Скачать 33,03 Kb.
|
Пугачев - историческая личность и литературный персонаж (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Цели урока: Путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста определить отношение к Пугачеву как к исторической личности и художественному образу; через восприятие образа Пугачева прийти к осознанию идеи повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», дать оценку Пугачевскому восстанию. Задачи: Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественным произведением, научить различать исторический источник и авторские тексты, развивать логическое мышление; прививать интерес к изучению истории и литературы, воспитывать гуманность и милосердие. Проблемный вопрос Пугачёв – жестокий злодей или незаурядная личность Ход урока Вступительная часть ^ . Сегодня у нас необычный урок - истории и литературы одновременно. Тема его - «Пугачев» - историческая личность и Пугачев – литературный герой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». На уроке мы будем использовать исторические материалы для характеристики одного из главных героев повести, а именно Емельяна Пугачев, который, подняв восстание, всколыхнул Россию от Урала до Заволжья. Эта личность всегда особенно интересовала и историков, и государственных деятелей, и писателей, и художников. ^ . Давайте вспомним, что представляла собой эпоха так называемого золотого века Екатерины II, время блестящих побед русской армии, расцвета культуры и укрепления абсолютизма. Россия делала значительные шаги в своем общественном и экономическом развитии, и одновременно с этими эпохальными изменениями все более остро вставал крестьянский вопрос, связанный крепостным правом. Основная часть ^ Сообщение ученика. Вторая половина 18 в.- это время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений. Одной из самых трагических страниц в истории России является гражданская война 1773-1775 гг. «Мятеж, горстию непослушных казаков, усилившийся по непростительному нерадению начальства и поколебавший государство от Сибири до Москвы»- так писал об этом восстании Пушкин. Историки именуют события 1773-1775 гг. Пугачевщиной. ^ . Взгляд на предводителя крестьянского восстания противоречив: одни видели в нем смельчака, бросившего вызов Екатерине II; другие – умного, проницательного человек (портрет Пугачева.) ^ Посмотрите на портрет Пугачёва: он написан поверх портрета Екатерины II. Портрет говорит о том, что художник сочувствует Пугачёву. ^ «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина. (Просмотр сюжета.) Каким вы увидели Пугачёва в этом фильме? Посмотрим на Пугачева глазами Пушкина, который, изображая Пугачевское восстание в повести «Капитанская дочка», пытался не только понять и объяснить мотивы его поступков, но и указать путь, по которому надо идти, чтобы выбраться из «бурана» истории (указать на эпиграф), из этой «мглы», среди которой «дороги нет». И в этом нам помогут знания и по истории, и по литературе. ^ .( Буклет «Из истории пугачёвского восстания».) Учитель истории. Почему же казаки поверили Пугачеву? Ведь истинным в глазах народа являлся тот монарх, который был, во-первых, законным, во-вторых, справедливым, в-третьих, благочестивым. . ^ . При помощи, каких литературных приемов Пушкин показывает близость Пугачева к народу? А сейчас вы поработаете с указом Пугачева от 31 июля 1774 г. и текстом повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», выделите черты характера Емельяна Пугачева и по итогам своей исследовательской работы вы должны сделать презентацию, ответить на проблемный вопрос и сделать выводы. Вы будете работать в парах (смотри «Критерии оценивания деятельности учащихся»). Исследовательская работа учащихся с Указом Пугачёва от 31 июля 1774 года и текстом повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка. Защита работ учащимися. Вывод. Тест. Учитель литературы. 1. Отступил ли Пушкин, изображая Пугачёва, от исторической правды? 2.Какие сцены вымышлены? 3. Чем закончилось восстание? 4. Как это показывает Пушкин? Учитель истории 5. Можно ли было избежать восстания? Подведение итогов. . |
![]() | Урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев:... Цель урока: на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв:... | ![]() | Сочинение по произведению А. С. Пушкина "Капитанская дочка" В «Капитанской дочке» два главных героя – Гринев и Пугачев. И они не уступают друг другу |
![]() | Урок по повести А. С. Пушкин "Капитанская дочка" Тема: «Читая, размышляй». Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | ![]() | Жиками бежал к Пречистенской, и оттоле на уральские заводы. Усталая конница не могла его достичь Ш. «Пугачев не имел уже намерения идти на старую столицу. Окруженный отовсюду войсками правительства, не доверяя своим сообщникам,... |
![]() | 8 класс.«Загадки А. С. Пушкина в повести «Капитанская дочка» Мы прочли последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась... | ![]() | Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Цели: 1 образовательные: актуализация знаний учащихся об основных вехах биографии А. С. Пушкина, исторических событий того периода,... |
![]() | Тема: благородство петра гринева и нравственная красота маши мироновой... Цель: развивать умение понимать подтекст произведения; приобщать к урокам нравственности, находя их в поступках героев; развивать... | ![]() | Перечень вопросов по литературе Народная историческая песня «Пугачёв в темнице». Её анализ с точки зрения народнопоэтических средств. (Билет 7) |
![]() | Литературная игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» «Белогорская крепость», «Оренбург», «Бердская Слобода», «Царское Село», «Симбирск», «Москва» | ![]() | Проверочная работа по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Определите... Назовите художественные приемы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева |