Программа сохранения и укрепления здоровья учащихся «Школа центр здоровья»




НазваниеПрограмма сохранения и укрепления здоровья учащихся «Школа центр здоровья»
страница1/4
Дата публикации13.11.2013
Размер0,59 Mb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Завитинска Амурской области


Принята «Утверждаю»

на педагогическом совете Директор

(протокол №2 от 15.10.12) МБОУ СОШ № 5: А.В. Баринова



Программа

сохранения и укрепления здоровья учащихся

«Школа – центр здоровья»

Срок реализации: 5 лет



г. Завитинск, 2012г.

Информационная карта

Основание

для разработки

Президентская инициатива «Наша новая школа»;

Закон РФ «Об образовании» (ст. 2,51);

Проект Закона РФ «Об образовании» (ст.37,51);

Устав МБОУ СОШ № 5 г. Завитинска

Разработчик

Заместитель директора по УВР Линевич О.Г.

Цели и задачи программы

^ Цель программы:

Создание условий для повышения качества общего образования, которые предполагают проведение оптимизации учебной психологической и физической нагрузки и создание в школе условий для сохранения укрепления здоровья учащихся, воспитание личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, обретение способности к здоровому творчеству, формирование полноценной, всесторонне- развитой личности.

Задачи:

  1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

  2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

  3. сформировать систему знаний по овладению методами оздоровления организма.

  4. организовать участие системы дополнительного образования в формировании здорового образа жизни обучающихся и воспитанников.

  5. Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширять кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

  6. Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Гипотеза

Если в организации учебно-воспитательного процесса использовать новый здоровьесберегающий подход позволяющий реализовать сохраниение физического и психического здоровья, принципы природосообразности и социальной адаптации, то появятся условия для воспитания всесторонне развитой личности – человека, здорового физически и нравственно, с высоким уровнем креативности и иммунитета, способного хорошо справляться с нагрузками, контролировать собственные эмоции, уверенно противостоять вредным привычкам.

Девиз программы

«Береги здоровье с детсва»

Адресная аудитория

Учащиеся 1-11х классов

Сроки реализации

2012-2017 гг.

Основные направления деятельности

Медицинское

Просветительское

Психолого- педагогическое

Спортивно- оздоровительное

Диагностическое

Механизм реализации программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ СОШ № 5, который тесно сотрудничает с медицинскими, спортивными, культурными учреждениями города.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

Этапы реализации

1 этап -подготовительный -2012-2013 уч.г.

2этап –практический – 2013-2016уч.гг.

3 этап- аналитический -2016-2017 уч.г.

1

Содержание комплексно-целевой программы

  • Пояснительная записка. ……………………………………………………………..3-6

  • Обеспечение реализации программы……………………………………………….6-8

  • Задачи………………………………………………………………………………….8

  • Участники программы………………………………………………………………..8

  • Функции сотрудников школы. ………………………………………………………9

  • Сотрудничество школы………………………………………………………………10

  • Структура «Школы – центра здоровья». ……………………………………………10

  • Система работы. ……………………………………………………………………...11-13

  • Принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса. ……………..14

  • Принципы реализации программы. ………………………………………………...14

  • Приоритетные направления деятельности. ………………………………………..14-15

  • Формы работы. ………………………………………………………………………15-16

  • Прогнозируемы результаты. ………………………………………………………...16-17

  • Этапы реализации программы. ………………………………………………………17

  • План реализации программы. ………………………………………………………..18-26

  • Используемая литература. ……………………………………………………………27


2
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Многое из того, что нам сегодня крайне необходимо, может подождать, но не ребёнок. Такое осознание требует от каждого из нас сделать здоровое развитие детей не сокровенной мечтой, а живым повседневным делом каждого взрослого. И по этому трудному пути я призываю вас идти неустанно. Ведь если спасём детей, то спасём и Россию

Коробейников А. А.,

член Совета Федерации ФС РФ

Одна из самых болезненных проблем современно­го российского общества выявляется в противоречии между потребностью государства в физически, психи­чески и нравственно здоровом населении и драмати­ческой статистикой, сигнализирующей, что фактичес­кие показатели здоровья россиян находятся на угрожа­юще низком уровне. Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения, то его формирование и профилактику необходимо восприни­мать как социальный заказ общества институтам вос­питания (семье, дошкольным учреждениям, школам). Приходится констатировать, что они не справляются с этим заказом. Только 10% юношей и девушек, получающих аттестат о среднем образовании, здоровы. Рас­тёт число детей, употребляющих алкоголь, наркоти­ки, токсические и психотропные вещества, а также число детей-инвалидов. Высокая интенсивность учеб­ного процесса часто не соответствует возможностям детского организма, а формы ею организации способ­ствуют развитию гиподинамии, что приводит к росту нервно-психических и сердечно-сосудистых заболе­ваний и их следствию — различным формам девиантного поведения.



3



Гуманизация общества и школы формирует новую педагогическую парадигму. Педагогическая наука от­вечает её основные параметры: гуманизм, личностно ориентированный подход, интерактивные и инновационные методы и технологии. Стратегическая цель об­разования — способствовать развитию и самоактуализации учащихся. Овладение знаниями, умениями и навы­ками рассматривается как средство для такого развития. Таким образом, и внешняя ситуация, связанная с ухудшением экологической обстановки и показателей заболеваемости детей, и интрапроцессы в теории и прак­тике педагогики ставят систему образования перед необходимостью активного внедрения воспитания куль­туры здоровья как важнейшей стратегической состав­ляющей целостного педагогического процесса. Оттого, насколько широко и быстро мы сможем это сделать, зависит здоровье наших детей и следующих поколений россиян. Не только дискретные здоровьесберегающие технологии, отдельные школы - центры здоровья, но и все структуры системы образования, все аспекты це­лостного учебно-воспитательного процесса нужно на­целить на формирование культуры здоровья.

Необходимо менять ориентиры в системе образова­ния, и сверхзадачей любою урока, любых взаимо­отношений школы и школьника, любого админист­ративного начинания должна быть установка (как у врача) — "не навреди" физическому, психическому и духовному здоровью ребенка.

В педагогической практике сегодняшнего дня можно выделить три основные группы подходов к ре­шению проблемы здоровья в учреждениях образо­вания: профилактический, методический и формиро­вание здоровой личности.

Профилактический подход предусматривает пе­редачу базовых знаний об индивидуальном здоровье; медико-социальный мониторинг состояния здоровья воспитуемых; работу по профилактике вредных при­вычек и возможных заболеваний. Это просвети­тельский и непосредственно обучающий подход, как правило, — сфера деятельности классных руководи­телей и школьных медицинских работников, учите­лей биологии, физкультуры, ОБЖ; информация по технике безопасности на уроках физики, химии, труда и др.

Методический подход учитывает негативное воздействие на здоровье самой действующей сис­темы обучения. Он предполагает использование учителем демократических методов организации учебного процесса; отказ от авторитарного стиля; обучение учащихся способам и приёмам взаимо­действия с самим собой, своим внутренним миром, друг с другом и со взрослыми, с окружающим об­ществом и природой; формирование мотивации к самоактуализации и обучение навыкам самоорга-­

4

низации и самообразования; формирование среды сотрудничества школьников и учителей в ходе учебного процесса. Основная его цель — создание силами школьного коллектива нетравмирующей и безопасной развивающей школьной среды для уча щихся..

Кроме того, каждый учитель средствами своего предмета может и должен осуществлять оздоровительную направленность уроков. И, наконец, аттрак­тивная функция педагогической деятельности пред­полагает личный пример учителя, ведущего здоровый образ жизни.

Третий подход— формирование здоровой лично­сти. Он включает в себя оба выше названных на­правления, а также организацию системы условий для сохранения и созидания здоровья. Это увеличе­ние часов на занятия по физической культуре, вве­дение физкультпауз; развитие системы спортивных секций; вовлечение учащихся в различные виды реальной творческой деятельности; организация здорового качественного питания. Такой серьёзный комплексный подход возможен только общими уси­лиями медицинских работников и социальных педа­гогов, психологов, всех учителей и воспитателей, методистов законодательных органов и администраций всех уровней.

Исходя из этого, педагогический коллектив МБОУ СОШ № 5, видя обозначенные проблемы здоровья учащихся, отводит себе особое место и ответственность в оздоровительном процессе школьного обучения.
Блок I. Гигиенические условия.

  • Шум

  • Освещенность

  • Воздушная среда

  • Размер помещений, кубатура

  • Дизайн, цвет стен

  • Используемые стройматериалы, краска

  • Мебель: размеры, размещение в помещении

  • Видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры

  • пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

  • Качество питьевой воды, используемой в школе

  • Экологическое состояние прилегающей к школе территории

  • Состояние сантехнического оборудования.

 

Блок II. Рациональная организация образовательного процесса.

Рациональная организация образовательного процесса – неотъемлемая часть всей здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Перегрузка детей школьного возраста учебными занятиями в школе и дома оказывает негативное влияние на их здоровье. Высокие информационные нагрузки и постоянный дефицит времени являются ведущими факторами невротизации обучающихся. Для обеспечения нормальной деятельности ЦНС, поддержания высокой работоспособности, профилактики утомления и переутомления школьников объем учебной нагрузки должен соответствовать возрастным возможностям детей. Формирование школьного компонента и составление расписания уроков должно осуществляться не только исходя из возможностей педагогического обеспечения конкретного учебного заведения, но и суммарной учебной нагрузки, дневной и недельной биологической кривой работоспособности учеников с учетом физиологической цены (трудоемкости) каждого урока, соотношение количества уроков со статическими и динамическими видами деятельности. Успешность адаптации детей к школе, состояние их физзического и психического состояния здоровья во многом определяются степенью функциональной зрелости организма ребенка и состоянием его здоровья. Большое влияние на здоровье школьников и процессы адаптации к учебной деятельности оказывают такие факторы, как интенсификация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, соблюдение гигиенических нормативов и правила организации учебного процесса, обеспечивающих профилактику учебных перегрузок и переутомления.
^ Блок III. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Организация физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе определяется: учебными программами по физической культуре; программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

5

В режиме учебного дня должна предусматриваться гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, подвижные перемены, ежедневный спортивный час в режиме ГПД. Во внеурочное время планируется проведение спортивных праздников и занятий в спортивных секциях. Ежемесячно организуются дни здоровья, в каникулярное время – спортивные каникулы или спортивные лагеря для отдыха детей. Уроки физической культуры должны быть поставлены в расписание так, чтобы приносить максимальную пользу занимающимся. Для этого необходимо, чтобы перерыв между занятиями был достаточным для восстановления ребенка, уроки должны проводиться как минимум через день.
^ Блок IV. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Формирование культуры здоровья, ценности здоровья и здорового образа жизни занимает большое место в содержании образования школ, работающих над решением проблемы сохранения здоровья учащихся. Необходимо учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний и умений на практике.
^ Блок V. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами специалистами и родителями.

Для успешного формирования у учащихся культуры здоровья и потребности в ЗОЖ очень важен уровень компетентности преподавателя, необходимо планомерно осуществлять обучение самих педагогов в области ЗОЖ. Грамотность педагогов в области охраны здоровья, основ здорового образа жизни – основа эффективности проведения мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Положительным примеров в вопросах сохранения и укрепления здоровья для своих детей должны стать родители. Их осведомленность в вопросах здоровьесбережения будет способствовать формированию правильно отношения детей к своему здоровью, позволит предотвратить развитие у них вредных привычек и сохранить здоровье.
^ Блок VI. Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

Неотъемлемой частью здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является организация динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, предоставление им своевременной медицинской помощи, учет детской заболеваемости и ее профилактика, поддержание психического здоровья учащихся. Детям со школьными проблемами должна быть предоставлена комплексная педагогическая, психологическая и социальная помощь. Для детей с ослабленным здоровьем необходима организация специальных медицинских групп. Учитывая социально неблагополучный район, в котором расположена наша школа в результате многие учащиеся воспитываются в многодетных или неблагополучных семьях и то, что третья часть учащихся подвозимые, так как живут на отдаленных территориях города, а значит у таких ребят нет возможности получать полноценное медицинское обслуживание, нами было принято решение ходатайствовать перед администрацией города о реконструкции здания бывшей мастерской, располагающейся на территории школы под кабинеты физио-, аромотерапии, лечебного массажа и для проведения ЛФК. На первоначальном этапе решения данной проблемы заключить договор с детской поликлиникой по оказанию имеющихся на базе данного учреждения услуг. Для укрепления иммунитета учащихся силами родительского комитета в школьной столовой организовать фитотерапию.

Реализация программы направлена на формирование у обучающихся культуры здоровья, что включает в себя:

  • Культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

  • Культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

  • Культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);

  • Культуру социальную.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа сохранения и укрепления здоровья учащихся «Школа центр здоровья» iconШколы: «Формирование здоровьесберегающей среды школы как основного...
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными...
Программа сохранения и укрепления здоровья учащихся «Школа центр здоровья» iconПрограмма   деятельности моу «Верх-Рождественская основная общеобразовательная...
Предметом исследования, а также целью данной программы является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья...
Программа сохранения и укрепления здоровья учащихся «Школа центр здоровья» iconПриказ №182 от 31 августа 2011 г Программа по созданию здоровьесберегающей...
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление...
Программа сохранения и укрепления здоровья учащихся «Школа центр здоровья» iconПрограмма развития «Школа территория здоровья»
Проблема сохранения и укрепления здоровья – одно из приоритетных направлений развития России. Пути ее решения нашли отражения в Национальных...
Программа сохранения и укрепления здоровья учащихся «Школа центр здоровья» icon1. Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Цель педсовета: оценить педагогическую деятельность учреждения по формированию здорового образа жизни учащихся, сохранению и укреплению...
Программа сохранения и укрепления здоровья учащихся «Школа центр здоровья» iconФормирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья младших школьников. Современная концепция здорового...
Программа сохранения и укрепления здоровья учащихся «Школа центр здоровья» iconПриказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 113 "Об утверждении Концепции...
Министр                                                                                                      Ю. Л. Шевченко
Программа сохранения и укрепления здоровья учащихся «Школа центр здоровья» iconПрограмма «Школа за здоровый образ жизни» Цель программы
Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни участников образовательного...
Программа сохранения и укрепления здоровья учащихся «Школа центр здоровья» iconКлассный час на тему: «Формирование здорового образа жизни»
Научить учащихся различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья
Программа сохранения и укрепления здоровья учащихся «Школа центр здоровья» iconИспользование здоровьесберегающих технологий в работе медицинской службы
Значимость разработки тематики сохранения и укрепления здоровья школьников обусловлена пониманием людьми важности состояния здоровья...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница