"Русь" в этнокультурной истории Древнерусского государства IХ-Х вв. //Вопросы истории. 1989. №8




Скачать 410.96 Kb.
Название"Русь" в этнокультурной истории Древнерусского государства IХ-Х вв. //Вопросы истории. 1989. №8
страница1/4
Дата публикации25.09.2013
Размер410.96 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
  1   2   3   4
Задания для практических занятий по истории России до XVIII века

для студентов заочного отделения.
Тема I. «Повесть временных лет» о расселении славянских племен и их соседей в Восточной Европе. Начало русской истории по «Повести временных лет».

  1. «Повесть временных лет» как исторический источник (предполагаемое время, автор, причины создания, проблема редакций, сохранившиеся списки).

  2. Этническая карта территории Восточной Европы в I тыс. н.э. по «Повести временных лет» (расселение славянских народов, расселение неславянских народов на территории Восточной Европы, прародина славян и их миграции, происхождение этнонимов (названий племен и народов) Восточной Европы в I тыс. н.э.).

  3. «Повесть временных лет» о призвании варягов и образовании Древнерусского государства.

  4. «Норманнская» теория и «антинорманнские» концепции происхождения Древнерусского государства.


Источники и литература:

  1. Повесть временных лет (любое полное издание). До статьи «В лето 6391». См. ниже.

  2. М. Н. Тихомиров. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1962. Гл. 4. Летописи. На сайте: http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/tikhomirov/?id=1080

  3. Источниковедение истории СССР. М., 1981. Гл.4. Введение. § 1,3.

  4. Хабургаев Г.А. Этнонимия "Повести временных лет". М.,1979. Гл. 4-5.

  5. Рыдзевская Е.А. О роли варягов в Древней Руси // Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IХ-ХIV вв. М., 1978.

  6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХII – ХIII вв. М., 1982. С. 85-90, 290-315.

  7. Ловмяньский X. Русь и норманны. М.,1985. Гл.3-6.

  8. Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Название "Русь" в этнокультурной истории Древнерусского государства IХ-Х вв. //Вопросы истории. 1989. № 8.


Тема II. «Русская правда» о вотчине и категориях зависимого населения в Древней Руси.

  1. «Русская правда» как исторический источник. Ее основные редакции, история их возникновения, состав.

  2. Вотчина по краткой редакции «Русской правды»:

а) должностные лица вотчины;

б) зависимое население вотчины;

в) хозяйство вотчины.

  1. Положение холопов по «Русской правде»:

а) источники холопства (каким путем свободный человек или нехолоп мог стать холопом);

б) личность холопа. Степень его зависимости от господина (мог ли холоп иметь имущество, деньги, заниматься торговлей; мог ли он быть свидетелем в суде; мог ли отвечать за свои поступки; мог ли иметь семью и т.п.).

  1. Положение закупов по «Русской правде»:

а) личные права закупов. Степень их зависимости от господина;

б) владение имуществом и наличие собственного хозяйства;

в) закуп в суде.

  1. Закуп и холоп в хозяйстве своего господина. Их преимущественные занятия.


Источники и литература:

  1. «Русская правда» (любое полное издание). Краткая редакция. Пространная редакция. См. ниже.

  2. М. Н. Тихомиров. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1962. Гл. 5. Русская правда. На сайте: http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/tikhomirov/?id=1080

  3. Источниковедение истории СССР. М.,1981. Гл.5, § 1.

  4. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.,1953. Гл.5.

  5. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Л., 1974. С. 100-157.


Тема III. Вотчина в России в XIV в. Вотчина Константино-Еленинского монастыря по уставной грамоте митрополита Киприана. Повинности крестьян.

  1. Происхождение уставной грамоты митрополита Киприана. Когда она возникла и в связи с чем?

  2. Повинности крестьян (феодальная рента) Константино-Еленинского монастыря на основании этой грамоты:

а) отработочная рента;

б) натуральная рента;

в) денежная рента.

  1. Зависимость величины ренты от имущественного положения крестьянской семьи.

  2. Характеристика хозяйства Константино-Еленинского монастыря (отраслевая структура, натуральный или товарный характер и т.п.).


Источники и литература:

    1. Уставная грамота митрополита Киприана 1391 г. // Хрестоматия по истории СССР. С древнейших времен до конца XV века. М.,1960. С. 532-534. См. ниже.

    2. Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века. Кн.1. М.,1952. С. 526-530.



^ ТЕКСТЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Повесть временных лет

"Повесть временных лет" - наиболее ранняя из сохранившихся русских летописей, составленная в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Ее текст дошел до нас в составе более поздних памятников русского летописания XIV-XVIII вв. Повесть рассказывает о древнейшей истории восточных славян, возникновении Древнерусского государства, первых правителях Киевской державы, важнейших событиях политической жизни Руси X - нач. XII в.

^ "СЕ ПОВЕСТИ ВРЕМЯНЬНЫХ ЛЕТ, ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУСКАЯ ЗЕМЛЯ, КТО ВЪ КИЕВЕ НАЧА ПЕРВЕЕ КНЯЖИТИ, И ОТКУДУ РУСКАЯ ЗЕМЛЯ СТАЛА ЕСТЬ".

(Перевод с древнерусского, извлечение)

Так начнем повесть сию. <...>

По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть славяне. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава. а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные —поморяне. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И Поэтому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю Варягов, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра. Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божия, будет город великий, и воздвигнет бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп.

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековиц, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривиией. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а между тем Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, гот царь, при котором он приходил. Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же. вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.

И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город – Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане. дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова: ливоцы — эти говорят на своих языках, они — потомство Иафета. живущее в северных странах.

Когда же славяне, как мы уже говорили, жили на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были насильники славянам. Затем пришли белые угры и наследовали землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, который ходил походом на персидского царя Хоздроя. В те времена существовали и обры, воевавшие против царя Ираклия и чуть было его не захватившие. Эти обры воевали и против славян и примучили дулебов — также славян, и творили насилие женам дулебским: если поедет куда обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его — обрина, – и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, а умом горды, и бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли как обры», — их же нет ни племени, ни потомства. Вслед за этими обрами пришли печенеги, а затем шли черные угры мимо Киева, но было это уже после — при Олеге.

Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; вот почему греки называли их «Великая Скифь».

Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее – кто что даст. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие закон. <...>

Так вот и при нас теперь половцы держатся закона отцов своих: кровь проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту — хомяков и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и выполняют иные обычаи своих отцов. Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы крестились во Христа и во Христа облеклись.

Вслед за тем, по смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), притесняли полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?». Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Станут они когда-нибудь собирать дань и с нас и с иных земель». И сбылось сказанное ими, так как не по своей воле говорили они, но по божьему повелению. Так вот было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: «Этот унизит когда-нибудь Египет». Так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва работали на них евреи. Тоже и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день.

В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим. От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет, а от пленения до Александра Македонского 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года. А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, потому что он сел в Киеве, до первого года княжения Игоря 31 год, а от первого года княжения Игоря до первого года Святославова 33 года, а от первого года княжения Святослава до первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет. Но возвратимся мы к прежнему и расскажем, что произошло в эти годы, — как уже начали: с первого года царствования Михаила, и расположим по порядку года. <...>

В год 6366 (858). Царь Михаил отправился с воинами на болгар по берегу и морем. Болгары же, узнав об этом, не смогли противостать им, попросили крестить их и обещали покориться грекам. Царь же крестил их князя и всех бояр и заключил мир с болгарами.

В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма. <...>

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере —весь, в Муроме —мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Тамошние же жители ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде. <...>.

В год 6374 (866). Отправились Аскольд и Дир войной на греков и пришли туда в четырнадцатый год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, совершили много убийств христиан и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы и омочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны, чтобы разметать корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой. <...>.

В год 6376 (868). Начал царствовать Василий. В год 6377 (869). Крещена была вся земля Болгарская. <...>

В год 6387 (879). Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу — родичу своему, отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал. <...>.

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своих мужей. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам отправился к ним вместе с младенцем. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря, добавил: «Вот он сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли: Аскольда — на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет матерью городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В год 6392 (884). Отправился Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, и не позволил им платить дань хазарам, говоря так: «Я враг их, и вам им платить незачем».

В год 6393 (885). Послал Олег к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам; но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали, и властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северяна­ми, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.

^ Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси: XI - начало XII века. М., 1978. С. 25-41.
  1   2   3   4

Похожие:

\"Русь\" в этнокультурной истории Древнерусского государства IХ-Х вв. //Вопросы истории. 1989. №8 iconВопросы к экзамену по Отечественной истории (2010-2011 учебный год)
Возникновение Древнерусского государства. Дискуссии в науке о происхождении Древнерусского государства
\"Русь\" в этнокультурной истории Древнерусского государства IХ-Х вв. //Вопросы истории. 1989. №8 iconПрограмма по истории
Восточные славяне до образования государства. Киевская Русь в IX-ХII вв. Русь в эпоху феодальной раздробленности (до ХIII в.)
\"Русь\" в этнокультурной истории Древнерусского государства IХ-Х вв. //Вопросы истории. 1989. №8 iconКонспект урока истории. Тема урока: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики...
\"Русь\" в этнокультурной истории Древнерусского государства IХ-Х вв. //Вопросы истории. 1989. №8 iconТема: «Формирование Древнерусского государства»
Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования...
\"Русь\" в этнокультурной истории Древнерусского государства IХ-Х вв. //Вопросы истории. 1989. №8 icon«Формирование Древнерусского государства» (2 урока)
Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования...
\"Русь\" в этнокультурной истории Древнерусского государства IХ-Х вв. //Вопросы истории. 1989. №8 iconБилеты по истории России для 6 класса
Предпосылки и причины создания Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе
\"Русь\" в этнокультурной истории Древнерусского государства IХ-Х вв. //Вопросы истории. 1989. №8 iconВнеклассное мероприятие по истории. Игра по теме Русь-Россия-Российская...
Подготовительный этап: домашнее задание: подготовить вопросы соперникам, выступающему в роли «Темной лошадки» подготовить вопросы...
\"Русь\" в этнокультурной истории Древнерусского государства IХ-Х вв. //Вопросы истории. 1989. №8 icon10 класс история россии
Восточные славяне в VI – IX вв. Образование древнерусского государства. Киевская русь
\"Русь\" в этнокультурной истории Древнерусского государства IХ-Х вв. //Вопросы истории. 1989. №8 iconКиевская Русь Образование Древнерусского государства: от племенных...
...
\"Русь\" в этнокультурной истории Древнерусского государства IХ-Х вв. //Вопросы истории. 1989. №8 iconЭкзаменационные билеты по истории россии
Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, киевские князья и их деятельность
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница