Пояснительная записка Подростковый возраст отличает ярко выраженная потребность в самореализации, проявлении собственной индивидуальности, потребность предъявлять результаты своей творческой деятельности.




Скачать 311,65 Kb.
НазваниеПояснительная записка Подростковый возраст отличает ярко выраженная потребность в самореализации, проявлении собственной индивидуальности, потребность предъявлять результаты своей творческой деятельности.
страница1/2
Дата публикации17.11.2013
Размер311,65 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Журналистика > Пояснительная записка
  1   2
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Радиотехник»

Центрального района г.Красноярска


Принята на методическом совете

МОУ ДОД ЦДОД «Радиотехник»

Протокол №______от__________

Председатель методического совета

_______________________________

УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ ДОД ЦДОД «Радиотехник»

_______________Ю.Г. Позолотина

«___» __________2010 г.

дополнительная образовательная программа

социально-педагогической направленности

«Развитие творческого воображения»

Возраст детей: от 12 до 18 лет

Срок реализации: 1 года
Карманова Анна Сергеевна,

методист

г. Красноярск

2010 год
^ Пояснительная записка
Подростковый возраст отличает ярко выраженная потребность в самореализации, проявлении собственной индивидуальности, потребность предъявлять результаты своей творческой деятельности. Достижению этого способствует, прежде всего, успешность в творческой деятельности, которая обусловлена не только одаренностью учащегося, но и тем, на сколько эффективно он владеет инструментарием творчества. Особенно важно это для учащихся, планирующих заниматься в будущем творческими профессиями, связанными с современной медиасферой. Медиасфера является информационно сверхнасыщенной средой, где концентрация новых идей предельно высока. Для обучения конкурентоспособных специалистов необходимо в первую очередь развивать и формировать в учащихся способности к продуктивному творчеству, в выбранной сфере профессиональных интересов.

Курс «Развитие творческого воображения» представляет собой набор методов, объединенных общей теорией, помогающих в организации мышления изобретателя при поиске идеи изобретения, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня. Методы развития творческого воображения – это ряд приемов, позволяющих преодолеть инерционность мышления при решении творческих задач.

Несомненным достоинством курса является использование диалектического подхода для решения изобретательских задач, связанных с выявлением и разрешением противоречий.

Курс «Развитие творческого воображения» сформирован специально для учащихся с направленностью на творческую деятельность в медиаформате: дизайнеров, аниматоров, режиссеров, мультипликаторов, веб-журналистов и т.д.
^ Образовательные цели программы

Цель программы: развитие творческого мышление и целостного представления об использовании алгоритмов творчества в медиасфере.
^ Предполагаемые образовательные продукты

По итогам занятий по курсу «Развитие творческого воображения» учащиеся должны:

знать:

  • основы теории решения изобретательских задач;

  • основы теории систем (синергетики);

  • современные представлений о различных направлений искусства;


уметь

  • применять методы и приемы управляемого творчества в медиасфере;

  • проектировать креативные творческие работы;

  • прогнозировать результат предъявления творческих продуктов;


Контингент и трудоемкость программы

Программа курса предназначена для средних и старших школьников в возрасте от 12 до 18 лет; предполагает работу в группах из 8 человек.

Курс рассчитан на 1 год. Продолжительность курса – 96 часов.

Занятия проводятся один раз в неделю по 3 академических часа с перерывом 10 минут через каждые 45 минут.
^ Условия, необходимые для реализации программы

Для эффективной организации образовательного процесса в группе необходимо:

  • учебный класс, приспособленная для проведения лекций и практических занятий;

  • ноутбук с DVD-дисководом, проектор и экран для демонстрации изображений, документальных фильмов и телевизионных сюжетов;

  • классная доска.



^ Учебно-тематический план


Модуль

Тема

^ Кол-во
часов


1. Общие направления по развитию эффективного мышления при создании авторских работ

1.1 Смысл и направленность авторской работы.

6

1.2 Базовые понятия теории систем.

12

1.3 Тренинг развития нестандартного мышления.

9

1.4 Тренинг самовыражения и восприятия собеседника.

6

1.5 Влияние произведения на зрителя.

6

1.6 Развитие интереса к окружающему миру.

6

Всего за первый модуль

45

2. Управление собственным творчеством

2.1 Эмпатия и рефлексия.

9

2.2 Законы существования и развития систем.

9

2.3 Человеческое мировоззрение как система.

9

2.4 Тренинг развития нестандартного мышления.

9

2.5 Тренинг адекватного самовыражения и прогнозирование восприятия.

6

2.6 Знакомство с образцами различных направлений искусства.

9

^ Всего за второй модуль

51

Всего за курс обучения

96

^ Содержание программы


Тема

Содержание
темы


Дидактическая цель (форма организации У.П.)

^ Кол-во
часов


Модуль 1 – Общие направления по развитию эффективного мышления
при создании авторских работ


1.1 Смысл и направленность авторской работы

Авторство, авторская идея, авторская позиция, авторская цель. Позитивизм, конструктивизм творческой работы. Способы воплощения авторской идеи. Ориентация на зрителя.

Формирование общих представлений об основных закономерностях воплощения авторских идей

(Лекция-беседа)

6

1.2 Базовые понятия теории систем

Система. Виды систем. Межсистемные связи, циклы связи: усиливающая, уравновешивающая, упреждающая. Системный эффект, упругость системы. Социальные системы. Развитие социальных систем. Мировоззрение, как система. Творчество, как система.

Формирование представлений и практических умений по учету в творческой деятельности общих закономерностей теории систем

(Лекция, практикум)

12

1.3 Тренинг развития нестандартного мышления.

Развитие творческого воображения. Открытые творческие социальные задачи из ТРИЗ.

Развитие креативности. Формирование навыка применения алгоритмов творчества

(Работа в группах)

9

1.4 Тренинг самовыражения и восприятия собеседника.

Самопрезентация. Презентация авторской идеи. Обсуждение, критика и утверждение авторских проектов.

Формирование навыков самопрезентации, анализа и самоанализа творческих работ

(Работа в парах. Круглый стол)

6

1.5 Влияние произведения на зрителя.

Виды творческих произведений. Восприятие зрителем: идейное, сюжетное. Виды зрительских групп. Способы передачи эмоций в медиатехнологиях.

Формирование представлений о видах медиа-творчества и основных технологиях реализации авторской идеи.

(Семинар)

6

1.6 Развитие интереса к окружающему миру

Конструирование и решение открытых творческих задач с выходом на способ реализации идеи собственного творческого продукта.

Развитие креативности. Формирование навыка применения алгоритмов творчества под собственные задачи.

(Тренинг)

6

Творческий продукт в любой выбранной медиа-технологии, с реализацией собственной авторской идеи.

^ Модуль 2 – Управление собственным творчеством

2.1 Эмпатия и рефлексия

Эмпатия как инструмент сонастройки со зрителем. Рефлексия, как механизм повышения эффективности подачи идеи.

Развитие способностей к рефлексивному мышлению и эмпатии

(Лекция-беседа, практикум)

9

2.2 Законы существования и развития систем.

Законы развития систем по

Г. Гегелю: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания.

Формирование навыка прогнозирования развития системы.

(Лекция, практикум)

9

2.3 Человеческое мировоззрение как система.

Мировоззрение, как системный эффект. Развитие мировоззрения. Технологии влияние на формирование мировоззрения.

Формирование представления о способах влияния на мировоззрение зрителя в сфере медиа-технолоний.

(Лекция)

9

2.4 Тренинг развития нестандартного мышления.

Открытые творческие социальные задачи из ТРИЗ

Развитие креативности. Формирование навыка применения алгоритмов творчества

(Тренинг)

9

2.5 Тренинг адекватного самовыражения и прогнозирование восприятия.

Конструирование и решение открытых творческих задач с выходом на способ реализации идеи собственного творческого продукта.

Формирования умения создавать и использовать эффективные приемы самовыражения и выражения собственной идеи.

(Тренинг)

6

2.6 Знакомство с образцами различных направлений искусства.

Кинематограф. Дизайн. Анимация. Журналистика. Мультипликация и др.

Формирование общих представлений об основных тенденциях в искусстве актуальном для медиатехнологий.

(Лекция, практикум)

9

Творческий продукт в любой выбранной медиа-технологии, с реализацией собственной авторской идеи


^ Методическое обеспечение

Структура занятий и рекомендации по проведению курса

Занятия являются комбинированными и организованы в форме семинаров, лекций-бесед, лекций с просмотрами, практических упражнений и практикумов в малых группах и групповые тренинги.

Способ аттестации по курсу – защита проектной идеи, участие в семестровых Artsessions.

На занятиях активно используются методы активизации творческого процесса, такие как метод мозгового штурма, метод фокальных объектов, метод контрольных вопросов, синектика.

^ Метод мозгового штурма. Это наиболее древний метод. Современная модификация мозгового штурма, так называемая «мозговая атака» предложена американским морским офицером А. Осборном. Сущность мозговой атаки – дать свободный выход мыслям из подсознания. По теории Фрейда, управляемое сознание является тонким слоем на массе неуправляемого подсознания. При мозговой атаке нужно создать условия, чтобы расковать подсознание.

^ Метод фокальных объектов. Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект. Допустим, нужно усовершенствовать с помощью этого метода зубную щетку. Выбирают не менее трех-четырех случайных объектов-предметов (наугад из словаря, каталога, книги, журнала и т. д.), например, попались слова «звонок», «конфета», «лампа». Составляем список признаков этих предметов.

Звонок – электрический, школьный, часовой, велосипедный...

Конфета – карамель, шоколадная, сладкая, душистая, витаминная...

Лампа – настольная, навесная, бактерицидная...

Теперь необходимо мысленно присоединить найденные признаки к изменяемому объекту – зубной щетке. При известной доле фантазии, можно предложить сделать щетку, которая сама рано утром звонит, призывая вас воспользоваться ею, испускает душистые запахи. Ручку этой щетки можно немного откусить, так как она выполнена съедобной, в ней много витаминов и к тому же она бактерицидная, т. е. убивает все болезнетворные микробы во рту.

Метод фокальных объектов не дает никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но все же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии, но говорить о каком-то направленном или планируемом изменении объекта не приходится. Разновидностью метода является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

^ Метод синектики. Наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества – синектика (предложена В. Дж. Гордоном), которая является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Ее члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения. В методе применены четыре вида аналогий – прямая, символическая, фантастическая, личная.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, обои, кинопленки, телеизображение и т. п.

Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор, (кроме белого) – весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где ее касаются колеса автомобиля.

Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом, о котором идет речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать все, что достается ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что дает такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

^ Метод контрольных вопросов. Этот метод позволяет генерировать новые идеи и решения, стимулировать их с помощью наводящих вопросов. Применяется в форме монолога, обращенного к самому себе, либо монолога изобретателей. В сущности, это усовершенствованный вариант метода проб и ошибок, ведь каждый вопрос служит своеобразной пробой (или серией проб) с единственным отличием: по списку вопросов проще и быстрее охватить некоторое начальное поле вариантов. Авторы отбирают из изобретательского опыта вопросы, которые обеспечивают преимущества метода контрольных вопросов перед обычным методом проб и ошибок.

Один из наиболее полных и удачных списков контрольных вопросов принадлежит английскому изобретателю Т. Эйлоарту. Например:

  • узнать мнение некоторых неосведомленных в данном деле людей (т. е. избежать психологической инерции);

  • устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая без критики каждую идею;

  • испробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т.д.;

  • представить фантастические, экономические, химические и другие аналоги.

Вопросы в такой системе позволяют полнее увидеть свойство совершенствуемого объекта, но как его изменять они не подсказывают.

Освоение темы «Тренинг развития нестандартного мышления» осуществляется через использование приемов фантазирования:

1. Наоборот. Изменить какое-либо качество или свойство объекта (факта, утверждения) на противоположное. Можно также сам факт менять на противоположный. Разновидностью этого наиболее универсального приема является самый популярный прием мифов и сказок – приписать неживому объекту (факту) свойства живого и наоборот. Принцип «наоборот» можно применять не только к объектам и фактам, но и к самим приемам, поэтому для каждого приема существует и противоположный ему прием.

2. Дробление – объединение. Разделить объект (факт, утверждение) на составные части и наоборот.

3 . Ускорение – замедление действия (факта).

4. Увеличение – уменьшение объекта (факта, свойства). С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.

5. Универсализация – специализация. Сделать объект (факт) универсальным, чтобы его действие распространялось на большой класс явлений. И наоборот – ограничить диапазон действия объекта до узкоспециализированного.

6. Непрерывность – квантование. В повести братьев а. И б. Стругацких «понедельник начинается в субботу» один из героев – У-Янус Полуэктович Невструев, который занимается изучением параллельных пространств, и его любимый попугай фотон живут в «обратном направлении» – из будущего в прошлое. Но движение это не непрерывно. Каждую полночь У-Янус запирается у себя в кабинете, чтобы осуществить переход из завтрашнего дня в сегодняшний.

7. Динамизация – статичность. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему “динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему “статика” – переменные свойства в постоянные.

8. ^ Изменение свойств. Изменить наименее изменяемое свойство объекта (факта) или среды, в которой существует объект (факт). Изменить закон природы.

9. Вынесение – привнесение. Какую-нибудь функцию, часть или свойство объекта (явления) отделить от него. И наоборот: какую-нибудь функцию или свойство объекта (явления) приписать совершенно другому объекту (явлению).

В тренинг развития воображения включается задание «Получить новый фантастический объект или идею», используя для этого изложенные выше приемы фантазирования. Цель задания – получить качественно новую идею для какого-либо фильма, рассказа (например, научно-фантастического). При этом необходимо указать, что знание приемов дает только направление для хода мысли, не избавляя от необходимости думать. Поэтому для работы с приемами предлагает следующий алгоритм (автор П. Амнуэль):

  1. Выберите объект (явление), который хотите изменить.

  2. Определите назначение объекта, его основные характеристики и свойства.

  3. Выберите прием.

  4. Из составленного списка характеристик выберите характеристику, которую будете менять. Можете изменять объект как целое.

  5. Проведите изменение этой характеристики по выбранному приему, выявите, какое новое качество появилось в результате изменения.

Демонстрация примера применения приемов для создания новой идеи осуществляется на основе такого процесса, как написание книги.

Книга пишется с целью передачи и сохранения разного рода информации. После того как текст написан автором (этап «рукопись»), книга оформляется, размножается и представляет собой объект (изделие полиграфической промышленности) в виде расположенных в определенном порядке бумажных листов с текстом, созданным автором.

Для получения новой идеи используем прием «непрерывность». Применим этот прием для всего процесса написания книги: книга пишется непрерывно. Итак, автор продолжает писать книгу даже после того, как выпущен и, может быть, даже распродан весь тираж. И новые, придуманные автором действия героев появляются во всех уже отпечатанных экземплярах. Нечто вроде бесконечной книги. Или иначе: перечитывая книгу, читатель каждый раз находит новую неожиданную страницу.

Возможен и другой вариант этой идеи. Каждый читатель просит автора изменить что-либо, спорит с ним, учится думать, сопоставляя поступки героев с их характерами и логикой их развития. Написание книги становится процессом сотворчества (прием «дробление-объединение»): сначала книга пишется для всех, а потом корректируется под каждого конкретного читателя.

И чисто технически эти идеи уже совсем не так фантастичны, как казались бы еще двадцать-тридцать лет назад: набор текста на компьютере и единая компьютерная сеть позволяют автору общаться с каждым читателем.

Также при изучении этой темы используются задачи на преодолении инерции мышления и выхода из «плена слов»:

Задача 1. Бутылка с пробкой стоит 1 рубль 10 копеек (цена, понятно, условная). Одна бутылка стоит на 1 рубль дороже пробки. Сколько стоит одна пробка? (Пробка стоит 5 копеек)

Задача 2. Если собачью ногу считать хвостом, то сколь­ко ног будет у собаки? (Чем бы ни считать ноги собаки, их все равно четыре)

Задача 3. У вас в кармане две монеты общим досто­инством 15 копеек. Одна из монет не пятикопеечная. Какие это монеты? (Другая монета была пятикопеечная)

Задача 4. Учитель охладил воду на целых 35 °С, но она никак не замерзала. Что это за вода? (В стакан был налит кипяток)

Задача 5. Без включенного электроосвещения человек смотрел телевизионную передачу. Через час он выключил теле­визор и успел добраться до кровати прежде, чем комната погру­зилась во тьму. Как это могло быть? (Человек вернулся с ночной смены и лег спать)

Задача 6. В пустую комнату, где висят бананы, экспе­риментатор привел обезьяну. Ставился очередной опыт. Обезьяна должна была догадаться подтащить пустые ящики и с них до­стать бананы. Но ящиков не оказалось. Экспериментатор прошел­ся по комнате и направился к двери за ними. Тут произошло уди­вительное – обезьяна уже достала бананы и довольная уплетала их за обе щеки. Допрыгнуть до бананов с пола она не могла, и в комнате не было никаких предметов... Как обезьяна сумела до­стать бананы? (Обезьяна заскочила на плечи самого экспериментатора и достала бананы)

Задача 7. У одного шофера не было с собой водитель­ских прав. Он вышел на пешеходную часть дороги и двинулся по ней, вплотную прижимаясь к витринам магазинов. Не обращая внимания на запретительный знак, он миновал перекресток и ос­тановился напротив инспектора ГБДД. Видя все это, регулиров­щик движения не остановил шофера и не оштрафовал его. По­чему? (Шофер шел пешком)

Задача 8. Шли два отца и два сына, нашли три апель­сина, и каждому досталось по одному. Как это могло быть? (Шли дед, отец и внук)

Задача 9. Поезд отправляется из Нью-Йорка в Бос­тон. Через час навстречу ему из Бостона вышел другой поезд. Оба поезда идут с одинаковой скоростью. На одном из полустанков поезда встретились. Который из них в этот момент будет нахо­диться ближе к Бостону? (Поезда находятся на равном удалении от Бостона)

Задача10. Человек попал под дождь. Ни шляпы, ни зонта у него не было. Когда он добрался до дома, на нем не было ни одной сухой нитки, однако ни один волос на голове не промок. Как это могло произойти? (Человек был лысым)

Задача 11. Парикмахер Гленвилла заявляет, что ему лучше подстричь двух нездешних, чем одного здешнего. Почему? (Обслужив двух клиентов, парикмахер заработает больше, чем обслу­жив одного)

Задача 12. Не слон, а с хоботом. Кто это? (Слониха)

На занятиях в качестве активизации мыслительных и творческих процессов используются такие простые упражнения-игры как «Да-нетка» и «Хорошо-плохо».

^ Упражнение «Хорошо-плохо» позволяет учащимся развить способность находить противоречия в объектах или системах. Существует два варианта этого упражнения:

  1. Учащиеся разбиваются по тройкам. Один учащийся говорит «Действие (или процесс) А» – это хорошо, потому что «действие Б». Следующий говорит: «Б» - это плохо, потому что «В». И так по кругу. Также это упражнение можно проводить и всей группой.

  2. Учащимся предлагается для анализа слово-существительное (объект) или словосочетание (действие), в котором они должны увидеть как можно больше положительных и отрицательных сторон

^ Упражнение «Да-нетка»: учащимся предлагается загадка, ответ на которую они должны получить, задавая такие вопросы преподавателю, на которые он может ответить либо «да», либо «нет», либо «не имеет значения». Вопросы направлены на получение дополнительной информации. В результате учащиеся должны прояснить ситуацию полностью. У всех «да-неток», в которых вопрос не оговорен отдельно, вопросом является «Почему?», «Как и/или что случилось?» или «Кто это?» В начале изучения курса количество вопросов можно не ограничивать, но по мере развития логического и творческого мышления их можно сократить до двадцати.

Пример задачи и хода решения. Задача: получив изрядную порцию «лапши» на уши она осталась голодной.

В.– Она - человек?

О.– Нет.

В.– Зверь/птица/насекомое/другое?

О.– Да.

В.- Зверь?

О.- Нет

В.- Птица?

О.- Да

В.– Домашняя?

О.- Нет

В.– Это ворона?

О.– Да.

В.– Ворона и сыр?

О.– Да.

Некоторые «да-нетки»:

  • В средневековье к гостинице подъезжает карета, из неё выходит дама в темной вуали и перчатках. У неё много сумок. Служащий помогает даме внести её сумки в номер. Оба заходят в номер и оттуда больше никто не вышел. Через несколько дней дверь взламывают, дамы нигде нет, посреди комнаты валяется мертвый портье и в руке у него записка. Что написано в записке? Что стало с дамой?

  • Мужчина шел по городу и вдруг вцепился в проходящую мимо женщину и задушил ее. Его выпустили из милиции спустя час. Объясните ситуацию.

  • Мужчина пришел в ресторан и заказал мясо чайки. Попробовал и после этого покончил жизнь самоубийством.

  • Их было трое: первый умер сразу после рождения, второй взорвался, что было с третьим?

  • В один зоопарк привезли стаю диких обезьян. Их поместили в клетки, Чтобы им было не скучно, ведь обезьяны – социальные животные, клетки поставили в одной комнате, чтобы обезьянки смогли общаться. И общались они нормально. Конечно, не привычно было им в клетках сидеть, но смирились. Кормили их естественными продуктами для той среды обитания, из которой их привезли. Фрукты, орехи. И, в общем-то, все обезьяны нормально кушали. Но вот одна особь во время кормления вела себя крайне агрессивно: бросалась на прутья клетки, страшно кричала, отказывалась есть. А потом у этой обезьянки началась самая настоящая депрессия.

  • Он встретил её случайно. Он пытался добраться до неё, но она уходила всё дальше и дальше. И тогда он принёс её домой.

  • Она с ужасом выскочила на улицу. Все сбежались к ней на помощь. Они постарались на славу!

  • Человек встает ночью, чтобы выпить воды. Затем он выключает свет и ложится спать. Наутро он встает, выглядывает из окна, вскрикивает и кончает жизнь самоубийством.


  1   2

Похожие:

Пояснительная записка Подростковый возраст отличает ярко выраженная потребность в самореализации, проявлении собственной индивидуальности, потребность предъявлять результаты своей творческой деятельности. iconПлан воспитательной работы на 2012 2013 учебный год
Нравственный потенциал: социальная взрослость, ответственность за свои действия, осознание собственной индивидуальности, потребность...
Пояснительная записка Подростковый возраст отличает ярко выраженная потребность в самореализации, проявлении собственной индивидуальности, потребность предъявлять результаты своей творческой деятельности. iconМладший подростковый возраст (12-13 лет) возраст, в который мы вступаем
Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития
Пояснительная записка Подростковый возраст отличает ярко выраженная потребность в самореализации, проявлении собственной индивидуальности, потребность предъявлять результаты своей творческой деятельности. iconПодростковый возраст как фактор риска развития наркозависимости
Подростковый возраст считается фактором, способствующим развитию алкоголизма и токсикомании
Пояснительная записка Подростковый возраст отличает ярко выраженная потребность в самореализации, проявлении собственной индивидуальности, потребность предъявлять результаты своей творческой деятельности. iconЯ считал… своим священным долгом откро- венно рассказать читателям...
Я считал… своим священным долгом откро- венно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и её результата иметь своего ро...
Пояснительная записка Подростковый возраст отличает ярко выраженная потребность в самореализации, проявлении собственной индивидуальности, потребность предъявлять результаты своей творческой деятельности. iconПояснительная записка Младший школьный возраст является благоприятным...
Коми язык как государственный: Программно-метод сб. 1-4 кл. / Сост. Е. Н. Вязова, А. В. Сизова; Коми республик ин-т развития образования....
Пояснительная записка Подростковый возраст отличает ярко выраженная потребность в самореализации, проявлении собственной индивидуальности, потребность предъявлять результаты своей творческой деятельности. iconДоклад для родительского собрания на тему: «Подростковый возраст. Психологические особенности»
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является...
Пояснительная записка Подростковый возраст отличает ярко выраженная потребность в самореализации, проявлении собственной индивидуальности, потребность предъявлять результаты своей творческой деятельности. iconПодростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является...
Пояснительная записка Подростковый возраст отличает ярко выраженная потребность в самореализации, проявлении собственной индивидуальности, потребность предъявлять результаты своей творческой деятельности. iconОсобенности развития игровой деятельности детей
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В...
Пояснительная записка Подростковый возраст отличает ярко выраженная потребность в самореализации, проявлении собственной индивидуальности, потребность предъявлять результаты своей творческой деятельности. iconПояснительная записка Для того, чтобы школьная газета выполняла свою...
...
Пояснительная записка Подростковый возраст отличает ярко выраженная потребность в самореализации, проявлении собственной индивидуальности, потребность предъявлять результаты своей творческой деятельности. iconСценарий выступления агитбригады «защита» Пояснительная записка
Объективная потребность в создании образовательной среды для формирования экономической культуры нового поколения возникла с развитием...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница