Методические рекомендации «История Кубани» 8 кл., ред. Еременко А. Г.




Скачать 88.13 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации «История Кубани» 8 кл., ред. Еременко А. Г.
Дата публикации26.09.2013
Размер88.13 Kb.
ТипМетодические рекомендации
pochit.ru > История > Методические рекомендации
1

8 класс, история Кубани

Тема: «Хозяйство и быт населения Кубани в XIX-XX вв.»

Тип урока: урок - виртуальная экскурсия

Используемый УМК: программа курса «Кубановедение» для 1-11 классов,авт. Еременко А.Г., Бенку И.В., Зрелова М.М.., Краснодар, 2005 г., «История Кубани конца XVIII- XIX век», 8 кл, авт.Трехбратов Б.А., Бодяев Ю.М., Краснодар, 2005г., «Кубановедение», поурочное планирование и методические рекомендации «История Кубани» 8 кл., ред. Еременко А.Г.
Цель: Познакомить учащихся с занятиями, условиями жизни и быта кубанских казаков.

Задачи:- сформировать представление о казачьем быте, показать его связь с традиционной народной культурой;

-на примере диалектных названий, встречающихся в нашей станице, показать особенности построек, предметов быта, утвари, характерных для станиц черноморских казаков;

- знакомя учащихся с достопримечательностями Новолеушковской, прививать чувство любви к своей малой родине.

.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран
План занятия
Вступительное слово учителя

I. Основание станицы, история её названия.

II. Жилище казака.

III. Внутреннее убранство хаты.

IV. Предметы быта.

^ V. Домашняя утварь.

VI. Костюм казака и казачки.

VII. Занятия казаков

VIII. О чем рассказали старинные здания.

IX. Закрепление.
Вступительное слово учителя:



2

Богато событиями историческое прошлое Кубани.(сл.№5) Степные кочевники-скифы пасли здесь табуны быстроногих коней. Проходили по ней отряды грозных готов и орды царя Аттилы. В её речных протоках поили своих коней дружинники князя Святослава.(сл.№ 6) Топтали кубанские ковыли гривастые скакуны воинов Чингиз - хана.(сл.№7) Народы

приходили и уходили, оставляя после себя могильные курганы, крепости и города.(сл№8)

В конце XVIII века Кубань стала заселяться казаками.(сл.№9)

30 июня 1792 года Екатерина II подписала «Жалованную грамоту», по которой казакам передавались земли Тамани и Правобережной Украины. Первые переселенцы прибыли морем в конце августа 1792 года. Они основали станицы Полтавскую, Мышастовскую, Роговскую, Тимашевскую, Величковскую, Крыловскую, Калниболотскую.

^ I. Основание станицы, история ее названия.

(сл№10) Наша станица была основана в 1821 году атаманом Леушко, который отделил хозяйство своего сына в обособленный хутор, поставил ему дом на реке Тихонькой (сл.№11) .Вскоре рядом появились ещё пять домов, и потянулись сюда переселенцы из Полтавской и Черниговской губерний.(сл.№12) Так появилась Новолеушковская- станица, основанная молодым казаком Леушко. Владение старого атамана стали именовать Старолеушковской. И ныне стоят по соседству две казачьи станицы: Старолеушковская и Новолеушковская

Когда идешь по чистым широким улицам родной станицы, (сл.№13-16)

наслаждаясь её красотой, жадно вдыхая аромат милого сердцу уголка, невольно задумываешься, глядя на величественные здания о том, какой была эта самая станица 100-150 лет тому назад, какие люди в ней жили, какие песни пели, каковы были их нравы и обычаи? Ответы на эти вопросы дают воспоминания старожил, предметы старины, книга «Кубанская станица», автором которой является В.К. Панфилец, исторические здания.
^ II. Жилище казака (сл№17)

Под влиянием определенных социальных условий жизни на Кубани в жилых постройках появились местные специфические черты

Первые постройки были турлучными. Казачья хата представляла собой 12-ти метровое сооружение. Каркас из жердей, хвороста и камыша с двух сторон обмазывали глиной, смешанной с соломой (толщина 30-40 см.). (сл.№18) Потолок состоял из бревенчатых перекрытий (сволоков),

3

на которые накладывались тонкие жерди - слежи.(сл. №19) Сверху и снизу намазывался толстый слой глины. Подобная конструкция потолка носила название стеля. Чердачное помещение называлось горище.

Турлучные дома фундамента не имели.

Глинобитный пол – доливка накладывался слоем в 20-30 см. над поверхностью земли. Обувь в помещении не снимали, поэтому хозяйке часто приходилось подмазывать такой пол.

Хата состояла, как правило, из двух комнат – малой хаты и большой хаты. Иногда между ними был связующий коридор. Казачьи семьи были (сл. №20) большими, иногда в одной хате проживало три поколения одновременно. Только к концу XIX в. казаки стали отделять своих сыновей в самостоятельное хозяйство.

^ III. Внутреннее убранство хаты (сл №21)

Отличительным признаком кубанской хаты был ее внутренний план, единый для всех районов Кубани. Печь (груба) (сл.№22) ставилась в заднем углу хаты, налево или направо от входа, причем устье ее было повернуто к боковой длинной стене дома. По диагонали от печи располагался святой угол (сл.№23), в котором висели иконы – божницы и стоял обеденный стол.

Главным украшением большой хаты была празднично украшенная кровать. Цветочный орнамент (сл. №24), принесенный переселенцами с Украины, украшал наволочки, подузорники, вышитые ковры. (сл. №25) Неподалеку от кровати стоял сундук – скрыня, в котором хранилась одежда. Деревянный шкафчик для посуды – мисник, можно встретить только в доме зажиточного казака (сл.№26).

^ IV. Домашняя утварь (сл №27)

Приготовление пищи было делом женщин. (сл.№28) Пищу варили в печи. В каждой семье была необходимая утварь: чугуны; макитры, (сл.№29), ухваты – рогачи, чаплики, кочерги, ведра – цыбарки, коромысло. Белье тщательно выглаживали с помощью рубеля.(сл.№30, 31)

^ V. Костюмы казака и казачки. (сл.№32)

Форменный казачий костюм включал в себя бешмет (чекмень) красного или синего цвета. (сл.№33) На бешмет надевалась черкеска с газырями, покрой которой целиком был заимствован у горцев. Шилась она из фабричного сукна синего или черного цвета. К нему пристегивался башлык - капюшон красного цвета, служивший украшением и защитой от дождя и ветра. (сл. №34) К верхней одежде относилась бурка – меховая накидка. Головными уборами казаков были меховые шапки – папахи. (сл. №35) (позже кубанки)

Женщины – казачки одевались скромно. Верхняя кофта – рубаха (сорочка), нижняя юбка – спидница, обязательно белого цвета и верхняя

4

сатиновая или ситцевая юбки. Одежда незамужних казачек отличалась более яркой цветовой гаммой, чем одежда замужних. Замужние казачки волосы собирали в шлычку. Для них обязательным было ношение платка

^ VI. Занятия казаков (сл.№36)

Основное назначение казачества – несение воинской службы. В мирное время главным занятием было земледелие (сл.№ 37) Зажиточные казаки обзаводились мельницами, конюшнями.

(сл.№38,39) в собственности новолеушковского казака Г.Хлуса находилось 8 мельниц и кирпичный завод. Знатная конюшня была у казака Коломийца. (сл.№40)

Иногородние занимались кузнечным делом. Лучшим кузнецом в станице слыл Богдан Темник. В его честь была названа гребля. До наших дней западную часть станицы называют Богдановской греблей
^ VII. о чем рассказали старинные здания (сл.№41)

Совершая прогулки по улицам станицы, можно заметить среди новых благоустроенных домов и красивых современных зданий одинокие старинные постройки. Эти немые свидетели истории сегодня могут поведать нам интересные факты из истории нашей станицы.

Вот дом самого зажиточного казака Хлуса Георгия Георгиевича, (сл.№42)в этом здании сейчас разместилась детская консультация, на подворье расположилась станичная больница. Рядом с домом находится ныне действующая мельница, доставшаяся в наследство от Хлуса. У него в собственности находилось две ветряных и одна водяная мельницы, кирпичный завод, ныне действующий, три больших кирпичных дома, две хлебные ссыпки и дом в городе Ростове. Именно с его именем связано начало каменного строительства в Новолеушковской, которое началось в конце XIXв. До этого все постройкуи были турлучными.

Зажиточные казаки селились в центре станицы. На месте универмага стоял дом станичного писаря Василия Курило, напротив жила семья Иноземцевых, владевших лавкой и хлебной ссыпкой.

Школьное образование вплоть до XX века находилось в зачаточном состоянии. В здании нынешних школьных мастерских находилась церковно-приходская школа для мальчиков, рядом была синяя школа - одноклассное первостаничное училище.(сл.№43) Единственной учительницей была пенсионерка – Езуб Агафья Артемовна. В начале XX было открыто Александровское двухклассное училище, заведовал которым Мороз Роман Иванович. (сл.№44)

5

На месте Дворца Культуры (сл.№45) стояла деревянная церковь, построенная около 1875 года (разрушена в 1950), а напротив жил священник- отец Нил.

Здесь же, на центральной площади, красуются ещё два здания: (сл№46) мужская (1912) с четырехклассным сроком обучения и женская (сл.№47) (1915) гимназии. Теперь в этих зданиях разместились библиотека станичного округа и начальная школа СОШ №6. Богато историей прошлое здания женской гимназии, в котором во время Великой Отечественной войны размещался фронтовой госпиталь. 12 выпускников 1941 года и директор школы Д.Ф. Маврин в первые же дни войны добровольцами ушли на фронт и не вернулись. Выпускником этой школы был кавалер трех орденов Славы Никонов И.И. В память об этих событиях на здании школы у центрального входа установлены мемориальные доски.

На окраинах станицы жили иногородние и те казаки, что победнее. К ним было особое отношение. Улицы названий не имели, (сл.№48) зато районы назывались в зависимости от рода занятий жителей или особенностей местности. До наших дней сохранились некоторые из них: Мокрая (улицы, выходящие к берегу реки), Буряки (от названия выращиваемой культуры), Ворошиловская (в честь владельца торгового ларька) и Богдановская (на этой гребле стояли дом и кузница Богдана Темника) гребли.

В 1913 году в станице открылось первое почтовое отделение.(сл.№49) Почтальон не ходил по дворам, но громко выкрикивал имя адресата со ступенек почты. Теперь здесь достойно разместился школьный музей.

1910-1912 открывается приемный покой на месте современной поликлиники, в котором в советские времена, до 50-х годов находилось здание райсуда и районная тюрьма (сл № 50).

Аптека была у станичного фельдшера Г.А. Даневича (здание не сохранилось). Медицинскую помощь казаки получали бесплатно, а иногородние за плату.

Страницы истории нашей станицы можно перелистывать долго. Это тема не одного урока. Единственное, что остается бесспорным: чтобы любить свою малую родину надо знать и изучать ее историю(сл.№51)

^ Выводы: (сл.№52)

Закрепление (сл.№53)

Краевой фестиваль мультимедийной продукции

«Создание единой информационной среды»

Номинация «Кубановедение»

История Кубани 8 класс

Урок – виртуальная экскурсия

Тема: «Хозяйство и быт населения Кубани

в XIX-XX в.в.»

провела Загорулько Людмила Викторовна,

учитель истории и кубановедения

МОУ СОШ №6

Ст. Новолеушковской

Павловского района


Используемые источники информации

  1. Воспоминания старожилов, собранные учащимися,

  2. Б.А. Трехбратов «История Кубани XVIII- XIX в.», Краснодар, 2005 г.,

  3. ред. Чистов К.В. «Кубанские станицы», «Наука», М.,1967 г.

  4. К.В. Панфилец «Кубанская станица», «Северный Кавказ», ст. Динская, 1993 г.


Комментарии и рекомендации по использованию в работе данного проекта

Этому уроку предшествовало опережающее задание. Учащимися была проведена поисково-исследовательская работа по собиранию старинных названий предметов, утвари и т. д. Результатом этой работы стал не только этот урок, но и пополнение школьного музея ценными экспонатами.

Особенностью данного урока является универсальность и интегрированность. Так, например, его целесообразно использовать на уроках по модулю «Искусство Кубани», так как быт казаков тесно связан с народной культурой. Отдельные фрагменты можно использовать на интегрированном уроке по модулям «История Кубани» и «Кубанские говоры».

Собранный материал может стать основой для проведения внеклассных мероприятий на темы, связанные с воспитанием гражданственности и патриотизма, а также может служить сопроводительным текстом к экскурсии в музей кубанской старины. Конкретный урок может быть использован как в среднем звене, так и в старшем.

Что касается принципа работы, то эта форма урока позволяет провести виртуальную экскурсию и создать образное представление о быте казаков XIXв. Выбранные методы позволяют без особого труда вести словарную работу. Ее эффективность будет более высокой, т. к. имеет место подкрепление видеоматериала. Наилучшего результата можно ожидать в том случае, если видеоряд будет подкреплен эмоциональным рассказом учителя и практической работой учащихся.

Похожие:

Методические рекомендации «История Кубани» 8 кл., ред. Еременко А. Г. iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства в ред
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации «История Кубани» 8 кл., ред. Еременко А. Г. iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства...
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации «История Кубани» 8 кл., ред. Еременко А. Г. iconМетодические рекомендации / д м. н. В. Н. Сгибов, к м. н. И. Л. Лан...
Психотерапевтические аспекты реабилитации в сексологии: методические рекомендации
Методические рекомендации «История Кубани» 8 кл., ред. Еременко А. Г. iconМетодические рекомендации для изучения слушателями заочной формы обучения дисциплины
Финансовое право: Методические рекомендации для слушателей заочной формы обучения по специальностям -030501 – Юриспруденция; 030505...
Методические рекомендации «История Кубани» 8 кл., ред. Еременко А. Г. iconМетодические рекомендации / мук «мцб» Котовского муниципального района,...
Редактор: Н. А. Кузнецова, редактор отдела инновационно-методической деятельности и библиотечного маркетинга мук «мцб»
Методические рекомендации «История Кубани» 8 кл., ред. Еременко А. Г. iconМетодические рекомендации Саратов 2 008 ббк 74. 2 П 44 Редактор заведующий...
П 44 Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме: Методические рекомендации /...
Методические рекомендации «История Кубани» 8 кл., ред. Еременко А. Г. iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации «История Кубани» 8 кл., ред. Еременко А. Г. iconМетодические рекомендации для оу краснодарского края о преподавании предмета «Кубановедение»
«Кубановедение» – это самостоятельный учебный предмет, который реализуется в каждом учреждении системы общего образования Кубани...
Методические рекомендации «История Кубани» 8 кл., ред. Еременко А. Г. iconМетодические рекомендации москва 2004 Методические рекомендации обсуждены...
Методические рекомендации предназначены врачам хирургических специальностей, анестезиологам-реаниматологам, травматологам, терапевтам,...
Методические рекомендации «История Кубани» 8 кл., ред. Еременко А. Г. iconМетодическое пособие по курсу «История России (1861-1917 гг.)» включает...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница