Внеклассное мероприятие с применением икт» Тематика: «Время жить в Марий Эл»




Скачать 64.14 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие с применением икт» Тематика: «Время жить в Марий Эл»
Дата публикации12.12.2013
Размер64.14 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
pochit.ru > История > Внеклассное мероприятие
Конкурс «Лучшее внеклассное мероприятие с применением ИКТ»

Тематика: «Время жить в Марий Эл»

Секция «Классный руководитель 5-11 классов»
Внеклассное мероприятие для 7 класса

«Финно-угры, ты и я…»

Классный руководитель – Канюшкова Э.М.
Цели мероприятия:

- расширить и углубить знания учащихся о финно-угорских народах,

- определить место народа мари в кругу родственных народов,

- воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к самобытной культуре марийского народа.
Ход мероприятия:

1 ведущий:

На земле марийской праздник,

Лес шумит, ручьи и пашни.

Разносили весть такую,

Распевали птицы в небе

По земле моей по всей:

На земле марийской праздник,

С городов и сел приволжских

И от всех поселков дальних

Пригласили мы гостей.
- Ребята, мы сегодня с вами собрались на праздник, посвященный Дню финно-угорских народов. (см. слайд 1,2 презентации PowerPoint «Финно-угры, ты и я…»)

Немного об истории самого праздника. Впервые День родственных народов проводился 28 февраля 1928 года в Финляндии одновременно с Днем Калевалы. В Эстонии впервые Дни родственных народов состоялись 28-29 января 1929 года. В 1931 году на IV конгрессе финно-угорской культуры было принято решение о проведении Дней родственных народов в Эстонии, Финляндии и Венгрии ежегодно в 3-ью неделю октября месяца. И это стало традицией. А 1991 год стал поворотным в истории этого праздника. В этом году он отмечался почти всеми финно-угорскими народами, в том числе и финно-уграми Российской Федерации. Главным устроителем праздника является фонд «Фенно-Угриа». В эти дни проводятся многочисленные концерты, выставки, лекции, ежегодно осуществляется поездка финно-угорских фольклорных коллективов по Эстонии.
2 ведущий: (см. слайд 3 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

Финно-угорскими называются народы, говорящие на 15 родственных по происхождению языках: финском, эстонском, венгерском, карельском, вепсском, водском, ижорском, ливском, саамском, мордовском, марийском, удмуртском, коми, хантыйском и мансийском. В настоящее время на финно-угорских языках в мире разговаривает 26 000 000 людей.
1 ведущий: (см. слайд 4 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

В древности количество финно-угорских народов было больше, чем 15. В исторической литературе можно найти названия таких народов, как меря, мурома, мещера, печера, чудь. Это и есть те самые национальности, которые утратили свой язык, культуру, перестали существовать как народность. Есть все основания считать, что их потомки - это часть русского населения Московской, Костромской, Вологодской и Нижегородской областей. Название «меря» очень близко по звучанию с «мари». Некоторые исследователи считают, что это один и тот же народ. Мурома тоже была в близких родственных связях с мари. Город с таким названием есть во Владимирской области. В Рязанской области известны Мещерские леса, река Печора.

В настоящее время большинство финно-угорских народов проживает в России. Но большая часть финно-угров (более 20 000 000 человек) находится за рубежом.
2 ведущий: (см. слайд 5 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

Что позволяет нам считать эти народы родственными? Конечно же, их языки. Но ведь представители этих народов не понимают друг друга? Нет. Но есть отдельные слова и грамматические формы, говорящие о родстве языков. Например:



Мари

Финны

Эстонцы

Мордва

Удмурты

Коми

Венгры

лым

луми

луми

лов

лымы

лым

лом

кид

киси

каси

кедь

ки

ки

кез


Также есть общие черты в традиционном хозяйстве этих народов, традиции, приемы и средства, бытовавшие в практике охоты, рыболовства, бортничества, промыслах, связанных с обработкой дерева.
1 ведущий: (см. слайд 6 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

Когда-то давным-давно предки современных финно-угров жили вместе, составляли финно-угорскую общность, разговаривали на едином финно-угорском праязыке. Занимали они относительно небольшую территорию между излучиной реки Волги и Уральским хребтом. Но существуют и другие точки зрения. Последние исследования показывают, что финно-угры пришли на европейскую часть материка и Сибири. Прародиной уральских народов считается область к Северу от Среднего Урала, бассейн нижней и средней Оби. Т.е. 6-8 тысяч лет назад уральцы жили в Западной Сибири. Предки современных финно-угров жили в западной части этой области, т.е. ближе к Уралу. Затем они перешли через Урал, к устью Камы. Около 4-5 тысяч лет назад они активно мигрировали еа запад. Основным занятием финно-угров тогда были охота и рыболовство. В какой-то мере им было знакомо также скотоводство, пчеловодство. Жили они в шалашах, одежду шили из шкур животных костяными иглами. Был матриархат. Им были известны металлы: железо, олово, медь, золото. Но ковать и лить они еще не умели.
2 ведущий: (см. слайд 7 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

В процессе расселения на обширной территории Восточной Европы носители финно-угорского языка-основы разделились на различные группы, потеряли связь с основной массой финно-угров. В результате диалекты финно-угорского праязыка развились в отдельные самостоятельные языки.

Первыми от своих предков отделилась угорская ветвь (предки венгров, манси 4500-5000 лет назад). Потом отделилась пермская ветвь (общие предки коми и удмуртов) (около 3500 лет назад). Следующими отделились наши предки – волжско-финская ветвь (около 3000 лет назад). Прибалтийско-финская общность существовала также около тысячи лет. Около 2 тысяч лет назад из нее сформировались современные финский, эстонский, карельский, водский, вепсский, ливский языки. Несколько обособленно стоит вопрос о происхождении саамского языка. В последнее время ученые считают, что саамы отделились от волжско-финской общности ≈ 2,5 тысяч лет назад. Так образовалась современная система финно-угорских языков.
1 ведущий: (см. слайд 8 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

Территория проживания современных финно-угров обширна: от Сибири до Европы, от бассейна реки Волги до Северного Ледовитого океана.

А теперь познакомимся поближе конкретно с каждым из финно-угорских народов.

Выступления учащихся по плану:

1.Венгры (см. слайд 9 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

2.Ханты (см. слайд 10 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

3.Манси (см. слайд 11 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

4.Удмурты (см. слайд 12 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

5.Коми (см. слайд 13 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

6.Марийцы (см. слайд 14 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

7.Мордва (см. слайд 15 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

8.Саамы (см. слайд 16 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

9.Финны (см. слайд 17 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

10.Эстонцы (см. слайд 18 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

11.Карелы (см. слайд 19 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

12.Вепсы (см. слайд 20 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

13.Водь (см. слайд 21 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

14.Ливы (см. слайд 22 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

15.Ижора (см. слайд 23 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)
2 ведущий: (см. слайд 24 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

Марийский народ славится своим гостеприимством, с хлебом и солью встречает дорогих гостей. Частыми гостями нашей республики являются представители финно-угорских народов.

В сентябре 2008 году в столице нашей республики состоялся X Международный конгресс финно-угорских писателей. Делегации марийских деятелей культуры, науки постоянно участвуют в различных фестивалях, конференциях, конгрессах, симпозиумах представителей финно-угорских народов в Финляндии, Эстонии, Венгрии и других странах.

В октябре 1990 года в г.Йошкар-Оле создан Фонд развития культур финно-угорских народов. Этот фонд активно сотрудничает с Обществом М.А.Кастрена в Финляндии, «Фенно-угриа» в Эстонии, Обществом им. Антала Регули в Венгрии. Объединенными усилиями проводятся Дни родственных финно-угорских народов, национальные праздники Венгрии, Финляндии, Эстонии, тематические выставки, презентации книг. Радует то, что крепнут, становятся более тесными культурные связи между финно-угорскими народами.

Нашу встречу я хочу завершить строками из песни финно-угорского лагеря: (см. слайд 25 презентации PowerPoint «Финно-угры…»)

«Финно-угры, ты и я,

Вместе дружная семья.

Хоть живем мы друг от друга и не близко…»

Использованная литература:
1. Дни родственных народов. – Газета «Kudo-kodu», №3, 1999.

2. Марла календарь. - Йошкар –Ола, 2001.

3. Сануков К. «Финно-угорские народы: прошлое, настоящее, будущее». - Газета «Kudo-kodu», №3, 1999

4. «Финно-угры – одна семья!». – Ж-л «Кече», №4, 1999.

5. Этнокультурная мозаика Республики Марий Эл. - Йошкар –Ола,

Похожие:

Внеклассное мероприятие с применением икт» Тематика: «Время жить в Марий Эл» iconВнеклассное мероприятие с применением икт» Тематика «Молодое поколение выбирает»
Формирование инициативных групп по подготовке материала для внеклассного мероприятия
Внеклассное мероприятие с применением икт» Тематика: «Время жить в Марий Эл» iconВнеклассное мероприятие с использованием здоровьеформирующих и здоровьесберегающих...
Формирование культуры здоровья учащихся одно из самых приоритетных направлений в системе образования
Внеклассное мероприятие с применением икт» Тематика: «Время жить в Марий Эл» iconТема: «время жить в марий эл»

Внеклассное мероприятие с применением икт» Тематика: «Время жить в Марий Эл» iconКлассный час Тема: «День матери»
Внеклассное мероприятие проводится в форме дискуссии с использованием икт (презентация)
Внеклассное мероприятие с применением икт» Тематика: «Время жить в Марий Эл» iconВнеклассное мероприятие по физической культуре «Мы за здоровый образ жизни»
Аннотация: внеклассное мероприятие проводилось в рамках акции «Спорт- альтернатива вредным привычкам», с целью пропаганды здорового...
Внеклассное мероприятие с применением икт» Тематика: «Время жить в Марий Эл» iconУрок литературы с применением икт на тему "Любовная лирика С. А. Есенина". 11- класс
Обучающая: обозначить своеобразие развития любовной темы в стихотворениях поэта, показать специфику поэтических образов в лирике...
Внеклассное мероприятие с применением икт» Тематика: «Время жить в Марий Эл» iconВнеклассное мероприятие "И в шутку, и всерьез" 10 класс Цели
Образовательная: закрепление знаний, умений навыков по основным темам учебного курса «Информатика и икт» в старшей школе
Внеклассное мероприятие с применением икт» Тематика: «Время жить в Марий Эл» iconВнеклассное мероприятие: «Цветы и порох»
В этом году в нашей школе было проведено много различных мероприятий посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне. В...
Внеклассное мероприятие с применением икт» Тематика: «Время жить в Марий Эл» iconВнеклассное мероприятие ток-шоу «Жить здорово» "Добывать и сохранять...
Задача: сформировать у учащихся ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей
Внеклассное мероприятие с применением икт» Тематика: «Время жить в Марий Эл» iconВнеклассное мероприятие "В гостях у сказки". Спортивные состязания для младших школьников
Сказочные эстафеты, во время подведения итогов показательные выступления спортсменов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница