Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»




НазваниеУрок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Дата публикации19.04.2013
Размер52,4 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
Урок по теме «Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Класс: 8

Предмет: литература

Технология: критического мышления
Цели: 1) образовательные: актуализация знаний учащихся об основных вехах биографии А.С. Пушкина, исторических событий того периода, уяснение факта неизолированного существования литературного произведения от творений других видов искусства, формирование навыков сопоставительного анализа;

2) развивающие: развивать критическое мышление, творческие способности учащихся, умение оценивать идейную и художественную сторону произведения;

3) содействовать воспитанию эстетического чувства.
Ход урока
I. ^ Организационный момент. Методические рекомендации.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть тайну Пушкина: почему он обратился в своей повести к теме Пугачёвского восстания? Какова историческая основа повести "Капитанская дочка"?

(Постарайтесь создать позитивное эмоциональное состояние учащихся в начале урока).
II. ^ Стадия вызова

Как вы думаете, «Капитанская дочка» Пушкина появилась независимо от творений других видов искусства и исторических событий?
(На доске – опорная схема, перечень основных культурных событий 1836 года: 1.Появление «Философского письма» Чаадаева,

2)Публикация повести Гоголя «Нос»,

^ 3)Постановка оперы Глинки «Иван Сусанин»,

4)Работа А.Иванова над созданием картины «Явление Христа народу»,

5)Выход сборников стихов А.Кольцова и А.Полежаева.)
Вопросы классу: Что вы знаете об этих произведениях искусства? Какова их тематика? Какую идею несут в себе эти произведения? Могли они натолкнуть на мысль о создании исторической повести?
Ученики вспоминают, что им уже известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию для изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответ. Стадия вызова включает:
* актуализацию имеющихся знаний;
* пробуждение интереса к получению новых знаний;
* постановку учеником собственных целей обучения.

Учитель:

Историческая основа повести – это и будет тема нашего урока. Какое историческое событие легло в основу повести? (Пугачёвское восстание). Эта запись станет центральной в "Кластере".

Кластер («гроздь»)—это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чем-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» — это тема занятия, вокруг нее — «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники», у «спутников» — свои.
^ Запись в центре доски: Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. (1773-1774). Это звезда, тема урока - историческая основа повести. Планеты, спутники - это ключевые слова и словосочетания, относящиеся к теме.
В тетрадях запись в три колонки:

Знаю хочу узнать узнал
Под записью начинаем строить схему "Кластера".
Задание: Какие события мы можем связать с центральной записью - "Пугачёвское восстание"? Подберите ассоциативные ряды к слову "восстание". С какими факторами ассоциируется слово "восстание"? (Ассоциации: период истории, политика, причины восстания, Пушкин, восстание декабристов, личность Пугачёва, культурный фон, движущая сила восстания - это лучиками в записи "Кластера" на доске расходятся пояснения к основному вопросу "Пугачёвское восстание", развитие "Кластера", схема разрастается).

Впишите в первую колонку все, что знаете о месте восстания, по каким городам оно прокатилось и где были разбиты войска Пугачёва. Укажите причины восстания. На каком культурном фоне родился замысел Пушкина о создании истории Пугачёвского бунта? Что вы знаете о восстании декабристов?

Используйте только ключевые слова для записи. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Коллективное обсуждение завершилось, сверимся с информацией на слайдах.

Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно.
Используется методический приём технологии критического мышления «Кластер». Цель: определить область знаний по данному вопросу, наметить дальнейшие планы изучения, определить границы необходимого на данном уроке, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.

Кластер: в центре доски запись, обведённая в кружочек, - «Восстание под предводительством Пугачёва». Какие ассоциации с бунтом? Ответы: причины, политика, восстание декабристов, Пушкин, историческая эпоха. Каждую версию записываем на доске, обводим в кружочек, соединяем линиями с центральной записью. От кружочка с записью «Причины, заставившие Пушкина обратиться к теме восстания» протянутся следующие стрелочки с направлениями: «Казнь декабристов», «Культурный фон», от «Культурного фона» - множество стрелочек с указанием на виды искусства, указанные в таблице на доске в начале урока, от кружочка "Казнь декабристов" потянутся стрелочки в логических направлениях: дружба Пушкина с декабристами, встреча с царём, послание стихотворения "В Сибирь", и так до бесконечности, как цепная реакция, может разрастаться схема "Кластер". Здесь нужно отметить, что будет за пределами нашего познания на уроке, что учащиеся изучат на других предметах: истории, культурологии, а с какими вопросами ознакомятся самостоятельно, для себя… Остаётся огромное пространство для расширения кругозора. В этом достоинство «Кластера». Учащиеся видят безграничность познаний, демонстрируемую на схеме "Кластера", учатся ориентироваться в море информации и делать самостоятельный анализ., учатся мыслить критически, а это значит - самостоятельно.

Несколько учащихся называют, что они вписали. После уточнения учителя вписанные вопросы и будут планом урока. Таким образом, учащиеся самостоятельно определили, что им надо изучить на данном уроке.
^ Задание классу:

На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:

1. Выяснить историческую основу повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

2. Познакомиться с историей крестьянского бунта под предводительством Пугачёва.

3. Определить причины, заставившие Пушкина обратиться к теме восстания.

Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке цели урока. Названные цели полно и всесторонне отобразили содержание урока. Далее идёт работа в группах по материалам учебника, сообщения подготовленных учеников.
III. ^ Стадия осмысления

Подводим итоги . Учащиеся делают вывод:

Хронологический комментарий (датировка крестьянской войны под руководством Е. Пугачёва, событий жизни Пушкина, исторический период создания повести)

Географический комментарий (места, где происходили события).

Комментарии к историческим личностям, упоминаемым в произведении. Сообщения "спикера" от каждой группы, в которых идёт подведение итогов исследовательской деятельности по "Кластеру".

( Используются материалы учебника, рассказ учителя и собственные наблюдения).
Резюме учителя.

Причины обращения Пушкина к теме Пугачёвского восстания.

История создания и особенности построения повести.

Оценивание работы учащихся на уроке.
^ Домашнее задание: записать содержание глав повести одним – двумя предложениями, чтобы получилось название главы. Класс делится на три группы, каждой даётся по четыре главы.

Задание индивидуальное. Ответить на вопрос: «Что осталось в «Кластере» за пределами изученного?» Пополнить информацией. Это задание поручается выполнить только по желанию учащегося.

Исследовательское индивидуальное задание. Составить словарь устаревших слов по материалам повести.

Творческое задание. Рассказать о картине А.Иванова «Явление Христа народу».

Похожие:

Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок по повести А. С. Пушкин "Капитанская дочка"
Тема: «Читая, размышляй». Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconЕго «Пугачев» историческая личность и Пугачев – литературный герой...
Путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста определить отношение к Пугачеву как к исторической...
Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрока: Обучающие
...
Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок литературы в 8 классе Урок викторина по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Цели
Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: Вако, 2007
Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» icon«Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»)
«Дубровский», «Капитанская дочка». В 30-е годы 19 века Пушкин отошёл от своих крайне радикальных юношеских взглядов. Он не признавал...
Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» icon8 класс.«Загадки А. С. Пушкина в повести «Капитанская дочка»
Мы прочли последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась...
Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок исследование. Формы урока: работа творческих групп, инсценирование...
Данилина И. Ю., учитель русского языка и литературы лицея №24 города Ельца Липецкой области
Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconЛитературная игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Белогорская крепость», «Оренбург», «Бердская Слобода», «Царское Село», «Симбирск», «Москва»
Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconАдаменко О. К. Тест по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?
Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconЧто вы знаете о супруге Пушкина?
Укажите название главы повести «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница