Литература Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится.




Скачать 499.63 Kb.
НазваниеЛитература Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится.
страница1/5
Дата публикации12.12.2013
Размер499.63 Kb.
ТипЛитература
pochit.ru > История > Литература
  1   2   3   4   5

Главная страница Сайта

Первая страница Сайта

Библиотека

Галерея

Разделы



Чудинов В.А.

Славянская мифология и русский корнеслов


Описание: Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится. Весьма слабо известна и славянская мифология, хотя она занимала в древней Руси ничуть не менее почетное место, чем греческая мифология в античной Греции. Практически не исследуется докирилловское славянское слоговое письмо, которым славяне пользовались много тысяч лет. Короче говоря, возникает впечатление, что Русь до крещения вызывает у историков мало интереса...

Возможности реконструкции

Мировое яйцо

Яйцо в русском корнеслове

Некоторые названия, связанные с водой

Более древняя семантика воды

Термины с корнем ЛАК и СЫР

Слова с корнем, начинающемся на МА

Проблема МОРЕ-ОКИЯНА

Слова с корнем ЙАР

Слова с корнем КОР/КОЛ

Проблема ДАЖЬБОГА

Проблема богов воздуха

Боги земного огня

Общая картина эволюции пантеона

Заключение

Литература
Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится. Весьма слабо известна и славянская мифология, хотя она занимала в древней Руси ничуть не менее почетное место, чем греческая мифология в античной Греции. Практически не исследуется докирилловское славянское слоговое письмо, которым славяне пользовались много тысяч лет. Короче говоря, возникает впечатление, что Русь до крещения вызывает у историков мало интереса...

Но есть и объективная причина - наличие весьма малого числа источников. Греческие мифы записывались еще в языческий период. Возможно то же самое существовало и у славян, однако в процессе христианизации многие из документов, записанных на дощечках из бука и коры березы, погибли в забвении или были сожжены. В результате, славянская мифология, которая, тем не менее, продолжала существовать наряду с христианством и до некоторой степени под видом христианства, все же век от века оттеснялась от центрального места в культуре и постепенно переходила на духовную периферию, что часто сопровождалось уходом и на периферию политико-административную, в города и веси вдали от столиц и центров уделов. Поэтому когда в ХI Х веке ученые попытались записать остатки славянской мифологии, им пришлось собирать материалы буквально по крупицам. С одной стороны, это были этнографические материалы о характере народных празднований, календарных обрядов, песен, танцев и хороводов, о верованиях, суевериях и преданиях. С другой стороны, это были сюжеты народных сказок; в общем-то тоже этнографический материал, но уже весьма специфический. С третьей стороны, можно было просмотреть трансформацию христианского канона в славянской среде и попытаться выявить в нем остатки языческой мифологии. Вот по этим-то скудным данным ученые и стараются реконструировать славянские мифы.

Возникает впечатление, что эти источники иссякают. Сложно стало с народной культурой провинциальных городов и весей: индустриализация и коллективизация внесли в народный быт социалистические отношения, снабдили их радиотрансляцией, а во второй половине ХХ века туда пришло телевидение. Многочисленные виды традиционного народного творчества резко пошли на убыль, так что этнографическим экспедициям записывать стало нечего и не у кого. Остается дополнительное обследование уже записанных сюжетов, но вряд ли оно даст много. Уже проведено и изучение языческих напластований на христианство. Вместе с тем есть источники, почти не тронутые. В нашей данной работе мы попытаемся использовать один из них: русский язык. Именно в его корнях сохранились те отношения к вещам и событиям, которые были характерны для древнего общества при назывании этих предметов. Наука о наименовании лиц и других предметов называется ономастикой; обычно она изучает имена собственные (собственно имя, отчество, фамилию), имена племен и народов, имена стран, рек, озер, морей, гор, населенных пунктов. Но вполне возможно изучение и имен неодушевленных предметов, понимая их, однако, не с современных позиций, а с древних. И тогда мы получим палеоономастику, науку о древних наименованиях.
^ Возможности реконструкции.

Рассмотрим несколько привычных слов, чтобы убедиться в возможностях обращения к корням слов как особенностям нового метода. Вот, например, слово ОГОНЬ, где очень трудно выделить корень - возможно, им будет все это слово. Но это только с позиций современного языка. Древний, индоевропейский корень был из трех звуков и состоял из согласного + гласный + согласный. Поэтому древний корень данного слова будет ГОН, (древние корни мы будем писать в дальнейшем с большой буквы), а все слово можно представить как оГОНь. Корень ГОН нам хорошо знаком по массе слов: ПОГОНЯ, ПОГОНЯТЬ, ПОГОНЩИК, ОТГОННОЕ скотоводство, УГОНЯТЬ, УГОНЩИК и т.д. Следовательно, и ОГОНЯТЬ - примерно то же, что и ОТГОНЯТЬ, но с примесью смысла ВОКРУГ (например, ОКАПЫВАТЬ - это КОПАТЬ ВОКРУГ). Тем самым ОГОНЯТЬ - значит ГОНЯТЬ ВОКРУГ, ПРОГОНЯТЬ или ОТГОНЯТЬ ВО ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ.

Как видим, сравнение с близкородственными словами прояснило смысл слова ОГОНЬ. Наши предки назвали пламя не ВЫПЕКАЛКОЙ, не ЖАРИЛКОЙ, не ВАРИЛКОЙ или КИПЯТИЛКОЙ, словом, не одним из бытовых, «кухонных» назначений. А между тем, более поздний предмет, заключающий в себе ОГОНЬ, уже называется ПЕЧЬ, то есть ВЫПЕКАЛКА. Но он и не ТЕПЛИЛКА, не ПРОГРЕВАЛКА, не СВЕТИЛКА и не КОПТИЛКА, хотя опять-таки более поздний предмет с огнем для освещения жилища называется СВЕТИЛЬНИК, то есть СВЕТИЛКА. Стало быть, в слове ОГОНЬ не передается вообще домашнее назначение огня. Очевидно, это слово появилось еще до применения пламени в жилище. Кого же следовало ОГОНЯТЬ в древности от места ночевок людей? Разумеется, диких животных. Таким образом, мы приходим к очень древнему, возможно, палеолитическому происхождению слова ОГОНЬ.

А вот два других слова: ПОЛЕ и ПОЛЯНА. Опять на первый взгляд трудно выделить их корни; однако, опираясь на предыдущий пример, легко чисто формально написать ПОЛе и ПОЛяна. Второе слово отличается от первого родом и наличием суффикса принадлежности ЯН-; стало быть, ПОЛЯНА - это нечто, относящееся к ПОЛЮ, ПОЛЕОБРАЗНОЕ. Более ранним, таким образом, будет слово ПОЛЕ.

Теперь попробуем оттолкнуться от слова ПОЛый - ПУСТОЙ. В таком случае ПОЛЕ - это ПУСТОШЬ, а ПОЛЫМЯ (ПЛАМЯ) - ОПУСТОШИТЕЛЬ. В таком случае спрашивается: от чего ПОЛЕ пусто и за счет чего? Ясно, что ПОЛЕ - пустое место в смысле отсутствия деревьев, леса, а опустело оно за счет опустошителя - ПОЛЫМЯ (ПЛАМЕНИ). Тем самым ПОЛЕ - это выжженное в лесу место, а ПОЛЯНА - такое же место, но меньших размеров. Вероятно, такие участки появлялись в лесах после лесных пожаров. Но если присмотреться к слову ПОЛЫЙ, то ясно, что ПОЛЫЙ - не просто ПУСТОЙ, а ВЫЖЖЕННЫЙ. В самом деле: наши предки когда-то выдалбливали лодки; позже места для гребцов стали выжигать, что намного ускорило процесс создания лодки. Но тогда и ПОЛЕ - место, выжженное от растительности ЧЕЛОВЕКОМ, а это уже подводит нас ко времени подсечно-огневого земледелия, к началу неолита. В дальнейшем, однако, слово ПОЛЫМЯ подверглось трансформации, стало звучать как ПЪЛамя (знак Ъ означает редуцированный гласный звук О или А), а затем и ПЛамя; глагол же стал выглядеть как ПАЛить, а горючий материал как ПАЛка. Но слово ПАЛИТЬ передает смысл СЖИГАТЬ и подразумевает субъект действия, того, кто сжигает. Исходным же глаголом можно считать ПЫЛАТЬ, то есть ГОРЕТЬ без посторонней помощи. Отсюда и существительное ПЫЛ со смыслом ЖАР. Но от ПЫЛАТЬ можно произвести другое существительное, ПОЛЕНО - то, что может пылать, топливо. На этих примерах мы демонстрируем удивительную способность корневых гласных к трансформации: ПАЛ-ПОЛ-ПЫЛ-ПЪЛ (разумеется, подобная цепь всего из четырех звеньев - не рекорд в чередовании гласных).

Уже на этих двух группах примеров можно видеть различие в понимании предметов и различие в степени их овладения: в палеолите это ОГОНЬ, средство для отпугивания животных; в неолите это ПОЛЫМЯ, средство для сжигания топлива, выжигания полостей, уничтожения части леса для получения свободного пространства. Еще более поздним представляется слово ЖАР, где видно родство глагола ЖАРИТЬ со словами ВАРИТЬ и ЯРИТЬ (СЕРДИТЬ). Тем самым ЖАР - это уже разновидность ОГНЯ или ПЛАМЕНИ, вполне приспособленная для обработки пищи. Тем самым для нашего предка ОГОНЬ, ПЫЛ и ЖАР - вообще говоря, разные предметы, ибо имеют различное использование; они и возникли в разные эпохи. Для нас же эти слова - синонимы, имеющие в лучшем случае различную стилистическую окраску. Конечно, знание происхождения названий весьма полезно для понимания различных мифологических и сказочных сюжетов. Скажем, ОГНЕННЫЙ КОНЬ. Для нас обычно это конь, изрыгающий из ноздрей пламя. Однако проведенные реконструкции показывают, что это не так: ОГНЕННЫЙ КОНЬ - это конь ОТГОНЯЮЩИЙ всех хищников и вообще всю нечисть. Если же он может обжечь своим дыханием, тогда он ЖАРКИЙ. А вот если он своим дыханием уничтожает, словно огнемет, тогда он ПЫЛКИЙ или ПЛАМЕННЫЙ. Ведь и страсть мы называем ПЫЛКОЙ или ПЛАМЕННОЙ, когда она ведет человека к гибели; в противном случае она ЖАРКАЯ, способная только опалить. А вот об ОГНЕННОЙ страсти обычно не говорят - такая способна скорее отогнать. Так что переносный смысл выражений тесно связан с прямым.

На основе этих примеров можно видеть метод, которым мы воспользовались: берётся слово современного русского языка с изолированным значением, явно не соответствующим словам с близкой структурой; затем «проясняется» его смысл, то есть слово понимается по аналогии со словами близкой формы; затем этот смысл истолковывается на основе древней практики человечества и приблизительно определяется время этой практики; далее переосмысливаются близкородственные слова как названия продуктов той же древней практики; наконец, истолковывается переносный смысл современных слов как производный от древнего прямого смысла. Конечно, каждый этап связан с определенными сложностями; мы их проиллюстрируем только примером трудностей первого этапа. Так, слово КЛЮЧ вполне понятно: это прибор для открывания (или в переносном смысле решения) чего либо: КЛЮЧ ОТ ЗАМКА, КЛЮЧ К ЗАГАДКЕ, КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ («открывает», то есть отвинчивает гайку), КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ (позволяет решить, где размещается нота СОЛЬ первой октавы). Но вот встречается слово КЛЮЧ как водный источник, и этот смысл совершенно не подходит к названным. Означает ли это, что мы столкнулись с особым смыслом? Не совсем. Дело в том, что все предыдущие КЛЮЧИ построены одним способом: КЪЛ корень, ЮЧ суффикс (возникший из уменьшительного ИК, УК). Иными словами, КЪЛюч - это КЛЮКА (такой формой и обладали первые ключи). А водный источник - это кЛЮЧ, то есть ко-ЛУЧ, совокупность ИЗЛУЧИН, от глагола ЛУЧИТЬ, то есть ЛИТЬ. Два слова, КЪЛюч и кЛЮЧ - это омофоны, слова с одинаковым звучанием, но разной семантикой. Так что вычленение подлежащего анализу слова связано с проверкой, не являются ли его родственники омофонами.
^ Мировое яйцо

Существует идея о возникновении мира из мирового яйца, и она известна в славянской мифологии. Правда, первоначальные стадии мира, связанные с яйцом, из мифологии неясны; да и само яйцо больше связано со сказками и с языческими обрядами в христианстве. По сказкам в мировом яйце находится смерь Кощея Бессмертного; точнее, она находится на море на окияне, на острове на Буяне (мифологический центр мира), где растет зеленый дуб (мифологическое мировое древо); на ветвях висит (вариант: под корнями зарыт) сундук (явно позднейшее наслоение: у древних не было обычая хранить вещи в сундуках из-за отсутствия самих сундуков; вообще говоря, разного рода шкатулки и сундуки - хранители чего-то неприятного, можно вспомнить ящик Пандоры); в том сундуке заяц, а в зайце - утка (мифологические слуги Кощея; впрочем, утка изображалась на голове у западнославянского бога Радегаста, который, однако, поначалу считался Ризводицем, богом ссор и разводов). Вот в этой утке и находится смерть Кощея (кстати, по другим мифологиям, например, по финской, утка как раз и откладывает мировое яйцо; по египетской мифологии его откладывает «великий гоготун»; в ряде русских сказок известен мотив яйца, уроненного уткой в воду). Стоит только добыть яйцо и сжать его в руке, как Кощей чувствует страшную боль; если же только раздавить яйцо, как Кощей тут же умирает. Кощей вместе с Марой считался существом подземного мира, боровшимся со светлыми богами; он способен чуять «русский дух», то есть запах живого человека; однако его смерть есть смерть вселенной, ибо мировое яйцо раздавлено, так что Кощей должен быть воскрешен для продолжения существования вселенной, а также для равновесия сил света и тьмы. Потому он и бессмертен. Следовательно, мировое яйцо, даже будучи раздавленным, обязано возникнуть вновь; но это будет уже другой, обновленный мир.

Мотив преодоления жизни смертью, а смерти - жизнью высвечивается через загадку «Живое родит мертвое, а мертвое родит живое», где разгадка - курица и яйцо. Здесь курица есть ЖИВОЕ, а яйцо - МЕРТВОЕ; но затем, однако, яйцо дает начало новой ЖИЗНИ. Так и Кощей: его смерть - в мертвом же яйце, но затем яйцо заменяется или воссоздается, и для равновесия вселенной возникает новый Кощей. Интересно отметить, что загадка имеет разгадку КУРИЦА и яйцо, а не УТКА и яйцо. Утиная охота расцвела в период мезолита, когда традиционные охотничьи промыслы исчезли в связи с заболачиванием местности, зато уток развелось множество; однако загадка фиксирует уже обновленную реальность, когда среди одомашненных птиц появились и куры. Ученые отмечают также, что символика возобновления жизни и воскрешения, приписываемая яйцу, определила его использование в погребально-поминальных обрядах. Яйцо вкладывали в руки умершего, клали в гроб, бросали в могилу, закапывали в землю. Яйцо, очевидно, должно было способствовать воскрешению в новом образе. Такова же и семантика пасхальных яиц. Окрашенные и освященные в церкви яйца служат главной ритуальной пищей; следовательно, великий пост есть как бы «смерть», тогда как пасха есть «новая жизнь», символом чего и является яйцо. В.Н. Топоров даже считает, что в пасхальной обрядности восточных славян яйцо не только занимает центральное место в празднике, но и выступает как главный символ.

Другие исследователи отмечают, что в мифопоэтической традиции славян яйцо осмысливалось как начало всех начал, как символ возрождения и обновления, плодовитости и жизненной силы. В космогонических верованиях южных славян яйцо выступало прообразом космоса и отдельных его частей. В болгарских и сербских загадках и детском фольклоре СОЛНЦЕ называется БОЖЬИМ ЯЙЦОМ, звездное небо - решетом, полным яиц. По данным книжной традиции, славяне верили, что весь мир подобен огромному яйцу: скорлупа - это небо, пленка - облака, белок - вода, желток - земля. На наш взгляд, тут прослеживается интересная логика: яйцо выступает не как вся вселенная, а как звезда или планета. При этом наружная часть, скорлупа, ассоциируется с небом, а внутренняя, желток - с землей. Это вносит коррективы и в понимание мотива разбивания яйца: уходит в небытие не мир вообще, а конкретно Земля. Раздавливание же скорлупы можно сопоставить с гибелью неба, когда не хватает воздуха тому же Кощею.

Другой космогонический мотив яйца связан со временем. Русская загадка о годе гласит: лежит брус через всю Русь, на этом брусе 12 гнезд, в каждом гнезде 4 яйца, а в каждом яйце по 7 цыплят. Яйцо тут обозначает неделю, что связано с лунным календарем; сам же лунный календарь существовал во времена палеолита и мезолита. Кроме того, исследователи отмечают существование яйца в качестве оберега, защитника от всякого рода напастей: их клали в семенное зерно, в первую борозду, подбрасывали вверх при посеве льна; разбрасывали скорлупу по полю, при выгоне скота катали яйца по хребту коров и быков; обносили яйца вокруг горящего дома, чтобы огонь не распространялся далее. Добавляет ли что-нибудь в эту картину обращение к корням русского языка? Как говаривали древние римляне, начнем АВ ОV О, то есть С ЯЙЦА
  1   2   3   4   5

Похожие:

Литература Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится. iconРеферат От Древней Руси к формированию единого российского государства
Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь». По имени его столицы – города Киева ученые стали впоследствии...
Литература Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится. iconВопросы для экзамена по истории отечества Восточные славяне в древности:...
Возникновение государства. Правления киевских князей с Рюрика по Владимира Мономаха. Социально-экономические отношения на Руси. Внешняя...
Литература Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится. iconУрок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси»
Цель: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси
Литература Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится. iconПлан работы подготовки к олимпиаде по истории
Русь древняя и средневековая (VIII-XVII вв.) Восточнославянские племена в VIII ix вв. Расселение восточных славян. Хозяйство, быт,...
Литература Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится. iconНазвание работы
С действиями этого устройства ввода информации мы знакомимся, чуть ли не на первых уроках информатики, но вот об истории этого изобретения...
Литература Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится. icon-
Когда я училась в школе, то слова А. С. Пушкина «…там Русский Дух, там Русью пахнет…» и «…дела давно минувших дней, преданье старины...
Литература Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится. iconУрок истории в 6 классе по теме «Культура Древней Руси»
Цель урока: Сформировать представления учащихся о особенностях культуры Древней Руси
Литература Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится. iconПрограмма по истории
Восточные славяне до образования государства. Киевская Русь в IX-ХII вв. Русь в эпоху феодальной раздробленности (до ХIII в.)
Литература Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится. iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Основные публикации источников по истории Древней Руси. Историографические концепции начального периода русской истории: изучение...
Литература Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится. iconОдин из сложнейших периодов истории древней Руси — период феодальной раздробленности
Один из сложнейших периодов истории древней Руси — период феодальной раздробленности, растянувшийся на несколько веков. Характеристика...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница