Реферат по философии и методологии науки тема №




Скачать 459,87 Kb.
НазваниеРеферат по философии и методологии науки тема №
страница1/4
Дата публикации31.10.2013
Размер459,87 Kb.
ТипРеферат
pochit.ru > История > Реферат
  1   2   3   4



БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ


РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

Тема № 69

« МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ КАРЛА МАРКСА »


Магистранта кафедры новой и

новейшей истории Беларуси

Гарматного_В. П.

Минск – 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ 5

2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ 7

^ 3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ СМЕНА ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ 12

4. РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

ПРИЛОЖЕНИE

ВВЕДЕНИЕ

Марксизм – как признают многие исследователи - является наиболее обоснованным и детально разработанным философским учением. Именно он еще так недавно играл огромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения для миллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой популярности, он продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений, неопровержимостью своей логики.

Реферат посвящен материалистическому пониманию истории – марксистскому учению об общественно-историческом процессе – историческому материализму, который вместе с диалектическим материализмом составляет неотъемлемую часть марксистско-ленинской философии и наиболее ярко иллюстрирует ее суть. Здесь наиболее отчетливо прослеживается воплощение диалектико-материалистической теории развития, ее общих законов, благодаря которым осуществляются процессы движения и изменения материи. Кроме того, воплощенный в марксистской теории исторического процесса формационный подход к общественно-историческому развитию является одним из наиболее обоснованных не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Если в советский период истории актуальность материалистического понимания истории не ставилась под сомнение и абсолютизировалась, то с развалом СССР наступил кризис материалистического понимания истории и огульное отрицание достижений К. Маркса. На современном этапе истории исследователи относятся к материалистическому пониманию истории более осторожно и взвешено, признавая за ним право на существование и отдавая должное конкретным заслугам Карла Маркса [ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2]. Согласно опросу, проведённому ББС, 27,93% англичан признают Маркса величайшим философом в истории человечества.

Интерес автора к данной теме вызван тем, что автор по образованию является историком и знаком с большим количеством научных трудов, написанных с позиций материалистического понимания истории.

Целью настоящей работы является исследование основ материалистического понимания истории К. Маркса. Для достижения этой цели следует решить следующие задачи:

1) Показать основные предпосылки и условия возникновения материалистического понимания истории;

2) Раскрыть основные категории материалистического понимания истории;

3) Изложить основные принципы формационного подхода и критерии выделения общественно-экономических формаций;

4) Рассмотреть марксистское понимание роли народных масс и личности в истории.

При рассмотрении литературы, касающейся данного вопроса, на первое место следует поставить основные работы Карла Маркса («Капитал», «Тезисы о Фейербахе», «Манифест Коммунистической партии», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Гражданская война во Франции», «Критика Готской программы», «Разоблачения дипломатической истории ХVII века», «Формы, предшествующие капиталистическому производству» и другие ) [14.] [ПРИЛОЖЕНИЕ 3, 4], в которых разработана целостная социально-философская концепция марксистского понимания развития мировой истории, классовой борьбы, роли личности и народа в истории, проведен подробный анализ общественно-формационного подхода к изучению истории человечества. Дальнейшую свою разработку эта система взглядов – исторический материализм – получила в трудах признанного во всем мире как выдающегося теоретика марксизма-ленинизма В. И. (Ульянова) Ленина.[13.] Как отмечают исследователи, марксисты преувеличили антагонизм борьбы двух основных классов – пролетариата и буржуазии, исключили возможность сотрудничества между ними. Несмотря на жесткую критику со стороны современных ученых-обществоведов, многие положения марксистско-ленинской теории активно используются ими и в настоящее время, в частности ленинское определение классов.

В Советском Союзе материалистическое понимании истории -исторический материализм - являлось обязательным для изучения во всех ВУЗах и ССУЗах СССР, поэтому в это время было издано большое количество учебных пособий и научных исследований, в которых подробно излагаются основные вопросы материалистического понимания истории - исторического материализма, последовательно и научно рассматривается классический марксистский взгляд на мировую историю, подвергаются резкой критике «буржуазные теории общественного развития» [2, 8, 9, 12, 16, 17.]. Материалистическому пониманию истории уделено значительное место на страницах пособий и словарей по философии, как советского периода, так и современности. [1, 5, 10, 15, 11, 18, 19.] Несмотря на значительное падение авторитета материалистического понимания истории как учения, которое могло объяснить все проблемы социально-экономического развития всего человеческого общества как системы в целом, это учение продолжает вызывать большой интерес современных исследователей, ведущих жаркие дебаты и научные дискуссии о достоверности материалистического понимания истории. [20, с. 3-17.]

Данный реферат написан на основе трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, а также учебных пособий по марксистской философии, статей из словарей и журналов, а также современных пособий по философии.

^ 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ

Мыслителей издавна волновали вопросы о том, как развивается человеческое общество, что управляет его развитием, случайны ли происходящие в нём изменения или они продиктованы действием необходимых причин, объективных законов. Если развитие общества причинно обусловлено, то какова главная причина, основа общественной жизни? Эти и многие другие вопросы возникали и случайно: человек живёт в обществе, связан с ним множеством нитей, и его не могут не интересовать судьбы общества, пути, по которым оно развивается. [1, с. 155.] Возникновение нового понимания истории было подготовлено развитием наук о природе и обществе.

Большие успехи естествознания в XVIII и первой половине XIX вв. утверждали идею закономерности развития природы и тем самым настойчиво выдвигали мысль о существовании закономерности и в развитии общества. В то же время возникали философские, экономические и исторические учения, подготовлявшие открытие этой закономерности. Такими учениями были немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. [3, с. 146-147; 5, с. 202-203; 8, с. 97.]

Теоретические источники марксизма способствовали подготовке поворота в объяснении исторического процесса. Каждый из них привлекал по-своему внимание к той области социальных явлений, которой пренебрегала старая историография, упоминавшая «… производство и все экономические отношения… лишь между прочим, как второстепенные элементы “ истории культуры”» [14, т. 19. с. 208.]

Классическая немецкая философия дала предпосылки для возникновения материалистического взгляда на историю. В особенности велика роль диалектической философии Гегеля [ПРИЛОЖЕНИЕ 5], которая была пронизана историзмом и обращала особое внимание на «гражданское общество» как царство экономических отношений, приближаясь к пониманию важнейшего значения в жизни общества труда человека по овладению природой.

Классическая буржуазная политическая экономия своей трудовой теорией стоимости непосредственно направляла общественную мысль на понимание производственной деятельности как основы жизни общества.

Системы великих социалистов-утопистов (Сен-Симона, Фурье, Оуэна), при всём многообразии их умозрительных построений, сходились на признании важнейшего значения в судьбах человечества уровня развития производства. Ещё большее значение стали занимать экономические категории и проблемы у приверженцев Сен-Симона, Фурье и Оуэна и в учениях утопического социализма и утопического коммунизма 30-40-х гг. Таким образом, в разных аспектах и с разных сторон в общественную науку проникали новые мысли о материальных основах исторического процесса, выдвигался вопрос о его закономерностях. [ 8, с.203.]

Попытки подвести под историографию материалистическую основу отразились в трудах французских и английских либеральных историков, показавших развитие классовой борьбы в эпоху феодализма и буржуазных революций и попытавших впервые написать историю гражданского общества, торговли и промышленности. «Если материалистическое понимание истории открыл Маркс, - писал Ф. Энгельс, - то Тьерри, Минье, Гизо, все английские историки до 1850 г. служат доказательством того, что дело шло к этому… время для этого созрело и это открытие должно было быть сделано». [14, т. 39. с. 176.]

Маркс впервые в истории показал, что прежде, чем мыслить, заниматься наукой, философией, политикой, искусством, литературой и т. д., человеку необходимо есть, пить, иметь жилище и т. д. Иными словами, он должен удовлетворить свои материальные потребности.

До Маркса исследователи рассматривали, в лучшем случае, лишь идейные мотивы человеческой деятельности, отбрасывая, как правило, экономические обстоятельства как нечто побочно, для истории несущественное. Все мыслители до Маркса сводили историю к деятельности отдельных личностей, не рассматривая действия масс. [18, с. 216.] Не народ считали они творцом истории, а лишь «героев, возвышающихся над толпой», но вместе с тем Маркс абсолютизировал роль народа в истории и свёл значение личности к нулю, что, на взгляд автора, является одним из главных недостатков теории Маркса.

Огромной заслугой Карла Маркса перед научным сообществом стало выделение мира социального. До него неприродное выступало исключительно как субъективно-духовное. Маркс обнаруживает третий мир, мир общественного. Разработка марксизмом природы общественного стала его большим триумфом, но особое внимание к сфере общественного приводило зачастую к абсолютизациям и, как следствие, к казусам отнюдь не локального значения. В свете доминирующей роли социального всё, исключительно как проявление непременно общественного, в первую очередь борьбы классов. Преувеличение роли общественного сопровождалось умалением человечески-индивидуального, личностного, потерей человека. [7, с. 111; 20, с. 12.]

Исходные принципы своего понимания истории К. Маркс сформулировал в 40-е гг. XIX в. В борьбе с идеализмом и метафизикой он и Ф. Энгельс развивали основные направления созданной ими философии в «Капитале». «Нищете философии», «Святом семействе» и других работах. В 70-80-е гг. Ф. Энгельсом были написаны труды, в которых обобщены достижения в естествознании и обществоведении XIX в. («Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»). [3, с. 144.]

^ 2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ

2.1. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Общественное бытие – это экономическая, материальная жизнь людей – производство материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства. Под общественным сознанием понимается духовная, идеологическая жизнь общества: взгляды и представления людей, политические, правовые, моральные и другие теории. [10, с. 210.]

Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. Первую формулировку нового – материалистического – положения о взаимоотношении бытия и сознания дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «…Люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное отношения (производственные отношения), изменяют вместе с этой своей деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. » [14, т. 3, с. 25; 19, с. 331.]

Взаимоотношения общественного бытия и общественного сознания сложны, подвижны и развиваются с усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. д. На определенных этапах общественное сознание может не только отставать от развития материальной жизни общества, но и опережать его, что выражается, например, в научном предвидении. [10, с. 211.]

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, изучение которой имеет методологическое значение для анализа его различных образований с учетом их специфики, социальных функций и т.д. В самом общем виде в структуре общественного сознания выделяют его уровни и формы. Уровнями общественного сознания являются:

  1. обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп;

  2. научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов.

Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, науку , искусство, философию. Общественному сознанию присуща – на взгляд К. Маркса – при всей его зависимости от общественного бытия, относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни общества, как пишут марксисты, никогда не создают заново продукты общественного сознания, так как научные, философские, художественные и прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения общественного сознания, так как духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, только борьба между новыми и старыми идеями закономерно приводит к победе тех, которые вызываются решительными потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. [19, с. 331-332.]

Маркс и Энгельс рассмотрением форм общественного сознания завершают изложение материалистической концепции общества и его истории. Они обращают особое внимание на отношение господствующего класса к господствующему сознанию и тем самым определяют классовую природу идеологии. В «Немецкой идеологии» впервые всестороннее применен классовый подход к идеологическим течениям. [8, с. 106.]

В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия. Абсолютное противопоставление этих двух сторон жизни людей применяется К. Марксом и его последователями лишь в рамках основного вопроса философии о том, что первично, а что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды при зрелости материальных предпосылок общественных преобразований и при создании соответствующих социальных форм для подготовки этих предпосылок роль общественного сознания может стать и становится решающей, хотя и тогда оно – согласно взглядам Маркса – в конечном счете определяется и обусловлено общественным бытием. Историко-материалистическое решение вопроса в отношении общественного бытия и общественного сознания и их природы имеет огромное методологическое значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы общественной жизни.
  1   2   3   4

Похожие:

Реферат по философии и методологии науки тема № iconРеферат по философии и методологии науки тема №
И вообще, правомерно ли сравнение различных культур между собой, выстраивание их в какую бы то ни было иерархическую структуру по...
Реферат по философии и методологии науки тема № iconРеферат по философии и методологии науки тема №
И вообще, правомерно ли сравнение различных культур между собой, выстраивание их в какую бы то ни было иерархическую структуру по...
Реферат по философии и методологии науки тема № icon10. Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском...
Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии
Реферат по философии и методологии науки тема № iconПримерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене...
Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии
Реферат по философии и методологии науки тема № iconРеферат по философии Тема: современная
К религиозной философии относились патристика (особенно учения Августина), томизм, т е философия Фомы Аквинского и др
Реферат по философии и методологии науки тема № iconКафедра «Философии и методологии науки»
...
Реферат по философии и методологии науки тема № iconРеферат по истории науки на тему: «Периодизация истории математики...
Методические указания для подготовки к экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки
Реферат по философии и методологии науки тема № iconФилософия
Еристика философии. Вторая часть посвящена анализу основных подходов к решению философских проблем. В третьей части излагается содержание...
Реферат по философии и методологии науки тема № iconТочность науки, строгость философии и откровенность религии
Что значит ?” можно понимать двояко: 1 в плане принципа демаркации этих трех областей науки, философии, религии и 2 в плане вскрытия...
Реферат по философии и методологии науки тема № iconРеферат по философии Конспект науной литературы по
И. наоборот, рассуждая о культуре, мы очень часто забываем о христианстве. Тема культуры и тема христианства на первый взгляд имеют...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница