Опрос учащихся




Скачать 84,04 Kb.
НазваниеОпрос учащихся
Дата публикации28.09.2013
Размер84,04 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок

Опрос учащихся



Основным видом проверки знаний учащихся, как по всем предметам, так и на уроках истории является опрос учащихся, главным образом устный, но также и письменный. Опрос тесным образом связан со всеми элементами работы учителя в классе - с повторением, с учетом, с рассказом преподавателя.

Опрос учащихся - прежде всего определенная часть урока.

Функции опроса:

  1. Опрос - средство контроля; этот элемент контроля имеет место в тех случаях, когда ученикам ставятся какие-либо вопросы.

  2. Опрос - средство закрепления знаний; ученик, отвечая на те или другие вопросы преподавателя, естественно, еще раз закрепляет изученный материал, часто с новых точек зрения, в разных разрезах.

  3. Опрос - средство повторения того или иного раздела курса или той или иной суммы вопросов курса.

  4. Опрос - средство анализа и разбора изучаемых в курсе документов.

Во всех этих различных случаях опрос будет иметь соответствующую форму, о чем речь будет ниже. Ясно, во всяком случае, что сводить опрос только к контролю не следует, как бы ни важна была эта его функция.

Надо, кроме того, отметить, что для учителя опрос играет еще роль самопроверки, иначе учителю трудно было бы судить, как учащимися воспринимаются его рассказы, достаточны ли его разъяснения. Бывают случаи, когда довольно большое число учащихся плохо отвечает по изложенной учителем теме. Это сигнал для учителя, - не произошло ли это оттого, что учитель что-либо недостаточно разъяснил. Отсюда следует, что учитель по результатам опроса учащихся часто может судить, достигает ли. цели его работа, достаточно ли он научил учеников разбираться в изучаемом материале, достаточно ли научил анализировать исторические факты, достаточно ли подготовил своих учащихся к обобщению и необходимым выводам на основе изученного фактического материала.

Необходимо также отметить, что опрос играет большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует воспитанию в учащихся практических навыков - умения раскрывать тему и докладывать ее аудитории, умения обосновывать и доказывать высказываемые им положения, воспитывает самостоятельное мышление учащихся при решении поставленных вопросов, способствует воспитанию чувства ответственности за свою работу

^ Организация опроса

Так как каждый отдельный урок представляет нечто цельное, то надо считать совершенно бесспорным, что учащимся в начале урока надо разъяснить цель урока и порядок их работы.

Это положение надо отнести и к отдельным частям урока. Поэтому перед опросом учащихся по изученному материалу весьма рационально очертить круг основных вопросов, подлежащих разбору Существующее мнение, что это излишне, так как ученики знают, о чем будут спрашивать, едва ли может быть признано целесообразным. Говорят, что если изучению на данном уроке подлежит, например, третий поход Антанты, а предыдущий урок дал учащимся материал по второму походу, то ясно, что основной вопрос будет поставлен относительно второго похода. Но, во-первых, учитель может в качестве первого вопроса дать задание рассказать не о втором походе, а о первом, может даже вначале спросить о причинах походов Антанты. Преподаватель вовсе не обязан на данном уроке опрашивать по материалу только предыдущего урока. Во-вторых, очень важно, что, давая круг вопросов, учитель самой постановкой их приучает учеников к овладению исторической перспективой, к пониманию связи исторических фактов, тем самым, развивая у них навыки исторического мышления. В-третьих, - и это тоже немаловажный момент - такое указание на круг вопросов мобилизует весь класс на слушание ответов товарищей. Ответ того или другого учащегося будет для него, конечно, отчетом о его работе; для других это будет средством повторения материала, средством его закрепления.

Вторым моментом в отношении организации опроса является положение, что учитель, как правило, не должен перебивать учащегося во время его рассказа.

Но могут быть такие случаи, когда вмешательство учителя будет возможным и необходимым. Прежде всего надо учитывать, что не все учащиеся одинаковы по своим личным качествам и способностям; на уроках мы должны учить, и при этом не только путем своего рассказа. Надо научить учащихся давать полный рассказ; в этих случаях возможны и рациональны добавочные вопросы, обращенные к отвечающему ученику, чтобы направить его рассказ по нужному руслу. Вот почему надо обращать внимание всего класса на то, что все учащиеся должны следить и за рассказом отвечающего, и за репликами и дополнительными вопросами учителя.

Нередки случаи, когда учащиеся старших классов, не приученные к аналитическому мышлению, избегают в своем рассказе разбора и анализа излагаемого им фактического материала; в этих случаях реплика учителя "Почему? " полезна, так как она дает стимул к углублению ответа.

Кроме подобных случаев можно указать' еще моменты, когда вмешательство преподавателя при ответе ученика необходимо; это бывает в тех случаях, когда ученик допускает в ответе грубые фактические ошибки (не обмолвки, которые, как и погрешности языка, легко исправляются ясной репликой учителя) и когда ученик развивает какую-либо неправильную концепцию или нечетко и даже неправильно объясняет такие понятия, как восстание, партия, профсоюз и т.п.

Совершенно ясно, что после рассказа отвечающего ученика классу или отдельным учащимся может быть предложено дополнить ответ товарища, если, по мнению преподавателя, это надо сделать в том или ином случае.

В заключение опроса, прежде чем перейти к изложению нового материала, очень полезно, чтобы учитель дал анализ и оценку ответов, подчеркнув положительные моменты и отметив недостатки.

^ Составные элементы опроса

Как правило, каждому отвечающему учащемуся задается не один какой-либо вопрос, а несколько. Ведь опрос является отчетом ученика о его работе. Обычно в качестве первого вопроса учащемуся дается для рассказа тема, главным образом из предшествующего урока или из изучаемой в данный отрезок времени темы; это необходимо для закрепления только что изученного материала.

После этого учащемуся ставятся два-три вопроса из материала изучаемого раздела или даже из ряда ранее изученных тем. Этим достигается постоянное повторение всего материала курса. Надо заметить, что это обстоятельство ни в коей мере не исключает специальных уроков повторения, на что и отводятся специальные часы в программах Министерства просвещения. Разумеется, на этих уроках повторения применяются и специфические формы опроса.

В связи с постановкой добавочных вопросов (помимо темы для рассказа) возникает вопрос: должен ли учитель давать ученику вопросы, непосредственно связанные с рассказом последнего или и не связанные?

Думается, что этот вопрос должен быть разрешен в следующем направлении. Как правило, почти всегда возможно поставить для проверки добавочные вопросы, органически связанные с темой основного рассказа учащегося. И если это возможно, то это и надо делать. Это очень важно и для навыков связывания исторических событий и часто для более полного освещения изучаемых вопросов. В самом деле, если учащийся IX класса рассказывал об условиях Тильзитского мира и говорил об образовании Варшавского герцогства, то не естественно ли в качестве добавочного вопроса предложить вопрос об истории раздела Польши? Или если в VIII классе ученик рассказывал о развитии капитализма в сельском хозяйстве Пруссии в период перед революцией 1848 г,, то естественно дополнительно предложить рассказать о буржуазных реформах в Пруссии в начале XIX в. Подобных примеров можно привести очень много.

Нет сомнения, что этот момент связи между вопросами - основными и добавочными - не должен носить формального характера, нарочитого придумывания этой связи.

Конечно, я не исключаю желание давать учащимся в целях проверки вопросы, не связанные с темой их рассказа. Например, считаю обязательным, если в своем предшествующем ответе учащийся получил плохую отметку, спросить его именно по этому материалу, чтобы убедиться, проработано ли им то, что было сделано плохо или недостаточно.

Так или иначе, одно из требований опроса - это всегда спрашивать пройденный материал; правилом работы на уроках истории должно быть положение, что нет "старого". В основных чертах - без мелочей и подробностей - материал курса учащиеся должны себе хорошо представлять.

Без этого учащиеся никогда не будут иметь прочных знаний. Кроме указанного типа добавочных вопросов преподаватели иногда считают нужным предлагать вопросы справочного характера о каких-либо деталях, хронологических датах, по карте. Эти вопросы надо считать правомерными. Это надо делать особенно в тех случаях, когда учащийся в своем рассказе опускает существенные детали, не датирует события и не пользуется в нужных по ходу рассказа моментах картой. Но, разумеется, надо добиваться того - и к этому учитель должен приучать собственным примером, - чтобы учащиеся сами в ходе своего ответа приучались датировать и пользоваться картой

^ Основные типы вопросов

Несомненно, что сообразно целям опроса и сама постановка вопросов, и их характер могут быть различны. Можно, во-первых, формулировать вопрос как тему для более или менее развернутого рассказа по той или другой определенной в хронологических рамках части курса. Например: "Экономическое развитие Англии в последней четверти XIX в.", "Падение царизма в России" и т, п. В этих случаях в старших классах не надо давать никаких разъяснений для плана ответа; ученик должен это сделать совершенно самостоятельно.

^ Вторым типом вопросов, которые также могут быть даны в виде темы для более или менее длительного изложения, являются вопросы, охватывающие то или иное явление в его развитии. Например: "Главные моменты закрепощения крестьян в Московском государстве", "Территориальный рост Московского государства", "История Лозунга "Вся власть Советам!" и т, д.

Надо иметь в виду, что подобного типа вопросы особенно удобно ставить на повторительных уроках. Предположим, что темой повторительного урока является только что пройденная большая тема о Французской буржуазной революции конца XVIII в. Ведь невозможно в течение одного, даже двух уроков провести последовательное повторение всех моментов темы в том хронологическом порядке, в каком тема изучалась: одного учащегося просить рассказать о взятии Бастилии, другому предложить рассказать о мероприятиях Учредительного собрания, третьему - о конституции 1791 г. и т. д. Ясно, что в этом случае надо поступить иначе-, имея уверенность, что основные факты учащимся уже известны, можно поставить такие вопросы: "Изменение политического строя Франции в период революции", "Как решался аграрный вопрос в течение Французской революции", "Ход войны Французской буржуазной революции против монархической Европы" и т. п.

Постановка подобного типа вопросов, кроме того, приводит к тому, что повторение не будет чем-то механическим, а будет развивать у учащихся навыки группировать и обобщать изученный ими фактический материал.

Очень важным, интересным и в некоторых случаях необходимым типом вопросов надо считать вопросы на сопоставление и сравнение, Такого рода вопросы особенно необходимы, например, при изучении курса новой истории в IX классе.

Так перед учащимися проходит ряд стран, их экономика, политический строй, борьба политических партий. При обычном, чаще всего встречающемся типе опроса ("Расскажите о политическом строе Германии в конце XIX в.", "Расскажите об экономическом развитии Франции в последней четверти XIX в.", "Расскажите об экономическом развитии Англии в последней четверти XIX в." и т, д.) часто учащиеся недостаточно четко охватывают конкретные и отличительные черты той или иной стороны развития отдельных стран, им это развитие кажется окрашенным в один и тот же цвет. Этого впечатления не будет, если учитель после изучения каждой страны постоянно будет в своем изложении и при опросе применять вопросы на сравнение; уже по изучении первых двух стран появятся вопросы: "Сравните политический строй Германии по конституции 1871 г. и Франции по конституции 1875 г."; "Укажите отличительные черты экономического развития Франции в последней четверти XIX в. по сравнению с развитием Германии"; "В чем отличие английского тредъюнионизма от французского синдикализма?" и т. д.

^ Следующим типом вопросов надо считать вопросы, рассчитанные на самостоятельное решение учащимися какой-либо задачи. Учитель может в своем рассказе и не давать исчерпывающего ответа на все вопросы темы. Если класс в достаточной мере владеет фактическим материалом, учитель может поставить тот или иной вопрос на разрешение класса. Например, рассказав материал о декабристах, учитель в конце может поставить вопрос: "Почему мы считаем декабристов революционерами? " В деле привития учащимся навыков самостоятельного мышления большую роль играет вопрос учителя: "Почему?" Например: "Почему анархо-синдикализм не имел успеха в Англии?", "Почему в Германии в рабочем движении играла большую роль политическая партия, а в английском преобладал тредъюнионизм?" и т. п. Как правило, нет нужды в старших классах школы на уроке после рассказа специально отводить время на закрепление только что изложенного материала. Но в отдельных случаях это бывает необходимо, например, если в классе изучается какой-либо документ. Если, например, учитель цитировал "Акт Священного союза", "Манифест 19 февраля 1861 г." и т.д., то он не может обратиться к какому-либо учащемуся с простым предложением пересказать содержание документа; это в очень многих случаях будет трудно; поэтому учителю надо будет предварительно поставить ряд кратких вопросов для выяснения основных положений, содержащихся в документе, и только после этого можно обратиться, если это нужно, с предложением пересказать весь материал документа.

Похожие:

Опрос учащихся iconГлава
Социологический опрос учащихся мкоу «Ингалинская сош»
Опрос учащихся iconАнкета «Учитель глазами учащихся»
Уважаемый старшеклассник, просим Вас выразить Ваше личное мнение в оценке эффективности работы педагога. Опрос анонимный
Опрос учащихся iconКак вы планируете провести лето?
Этот вопрос интересует, возможно, всех учащихся и педагогов нашей школы. Вот и мы, корреспонденты газеты «Наша школа», провели социологический...
Опрос учащихся icon-
Германию с фашизмом. Для подтверждения гипотезы, нами был проведен опрос среди учащихся 9Б класса. В нем приняли участие 24 человека,...
Опрос учащихся iconИспользование речевой зарядки при коррекции
В зависимости от целей, решаемых на уроке, учитель подбирает то или иное начало урока. Речевая зарядка- это фронтальный опрос учащихся...
Опрос учащихся iconРезультаты опроса среди педагогов, учащихся, студентов, родителей...
Министерством образования и науки Республики Татарстан в апреле-мае 2010 года проведен опрос среди педагогов, учащихся, студентов,...
Опрос учащихся iconКонспект предполагает отражение основных этапов урока: организационный...
Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала)
Опрос учащихся iconМатрица учебного курса «политология»
Просвещения и Нового времени (опрос 2-х студентов у доски и обсуждение) – 25 мин
Опрос учащихся iconСервиса проводит опрос среди учащихся и студентов с целью изучения...
Ваши полные и добросовестные ответы помогут нам изучить факторы употребления психотропных веществ отдельными молодыми людьми и разработать...
Опрос учащихся iconТермическая обработка стали
Методы обучения: устный опрос, рассказ, показ приемов учителем, демонстрация наглядных пособий, лабораторная работа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница