Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс)




Скачать 56,17 Kb.
НазваниеЛюбовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс)
Дата публикации08.11.2013
Размер56,17 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс)

Цели: - познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина;

              -вызвать интерес к личности и творчеству поэта;

              - организовать деятельность учащихся по обобщению знаний учащихся по

                творчеству поэта;

               -создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии (использовать при проведении урока различные наглядные пособия и ТСО; выразительное чтение).

Оформление: портрет А.С.Пушкина, слайдовая презентация женских портретов                                 (Н.Гончаровой, Е.Воронцовой, М.Волконской, А.Керн, А.Олениной), звукозапись романса «Я помню чудное мгновенье», выставка книг по теме.

Эпиграф: Любви все возрасты покорны,

                      Её порывы благотворны…

                                                      А.С.Пушкин (слайд 1)

 ^ Ход урока.     

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок― урок литературная гостиная, в ней мы поговорим о любовной лирике поэта, попытаемся проникнуть в мир его поэзии, представить тех женщин, кому Александр Сергеевич посвящал свои стихотворения.

Наш урок― это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь  ― это источник поэзии.

Любовь― прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, но, как всякая буря, угасало, превращалось в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный».

  1. Сообщение ученика.

Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

Александр Сергеевич был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику поэта не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинских говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.

Любовь для Пушкина― предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». В его стихах мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое разыскание, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии.

  1. Слово учителя.

Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Н.В.Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто…всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…» (слайд 2)

В 1820 году Пушкина отправляют на юг в ссылку. В дороге он встречается с семейством генерала Раевского. С его дочерью Машей (слайд 3) поэта связывает нежная дружба. Ей посвящено стихотворение «На холмах Грузии»

  1. Ученица читает стихотворение «На холмах Грузии»

Комментирование. Стихотворение волнует нас глубиной мысли и чувства, а не словесной красотой. Элегическое начало, в котором грусть и лёгкость, светлая печаль кажутся созвучными состоянию природы, сменяется «импульсом» пробуждения бурного чувства― любви. Все слова и выражения просты: «мне грустно и легко», «унынья моего никто не мучит, не тревожит». Но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и чистой печали. Последние  строчки стихотворения очень важны: это важный элемент в понимании всей концепции любви у Пушкина: вечна сама потребность любить, а любовь возникает  как эхо женской красоты и гармонии.

  1. Сообщение ученика.

Летом 1823 года Пушкин был назначен в канцелярию новороссийского генерал-губернатора М.С.Воронцова, в Одессу. Здесь он и познакомился с его женой, одарённой, культурной женщиной, которая была хороша собой. (слайд 4)

«Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственной грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щёгольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюблялись в неё»,― отмечает писатель В.Сологуб.

Елизавета Ксаверьевна оставила в жизни поэта большой и глубокий след. Ей посвящены стихотворения «Сожжённое письмо», «Талисман», «Ангел», «Храни меня, мой талисман» и другие. Есть мнение, что удаление Пушкина из Одессы было вызвано ревностью М.С.Воронцова.

Предстоял отъезд в ссылку в Михайловское, Елизавета Ксаверьевна подарила на память Александру Сергеевичу свой портрет в золотом  медальоне и кольцо с сердоликовым камнем. Это кольцо Пушкин бережно хранил. Перед смертью поэт подарил это кольцо В.А.Жуковскому, другу, учителю.

О.С.Павлищева, сестра поэта, вспоминала, с каким нетерпением, Александр Сергеевич ожидал писем из Одессы. Получив долгожданное послание, он запирался в своей комнате, чтобы никто не мешал беседовать с любимой, а потом сжигал её письма…

  1. Ученик читает стихотворение «Сожжённое письмо».

Комментарий. Письмо для Пушкина не просто лист бумаги со словами любви, оно от любимой.Поэт обращается к нему, как к живому существу, просит простить: что делать― она велела! («Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…) Поэт не заканчивает фразу до конца, ставит многоточие, словно обрывает её, потому что не в состоянии вымолвить приговор, он взволнован.Почему герой сжигает письмо? Ведь можно же просто спрятать это послание. Нет, он не может ослушаться любимую. Для поэта её требование священно. Письмо превращается в пепел. Но даже пепел от письма свят для поэта. «Останься век со мной на горестной груди…» Во времена Пушкина для русского человека был характерен обычай носить ладанку. Она носилась на шее вместе с крестом и считалась оберегом. Святыня могла помещаться в ювелирное изделие, например, в медальон. Таким образом, «милый пепел» стал для поэта оберегом.

7.Сообщение ученика.

Это было летом 1825 года. Пушкин шёл по дороге в Тригорское. На душе было спокойно, чисто и задорно. В конце концов, не так уж мрачна эта деревенская глушь, куда сослал его царь, надеясь на то, что одиночество и уединение окажутся сильнее дерзкой и мятежной пушкинской музы. Напрасно надеялись, Ваше Величество!                          

В глуши сильнее голос лирный,

                          Живее творческие сны!

Пушкин неожиданно для себя  произнёс эти строки вслух и тут же улыбнулся своей горячности. Он испытывал сейчас приятное чувство человека, заслужившего отдых.

Вперёд, в Тригорское! Через несколько минут Пушкин уже входил в дом, на правах старого и желанного друга― без предупреждения.

Осиповы обедали. Барышни радостно закивали ему. Сидевшая за столом дама, очевидно гостья, подняла голову и спокойно посмотрела на него (слайд 5)

Милое, нежное лицо, мягкие, голубые глаза, волосы, волнами спадающие на виски и зачёсанные назад. Во всей фигуре― спокойствие и непринуждённость.

«Анна  Петровна Керн»,― представила её тётушка.

8. Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

9. Ученик читает стихотворение «Я вас любил».

Комментарий. Это замечательное стихотворение о невысказанной, «безмолвной», не связанной с надеждами на взаимность любви. Поэт вспоминает грустные мгновенья своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью и желает, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упрёков, ни обид, ни безнадежности. Он благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь. К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив её, верит в то, что она вновь будет любима.Считается, что данное стихотворение посвящено А.Олениной, к которой Пушкин сватался, но получил отказ.(слайд 6)

11. Рассказ учителя.

Тихим октябрьским утром Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал её просто ― Натали.

Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого человека? О ней говорили разное, кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался очернить её. А Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков (слайд 7 )

12.Ученик читает стихотворение «Мадона».

Комментарий. В сонете небесный образ Богородицы   не сливается с образом земной возлюбленной. Но последний связан со своим духовным прообразом: поэт называет свою избранницу «моя Мадона», «чистейшей прелести чистейший образец».  

13. Заключительное слово учителя.

Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.      

Похожие:

Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconУрок литературы в 11 классе. Тема : Любовная лирика Сергея Есенина
Тема : Любовная лирика Сергея Есенина. Цели : Дать обзор любовной лирики С. А. Есенина, показать её красоту и многообразие
Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconЛюбовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты лирики А. С. Пушкина
Анализ стихотворений: «Храни меня, мой талисман» (1825), «Я помню чудное мгновение» (1825), «Не пой, красавица, при мне» (1828),...
Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconБилет №4. Вопрос 1 Любовная лирика А. С. Пушкина (на примере 3 4...
Любовная лирика А. С. Пушкина (на примере 3 – 4 стихотворений по выбору учащегося)
Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconИдеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта
Урок литературы в 9 классе. Мурысева Г. И. учитель русского языка и литературы моу «сош №2 г. Калининска Саратовской обл.»
Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) icon«Любви все возрасты покорны». Любовная лирика А. С. Пушкина»
А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» проследить, с помощью каких средств создается женский образ
Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconПлан урока: Пушкин и Любовь (вступительное слово учителя). «Женщины в жизни А. С. Пушкина»
Показать богатство содержания, глубину мысли и художественное совершенство любовной лирики А. С. Пушкина
Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) icon«Безумная душа поэта еще любить осуждена» Любовная лирика Тютчева, Фета, Некрасова.
Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой поэтов («денисьевский», «лазичевский», «панаевский» циклы). Показать своеобразие стиля...
Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconУрок литературы в 9 классе. Провела учитель Русского языка и литературы...
Презентации учащихся, портрет А. С. Пушкина и адресатов любовной лирики: А. Керн, Е. Бакунина, М. Раевская, Е. Воронцова, А. Оленина,...
Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconУрок литературы с применением икт на тему "Любовная лирика С. А. Есенина". 11- класс
Обучающая: обозначить своеобразие развития любовной темы в стихотворениях поэта, показать специфику поэтических образов в лирике...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница