Рабочая программа по истории 6 класс




НазваниеРабочая программа по истории 6 класс
страница1/4
Дата публикации16.10.2013
Размер0,68 Mb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гимназия №15 «Содружество», Новосибирск

ПРИНЯТО

решением педагогического совета гимназии

№______ от __________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии

________________ Станкевич Е.А.

«____» __________ 2011 г.



Рабочая программа

по истории

6 класс

на 2011-2012 учебный год


Составитель: Бугровская А.В.

Учитель истории


Новосибирск,

2011-2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 6 класса разработана основе требований федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования примерной федеральной программы полного общего образования по истории базового уровня (Приказ Минобразования России № 1089 от 5.03.2004 г.).
^ В качестве основы взяты учебно-методический комплексы «Сферы» по Всеобщей истории из серии «Академический школьный учебник». Линия методического комплекта по Истории России разработана д.и.н. Даниловым А.А., д.и.н. Уколовой В.И., д.и.н. Белоусовым Л.С. Программа к курсу «История Средних веков» выйдет только в 2012 году.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

На изучение курса истории в ^ 6 классе отводится 105 часов, из них, согласно программе, Всеобщая история (Средние века) изучается 35 часов, история России (с древнейших времен до конца XVI века) - 35 часов (по 2 часа в неделю), 35 часов – углубленный курс (1 час в неделю) Расширение курса происходит за счет содержательных линий «Историческое время» и «Историческое пространство», представленных в программе «Культура и искусство Древней Руси».
Для реализации программы используются учебники УМК «Сферы»: по Всеобщей истории: Ведюшкин В.А., Уколова В.И., История. Средние века. 6 класс. М., Просвещение, 2011 год; по истории России: Данилов А.А. Россия с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс, М., Просвещение, 2009 год, которые соответствуют требованиям государственного стандарта исторического образования, обязательному минимуму содержания образования. Они включают необходимый фактический и теоретический материал, снабжены фрагментами исторических документов, имеют развернутый методический аппарат: иллюстрации, карты, вопросы для повторения. Учебники включены в федеральный перечень учебников РФ на 2011-2012 учебный год, рекомендованы МО РФ.
Курс истории Средних веков в 6 классе основной школы про­должает вслед за историей Древнего мира систематическое изуче­ние всемирной истории как особого учебного предмета, позволя­ющего понять движение человечества к современному состоянию мира, помогающего молодому человеку найти своё место в обще­стве, отличающемся культурным и религиозным многообразием, научиться, уважая чужие системы ценностей, определять соб­ственную гражданскую позицию.
^ Цель изучения курса истории Средних веков в 6 классе за­ключается в освоении учащимися базовых знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях истории Средних веков в их взаимосвязи и хронологической последовательности; овладении элементарными методами исторического познания; формирова­нии ценностных ориентации в ходе ознакомления с внутренним миром людей Средневековья, их культурой и религией.

Курс направлен на создание атмосферы гуманитарного поис­ка, способствующего становлению исторического сознания уча­щихся, комплексного развития познавательной, эмоциональной и деятельностной сторон личности учащегося с учётом его воз­растных и психологических особенностей.
^ Основными задачами курса являются:

  • формирование представлений об истории Средних веков как части всемирно-исторического процесса;

  • ознакомление учащихся с новыми взглядами на средневековое общество, религиозность и культуру;

  • овладение приёмами анализа текстов, элементарными метода­ми работы с историческими источниками и исторической инфор­мацией, в том числе визуальной;

  • продолжение формирования понятийного аппарата гумани­тарных наук на примере таких терминов, как «общество», «госу­дарство», «культура», «цивилизация», «сословие», «феодализм» и др.; выработка умения применять их в учебном процессе в об­щении;

  • целостное и яркое описание периода Средневековья с особым вниманием к внутреннему миру средневекового человека, систе­мам ценностей средневековых народов;

  • ознакомление учащихся с развитием религиозных учений и институтов в период Средневековья;

  • показ социальной жизни, структуры средневекового общества, взаимоотношений в нём;

  • раскрытие специфики отношений власти и собственности в пе­риод Средневековья;

  • освещение становления демократических институтов и форм правления, оказавших глубокое влияние на развитие современ­ного мира; формирование основ гражданского самоопределения и социальной активности;

  • характеристика выдающихся деятелей эпохи Средневековья и их восприятия нашими современниками;

  • раскрытие значения политического и культурного наследия Средних веков для современности; формирование на этой основе понимания неразрывной связи поколений, места своего поколе­ния в историческом процессе;

  • приобщение к гуманистическим ценностям; воспитание толе­рантности, умения любить «своё», уважая и понимая «чужое»;

  • формирование уважительного отношения к историческому на­следию, к созидательной деятельности народов, людей предше­ствующих эпох.


^ Характеристика содержания и структура курса:

Научность: сегодня в мировой исторической науке домини­рует такое освещение истории Средних веков, в центре которого находится человек — его ментальность, образ жизни, реализация в социуме, культуре, повседневности. Эти тенденции нашли отра­жение в данном курсе, как и ряд новейших научных открытий, особенно в области изучения социальной истории, истории Церк­ви, роли кочевников в системе международных отношений пери­ода Средневековья.

Информационность: информация в курсе истории Средних веков строго подобрана, систематизирована, адаптирована к воз­растным особенностям восприятия учащихся 6 класса; в то же время электронное приложение к учебнику позволяет учащему­ся самостоятельно осуществлять поиск информации по интересу­ющей его теме курса.

Альтернативность: в курсе для 6 класса в подаче учебно­го материала имеет строго взвешенный характер. Её цель — дать учащимся представление о существовании различных точек зре­ния на важнейшие исторические события и процессы и тем са­мым активизировать их собственный исторический поиск.

^ Широкое использование межпредметных связей с курсами географии, литературы, русского языка, иностранных языков.

Широкое использование внутрипредметных связей с курса­ми истории Древнего мира и Нового времени, а также с курсом отечественной истории.

^ Системность курса: обеспечивается как логикой отбора и изложения материала в учебнике, так и созданием полного УМК по истории Средних веков.

Синхростадиальность: выступает как действенное средство освещения истории Средних веков в контексте единого мира, показа

закономерности возникновения важнейших исторических явле­ний и процессов.

Диалогичность: предполагает возможность интерактивно­го познания исторического материала, диалог учащегося с учи­телем, с авторами учебника, с самим историческим прошлым, с учащимися, которые могут придерживаться иной точки зрения.

^ Сочетание познавательной основы с эмоциональным воз­действием. Подкрепление рационально изложенного материала образными историческими представлениями.

^ Реализация развивающего подхода к обучению. На это на­правлена методическая система курса (вопросы, задания, само­стоятельные исторические исследования учащихся, контроль­ные материалы, иллюстративное сопровождение, схемы, карты и т.п.). Ориентация учащихся на самостоятельную познаватель­ную деятельность во всём многообразии её форм.
Структура курса определяется сочетанием проблемного, хро­нологического и регионального подходов. Курс состоит из раз­делов «Рождение средневекового мира», «Подъём средневековой Европы» и «Многоликое Средневековье». Большое внимание уде­лено истории стран и народов Востока, круг которых расширен за счёт введения материала по истории Ирана и по истории тюрк­ских народов. Запад и Восток представлены в курсе как важней­шие составные части средневекового мира, находившиеся в тес­ном взаимодействии.
^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Происхождение понятия «Средние века». «Светлый и тём­ный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Осо­бенности развития разных частей света в эпоху Средневековья.

Источники по истории Средних веков: письменные, изобрази­тельные, вещественные.
^ РАЗДЕЛ I. РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРА (10 ч)
ТЕМА 1. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В V—VIIвв. (2ч)

Завершение и итоги Великого переселения народов. Образова­ние и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление ко­ролевской власти. Организация управления. Салическая правда. Принятие франками христианства.

Изменения в положении Церкви в IVв. Споры вокруг понима­ния христианства и формирование христианских догматов. Отцы Церкви. Ереси. Структура и иерархия духовенства. Возникнове­ние папства. Монашество. Монастыри и книжное дело в раннее Средневековье. Церковь и культура.
ТЕМА 2. ВИЗАНТИЯ И ИРАН (Зч)

Особенности развития Восточной Римской империи по сравне­нию с Западной. Территория и население. Особенности импера­торской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XIвв. Взаимоотношения с Русью.

Роль античного наследия в культуре Византии. Возникнове­ние и отличительные черты византийской церковной архитекту­ры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств.

Иран в V—УПвв. Династия Сасанидов. Территория и населе­ние. Иран при Хосрове I и Хосрове II. Войны с Византией. Утра­та независимости.
ТЕМА 3. АРАБСКИЙ МИР В VI—XIвв. (2ч)

Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и ве­рования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.

Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины

успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Иолам

и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет нау­ки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседнев­ной жизни.
ТЕМА 4. ЕВРОПА В VIII—XI вв. (Зч)

Франкское государство в VIII—IX вв. Усиление власти майор-домов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия.

Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздроблен­ность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опас­ностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и Церковь.

Прародина и расселение славян. Западные, восточные и юж­ные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Констан­тинополя. Значение принятия христианства. Создание славян­ской письменности.
^ РАЗДЕЛ II ПОДЪЕМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (15 Ч)
ТЕМА 5. ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (4 ч)

Складывание нового устройства общества. Формирование за­висимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Се­ньоры и вассалы. Феодальная иерархия.

Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Воспита­ние, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцар­ская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.

Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повин­ности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьян­ская община, её функции и значение. Культура крестьян.

Средневековый город. Упадок городской жизни в раннее Сред­невековье. Причины возникновения и расцвета средневековых го­родов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в эконо­мике и повседневной жизни городов. Организация торговли.

Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в миро­восприятии горожан.
ТЕМА 6. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI—XIIIвв. (2ч)

Основы могущества Церкви. Упадок морального авторитета Церкви в X—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение Церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба импе­рии и папства в XIв. Папство в зените могущества. Ереси XI— XIIIвв., причины их широкого распространения. Борьба Церк­ви с ересями. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.

Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестонос­цев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвёртый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.
ТЕМА 7. РАЗНЫЕ СУДЬБЫ ГОСУДАРСТВ (2 ч)

Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, её союзники в деле объединения страны. Успехи Филип­па II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньон­ское пленение пап.

Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Великая хартия вольностей, её историческая роль. Возникновение и отличитель­ные черты английского парламента.

Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцар­ского союза. Усиление князей и ослабление императорской вла­сти во второй половине XIII—XIVвв. Положение Чехии в рамках Священной Римской империи. Нарастание социальных, этниче­ских и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.
ТЕМА 8. ЕВРОПА В XIV—XVвв. (4ч)

Ухудшение условий жизни европейцев в XIVв. «Чёрная смерть», её экономические и социальные последствия. Освобож­дение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибе­ли. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней

войны и её итоги.

Борьба французских королей с бургундскими герцогами и за­вершение объединения Франции. Людовик XI. Война Алой и Бе­лой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при

Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Рекон­кисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.

Страны Балканского полуострова в XIV—XVвв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Ос­манские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель Византии. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

ТЕМА 9. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XI—XVвв. (Зч)

Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке.

Схоластика.

Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличитель­ные черты.

Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Изо­бретение книгопечатания и его значение. Возникновение культу­ры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература

и искусство раннего Возрождения в Италии.
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по истории 6 класс iconРабочая программа по истории 8 класс на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных...
Рабочая программа по истории 6 класс iconРабочая программа по истории брянского края 10 класс
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Рабочая программа по истории 6 класс iconРабочая программа по истории России 8 класс
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по истории для 6-11 классов
Рабочая программа по истории 6 класс iconРабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне, рассчитана...
Рабочая программа по истории 6 класс iconРабочая программа По истории 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 8 класса соответствует примерной программе и федеральному компоненту государственного стандарта...
Рабочая программа по истории 6 класс iconРабочая программа По истории 6 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса соответствует примерной программе и федеральному компоненту государственного стандарта...
Рабочая программа по истории 6 класс iconРабочая программа По истории 7 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 7 класса соответствует примерной программе и федеральному компоненту государственного стандарта...
Рабочая программа по истории 6 класс iconРабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков (6 класс)...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Рабочая программа по истории 6 класс iconРабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории. Количество часов по...
Рабочая программа по истории 6 класс iconРабочая программа по истории россии 7 класс
Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница