Урока: Обучающие




Скачать 114,3 Kb.
НазваниеУрока: Обучающие
Дата публикации02.10.2013
Размер114,3 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
Урок литературы в 8 классе по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: Заседание художественного совета (итоговый урок, урок-проект)

Тема: Заседание художественного совета (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Цели урока:

Обучающие: обобщить изученное и на основе творческих заданий проверить усвоение сюжета, композиции, темы, основных образов, языка и стиля повести;

-показать мастерство Пушкина-психолога.

Развивающие: развивать творческие возможности учащихся.

Воспитательные: умение работать в группе.

Оборудование: мультимедийная презентация, эскизы костюмов и декораций, записи отрывков из музыкальных произведений.

^ Форма урока: урок-зачет.

Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Вступительное слово учителя:

Последний, зачетный урок по повести «Капитанская дочка» пройдет в форме заседания художественного совета, на котором вы в качестве членов этого совета выступите со своими предложениями и замечаниями по поводу того, как нам снять фильм по этой книге.

На художественном совете мы должны: сообщение целей урока. Для этого на совет были приглашены продюсер, исторический консультант, режиссеры, литературовед, сценаристы, художники-декораторы, гримеры, музыковед, артисты.
III. Выступления творческих групп.

Учитель: Первым на нашем художественном совете выступит исторический консультант. Он приглашен для того, чтобы воссоздать эпоху конца XVIII в., эпоху Пугачева, показать причины обращения Пушкина к этой теме, созвучность, современность времени Пушкина и времени Пугачева.
1.^ Выступление исторического консультанта.

В начале 30-х годов XIX в. неутихающие крестьянские волнения вновь вспыхивают с большой силой. В дневниках и письмах Пушкина остались заметки, свидетельствующие о волнении, с каким поэт воспринимал известия о трагических событиях, связанных с этими бунтами. Интерес к родной истории приводит к тому, что Пушкин обращается к военному министру Чернышеву за разрешением получить доступ к документам, касающимся следственного дела о Пугачеве. Пушкина интересует Пугачев, причины народного восстания под его предводительством и обстоятельства его поражения. Это объясняется тем, что Пушкин, человек политически мыслящий и отзывающийся на вопросы современности, хочет проанализировать такой исторический факт, как восстание Пугачева, и выяснить, изменились ли отношения между крестьянством и государством за 60 лет со времени поражения народного восстания. Он считает, что вопросы, вызываемые этим явлением, не потеряли своей жизненности и злободневности. Разгром восстания 14 декабря 1825 года поднял, в свою очередь, новые социальные проблемы, связанные с оценкой исторического прошлого и современности.

В начале 1833 года Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях 1773-74 гг и приступил к работе. Осенью 1833 г он совершает поездку в Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, побывал в Бердской слободе, «столице» Пугачева, слушал рассказы старых казаков и казачек о Пугачеве. В начале 1834 года вышел исторический труд Пушкина «История Пугачевского бунта» с рядом цензурных изъятий и исправлений.

Замысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до начала работы над «Историей Пугачева», в то время, когда он писал «Дубровского». Работа над исторической повестью продолжается несколько лет. Меняется план, сюжетное построение, имена действующих лиц. Пушкин изучил подлинные дела родовитого офицера Шванвича, добровольно перешедшего к Пугачеву, офицера Башарина, взятого Пугачевым в плен. Многочисленные изменения плана говорят о том, насколько трудным и сложным было освещение этой темы для Пушкина.

В 1836 г. «Капитанская дочка» была закончена и опубликована. Многолетнее изучение Пушкиным движения Пугачева привело к созданию исторического труда «История Пугачева» и художественного произведения «Капитанская дочка».
^ Учитель: Режиссер – главное лицо на съемочной площадке. Он видит, представляет весь процесс съемок, весь фильм, знает, как это делается, руководит артистами и всей съемочной группой. Каждый режиссер, снимая фильм, хочет выразить свое отношение к тому, что он делает, свою идею. На наш совет приглашены два режиссера, которые считают основной проблемой, поднятой Пушкиным, - проблему чести. Но у каждого из них на эту проблему есть своя точка зрения.

Первый считает определяющим в этом вопросе взгляд на проблему чести в народном понимании и главным ее выразителем – Пугачева. Такой подход совпадает с тем, что в киноискусстве уже существует: был снят фильм, где упор был сделан на личность Пугачева как народного заступника (особенности того времени). Второй делает акцент на дворянском понимании чести и долга и в любви, и в службе. Наша задача – выслушав обоих режиссеров, принять решение о том, какая идея более интересная.
2.^ Выступление группы режиссеров.


  • Сообщение первого режиссера «Честь в дворянском понимании»:

Одна из главных проблем повести – проблема чести (она заявлена в эпиграфе). В этой связи мне интересно, как вопрос чести связан с дворянством, с теми образами, которые имеют дворянское происхождение. Начнем с Петра Гринева. Он рос, «гоняя голубей и играя в чехарду с мальчишками». Но вот пришла пора послужить родине, выполнить долг перед ней. Отец его хочет, чтобы сын был продолжателем лучших дворянских традиций, поэтому не ищет ему тепленького места, не защищает его от трудностей. Отец при прощании дает ему наказ: цитата, гл.1. До этого момента он не задумывался над тем, что такое честь. Но отец произнес эти слова, они запали ему в душу, и в дальнейшем он следует завету отца. Первые шаги самостоятельной жизни уже выявляют формирование этого понятия. Встреча с Зуриным показала нам и легкомыслие Гринева, и грубость по отношению к слуге, но в то же время в стремлении отдать долг (не очень серьезный – проигрыш в биллиардной игре) мы видим представление о необходимости держать слово, о честности. А первая встреча с Пугачевым во время бурана, стакан вина и заячий тулуп говорят о человечности и способности молодого Гринева к чувству благодарности. Ссора со Швабриным – о благородстве Гринева: он вступился за честь девушки, о любви которой к себе еще не знает. В эпизоде суда Пугачева Гринев вновь проявляет мужество и верность данной присяге: «Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей» (т.е. готовясь к смерти). Он отказывался поцеловать руку Пугачева: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».

Гринев хорошо усвоил завет отца: «Береги честь смолоду». В самой экстремальной ситуации Пушкин так передает его размышления: «Я смутился: признать бродягу государем был я не в состоянии…». Как видим, линия верности долгу продолжает выдерживаться. Он последователен в своих поступках.

Под стать ему и капитан Миронов – добрый, простодушный, пусть даже несколько ограниченный человек. Но и он не хочет принимать присягу на верность Пугачеву, т.к. считает, что дело чести – служить тому, кому присягал первый раз.

И только Швабрин не имеет понятия о том, что такое честь человеческая, честь офицерская. Хотя, возможно, какое-то понятие, очень поверхностное, есть – ведь в Белогорской крепости он оказывается вследствие участия в дуэли. Но дальнейшие его поступки указывают на то, что он бесчестный человек – письмо родителям Гринева, переход на сторону Пугачева. Да, возможно, были дворяне, которые добросовестно, искренне пошли с Пугачевым, но ведь Швабрин меняет свои убеждения только ради сохранения жизни. Переход его на службу к Пугачеву вызван низкими, корыстными интересами. Он – полная противоположность Гринева. Он образован, может быть, даже умнее Гринева. Но в нем нет ни доброты, ни благородства, ни чувства чести и долга. Он последователен в своем бесчестии. Вот этот вопрос будет для меня определяющим в работе над фильмом.


  • Сообщение второго режиссера «^ Честь в народном понимании».

Меня интересует проблема чести, но мне бы хотелось показать народное представление о ней, что такое честь в понятии русского человека. В связи с этим я бы акцентировал внимание на образе Пугачева.

Образ этот очень не простой. Казак, предводитель народного восстания, с точки зрения большинства дворян - бунтовщик. Он может и схитрить, и обмануть, и проявить силу, и жестокость – в случае казни капитана Миронова и расправы с офицерами. Но, с другой стороны, он вывел Гринева к постоялому двору во время бурана. Он помнит стакан вина и подаренный тулуп, и поэтому милует офицера Гринева по просьбе Савельича. Здесь можно отметить способность Пугачева к добрым движениям сердца. Кроме того, он уважает убеждения других людей и не расправляется с Гриневым после того, как тот отказывается служить ему.

А тот факт, что после своеобразного военного совета он отпускает Гринева «на все четыре стороны», даже не задумываясь о том, что перед ним человек из враждебного лагеря, хотя его сподвижники не доверяют дворянскому офицеру. В этом и доброта его, и стремление отблагодарить. «Долг платежом красен» - в этом метком народном выражении заключается представление о чести и Пугачева.

Но ведь не только по отношению к Гриневу поступает так Пугачев. Когда он узнает о том, что Маша томится в крепости у Швабрина, Пугачев едет туда, не обращая внимания на то, что это дочь коменданта крепости, который не хотел ему покориться. Потому что здесь речь идет о чести сироты, женщины, и принимает решение только в пользу беззащитного, слабого существа.

И последнее. В 9 главе Пугачев говорит Гриневу: «Улица моя тесна…». Он предчувствует свою дальнейшую судьбу.

А поступает он так потому, что последователен в своем представлении о чести. «Береги честь смолоду» - значит оставайся человеком в любых условиях, в какие бы ни поставила тебя судьба. Это нравственный принцип жизни не только дворянина Гринева, но и народного героя Емельяна Пугачева.
^ Учитель: Литературовед приглашен для того, чтобы осветить идейно-художественное своеобразие произведения, которое сегодня обсуждается.
3.Сообщение литературоведа:

Емельян Пугачев – единственное лицо в повести, которому дана развернутая портретная характеристика, к его образу стягиваются обе сюжетные линии. Можно сказать, что этот образ – композиционный центр произведения.

Человечность, гуманность, великодушие – лучшие черты русского характера – вот что подчеркивает автор в герое, ничуть не идеализируя его образ. Эти черты раскрываются не в прямом авторском изложении, а через восприятие рассказчика Петра Гринева. Ни одним словом автор не обмолвился в похвалу Пугачева, в восхищении им. Но в стихотворных эпиграфах упоминался то лев, то орел; сам Пугачев рассказывал сказку об орле и вороне. При помощи таких образных средств автор добивается сочувствия к Пугачеву.

С этой темой тесно сливается и вторая тема – честь, долг и верность и в любви, и в службе. Эпиграф «Береги честь смолоду» созвучен авторской мысли. Ситуации, в которые попадают действующие лица, убеждают нас в том, что у многих из них высокое понятие о чести, долге. Петр Гринев, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Пугачев не раз доказывали нам это.

Кроме того, авторское отношение к изображаемым событиям отражено и в подборе эпиграфов, которые являются «смысловым ключом к пониманию каждой главы». Они взяты из произведений поэтов екатерининской эпохи. Эти поэты в своих произведениях прославляли высокое служение отчизне, верность долгу и дворянской чести.

Фольклорные эпиграфы отражают исторический, социальный, нравственный опыт народа, его быт, интересы, воззрения, идеалы, его мудрость, подчеркивают высокие нравственные устои народной жизни.

Читая повесть, мы обращаем внимание на общность моральных принципов, по которым живут Гринев и Пугачев. Именно они способствуют сближению молодого дворянина и вожака народного бунта. Оба они открыты, искренни, великодушны, умеют платить за добро добром, ненавидеть двуличие, подлость, трусость и подлость. Основу нравственности Гриневу заложили его родители, особенно отец. Но откуда же эти принципы у Пугачева? Их источники – идеалы добра и справедливости, которые вырабатывались народом на протяжении многовековой истории. Недаром Пушкин в своих эпиграфах отражает два пласта культуры – дворянской и народной.

«Береги честь смолоду» - это выражение жизненного кредо самого автора. Писатель опускает первую часть пословицы, что придает оставшейся фразе универсальный характер, возводя ее в нравственный принцип жизни для людей, независимо от их сословной принадлежности.
^ Учитель: Сейчас мы предоставим слово человеку, который занимается переводом художественных произведений на язык кино. Это сценарист. Иногда их бывает несколько. Это та группа, которая литературный материал перерабатывает так, чтобы его можно было увидеть, поставить. Представьте, пожалуйста, свой план повести, расскажите, какие эпизоды вы выделили и как их озаглавили.
4. ^ Выступление группы сценаристов (представление планов повести).
Учитель: Свои дополнения внесет ассистент режиссера, который проводил исследование текста с точки зрения языка, стиля повести, речи героев.
5.^ Выступление ассистента режиссера «Язык героев повести».

Первое появление Пугачева в образе «вожатого», «бродяги», «мужичка» (как называет его рассказчик) на фоне «мутного кружения метели» необычно само по себе. Примечательна также и речь героя – яркая, образная и чисто народная, богатая поговорками (примеры из гл. 2).

Разговор прохожего и хозяина постоялого двора тоже не может не привлечь к себе внимания. Вот как иносказательно обсуждают возможности возобновления «только что усмиренного … бунта казачьего яицкого войска» (цитата из гл. 2).

Интересно содержание и характер речи Пугачева в момент военного совета (гл.6).

Диалог Гринева с Пугачевым в 11 гл. изобилует любимыми пословицами («Долг платежом красен», «Казнить так казнить, миловать так миловать»). Они выражают размах, широту его богатой натуры.

Калмыцкая сказка завешает 9 гл., она аллегорична и символична по-народному. Итак, речь Пугачева ярка, выразительна, образна.

Речь офицера Гринева – речь грамотного дворянина (примеры).

Язык капитана Миронова совершенно отвечает его простому происхождению и доброму характеру: «А, слышь ты, Василиса Егоровна,… я был занят службой: солдатушек учил». Народные обороты, как видим, свойственны и ему. Иногда в его речи появляются слова из военно-служебного лексикона: «Поединки формально запрещены в воинском артикуле».

В речи Ивана Игнатьевича, как и в речи коменданта, присутствуют выражения военно-служебные, но есть в них и архаический оттенок: «В фортеции умышляет злодействие, противное казенному интересу». В отличие от коменданта, Иван Игнатьевич в обращении своем с малознакомыми людьми употребляет обороты, свидетельствующие об известной воспитанности: «Смею спросить, вы в каком полку изволили служить? А, смею спросить, зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон? Чаятельно, за неприличные гвардии офицеру поступки…»

Василиса Егоровна – женщина добрая и сердечная, в своей простоте и искренности бывает бесцеремонной, грубоватой. Так она без стеснения рассуждает в присутствии молодых людей о бедности Маши: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить». Отметим, что приведенные слова дают представление и о своеобразии речи комендантши: это сочная, образная, сверкающая народными присловьями речь.

Язык других действующих лиц – Маши Мироновой, Швабрина, сподвижников Пугачева – не менее примечателен, но наиболее интересной является речь Пугачева, изобилующая народной лексикой, подчеркивающий его природный ум.
^ Учитель: Слово художникам-декораторам. Выслушаем их предложения по оформлению съёмочной площадки, павильона. Представьте совету свои эскизы с пояснениями.
6. ^ Выступление группы художников-декораторов.
Учитель: А теперь – предложения художников-гримеров и костюмеров. Какие костюмы, грим вам понадобится для съемок? Представьте свои наработки.
7. ^ Выступление группы художников-гримеров и костюмеров.
Учитель: Идеи по музыкальному оформлению фильма представит группа музыкальных редакторов. Какая музыка, по вашему мнению, должна звучать в фильме? Послушаем ваши предложения – музыкальные отрывки.
8. ^ Выступление группы музыкальных редакторов.
Учитель: А теперь проведем актерские пробы. Приглашаем претендентов на роли представить нам свои инсценировки.
9. Выступление группы актеров.
IV. Подведение итогов.
V. Заключительное слово учителя: «Капитанская дочка» - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать писатель своей повестью? Вот это мы и пытались выяснить сегодня в такой нестандартной форме. И, может быть, наши размышления, находки, догадки действительно лягут в основу нового фильма по повести Пушкина, в которой поднимаются такие актуальные вопросы для человека любой эпохи.

Похожие:

Урока: Обучающие iconУрока Обучающие
Обучающие: познакомиться с главами из книги «Времена года» М. М. Пришвина, научиться давать идейно – эстетический анализ текста
Урока: Обучающие iconУрока: обучающие
Цель урока: Развивать умения: владение письменным общением, вести конструктивный
Урока: Обучающие iconПлан-конспект урока по технологии тема урока: комнатные растения в жизни
Обучающие: создать условия для формирования практических умений и навыков, учащихся при работе с творческими проектами
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Охватывает большой срок
Урока: Обучающие iconПлан урока цели урока: Обучающие: организовать деятельность учащихся...
В результате изученной темы учащиеся должны
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Уроки внеклассного чтения по рассказу Юрия Буйды «Фарфоровые ноги» в старших классах
Урока: Обучающие iconТема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока
Задачи урока. Обучающие: изучить основные этапы природопользования в истории человечества и их воздействие на биосферу; познакомить...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие (дидактические)
«Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько новых зерен-княжеств»
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Развивающие: развивать эмоциональную память, внимание, активное, творческое, ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать,...
Урока: Обучающие iconКонспект урока биологии в 8 классе
Обучающие: Обеспечить углубление и усвоение знаний о заболеваниях органов дыхательной системы и их профилактики. Сформулировать правила...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница