих действий по своей сути сходно с «игрой-заданием». Исследователь детской игры С.А.Шмаков особо выделяет развлекательную функцию развивающей игры. Он считает, что развлечение в подобных играх и есть поиск.

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов и групп продлённого дня, учителям начальных классов, классов коррекции для усовершенствования учебно-развивающей деятельности обучающихся и воспитанников, для пополнения и обновления методической копилки и, конечно же, для родителей дошкольников для совместного интересно-развивающего времяпрепровождения.

В основу методической разработки положен личный практический опыт и авторские материалы педагога. В ^ Теоретическую часть вошли краткие ответы на вопросы:

  • В чём особенность развивающих игр?

  • Как в них играть?


В Практической части методической разработки представлен развёрнутый конспект интегрированного занятия объединения «Спелёнок-технорёнок» в Школе раннего развития, где наглядно отображено применение авторского развивающего комплекса: наглядно-демонстрационного материала с комплектом развивающих игр, индивидуальных рабочих листов, разработанных педагогом, а также показана работа с родителями по данной теме в материалах газеты объединения «Спелёнок - технорёнок».
Приложение содержит:

  • Образец индивидуального рабочего листа (Приложение №1)

  • Технический паспорт наглядно-демонстрационного пособия с комплектом развивающих игр - «Развивающий поезд» (Приложение № 2)

  • Музыкальные записи (СD) для проведения динамических пауз (Приложение № 3)

  • Мультимедийная презентация к занятию Microsoft Power Point «Буква П». (Приложение № 4)

  • Фотографии используемых наглядных и вспомогательных пособий (Приложение № 5)

  • Газета «Спелёнок-технорёнок» № 3 (Приложение № 6)

  • Фотография одного из занятий Школы раннего развития (Приложение №7)


Представленные материалы успешно опробованы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в Школе раннего развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станции юных техников Белгородского района Белгородской области». Предложенное учебное занятие можно проводить как с демонстрацией мультимедийной презентации, так и без использования названного медиапособия.




Ф.И.О.

Михайлова Елена Сергеевна


Дата рождения

20.08.1974


^ Базовое образование

Высшее образование, Новосибирский государственный педагогический университет, учитель начальных классов, 1995

^ Место работы, должность

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников Белгородского района Белгородской области»

^ Трудовой стаж

12 лет

Педагогический стаж

12 лет

Стаж работы в учреждении

3 года

^ Квалификационная категория

11 разряд

Публикации

2009 год

Белгородская районная общественно-политическая газета «Знамя», статьи: «Форт технического творчества», «Приглашаем в Школу юных технорят», «Моя родина – Белгородский район», «Звёзды зажигаются и зажигают других»









^ Понимание атома – это детская игра по сравнению с пониманием детской игры.

Х.Хогленд



Об играх написано немало книг. Большие коллективы специалистов работают над созданием новых игрушек, их производством занимаются целые отрасли промышленности. Всё это, конечно, не потому только, чтобы дать детям больше радости и забав. Игрушки, игры—одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, формируется характер. Покупая игрушку, мы проектируем человеческую личность! Поэтому, очевидно, что «нужны игры, создающие микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта»1. Такими играми и являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

  1. Развивающие игры представляют НАБОР ЗАДАЧ, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.д.

  2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции. Таким образом, ребёнок знакомится с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.

  3. Задачи расположены по принципу народных игр: от ПРОСТОГО к СЛОЖНОМУ.

  4. Игры имеют отношение к разному возрасту, так как в них заложен ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3 летнему малышу до непосильных среднему взрослому.

  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку совершенствоваться САМОСТОЯТЕЛЬНО, т.е. развивать свои ТВОРЧЕСКИЕ способности.

  6. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и взрослым составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ более высокого порядка.

  7. Развивающие игры дают возможность каждому подняться до наивысшей точки своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.

В развивающих играх, в этом и заключается их главная особенность – удалось объединить один из основных принципов обучения ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ с очень важным принципом творческой деятельности САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ. Этот альянс позволил «объединить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

    • во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

    • во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

    • в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;

    • в-четвёртых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества»1.

Разные игры нацелены на развитие разных интеллектуальных качеств: внимания, памяти, особенно зрительной; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способности к комбинированию, т.е. умения создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умения находить ошибки и недостатки; пространственных представлений и воображения, способности предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, ТВОРЧЕСКИМ СКЛАДОМ МЫШЛЕНИЯ.

^ ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение. Радуйтесь ему, это окрыляет ребёнка, стимулирует его к дальнейшим победам.

  2. Надо заинтересовать ребёнка игрой, но не заставлять его играть.

  3. Надо удерживаться от обидных фраз и замечаний в адрес малыша вроде: «Ах, ты глупенький (несообразительный)!» или «Ну что здесь непонятного?»

  4. Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Надо набраться терпения, чтобы не подсказывать, а дать возможность детям думать и принимать решения.

  5. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем дать задания детям, необходимо попробовать выполнить их самим.

  6. Начинать надо с посильных задач. Успех в самом начале – обязательное условие.

  7. Если ребёнок не справляется с заданием, значит педагог переоценил уровень его развития. Надо сделать перерыв и через несколько дней начать с более лёгких заданий.

  8. Хорошо, если каждый ребёнок будет иметь индивидуальный комплект игр.

  9. Игры надо давать в порядке увеличения сложности, наблюдая за развитием ребёнка. Хорошо, если на каждого обучающегося будет заведён Дневник развития, где будут фиксироваться успехи малыша.

  10. Увлечения детей не имеют постоянства, поэтому необходимо делать перерывы в 2-3-недели между использованием подобных игр.

  11. Не надо ставить развивающие игры в одно и то же место, доступное для детей, с остальными игрушками. Пусть они стоят на видимом, но не очень доступном месте для детей.

  12. Надо создавать в игре непринуждённую обстановку. Не надо сдерживать двигательную активность малышей.

  13. Когда игра по стандартным правилам уже хорошо освоена, желательно переходить к новому этапу – придумывания собственных правил.

  14. Очень важно, чтобы взрослый включался в игру вместе с детьми. На первых этапах можно незаметно поддаваться, впоследствии же играть надо в полную силу.



1Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»






В данном разделе представлено одно из занятий объединения «Спелёнок-технорёнок в Школе раннего развития МОУ ДОД «Станции юных техников Белгородского района Белгородской области», где наглядно представлено применение развивающего игрового комплекса.


Особенностью организации образовательного процесса по программе «Спелёнок – технорёнок», являются три автономных модуля: «Буквоешка» представляет раздел языкознания, «Цифрознашка» - раздел математики, «Вытворяшка» - начальное техническое творчество. По усмотрению педагога названные модули могут взаимодействовать, а могут и действовать независимо друг от друга. Продолжительность занятия по программе «Спелёнок – технорёнок» составляет 2 часа. При интеграции трёх модулей занятие имеет блочную структуру: 30 минут языкознание затем 10 мин. динамическая пауза продолжение - 30 минут математика, опять 10 минут динамическая пауза продолжение - 30 минут начальное техническое творчество и 10 минут поощрение участников. Блоки могут переплетаться в процессе всего занятия, т.е. могут чередоваться микро-этапы – задания, которых в одном блоке бывает несколько. Так, с заданием по языкознанию может органично совмещаться математическое задание, или творческое, особенно отработка навыков вырезания, наклеивания, штрихования - развития мелкой моторики.






Методическая разработка

интегрированного учебного занятия





^ Автор: Михайлова Е.С.,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Станция юных техников

Белгородского района

Белгородской области»



  1   2   3

Похожие:

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня, педагогов начальных классов и родителей. Номинация «Методические разработки учебных занятий для обучающихся» iconОчередной интенсив кадровой школы
Шестая кадровая школа«Maximum творчества» для воспитателей групп продленного дня, учителей начальной школы, педагогов дополнительного...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня, педагогов начальных классов и родителей. Номинация «Методические разработки учебных занятий для обучающихся» icon1. Программа этического образования и воспитания учащихся лицейских классов
А. Сборник программ для занятий по формированию этической культуры учащихся во внеурочной работе: программы курсов этич направленности...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня, педагогов начальных классов и родителей. Номинация «Методические разработки учебных занятий для обучающихся» iconУчебно-методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей,...
«уроки экологической этики: теория и практика гуманитарного экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста»...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня, педагогов начальных классов и родителей. Номинация «Методические разработки учебных занятий для обучающихся» iconОрганизация и режим работы групп и школ продленного дня (методические рекомендации)
Школы и группы продленного дня одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня, педагогов начальных классов и родителей. Номинация «Методические разработки учебных занятий для обучающихся» iconСборник материалов районного конкурса
В сборнике предлагаются публикации методических материалов учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования учреждений...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня, педагогов начальных классов и родителей. Номинация «Методические разработки учебных занятий для обучающихся» iconАнализ работы начальной школы за 2011-2012 учебный год
В истекшем учебном году в мбоу сош №85 в начальных классах обучалось 214 учащихся и функционировало 8 классов-комплектов. Образовательную...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня, педагогов начальных классов и родителей. Номинация «Методические разработки учебных занятий для обучающихся» iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня, педагогов начальных классов и родителей. Номинация «Методические разработки учебных занятий для обучающихся» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа предназначена для учителей начальных классов, руководителей кружков, родителей обучающихся. Она обеспечивает преемственность...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня, педагогов начальных классов и родителей. Номинация «Методические разработки учебных занятий для обучающихся» iconМетодическая разработка: «Спортивный час в младших классах групп продленного дня»
Большую часть дня (более 70% времени) учащиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения в образовательном учреждении...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня, педагогов начальных классов и родителей. Номинация «Методические разработки учебных занятий для обучающихся» iconОбразовательная программа повышения квалификации педагогов начального...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница