Чернобыль. События и уроки




Скачать 93,93 Kb.
НазваниеЧернобыль. События и уроки
Дата публикации01.09.2013
Размер93,93 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Журналистика > Урок
Чернобыль. События и уроки.
Для нас непререкаемый урок Чернобыля состоит в том, что в условиях дальнейшего развёртывания научно-технической революции вопросы надёжности техники, её безопасности, вопросы дисциплины, порядка и организованности приобретают первостепенное значение. Нужны самые строгие требования везде и во всём.

М. С. Горбачёв

Картина аварии.

Авария произошла на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986г. примерно в 1 ч 24 мин по московскому времени. В результате произошло разрушение активной зоны реакторной установки и части здания 4-го блока, а также выброс части накопившихся в активной зоне радиоактивных продуктов в атмосферу.

Взрывы сдвинули со своего места металлоконструкции верха реактора, разрушили все трубы высокого давления, выбросили некоторые регулирующие стержни и горящие блоки графита, разрушили разгрузочную сторону реактора, подпиточный отсек и часть здания. Осколки активной зоны и испарительных каналов упали на крышу реакторного и турбинного зданий. Была пробита и частично разрушена крыша машинного зала второй очереди станции.

Несмотря на взрывы, все три оставшихся блока продолжали действовать. Не был повреждён даже 3-й реактор, который технически тесно связан с аварийной ядерной установкой.

Вместе с тем возникла ситуация, при которой следовало остановить все реакторы. 3-й блок остановили в 5 ч 26 апреля. 1-й и 2-й блоки заглушили соответственно в 1 ч 13 мин 27 апреля 1986 г. Все аппараты затем были подготовлены к длительной стоянке в холодном состоянии, а оборудование станции после аварии перевели в положение холодного резерва.
^ Причины аварии.

Авария подобного типа, какая произошла на Чернобыльской АЭС. Так же маловероятна, как и гипотетические аварии. Причиной случившейся трагедии явились нарушения обслуживавшим персоналом правил эксплуатации энергоблока. В результате этих нарушений возникла ситуация, в которой проявились некоторые существовавшие до аварии и устранённые в настоящее время недостатки РБМК(реактор большой мощности канальный). Конструкторы и руководители атомной энергетики, осуществлявшие проектирование и эксплуатацию РБМК-1000, не допускали, а следовательно, и не учитывали возможность такого количества различных отступлений от установленных и обязательных для исполнения правил, особенно со стороны тех лиц, которым непосредственно поручалось следить за безопасностью ядерного реактора.

Расследование причин аварии на Чернобыльской АЭС началось буквально в первые же часы после случившегося. Прежде всего, были сняты показания с многочисленных приборов, собраны ленты показаний самописцев, магнитные ленты, а также журналы, где дежурный персонал отмечал порядок своих действий за период, предшествующий развитию аварии, отразивших её процесс. Это оказался достаточно основательный и серьёзный материал для анализа, который провели специалисты.

Для ускоренного анализа выдвинутых исследователями вариантов и версий возникновения и развития аварийной ситуации использовалась интегральная математическая модель энергоблока с реактором РБМК-1000, реализованная на ЭВМ в реальном масштабе времени.
^ Как складывались дела на 4-м энергоблоке

накануне аварии – 25 апреля?

День 25 апреля 1986 г. На 4-м энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции планировался как не совсем обычный. Предполагалось остановить реактор на планово-предупредительный ремонт. Но перед заглушением ядерной установки необходимо было провести ещё и некоторые эксперименты, которые наметило руководство ЧАЭС.
^ В чём заключались испытания, проводимые на 4-м энергоблоке

в ночь с 25 на 26 апреля?

Перед остановкой были запланированы испытания одного из турбогенераторов в режиме, говоря языком специалистов, выбега с нагрузкой собственных нужд блока.

Заданный выше вопрос. Кстати, очень интересовал некоторых западных корреспондентов, освещавших чернобыльские события. Но вот что, например, узнали зарубежные читатели, познакомившись с сообщением, которое распространил журналист Л. Э. Хэкман: «…в ту ночь проводился эксперимент совершенно закрытого типа».

Тут журналист явно лукавит. Тем более что он был в Чернобыле и мог при желании получить необходимые сведения. Но очень уж хочется некоторым представителям буржуазной пропаганды представить аварию на ЧАЭС как результат некой советской закрытости вообще и в частности в отношении атомной энергетики.

Само понятие «выбег» является «секретным» лишь для непрофессионалов. Суть эксперимента заключается в моделировании ситуации, когда турбогенератор может остаться без своей движущей силы, то есть без подачи пара. Для этого был разработан специальный режим, в соответствии с которым при отключении пара за счёт инерционного вращения ротора генератор какое-то время продолжал вырабатывать электроэнергию, необходимую для собственных нужд.

Остановка реактора 4-го энергоблока планировалась днём 25 апреля. Следовательно, к испытаниям готовился другой, не ночной персонал. Именно днём на станции находятся руководители, основные специалисты, и, значит, есть возможность осуществить более надёжный контроль за ходом экспериментов. Однако здесь случилась «неувязка». Диспетчер «Киевэнерго» не разрешил останавливать реактор в намеченное на ЧАЭС время, так как в единой энергосистеме не хватало электроэнергии из-за того, что на другой электростанции неожиданно вышел из строя энергоблок.

Качество программы испытаний, которая не была должным образом подготовлена и согласована, оказалось низким. В ней был нарушен ряд важнейших положений регламента эксплуатации. Помимо того что в программе, по существу, не были предусмотрены дополнительные меры безопасности, ею предписывалось отключение системы аварийного охлаждения реактора (САОР). Подобное вообще делать нельзя. Но тут сделали. И мотивировка была. В ходе эксперимента могло произойти произойти автоматическое срабатывание САОР, что помешало бы завершению испытаний в режиме выбега. В результате много часов 4-й реактор эксплуатировался без этого очень важного элемента системы безопасности.

^ Все перечисленные обстоятельства и привели в конечном счёте к возникновению аварии.
Распространение радиации и медицинские аспекты аварии.

Выброс радионуклидов (вид неустойчивых атомов, которые при самопроизвольном превращении в другой нуклид испускают ионизирующее излучение – это и есть радиоактивность) за пределы аварийного блока ЧАЭС представлял собой растянутый во времени процесс, состоявший из нескольких стадий.

27 апреля 1986 г. высота загрязнённой радионуклидами воздушной струи, выходящей из повреждённого энергоблока, превышал 1200 м, уровни радиации в ней на удалении 5 – 10 км от места аварии составляли 1000 мP/ч (миллирентген в час).

Специалисты рассчитали суммарный выброс продуктов деления (без радиоактивных благородных газов). Он составил 50 МКи (мегакюри), что примерно равно 3,5% общего количества радионуклидов в реакторе на момент аварии.

^ К 6 мая 1986 г. выброс радиоактивности в основном завершился.
Территории, которые затронуло распространение радиоактивности.

Через 15 дней после аварии уровень гамма-фона в 5 мР/ч был зафиксирован на расстоянии 50 – 60 км к западу и 35 – 40 км к северу от ЧАЭС. В Киеве уровни радиации в мае 1986 г. достигали нескольких десятых миллирентген в час.

Радиоактивному загрязнению в значительной степени подверглись Гомельская и Могилевская области БССР, районы Киевской и Житомирской областей УССР, примыкающие к 30-километровой зоне вокруг ЧАЭС, часть Брянской области. Эти территории составляют ныне так называемую зону жёсткого контроля. Всего же в той или иной степени оказались загрязнёнными радионуклидами 11 областей нашей страны, в которых проживает 17 млн.

человек. Радиоактивные частицы достигли с воздушными потоками отдельных районов Кавказа, Сибири и Средней Азии.
Сколько человек погибло и получило заболевания

в результате аварии на Чернобыльской АЭС?

Погибло 30 человек. Из них 28 скончалось от острой лучевой болезни. С подозрением на диагноз острая лучевая болезнь разной степени тяжести было госпитализировано 237 человек из числа персонала, находившегося в зоне аварийного блока. Впоследствии у 92 из них этот диагноз не подтвердился. Из 145 человек с установленным диагнозом IV степень лучевой болезни была отмечена у 21 человека, III степень – у 21 человека, II степень – у 53 человек,

^ I степень – у 50 человек. Среди населения 30-километровой зоны и других районов случаев заболевания острой лучевой болезнью не отмечалось.
По чьей прямой вине произошла авария?

^ Прямые виновники аварии предстали перед судом, который проходил в Доме культуры г. Чернобыля с 7 по 29 июля 1987 г.

В ходе судебного разбирательства были заслушаны десятки свидетелей и потерпевших, проанализированы следственные материалы, заключения экспертов и специалистов. Всё это позволило выявить подлинные причины аварии, воссоздать истинную картину происшедшего, неопровержимо доказать вину подсудимых.

Одним из основных виновников аварии признан бывший директор АЭС В. Брюханов. Являясь руководителем сложного в технологическом отношении предприятия, он не обеспечил его надёжной и безопасной эксплуатации, неукоснительного выполнения персоналом установленных правил. Среди руководителей и части специалистов атомной станции сложилась атмосфера вседозволенности, благодушия и беспечности.

Проявив растерянность и трусость, Брюханов не принял мер к ограничению масштабов аварии, не ввёл в действие план защиты персонала и населения от радиоактивного излучения.

^ На суде были вскрыты факты грубого пренебрежения служебными обязанностями главным инженером АЭС Н. Фоминым и его заместителе

А. Дятловым. Будучи ответственными за подготовку эксплуатационных кадров, они не организовали должным образом эту работу, не обеспечили соблюдение персоналом электростанции технологической дисциплины, более того, сами систематически нарушали указания органов надзора.

Приняв решение о проведении испытаний на 4-м энергоблоке перед его выводом в плановый ремонт, В. Брюханов, Н. Фомин, А. Дятлов, а также бывший начальник реакторного цеха А. Коваленко не согласовали его в установленном порядке, не проанализировали всех особенностей намеченного эксперимента, не приняли дополнительных необходимых мер безопасности. Преступно халатно отнёсся к исполнению служебного долга бывший государственный инспектор Госатомэнергонадзора СССР Ю. Лаушкин, не проявивший принципиальности и настойчивости в реализации требований правил безопасности АЭС.

Судебная коллегия приговорила В. Брюханова, Н. Фомина, А. Дятлова к максимальной мере наказания, предусмотренной за эти преступления уголовным кодексом, – к десяти годам лишения свободы, А. Коваленко – к трём, Ю. Лаушкина – к двум годам лишения свободы.
^ Каким образом был обезопасен взорвавшийся 4-й энергоблок

Чернобыльской АЭС?

В широкой печати это сооружение известно как «Саркофаг». Но у него есть и инженерное имя – «Укрытие». Могучий (его высота превышает 60 м), правильных пропорций объект одновременно символизирует и нашу беду, и наше мужество. Добавим, что у него нет аналогов в мировой строительной практике.

^ Из официальных сообщений.

Газета «Правда» 14 декабря 1986 г. опубликовала сообщение:

«На Чернобыльской атомной электростанции в результате осуществления крупных научных, технических и других мер завершён особо важный этап работ по ликвидации последствий аварии. Государственной комиссией принят в эксплуатацию комплекс защитных сооружений повреждённого энергоблока. Разрушенный реактор перестал быть источником радиоактивного загрязнения окружающей среды…

Завершение этого этапа, выполнение в сжатые сроки крупномасштабных задач по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС стало возможно благодаря самоотверженному героическому труду рабочих, инженеров и техников, учёных и специалистов, воинов Советской Армии.

В трудных условиях проведены сложнейшие, не имеющие аналогов в отечественной и мировой практике работы по консервации разрушенного энергоблока. Это уникальное сооружение, спроектированное советскими учёными и специалистами, оснащено необходимым оборудованием, диагностической аппаратурой и средствами контроля. При его строительстве использовалась современная техника, уложено около 300 тысяч кубических метров бетона, выполнен монтаж свыше 6 тысяч тонн металлических конструкций».

Идея закрыть разрушенный реактор специальным укрытием возникла вскоре после аварии. Тогда же появились и первые проекты этого могильника. В район 4-го энергоблока сгребалась радиоактивная грязь с прилегающей территории, сюда скидывали реактивные осколки и конструкции с крыш, заранее рассчитывая, что всё это будет залито бетоном и надёжно захоронено.

Одной из наиболее сложных проблем при возведении «Укрытия» было создание мощной, непроницаемой для радиации стены между 3-м и 4-м энергоблоками. Раньше оба реакторных цеха были связаны между собой различными коммуникациями, трубопроводами, оборудованием. В настоящее время между ними возведена сплошная перегородка, которая состоит из покрытых в определённых местах свинцом металлических секций, заполненных внутри бетоном. Специалисты называют её стеной биологической защиты. После её сооружения радиационное воздействие разрушенного реактора 4-го энергоблока на помещения 3-го энергоблока прекратилось, что позволило провести дезактивацию и в итоге пустить 3-й энергоблок в работу.

Во второй половине июля 1986 г. рабочие уложили первые кубометры бетона возле разрушенной стены реактора. К концу сентября стена укрытия поднялась гигантскими 12-метровыми уступами до запланированной

^ 60-метровой высоты. Крыша представляет собой уложенные рядом друг с другом трубы большого диаметра.

Уже в октябре 1986 г. «Укрытие» плотно запечатало то, что было

когда-то 4-м реакторным цехом.
Действительно ли безопасен сейчас разрушенный реактор?

Такие вопросы задаются довольно часто. Иногда приходится встречаться со слухами, будто 4-й энергоблок ЧАЭС до сих пор время от времени даёт какие-то вредные выбросы в атмосферу. В действительности ничего подобного не происходит. Прежде всего потому, что повреждённый реактор не способен функционировать как ядерно-физическая система, что исключает возможность возникновения произвольной цепной реакции. Но даже если допустить невероятное: неожиданное увеличение потока нейтронов или появление короткоживущих радионуклидов, то в этом случае тут же сработает установленная в «Укрытии» система активной ядерной защиты, и цепная реакция будет прекращена.











Похожие:

Чернобыль. События и уроки iconОтчет о работе Совета вроо «Союз-Чернобыль»
Отчетно – перевыборного собрания Вологодской региональной общественной организации граждан, подвергшихся радиационному воздействию...
Чернобыль. События и уроки iconСовета Союза «Чернобыль»
Работа Центрального Совета Союза «Чернобыль» России в отчетный период основывалась на Уставе общероссийского союза общественных объединений...
Чернобыль. События и уроки iconКонтрольная работа №1 Тема: «Теория вероятностей. Случайные события»
Вероятность события а – это число, характеризующее возможность наступления этого события при некоторых испытаниях (опытах)
Чернобыль. События и уроки iconПетербурга Администрация Калининского района Санкт-Петербурга Общественная...
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Чернобыль-25 лет спустя» прошла 8 апреля 2011 года в Санкт-Петербурге....
Чернобыль. События и уроки iconСлучайные события и их классификация. Зависимы или нет несовместные события?
Действия над случайными событиями. Диаграммы Вьенна. Как записать, что события образуют полную группу, несовместны?
Чернобыль. События и уроки iconТеория вероятностей. Основные понятия
Определение. События а и в называются равными, если осуществление события а влечет за собой осуществление события в и наоборот
Чернобыль. События и уроки iconУроки доброты в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского»
...
Чернобыль. События и уроки iconВопросы по курсу «Вероятностные основы кибернетики»
Алгебраические операции над событиями: равенство, следствие, объедение, пересечение, отрицание, разность. Законы де Моргана. Несовместные...
Чернобыль. События и уроки iconТема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»
Цель. Познакомить учащихся с жизнью (кратко) В. Распутина и его произведением «Уроки французского»; прививать познавательный интерес...
Чернобыль. События и уроки iconРазмышления
Архивом документов, отра­жающих события временного интервала 1987 2003г г., события, к когорым я безучастен не был
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница