Скачать 98,71 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.Александровка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области XI историко-краеведческие юношеские Романовские чтения Секция: география и этнография Работа «Культурное наследие» Автор: Рубанова Ольга Викторовна ученица 9 класса ГБОУ СОШ «Оц» с.Александровка Руководитель: Якамсева Галия Фяридовна учитель краеведения ГБОУ СОШ «Оц» с.Александровка Адрес: 446327, Самарская обл., Кинель-Черкасский р-н, с.Александровка, ул.Школьная,14 Телефон: 8(84660)3-35-18 Факс: 8(84660)3-35-18 2012 год Содержание: Введение …………………………………………….3 Цель работы…………………………………………5 Из истории (славянская одежда)…………………...6 Заключение………………………………………….8 Приложения…………………………………………9 Литература………………………………………….18 Введение Моя работа посвящена открытию знаний предков. Знания чаще всего сокрыты в символах, образах, цифрах, нотах, буквах, узорах. Из знаков и образов плетутся речь, песня, обряды, вышивка, резьба. Более глубинное их значение дано знать не всем, но ощущение гармонии, меры и красоты через творчество - верные шаги к истине. И этим может овладеть каждый. Символика является наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, свое мироощущение посредством условных знаков. Изучение древней культовой символики раскрывает духовный мир человеческих обществ в дописьменную эпоху. Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы имеют широкое распространение. Довольно часто обнаруживаются сходные или даже тождественные элементы у родственных и неродственных народов. Массовые переселения людей способствовали распространению идей, опыта. Но иногда и небольшое племя пришельцев передавало населению богатую информацию. Поэтому миграция духовных явлений культуры: язык, мифы, обряды, религия происходила в более значительных масштабах, чем миграция людей. Трудно проследить историю символики. Причина этого в том, что для изображений использовались недолговечные материалы кора, кожа, дерево, глина. Большинство примеров символики древности дошли до нас из 2-1 тыс. до н. э., когда уже происходил отход от использования символов и стали применяться как орнамент или как зафиксированные обычаем священные знаки. Древняя символика представляет собой наслоение мотивов, относящихся к разным эпохам, и сплетение сюжетов различного этнокультурного происхождения. Трудно установить хронологическую последовательность и географические пути их распространения. И все-таки в дошедших до нас экспонатах и традициях имеются, наряду с общей картиной мира, свои самобытные оттенки. Большое сходство в узорах у восточнославянских и финно-угорских народов. Символы, знаки, орнаменты - удивительная книга о жизни и верованиях наших далеких предков, листки которой большей частью утеряны. И, видимо, осталось то, что должно было остаться, то, что вечно. В настоящее время можно говорить о том, что Россия возрождает свои традиции, свою самобытность. Правда, проявляется это не так ярко и масштабно. Тем не менее, отрадно, что растет интерес к исконно русским народным промыслам, традиционным русским праздникам и обрядам, национальной кухни. Для меня небезразлична наша история, поэтому, наверное, меня интересует народное творчество. В нашем доме сочетаются предметы современной цивилизации и глубокой старины. Соединить все вместе сумела хозяйка дома – моя мама. Рассматривая в книгах старинные узоры, которые украшали домотканые рубахи, платья, рушники, пояса-обереги, она всегда думала о том, как было бы хорошо использовать все это в своем быту. Чтобы донести до своей семьи, друзей не только красоту русского национального творчества, но и силу символов, которую таят в себе загадочные сплетения нитей. Представленные фотографии являются атрибутами нашей повседневной жизни.
Издревле на нашей территории жили славяне. Они обожествляли и поклонялись земле, солнцу. Прекрасно знали закономерности природных явлений. С давних времен наши предки, верили в защитную силу оберегов. Обереги, созданные своими руками, хранили своего хозяина, его семью от болезней и нечистых помыслов, приносили удачу. Считалось, что оберег отводит беду от дома и животных, противостоит наговору и порче. Обережные орнаменты присутствовали на домашней утвари, одежде, на украшениях. Сейчас принято считать узоры на наличниках или одежде произведениями искусства. На самом же деле наши практичные предки так оберегали себя и свой дом от различных напастей. Славяне носили красивую, богатую вышивкой одежду. На ней они обережными символами показывали свое отношение к природе, семейному положению, социальный статус. Цвет орнамента так же имел свой смысл: красный - символизировал защиту от темных сил; жёлтый - солнечный свет; белый - чистоту, защиту небес; зеленый- защиту и поддержку сил природы; синий - обновление. Одежду шили из льна, конопли, и крапивы. Теплые вещи валяли и вязали из шерсти. Каждый материал имеет свои свойства. Хлопок - дает умиротворение, спокойствие; шерсть - защита тех, кого зло уже коснулось, она восстанавливает нарушенную защиту; лен - для постоянной защиты от сглаза и порчи. Изготовлением одежды занималась вся семья: посадка, выращивание и сбор растений, обработка волокон, прядение нитей, ткачество ткани, пошив одежды, и её украшение вышивкой. Мужчины носили рубахи, порты, пояса, а в праздники надевали широкие бранные кушаки и богато украшенные вышивкой косоворотки. Женщины носили более многослойный комплект одежды: нижняя сорочка, длинная рубаха, сарафан или понева с завесой. Праздничный костюм девушек и женщин украшался символами земли, плодородия и солнечными знаками. Вышивка имела трех уровневое значение: нижний уровень – навь, мир наших предков; средний уровень – явь, наш сегодняшний мир; и правь – это мир наших богов и светлых душ, приходящих в счастливые семьи. Древнейший славянский оберег – солнце, изображалось свастичными символами. Загнутые лучи свастик показывали движение солнца. Земля изображалась пересеченными ромбами, квадратами с точками (зернышками) внутри. Стихия воды была в виде зигзагообразной волнистой линии. Мужское начало изображалось косым крестом, женское – ромбом. Девушки с детства обучались всем женским ремеслам. Выходя замуж, она привносила в их новый дом предметы быта, украшенные обережной вышивкой и символикой. На рушниках вышивались символы плодородия, семейного благополучия, продолжения рода. Моей маме с юности было все это интересно. История России, и старинные женские ремесла, и смысл древних оберегов. Наши предки были очень мудры. Их праздники соответствовали изменениям в природе. Например: Купала – летнее солнцестояние – 21-22 июня (потом день начинает убывать), а Коляда – зимнее солнцестояние 21-22 декабря (далее день прибавляется). В эти праздники люди славили Бога, землю, солнце и все природные стихии. Моя мама умеет ткать на старинном ткацком стане, знает и умеет вышивать древние символы и обереги, шьет одежду в народном стиле, ткет красивые бранные пояса со смыслом, делает обережную и игровую народную куклу. Заключение От мамы этот интерес перешел ко мне. Я научилась ткать на ткацком стане, вышивать, а также умело ткать бранные пояса и кушаки на старинном приспособлении - «сволочке». Сволочок – от слова сволакивать, т.е. передвигать. Помимо этого, я интересуюсь ещё многими видами рукоделия. Я люблю свою Родину, свой народ. Мне нравится изучать древние женские ремесла, и я буду развиваться в этом направлении и дальше. Я поднимаю голову, Я расправляю плечи, Я гордо смотрю за горизонт. За моими плечами слава отцов. И потому я знатна родом, Я дочь великого народа! Это стихотворение услышала я на выступлении учащихся школы М. Щетинина. Оно соответствует моему душевному настрою. ^ На очелье и поясе обережные символы. На фартуке символ плодородия, здоровья и достатка. Рушник, сшитый из х/б ткани. Украшен вышивкой – счетная гладь. Вышивка состоит из трех уровней: верхний уровень – небесные воды; средний уровень – поочередности ромба с «Благовестом» внутри – женское начало, косой крест – мужское начало и символ плодородия земли; третий уровень – воды подземные. ^ Сшитый из х/б ткани, украшен вышивкой «счетная гладь». Бахрома внизу рушника означает мир Нави, куда уходят наши предки. Зигзагообразная волна над ней - воды подземные. ^ Чередование косого креста и ромба с точкой внутри, это женское и мужское начало. ^ Выше изображены воды небесные, четыре фазы луны и свастичное изображение движения солнца по небу. Венчает все богиня Макошь, рождающая Ладу – Любовь. Мужская сумка в этностиле. Сшита из мешковины и украшена выплетенным узором (наузовое письмо). ^ Жива – Древнеславянская Богиня Весны и жизни во всех её проявлениях. На ручке вышита косичка из трех нитей. Пояс женатого мужчины. Соткан старинным способом на дощечках. Косой крест – мужское начало, ромб – женское. Рубаха мужчины – «Земледельца». ^ Вышиты мужские символы. В центре обережная «звезда Богородицы». Девичий пояс, выполненный в технике «малое бранное ткачество» на «сволочке». На нем изображен цветущий вьюнок – символ молодости, развития и радости жизни. ^ Украшен символами: «земля с зернышком» и крест, как соединение мужского и женского, земного и небесного, духовного и физического. Литература: 1.Л.В. Каршинова «Русский народный костюм» Универсальный подход. Серия: «Народная культура как целостное мировоззрение». Москва 2005 «Белые альвы» 2.М.Б. Новиков-Новгородцев, Т. А. Новикова «Праздники народного календаря. Древнерусский обрядовый костюм» Москва 2009 «Альва первая» 3.Майя Локшина «Чудо узелки» Искусство плетения наузов. Москва 2009 ИЦ «Слава!» |
![]() | Литература 7 класс Зачетная работа№2 Содержание Литература: учебник – хрестоматия «Литература 7 кл» Автор В. Я. Коровина м «Просвещение» | ![]() | Литература Диск «Школа Кирилла и Мефодия. Литература в 9 классе» Фонохрестоматия к учебнику В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин «Литература» 5кл |
![]() | Литература, 2002 екция Тема Сущность, цели и задачи мерчендайзинга Литература: И. А. Рамазанов «Мерчендайзинг в розничном торговом бизнесе», изд. Деловая литература, 2002 | ![]() | Доклад: Русская литература 20-х веков Русская литература Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и получила признание со стороны крупнейших художников |
![]() | Литература итальянского Ренессанса. Литература немецкого Возрождения.... Рефлексия по поводу словесного творчества в античной культуре («Поэтика» Аристотеля, «Наука поэзии» Горация) | ![]() | 400 электронных библиотек (начало списка) Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:... |
![]() | Список бесплатных электронных библиотек с указанием направленности от nedorazvmenie Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:... | ![]() | Литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого» «Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»? |
![]() | Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена... «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина», 2006). Реализуется в учебнике : Литература 11 класс. Учебник... | ![]() | Литература русский язык изо математика география физкультура русский язык литература физика Обж информатика физкультура классный час информатика русский язык литература алгебра обж немецкий язык литература |