Программно- тематическое планирование по истории для 5 класса
Пояснительная записка
Программно- тематическое планирование курса всеобщей истории для 5 класса- история древнего мира (с древнейших времен до конца V в.н.э.) составлено на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы».6-е издание, М., «Просвещение», 2008 г.
Программа составлена на основе временных требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в соответствии с объемом времени, отведенному на изучение предмета по Базисному учебному плану (2 часа в неделю, 68 часов в год), в соответствии со школьным базисным планом.
Программа основана на идее концентрической системы обучения и рассчитана на изучение всеобщей истории в I концентре. ^
Программы для общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. История древнего мира. 5 класс. Авторы: А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.
6-е издание. М., “Просвещение”, 2008 г. С. 32-41
Г.И.Годер. Методическое пособие по истории древнего мира. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2008 г.
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., просвещение, 2008 г.
Приложение
Средства обучения (разные издания)
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим. Настенные исторические карты
Древняя Греция (до середины V века до н.э.)
Завоевания Александра Македонского в IV веке до н.э.
Древняя Италия
Рост Римского государства в период республики и империи.
Падение западной Римской империи.
Картины, аппликации, альбомы
Картины по истории Древнего мира/Под ред. Л.В. Антоновой.
Коровкин Ф.П., Никифоров Д.Н. Альбом по истории культуры Древнего мира.
Годер Г.И. Раздаточный иллюстративный материал по истории Древнего мира.
Годер Г.И. Аппликации по истории Древнего мира. ^
Введение в историю 1 ч.
Задачи:
Начать формировать научное представление об истории
Определить «исторические источники», виды культуры
Развивать знания о составных частях цивилизации
Ожидаемый результат:
Знание понятия и типов исторических источников, их особенностей
Начало формирования основ их анализа
Развитие представления об историческом счете времени
Тема №1 Становление и развитие человеческого общества 3 ч. Задачи:
Постановка проблемы происхождения человека и современные взгляды на её решения
Определить с помощью сравнения черты сходства и отличия человека и животных
Показать ступени эволюции и роль труда в данном процессе
Развитие навыков анализа событий прошлого
дата
| №
| Поурочное планирование
|
| 1
| Происхождение человека
|
| 2
| Природа и человек в первобытном мире
|
| 3
| Религия и искусство в первобытном мире
|
Ожидаемый результат:
Воссоздание уч-ся хода биологической эволюции
Умение характеризовать среду обитания древних людей и их возможности выживания
Определение значения роли религии и искусства в первобытном мире
Тема №2 Переход от первобытности к цивилизации 3 ч. Задачи:
Показать причинно- следственные связи перехода к производящему хозяйству
Сформировать представления об условиях и следствиях возникновения цивилизации как ступени общественного развития
Обобщить знания уч-ся о первобытном мире и переходе человеческого общества к цивилизации
дата
| №
| Поурочное планирование
|
| 1
| Новый каменный век
|
| 2
| Возникновение цивилизаций
|
| 3
| Повторительно - обобщающий урок
| Ожидаемый результат:
Знание основных понятий и терминов темы
Умение выделять причинно- следственные связи
Тема №3 Цивилизация Древнего Египта 6 ч. Задачи:
Раскрыть особенности возникновения древнеегипетской цивилизации
Проанализировать общественное устройство
Дать сравнительный анализ жизни знатных людей и простых
Рассмотреть духовную сферу жизни древнеегипетской цивилизации
дата
| №
| Поурочное планирование
|
| 1
| Природа и занятия людей в Древнем Египте
|
| 2
| Фараон и его ближайшее окружение
|
| 3
| Жизнь простых людей в Древнем Египте
|
| 4
| Военные походы фараонов
|
| 5
| Религия и искусство Древнего Египта
|
| 6
| Школа, литература и наука в Древнем Египте
|
Ожидаемый результат:
Умение характеризовать роль природы для египетского общества
Навыки работы с исторической контурной картой
Знакомство с достижениями древнеегипетской цивилизации
Тема №4 Древние цивилизации Передней Азии 6 ч. Задачи:
Раскрыть особенности природы и климата Древнего Междуречья
Дать сравнительный анализ государств, возникших в Передней Азии
Развитие представлений о высоком уровне культуры цивилизаций Передней Азии
дата
| №
| Поурочное планирование
|
| 1
| Государства Древнего Междуречья
|
| 2
| Древнее Вавилонское царство
|
| 3
| Финикия
|
| 4
| Древнееврейские государства
|
| 5
| Ассирийская держава
|
| 6
| Нововавилонское царство и Персидская держава
|
^
Навыки работы с картой и сравнение природы и климата разных государств
Умение характеризовать культурные достижения цивилизации Передней Азии (алфавит, клинопись, законы, архитектура)
Тема №5 Древние цивилизации Южной и Восточной Азии 5 ч. Задачи:
Определить с помощью карты особенности природных условий
Развить представление о роли религии в жизни древнеиндийского общества
Дать в сравнительном плане характеристику цивилизационного пространства Древнего Китая
Обобщить знания о роли и культурном наследии древних цивилизаций
дата
| №
| Поурочное планирование
|
| 1
| Древняя Индия
|
| 2
| Государство и общество в Древней Индии
|
| 3
| Природа, занятия населения Древнего Китая
|
| 4
| Государство в Древнем Китае
|
| 5
| Повторительно - обобщающий урок
|
Ожидаемый результат:
Навыки работы с контурной картой
Знание признаков для сравнения природы и климата
Умение выделять особенности цивилизации Древней Индии и Древнего Китая
Тема №6 Зарождение древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции 9ч. Задачи:
Дать общее представление на основе работы с картой о природе и населении Древней Греции
Раскрыть особенности полисной организации
Сформулировать представление о двух центрах древнегреческой цивилизации - Афинах и Спарте
дата
| №
| Поурочное планирование
|
| 1
| Природа и население Древней Греции
|
| 2
| Крит и Микены
|
| 3
| Поэма Гомера «Илиада»
|
| 4
| Поэма Гомера «Одиссея»
|
| 5
| Древнегреческие города- государства
|
| 6
| Древние Афины
|
| 7
| Зарождение демократии
|
| 8
| Древняя Спарта
|
| 9
| Греческая колонизация
|
Ожидаемый результат:
Навыки работы с картой, знание основных понятий и терминов темы
Умение выделять причины и формулировать вывод о значении греческой цивилизации
Ознакомление с мифологией Древней Греции
Тема №7 Классический период в истории Древней Греции. Древнегреческая культура. 11 ч. Задачи:
Развитие умения давать характеристику войнам по плану
Выделить особенности периода расцвета демократии в Афинах
Рассмотреть культурные достижения древнегреческой цивилизации
дата
| №
| Поурочное планирование
|
| 1
| Греко- персидские войны
|
| 2
| Вторжение персов под предводительством Ксеркса
|
| 3
| Возвышение Афин и расцвет демократии
|
| 4
| Афины в V в до н.э.
|
| 5
| Афинские школы
|
| 6
| Олимпийские игры
|
| 7
| Религия Древней Греции
|
| 8
| Искусство Древней Греции
|
| 9
| Возникновение древнегреческого театра
|
| 10
| Научные знания древних греков
|
| 11
| Древнегреческие историки
|
Ожидаемый результат:
Знание отличительных особенностей культуры древнегреческой цивилизации
Умение характеризовать достижения и определять их роль и место в современной культуре
Развитие системы общечеловеческих ценностей
Тема №8 Эллинистический период древнегреческой цивилизации
5ч. Задачи:
Определить природу, особенности хозяйства и организации войска Македонского царства в IV в до н.э.
Начать формировать понятие о роли личности в истории на примере Александра Македонского
Охарактеризовать наследие древнегреческой цивилизации вокруг нас
дата
| №
| Поурочное планирование
|
| 1
| Возвышение Македонии. Подчинение Эллады.
|
| 2
| Создание и распад державы Александра Македонского
|
| 3
| Эллинистическая культура
|
| 4
| Повторительно - обобщающий урок
|
| 5
| Повторительно - обобщающий урок
| Ожидаемый результат:
Знание особенностей эллинистического периода в истории Древней Греции
Умение работать с картой
Характеристика выдающейся личности – Александра Македонского
Обобщение знаний по теме
Тема №9 Становление Римской цивилизации 3 ч. Задачи:
Выявление особенностей цивилизационного развития раннего Рима
Охарактеризовать понятие «республика», как формы общественного устройства
По карте проследить завоевание Римом Италии
дата
| №
| Поурочное планирование
|
| 1
| Природа и население Древней Италии
|
| 2
| Свержение царской власти и установление республики
|
| 3
| Завоевание Римом Италии
|
Ожидаемый результат:
Знание особенностей Римской цивилизации
Определение понятий темы
Развитие навыков работы с картой и схемой
Тема №10 Могущество и гибель Римской республики 5 ч. Задачи:
Сформировать представление о Пунических войнах и разработать схему анализа
Развить представление о жизни и быте римлян
Проанализировать роль гражданских войн в падении республики
дата
| №
| Поурочное планирование
|
| 1
| Пунические войны
|
| 2
| Завоевание Римом Восточного Средиземноморья
|
| 3
| Жизнь и быт римлян в период расцвета Римской республики
|
| 4
| Гражданские войны и восстания рабов
|
| 5
| Падение республики в Риме
|
Ожидаемый результат:
Умение давать характеристику войнам
Определение причин и сути перемен в римском обществе
Характеристика выдающихся людей
Знание причинно- следственных связей в падении республики
Тема №11 Римская империя – мировая держава 5 ч. Задачи:
Дать общую характеристику имперскому периоду в истории Древнего Рима
Определить последствия превращения Рима в морскую державу
Рассмотреть причинно- следственные связи появления христианства
дата
| №
| Поурочное планирование
|
| 1
| Власть римских императоров
|
| 2
| Военное дело у римлян
|
| 3
| Превращение Рима в мировую державу
|
| 4
| Культура Римской империи
|
| 5
| Возникновение и распространение христианства
|
Ожидаемый результат:
Знание причинно – следственных связей установления мирового господства
Умение характеризовать культурные достижения
Актуализация знаний о христианстве
Тема №12 Кризис и падение Римской империи.
Итоговое повторение 6ч. Задачи:
Определить причины кризиса хозяйства в III веке н.э.
Сформировать представление о разделе империи и его последствиях
Обобщить знания уч-ся об этапах развития римской цивилизации и становления человеческой цивилизации в целом
дата
| №
| Поурочное планирование
|
| 1
| Кризис хозяйства и управления в Римской империи в III в.н.э.
|
| 2
| Поздняя Римская империя
|
| 3
| Падение Западной Римской империи
|
| 4
| Итоговое повторение
|
| 5
| Резерв
|
| 6
| Резерв
|
Ожидаемый результат:
Оценка последнего этапа в развитии Римской цивилизации
Знание особенностей вариантов цивилизационного развития
Усвоение основных понятий курса
|