Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции»




Скачать 127,14 Kb.
НазваниеУрок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции»
Дата публикации20.04.2013
Размер127,14 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ В 11

КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА « Судьбы людей в революции»

(по роману М.Булгакова «Белая гвардия».
Цели урока: показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации выбора( по роману М.А.Булгакова «Белая гвардия».

в результате исследования источников сформировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.

Задачи урока:

-обобщить и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков самостоятельной работы знания учащихся о значении Октябрьской революции в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов;

-обучать старшеклассников работе с дополнительной литературой, умению -отбирать нужный материал в соответствии с темой;

-развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-воспитывать самостоятельность мышления, формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.

Учащиеся должны :

1. учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и необходимости отказа от идеологизированности в оценке причин и событий гражданской войны.

2. учащиеся должны закрепить полученные знания о причинах гражданской войны и основных этапов.

3. Опираясь на источники, учащиеся должны дать оценку красному и белому террору.

Ход урока
I .Учитель литературы :

-Почему мы обращаемся к роману М.А.Булгакова «Белая гвардия»?

( учащиеся отвечают)
Учитель истории:

Какие мысли приходят к нам в результате чтения романа?
(Учащиеся говорят о том, что роман Булгакова - одно из немногих произведений, которое рассказывает о видении Гражданской войны белыми офицерами. В нём поднимаются сложные общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема нравственного выбора в сложные исторические времена. Особенно интересна роль семьи в их разрешении)
II^ . Реализация домашнего задания

Учащиеся рассказывают о героях романа, зачитывают отрывки, находят ключевые слова, характеризующие героев. Обращаем внимание на ключевые слова, портретные и речевые характеристики.

^ I. Елена: рыжеватая голова, «Лена ясная», «золотая Елена», «красавица Елена». Взгляд — мягкий, тревожный. Стрелки на лице Елены — .печальные складки.
2 Тальберг: «двухслойные глаза», «двухэтажные глаза», «вечная патен­тная улыбка», «поджарая фигура... как автомат», «вежливо и заискивающе улыбаясь» разговаривает с германским лейтенантом. Алексей Турбин о нем: «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!».
^ 3. Агексей Турбин: старший в семье Турбиных, 28 лет, врач, бритый, светловолосый. Постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года. Вещий сон часть 1, глава 5).
4. Николка: голубые глаза, длинный птичий нос, вихор. Командуя юнкерами, испытывает гордость, «что он, оказывается, храбрый». «В бою, знаете ли , приятно помереть» (часть 2, глава 11). Вспомним героев, которых напоминает Николка: пушкинского Гринева, Петю Ростова из «Войны и мира».
5 Мышлаевский: бывший студент, поручик, громадные плечи, «голова была очень красива странной и печальной, и привлекательной красо­чней, настоящей породы и вырождения», смелые глаза, гордые губы, один уголок рта приспущен печально», «лицо в пятнах от водки и бешеной усталости».
6.Шервинский: (часть 1, глава 3): бывший лейб-гвардии уланского полка поручик, ныне адъютант 6 штабе князя Белорукова, «наглые гла­за», «маленький», великолепный голос («Все вздор на свете, кроме тако­го голоса, как у Шервинского»).
7.Карась (Степанов): бывший студент, подпоручик, артиллерист, «ма­ленький, укладистый и действительно очень похожий на карася».
8.Лариосик: (часть 2, глава 11): «Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной», кожа на лице «старенькая, серенькая», зубы кривые и желтые. Часть 3, глава 12. Разбивает синий сервиз (символическая деталь!)
9.Най-Турс: боевой армейский гусар, полковник (см. сон Турбина, часть 1, глава 5, где Най-Турс предстает в облике рыцаря). Индивидуаль­ность речевой характеристики (картавость). Часть 2, глава 11 — спасает юнкеров ценой своей жизни. «Умер как герой». Часть 3, глава 17 — похо­роны Най-Турса (Николка).
10.Малышев: кадровый офицер, «на свою совесть беру и ответствен­ность все!..все!» (часть 1, глава 7 — сцена в гимназии), «Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!» (часть 2, глава 12).
11.Лисович: прозвище Василиса (часть 1, глава 3), мочальные усы, в квартире пахнет мышами, «плесенью, ворчливой сонной скукой».
Затем учащиеся находят эпизоды, характеризующие поведение героев в ситуациях выбора.

I^ II. Беседа
Учитель литературы:

Основная тема романа — трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства — белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного насле­дия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.

Вспомним лучших представителей русской интеллигенции — поэтов и писателей. Многие из них неоднозначно относились к революции. Было сложно разобраться, на чьей стороне истина, историческая правда.


  • Как относились Блок, Горький, Булгаков, Пастернак к интелли­генции? (Они считали интеллигенцию хранительницей русской куль­туры, лучшим социальным слоем. И сами были ее яркими представите­лями. М.А. Булгаков в романе «Белая гвардия» через судьбу семьи Тур­биных показал трагизм и ужас братоубийственной войны.)

Учитель истории: : Двадцатое столетие стало для России временем тяжких испытаний и потрясений, неисчислимых жертв… Не зря его называют «железным веком»…и самым страшным испытанием явилась революция. Существует мнение, что революция-это беспощадная схватка Бога и Дьявола за человеческую душу.

Литература помогает нам ответить на волнующие вопросы, раскрывая перед нами историческую сущность эпохи, породившей спорные, такие неоднозначные взгляды на это время. Революция разделила людей на 2 лагеря: красных и белых. Но страдания от этого противостояния в большей степени легли на плечи простых людей. Вот мы и подошли к решению важной проблемы: как обычный, простой человек перенёс эти трагические события? (Обычный человек: кто он? Ответ-Это мать , ребёнок, старик ,крестьянин, рабочий).Фактически революцию пережили, но все по-разному: кто-то участвовал в военных событиях, защищая идеи революции, кто-то перемолчал, перетрусил, расстреливал в окопах и пустырях, в бою и совершал самосуд…А всему объяснение одно- время. Время было очень и очень непростое.

Никто из писателей и поэтов не мог остаться равнодушным к этой теме. Как сказал Гейне, что у настоящего художника трещина мира проходит через его сердце.

Учитель литературы:


  • По каким нравственным законам живут Турбины? семье царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность. В доме Турбиных, «несмотря на пушки», крахмальная и белоснежная ска­терть. «Полы лоснятся, и в декабре... На столе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жиз­ни»,— пишет Булгаков. Здесь женщине поклоняются как богине, а честь — в верности не только царю, белому знамени, но и товарище­ству, долгу перед младшими и слабыми.)



  • Какова роль образа русской литературы в романе? (Русская литера­тура присутствует в романе как полноправный герой.. То и дело в «Белой гвардии» упоминаются имена Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, имена их героев: Лиза из «Пиковой дамы», Тарас Бульба, ведь­ма — панночка (Явдоха), Наташа Ростова, героиня «Капитанской доч­ки». Вены Турбиных врываются бесы из романа Достоевского, лермон­товский Демон.)



  • Каково отношение Турбиных к интеллигенции? (Турбины счита­ют интеллигенцию солью земли, боятся революции, потому что боятся разрушения культуры, семьи, быта, боятся того, что «потухнет огонь в бронзовой лампе, а «Капитанскую дочку» сожгут в печи». Старый мирный быт кажется им невыразимо прекрасным. Самым главным для: них является понятие чести. Они не меняют своих убеждений, не мо­гут предать.)




  • Дружелюбна ли история к Турбиным? (История выступает как нечто враждебное частной жизни людей.)

Учитель истории: . Мы рассмотрели 2 точки зрения, как 2 стороны медали - отношение человека к этому историческому периоду с 1917 –1922г. Каким же ощущал себя человек, пройдя такие испытания, увидев кровь и жестокость? Запишите: Эхо Гражданской войны долго отзывалось в душах людей, многие ею себя мерили, т.е. мерили свою жизнь степенью участия в борьбе.

Мы пришли к пониманию того, что Революция – это схватка Бога и Дьявола, это кровь и жестокость. Но главное, страна наша всегда держалась тем духовным стержнем, который позволил вновь возродить всё лучшее, что было нам присуще.


  • Можно ли избежать столкновения с Историей, с революцией ? (Рево­люцию нельзя пересидеть за уютными кремовыми шторами или закрыв­шись от нее на цепочку, как Василиса. В шумной, веселой жизни Турби­ных — нота обреченности. Неизбежно расставание с прошлым, неиз­бежны революционные разгромы и взрывы.)



Учитель литературы:

Давайте поговорим о судьбах главных героев: об Алексее, Елене и Николке.


  • Что вы можете рассказать о судьбе Алексея? (Алексей Тур­бин, старший брат — один из заблудившихся в этой революционной метели: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок собы­тий», — мог бы подписаться он под есенинской фразой. В первых главах романа Алексей — убежденный монархист и белогвардеец, решитель­ный противник большевиков. Считает своим долгом защищать Город от петлюровцев, добровольно записываясь в дружину в качестве док­тора. Смертельно раненный, в конце романа Турбин мучительно пере­живает крушение своей веры.)




  • Какой вывод делает Алексей из пережитого? (А. Турбин, заблужда­ясь и сомневаясь, приходит к убеждению: надо «устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь», а не воевать, заливая кровью род­ную землю)



  • Что сближает автора с его героем? ( Многое: и спокойное мужество, и вера в старую Россию, и мечта о мирной жизни, и боль от утраты духовных ценностей.)


— Выдержал ли Николка Турбин испытание временем? (Николай — самый юный герой «Белой гвардии», ему семнадцать с половиной лет. Живет в его сердце мечта о подвиге (можно сравнить его образ с обра­зом толстовского Пети Ростова). Он также человек чести. Младше­му Турбину принадлежат слова: «...слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете». Николка мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сооб­щить им о его героической смерти и достойно похоронить.

Пиколка быстро взрослеет, время не сломило его, а помогло про­явить лучшие качества, закалить характер.)

  • Проанализируйте эпизод «Николка в бою».




  • В чем трагедия Елены? Какую идейную нагрузку несет этот централь­ный образ в романе? (Елена — хранительница семейного очага и семей­ных традиций Турбиных. Она излучает любовь, свет и добро. На это ука­зывают синонимичные эпитеты: «рыжая, рыжеволосая, рыжеватая, золо­тая, красивая. Трагедия ее —в предательстве мужа, в том, что рушатся семейные связи. Она всеми силами пытается сохранить тепло домаш­него очага. Именно ее устами Булгаков выражает свои заветные мыс­ли: «Никогда не сдергивайте абажур с лампы... У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга. Ждите, пока к вам придут».

В ней воплощено и религиозное начало. Она просит в своих молитвах о спасении Алексея: «...все мы в крови повинны, но ты не карай. Не карай»)


  • Кто из персонажей, кроме Турбиных, сберег свою честь, сохранил человечность и чувство долга в это смутное время? (Обреченные на поражение, оказавшиеся в трагической ситуации, лучшие герои Бул­гакова — друзья Турбинных, Най-Турс — сохраняют человеческое му­жество, офицерскую честь, высокое чувства долга, товарищества, стремление к нормальной человеческой жизни, к любви.)

Учитель истории: ) Отношения “человек - время - война”. Обсуждается вопрос о защите города, немцах, петлюровцах. Турбины на войне. Зачем они идут фактически погибать? Алексей, Николка, их друзья становятся на защиту прежде всего вечных ценностей: дома, родины, семьи.
Идёт разговор об офицерах Белой гвардии, “показанных не в «плакатной личине врага», а как обычные люди - хорошие и плохие, мучающиеся, заблуждающиеся, умные и ограниченные, показанных изнутри, а лучшие в этой среде - с очевидным сочувствием” (Б.Мягков). Особо отмечаются Най-Турс, Малышев. Особо говорится об ужасе братоубийственной войны.

  • Расскажите о Най-Турсе, Мышлаевском, Малышеве.


Учитель литературы:


  • Кто из персонажей романа противопоставлен этим героям? (Преж­де всего Талъберг, муж Елены Турбиной. Автор презирает его за бес­принципность, слабодушие, предательство: «Чертова кукла, лишен­ная малейшего понятия о чести!» Талъберг — это «цвет» белой армии, он окончил военную академию. Тем горше разочарование в нем. Расчет­ливый, циничный Талъберг, с его «двухслойными глазами», не обреме­нен понятием о чести: он рассматривает, на чьей стороне сила, и дела­ет карьеру наверняка. В революцию он первый выходит на улицу с крас­ным бантом и потом первый кричит на выборах в пользу гетмана. Ему неплохо при любой власти. По мысли автора, убегающий «крысий по­бежкой из дома Талъберг — не просто несчастье Елены, это позор, бесчестие и бесславие белой гвардии.

Хочет пересидеть смутное время, закрывшись от него на щеколду, домовладелец Лисович (его называют женским именем Василиса) — «инженер и трус, буржуа и несимпатичный». Он считает и прячет купоны, затаившись в тишине за ставнями, Все, что происходит вок­руг, его не касается, только бы пережить бурю.)
^ Учитель литературы:

Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает ис­ключение по отношению к тем, у кого не обнаруживает ни чести, ни сове­сти, ни элементарной человеческой порядочности. Он сурово наказывает Л исовича за трусость и бесхребетность; дворника, пытающегося задержать Николку, — за трусливую злобу; поэта Русакова — за духовное разложе­ние; другого поэта, Горболаза, — за доносительство. Характер каждого наказания соответствует, по воле автора, характеру грехопадения. Лисо­вич наказан лишением «сокровищ», дворник Нерон — ответной злобой Николки, Русаков за душевную гниль — физической гнилью, сифили­сом, Горболаз—тем, что желал агитатору-большевику, которого пытался выдать.)

Учитель истории:

Бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, рас­поряжаясь их судьбами. Герои стали игрушкой в руках стихийных сил, их завертела метель, вьюга, символически предвещенная эпиграфом из «Капитанской дочки». Вспомним образ Блока из «Двенадцати» — рево­люция как стихия. На поверхности жизни мелькают, сменяя друг друга, политические временщики и авантюристы, а в глубине бродит взбунто­вавшаяся народная масса.
1У. Итог урока
Учитель истории:

Гибель белого движения неизбежна, неизбежно и падение царства гет­мана, избранного правителем Украины в цирке. Обратим внимание на эту символическую деталь.

Роман наполняется жестоким сознанием неотвратимости суда исто­рии, блоковским чувством возмездия.
Учитель литературы:

Находим эпизод бегства в Город (часть 1, глава 4).
— Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе? (Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет нас думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности людей пе­ред историей, друг перед другом. Все пройдет, все исчезнет, «а вот звезды останутся...» (обращаемся к эпиграфу). Звезды — это вечность жизни, это вечные нравственные ценности: добро, книги, семья, дом, любовь. Любовь победит все, любовь есть жизнь. За Алексеем Турби­ным гналась смерть, а догнала любовь в образе Юлии Рейсе. Николка приходит в дом Най-Турсов вестником смерти, приносит горе, а уно­сит с собой любовь сестры героя. Сердце Елены покорил Шервинский. Любовь нельзя убить, как нельзя убить жизнь. Подобно «Капитанской дочке», «Белая гвардия» — не только исторический роман, но и своеоб­разный роман-воспитание, где, говоря словами Л. Толстого, мысль се­мейная соединяется с мыслью народною.)
Y.Рефлексия.
YI.Оценка учителями ответов учащихся.

Домашнее задание. По вариантам: проанализировать две ключевых сце­ны романа — вечеринка у Турбиных (часть 1, глава 3) и сцена в гимназии (часть 1, главы 6, 7).

Написать сочинение-миниатюру на тему «Человек- частица истории».

Похожие:

Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» iconУрок истории и обществознания в 11 классе Тема урока : Повторительно...
Оборудование: Журнал учета движения лицевых счетов участников аукциона, гонг, деньги (игровые)
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» iconУрок истории в 7 классе. Тема урока «Ярослав Мудрый»
Цели урока: закрепить знания учащихся о первых русских князьях, их деятельности
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» iconТематическое планирование по литературе в 10 классе
Введение. Судьбы русской литературы золотого века и новая эпоха европейской истории. 3 часа
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» iconУрок по истории, обществознанию, литературе в 8 классе. Тема. Истинный...
Эффективное усвоение учащимися программного материала по темам: история «Декабристы: истоки, социальный состав, программные требования,...
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» iconУрок истории в 6 классе Культура русских земель в XII xiii веках Тип урока урок «открытия»
Оценка педагогической ситуации: Возраст учащихся, тема урока и подготовленность учащихся предполагает самостоятельную поисковую деятельность,...
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» iconУрок по истории в 6 классе. Тема урока : Москва центр борьбы с ордынским владычеством
Цели урока: Познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» iconУрок истории в 5 классе. Тема урока. Афинская демократия при Перикле
«Древняя Греция». К моменту проведения данного урока обучающиеся обладают достаточным запасом знаний только по истории Древнейшей...
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» iconУрок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"
Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л....
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» iconЛитература, психология тема урока: «Исследование родословной А. С....
Тип урока: интегрированный урок по биологии, литературе и психологии, урок-исследование
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» iconКонспект урока литературы в 9 классе оу: моу «оош №3»
Тип учебного занятия: урок-экскурсия. Материал можно использовать для подготовки к гиа по литературе (Вариант Задание 3) и егэ по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница